- Преподавателю
- Математика
- Программа Математические ступеньки для детей дошкольного возраста
Программа Математические ступеньки для детей дошкольного возраста
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Родионова Ю.В. |
Дата | 10.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Дошкольный возраст - важнейший период становления личности. В этом возрасте у ребенка накапливается определенная сумма знаний, формируются ответственность и развиваются способности, происходит систематическое расширение жизненного кругозора. Поэтому успех обучения ребенка в школе будет зависеть от уровня умственной и нравственной готовности к школе.
В последнее время стоит вопрос нехватки дошкольных образовательных учреждений в сельской местности. Поэтому, на базе образовательных учреждений открываются школы ранней подготовки детей к школе, которые направлены на комплексное развитие детей.
Развитие математических представлений у ребенка происходит на раннем этапе его развития. Со многими математическими понятиями ребенок встречается в повседневной жизни, в природе.
Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.
Развитие у дошкольника интереса к математике в раннем возрасте значительно облегчит ему обучение в школе. Овладение дошкольником навыками счета и основами математики в игровой и занимательной форме, повысит интерес к математическим и природоведческим знаниям. Ребенок научится выполнять различные действия, у него будут развиваться память, мышление, внимание.
Программа «Математические ступеньки» составлена для обучения дошкольников основам математики в школе раннего развития детей «Росток» на базе учреждения дополнительного образования.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе программы «Математические ступеньки» Е.В. Колесниковой и программы по предшкольной подготовке для детей 5-6 лет (раздел «Математические ступеньки», авторами которой являются учителя средней общеобразовательной школы с. Томское Серышевского района Амурской области Л.Н. Гонченко, Н.И. Кириченко, Н.В. Романовская.
Цель рабочей программы - обеспечить познавательное развитие личности
ребенка, его интеллектуальных и творческих
способностей средствами математики.
Задачи:
1. Развитие предметных умений:
-
производить простейшие вычисления на основе действий с конкретными предметными множествами;
-
производить измерения величин с помощью произвольно выбранных меток;
-
читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики;
-
узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы.
2. Развитие внимания, памяти, речи и мышления.
3. Формирование познавательной мотивации, интереса к математике и
процессу обучения в целом.
4. Формирование умения строить взаимоотношения со сверстниками и
взрослыми.
Программа ориентирована на формирование у детей элементарных математических понятий и представлений, лежащих в основе содержания курса математики для начальной школы: о количественном и порядковом числе, величине, измерении и сравнении величин, пространственных и временных отношениях между объектами и явлениями действительности.
Программа «Математические ступеньки» рассчитана на 2 года обучения:
-
для детей 3-4 лет - первый год обучения;
-
для детей 5-6 лет - второй год обучения.
Количественный состав обучающихся в каждой группе -12 человек.
Образовательная деятельность проводятся в первой половине дня в течение всего учебного года, шесть раз в неделю. Объем в часах - 216. Время проведения образовательного занятия - 1час, с проведением физкультминуток. Учебная нагрузка соответствует требованиям к ней для детей дошкольного возраста и составляет: для детей первого года обучения - 10-15 минут, второго года обучения - 20-25 минут.
Содержание
В математическом содержании программы объединены три основные линии:
-
арифметическая (числа от 0 до 10), цифра и число;
-
геометрическая (геометрические фигуры в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости, в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги);
-
содержательно - логическая, построенная, в основном, на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления.
Содержание программы представлено следующими разделами:
-
признаки предметов;
-
количество и счет;
-
величина;
-
геометрические фигуры;
-
ориентировка в пространстве;
-
ориентировка во времени;
-
логические задачи.
Методы, используемые в период подготовки детей на занятиях по формированию элементарных математических представлений:
-
игровой,
-
объяснительно-иллюстрированный,
-
наглядный,
-
практический,
-
словесный.
Используемые методические приемы (сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно-игровых и поисковых ситуаций) способствуют формированию у них элементарных математических представлений.
Условия реализации программы:
-
Систематическое проведение образовательного процесса, направленного на усвоение детьми математической терминологии.
-
Создание условий, при которых дети овладевают не только знаниями, умениями и навыками, но и учатся способам их самостоятельного постижения, необходимым для развития памяти, мышления, воображения.
-
Взаимодействие педагога с родителями.
Наглядно - методическое обеспечение программы:
-
план - конспекты занятий;
-
рабочая тетрадь для выполнения заданий;
-
раздаточный дидактический материал;
-
демонстрационный материал по возрастным группам;
-
методические пособия для педагога.
По окончании изучения программы дети должны знать:
-
названия однозначных чисел;
-
названия основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг, овал, квадрат, ромб), различать их; находить их прообразы в окружающей деятельности;
-
последовательность и названия времен года, дней недели, месяцев.
Должны уметь:
-
свободно считать от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
-
называть цифры от 1 до 10, писать их по точкам;
-
устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;
-
сравнивать группу однородных и разнородных предметов по количеству;
-
дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов;
-
рисовать символические изображения предметов в тетради;
-
преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (путем складывания, разрезания);
-
раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;
-
ориентироваться на листе бумаге;
-
определять положение предмета по отношению к другому;
-
решать простейшие арифметические и логические задачи;
-
проводить классификацию предметов по заданным признакам;
-
понимать задание и выполнять его самостоятельно.
Результат образовательного процесса - усвоение детьми основных математических понятий и представлений, приобретение навыков порядкового счета и письма.
Учебно-тематический план первого года обучения
Раздел, тема
Количество часов
всего
теория
практика
Вводное занятие.
Знакомство с составом группы.
1
1
-
Раздел 1.
Признаки предметов.
Цвета предмета.
Оттенки цветов.
Общие признаки предметов.
Подбор и группировка предметов по заданному признаку.
24
8
6
4
6
6
щ88
10
14
Раздел 2.
Количество и счет.
Натуральное число как результат счета.
Представление о числовом ряде от 1 до 5.
Сравнение количества предметов путем наложения.
Понятия много, мало, один.
Понятия равно, не равно, столько же.
Понятия больше, меньше, поровну.
Понятия первый, последний, следующий.
Соотношение числа с цифрой.
Понятия сколько?, который?, какой по счету?
Первый, второй, третий.
Число и цифра 1.
Число и цифра 2.
Сравнение чисел 1 и 2.
Число и цифра 3.
Сравнение чисел 2 и 3.
Число и цифра 4.
Сравнение чисел 3 и 4.
Число и цифра 5.
Сравнение чисел 4 и 5.
Знакомство с цифрой 0.
Счет по образцу.
Сравнение двух групп предметов.
Математические задачи на сложение и вычитание.
74
1
2
2
2
3
3
3
3
3
4
4
4
4
5
4
5
4
5
5
1
2
1
4
30
44
Раздел 3.
Величина.
Сравнение предметов по высоте, длине, ширине, толщине.
Обозначение результатов сравнения словами: большой, поменьше, маленький; высокий, пониже, низкий; длинный, покороче, короткий; толстый, потоньше, тонкий.
Признаки сходства разных и одинаковых предметов.
Понятие прямая, кривая.
22
5
10
4
3
8
14
Раздел 4.
Геометрические фигуры.
Различие и название геометрических фигур: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник.
Геометрические фигуры в окружающих предметах.
Геометрические фигуры разного размера.
Классификация фигур по цвету и названию.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами.
Геометрическое тело: шар, куб.
22
10
3
3
2
2
2
8
16
Раздел 5.
Ориентировка во времени.
Представление о временных отрезках: утро - день, вечер - ночь.
Времена года: осень, зима, весна, лето.
Временные отношения с использованием слов: сегодня, завтра, вчера; сначала, потом.
Временные представления с использованием слов: раньше, позже.
Понятие быстро, медленно.
28
7
7
8
3
3
6
22
Раздел 6.
Ориентировка в пространстве.
Различие положения правой и левой руки.
Направления движения: налево - направо, вперед - назад.
Понятия верхний, нижний.
Местоположение предмета относительно себя справа, слева, сзади; впереди, вверху, внизу.
Пространственные отношения: рядом, между, посредине.
Понятие внутри.
Понятие все, некоторые.
30
7
5
2
8
4
2
2
8
22
Раздел 7.
Логические задачи.
Задачи на классификацию, установление последователь-ности событий, продолжение ряда, поиск недостающей фигуры, сравнение.
14
14
1
11
Итоговое занятие.
1
-
1
ИТОГО:
216
72
144
Предметное содержание рабочей программы для детей 3 - 4 лет
(первый год обучения)
Вводное занятие. (1 час)
Знакомство с составом группы. Игра «Давай знакомится».
Раздел 1. Признаки предметов. (24 часа)
Цвета предмета. Оттенки цветов. Общие признаки предметов. Подбор и группировка предметов по заданному признаку.
Практическая работа: Работа в рабочих тетрадях. Работа с дидактическим материалом. Составление совокупности предметов по общему названию (фрукты, овощи, игрушки и т.д.). Выполнение игровых упражнений.
Раздел 2. Количество и счет. (74 часа)
Натуральное число как результат счета. Представление о числовом ряде от 1 до 5. Сравнение количества предметов, путем наложения. Понятия много, мало, один. Понятия равно, не равно, столько же. Понятия больше, меньше, поровну. Понятия первый, последний, следующий. Соотношение числа с цифрой. Количественный и порядковый счет в пределах пяти. Понятия сколько?, который?, какой по счету? Первый, второй, третий.
и цифра 1. Число и цифра 2. Сравнение чисел 1 и 2. Число и цифра 3. Сравнение чисел 2 и 3. Число и цифра 4. Сравнение чисел 3 и 4. Число и цифра 5. Сравнение чисел 4 и 5. Знакомство с цифрой 0. Счет по образцу.
Сравнение двух групп предметов. Математические задачи на сложение и вычитание.
Практическая работа: Работа в рабочих тетрадях. Работа с дидактическим материалом. Нахождение одного предмета и большего их количества в окружающей обстановке, на рисунке. Решение простых математических задач на сложение и вычитание.
Раздел 3. Величина. (22 часа)
Сравнение предметов по высоте, длине, ширине, толщине. Обозначение результатов сравнения словами: большой, поменьше, маленький; высокий, пониже, низкий; длинный, покороче, короткий; толстый, потоньше, тонкий. Признаки сходства разных и одинаковых предметов. Понятие прямая, кривая.
Практическая работа: Работа в рабочих тетрадях. Работа с дидактическим материалом. Выделение признаков сходства разных и одинаковых предметов и объединение их по этим признакам. Выполнение игровых упражнений.
Раздел 4. Геометрические фигуры. (22 часа)
Различение и называние геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Геометрические фигуры в окружающих предметах. Геометрические фигуры разного размера. Классификация фигур по цвету и названию. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами. Геометрическое тело: шар, куб.
Практическая работа. Работа в рабочих тетрадях. Работа с раздаточным материалом. Нахождение геометрических фигур в окружающих предметах. Выкладывание из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов (домик, лодка, елочка). Моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 2-3 деталей.
Раздел 5. Ориентировка во времени. (28 часов)
Представление о временных отрезках: утро, день, вечер, ночь. Времена года: осень, зима, весна, лето. Временные отношения с использованием слов: сегодня, завтра, вчера; сначала, потом. Временные представления с использованием слов: раньше, позже. Формирование и различие понятий быстро, медленно.
Практическая работа: Работа в рабочих тетрадях. Работа в альбомах: изображение предметов, несложных сюжетов, отражающие временные действия.
Раздел 6. Ориентировка в пространстве. (30 часов)
Различие положения правой и левой руки. Направления движения: налево - направо, вперед - назад. Понятия верхний, нижний. Месторасположение предмета относительно себя: справа, слева, сзади; впереди, вверху, внизу. Пространственные отношения: рядом между, посредине. Понятие внутри. Понятия все, некоторые.
Практическая работа: Размещение счетного материала правой рукой слева - направо. Выполнение игровых заданий. Ориентирование в пространстве с помощью изученных слов.
Раздел 7. Логические задачи. (14 часов)
Знакомство с различными видами логических задач. Задачи на классификацию, установление последовательности событий, продолжение ряда, поиск недостающей фигуры, сравнение.
Практическая работа: решение логических задач.
Итоговое занятие. (1 час)
Повторение изученного материала по темам. Подведение итогов.
Учебно-тематический план второго года обучения
Раздел, тема
Количество часов
всего
теория
практика
Вводное занятие.
Изучение изученного материала первого года обучения.
1
1
-
Раздел 1
Признаки предметов.
Свойства предметов.
Цвета радуги.
Классификация предметов по разным признакам.
12
3
4
5
Щ2288
2
10
Раздел 2.
Количество и счет.
Натуральное число как результат счета.
Повторение числового ряда от 1 до 5.
Понятие столько, сколько, поровну».
Соотношение цифры с количеством предметов.
Сравнение количества элементов во множествах, выраженных смежными числами путем составления пар с помощью слов: сколько же, не столько же, равно, не равно.
Количественный и порядковый счет в пределах 10, отвечая на вопросы сколько? который? какой по счету?
Число и цифра 6.
Сравнение чисел 5 и 6.
Число и цифра 7.
Сравнение чисел 6 и 7.
Число и цифра 8.
Сравнение чисел 7 и 8.
Число и цифра 9.
Сравнение чисел 8 и 9.
Число и цифра 10.
Сравнение чисел 9 и 10.
Счет чисел в прямом и обратном порядке от 1 до 10.
Увеличение и уменьшение числа на одну единицу.
Математические задачи на сложение и вычитание.
64
1
3
3
5
6
3
5
3
5
3
5
3
5
3
5
3
1
1
1
30
34
Раздел 3.
Величина.
Сравнение предметов по размеру: длиннее - короче, одинаковые (равные) по длине; шире - уже, одинаковые (равные) по ширине, выше - ниже, одинаковые (равные) по высоте; больше - меньше, одинаковые (равные) по величине.
Равенство и неравенство групп предметов разных по величине, форме, расположению.
Часть и целое. Деление предметов на 2, 4, 6 и более частей.
Понятие «глубже, мельче». Сравнение предметов, используя слова: тяжелее, легче.
Признаки сходства разных и одинаковых предметов.
30
17
2
3
5
2
1
18
12
Раздел 4.
Геометрические фигуры.
Различие и название геометрических фигур: квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник.
Знакомство с геометрической фигурой - ромб.
Классификация геометрических фигур по разным признакам. Преобразование фигуры, путем складывания, разрезания, выкладывания из палочек.
Понятие «форма».
Формы предметов: квадратная, прямоугольная, круглая, овальная.
Угол.
Геометрическое тело: цилиндр, трапеция.
26
4
4
3
2
2
7
2
2
6
20
Раздел 5.
Ориентировка во времени.
Закрепление и углубление временных представлений о частях суток, временах года. Определение последователь-ности дней недели.
Знакомство с названиями месяцев.
Ориентация во времени на основе слов: вчера, сегодня, завтра; сначала - потом; раньше - позже.
Установление разных временных отношений, употребляя слова: до, после, перед; до этого, после этого.
Понятие «следующий».
30
6
5
6
8
4
1
6
24
Раздел 6.
Ориентировка в пространстве.
Различие положения правой и левой руки.
Понятия «верхний», «нижний». Направления движения: налево- направо, вперед - назад. Ориентация на плоскости при помощи слов: на, под, за, рядом, с, между, вверху, внизу, спереди, сзади, сверху - вниз, слева - направо.
Понятие «в правом (левом) углу», «в верхнем (нижнем) углу. Понятие «далеко», «близко».
36
4
4
8
10
8
2
8
28
Раздел 7.
Логические задачи.
Задачи на продолжение ряда, нахождение ошибки, поиск недостающей фигуры, сравнение, классификацию, установление последовательности событий.
16
16
1
15
Итоговое занятие.
1
-
1
ИТОГО:
216
72
144
Предметное содержание рабочей программы для детей 5 - 6 лет
(второй год обучения)
Вводное занятие. (1 час)
Повторение изученного материала первого года обучения.
Практическая работа: Работа с раздаточным материалом. Дидактические игры.
Раздел 1. Признаки предметов. (12 часов)
Свойства предметов. Цвета радуги. Классификация предметов по разным признакам.
Практическая работа: Выделение предметов из группы по общему названию. Деление предметов на группы в соответствии с выделенным свойством. Работа с дидактическим материалом.
Раздел 2. Количество и счет. (64 часа)
Натуральное число как результат счета. Повторение числового ряда от 1 до 5. Понятие «столько, сколько, поровну». Соотношение цифры с количеством предметов. Сравнение количества элементов во множествах, выраженных смежными числами путем составления пар с помощью слов: сколько же, не столько же, равно, не равно.
Количественный и порядковый счет в пределах 10, отвечая на вопросы сколько? который? какой по счету? Число и цифра 6. Сравнение чисел 5 и 6. Число и цифра 7. Сравнение чисел 6 и 7. Число и цифра 8. Сравнение чисел 7 и 8. Число и цифра 9. Сравнение чисел 8 и 9. Число и цифра 10. Сравнение чисел 9 и 10. Счет чисел в прямом и обратном порядке от 1 до 10. Увеличение и уменьшение числа на одну единицу. Математические задачи на сложение и вычитание.
Практическая работа: Работа в тетрадях. Работа с дидактическим материалом. Составление математических рассказов на основе предметных действий, сюжетных рисунков. Составление чисел из единиц. Решение простых математических задач на сложение и вычитание.
Раздел 3. Величина. (30 часов)
Сравнение предметов по размеру: длиннее - короче, одинаковые (равные) по длине; шире - уже, одинаковые (равные) по ширине, выше - ниже, одинаковые (равные) по высоте; больше - меньше, одинаковые (равные) по величине. Равенство и неравенство групп предметов разных по величине, форме, расположению. Часть и целое. Деление предметов на 2, 4, 6 и более частей. Понятие «глубже, мельче». Сравнение предметов, используя слова: тяжелее, легче. Признаки сходства разных и одинаковых предметов.
Практическая работа: Работа в рабочих тетрадях. Работа с дидактическим материалом. Сравнение предметов разных размеров. Выделение признаков сходства разных и одинаковых предметов и объединение их по этим признакам.
Раздел 4. Геометрические фигуры. (26 часов)
Различие и называние геометрических фигур: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал. Знакомство с геометрической фигурой - ромб. Классификация геометрических фигур по разным признакам. Преобразование фигуры, путем складывания, разрезания, выкладывания из палочек. Понятие «форма». Формы предметов: квадратная, круглая, овальная, прямоугольная. Угол. Геометрическое тело: цилиндр, трапеция.
Практическая работа: Преобразование одних геометрических фигур в другие путем складывания, разрезания. Закрашивание геометрических фигур. Дорисовка фигур до знакомых предметов. Выкладывание из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов. Моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 4-6 деталей.
Раздел 5. Ориентировка во времени. (30 часов)
Закрепление и углубление временных представлений о частях суток, временах года. Определение последовательности дней недели. Знакомство с названиями месяцев. Ориентация во времени на основе слов: вчера, сегодня, завтра; сначала - потом; раньше - позже. Установление разных временных отношений, употребляя слова: до, после, перед; до этого, после этого. Понятие «следующий».
Практическая работа: Работа в тетрадях. Знакомство со стихами, загадками, в которых упоминаются временные действия. Работа в альбомах: изображение предметов, несложных сюжетов, отражающие временные действия. Заполнение календаря природы.
Раздел 6. Ориентировка в пространстве. (36 часов)
Различие положения правой и левой руки. Понятия «верхний», «нижний». Направления движения: налево - направо, вперед - назад. Ориентация на плоскости при помощи слов: на, под, за, рядом, с, между, вверху, внизу, спереди, сзади, сверху - вниз, слева - направо. Понятие «в правом (левом) углу», «в верхнем (нижнем) углу. Понятие «далеко», «близко».
Практическая работа: Размещение счетного материала правой рукой слева - направо. Выполнение игровых заданий. Ориентирование в пространстве, используя соответствующие определения.
Раздел 7. Логические задачи. (16 часов)
Знакомство с различными видами задач. Задачи на продолжение ряда, нахождение ошибки, поиск недостающей фигуры, анализ и синтез предметов сложной формы, сравнение, классификацию, установление последовательности событий.
Практическая работа: решение логических задач.
Раздел 8. Итоговое занятие. (1 час)
Повторение изученного материала по темам. Подведение итогов.
15