Внеклассное мероприятие по математике игра

Внеклассное мероприятие по математике игра "Эрудит" расчитана на учащихся 5-7 классов. Игра направлена на развитие устойчивого интереса к математике развивает умения работать в группе, воспитывает культуру поведения.Материал для игры подбирается учителем математики. Оборудование изготавливается учащимися совместно под руководством воспитателей и учителей труда. Заранее учениками совместно с учителями готовятся и номера художественной самодеятельности. Материал может быть полезен учителям математ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЭРУДИТ

ИНТЕЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА


Цель:

ознакомление учащихся с некоторыми сведениями из истории математики.

Задачи:

  • развитие устойчивого интереса к математике;

  • выработка умения у учащихся соблюдения правил игры;

  • воспитание культуры поведения.

Правила

игры:

форма игры соответствует телевизионной игре «Поле Чудес», задания для отгадывания носят математический характер.

Оборудование:

  • игровой круг, разбитый на сектора, в которых указано количество очков, сектор «Приз», сектор «Банкрот»,

  • карточки с буквами для составления слов,

  • эмблемы участников игры,

  • кубик для жеребьёвки участников игры в тройках,

  • таблица со списком призов для победителя финальной игры.

Подготовка к проведению:

Материал для игры подбирается учителем математики. Оборудование изготавливается учащимися совместно под руководством воспитателей и учителей труда. Заранее учениками совместно с учителями готовятся и номера художественной самодеятельности.

Ход игры

Ведущий:

Ребята, мы предлагаем вам сегодня принять участие в игре под названием «Эрудит». На уроках математики мы не только решаем задачи, уравнения, но и отвечаем на такие вопросы: кто ввёл знаки действий? как возникли числа? что обозначает слово прогрессия? На уроках мы рассматриваем вопросы, посвященные истории развития науки математики. Тема нашей игры: «История математики».

Помощник:

Начинаем игру. Первая тройка игроков - учащиеся 5 классов:

Вопрос: Индийцы называли это число «сунья», арабские математики «сифр». Как мы называем его сейчас? (Ответ: нуль).

Играет ученик 5 «А» класса Горбатюк Владимир

Идёт игра. Выявляется победитель первой тройки, который выходит в финал. Подсчитывается количество баллов, которое набрал победитель.

Ведущий:

Ноль - очень важная цифра. В мире чисел он живёт по своим, особым законам.

Сценка «Ноль»

Чтец:

Вот это ноль иль ничего

Послушай, сказку про него.

Сказал весёлый круглый Ноль

Соседке Единице.

Ноль:

С тобою рядышком позволь

Стоять мне на странице.

Чтец:

Она окинула его

Сердитым гордым взглядом.

Единица:

Ты, Ноль, не значишь ничего,

Не стой со мною рядом!

Чтец:

Ответил Ноль.

Ноль:

Я признаю свою вину,

Что ничего не стою.

Но можешь стать ты десятью,

Коль буду я с тобою.

Так одинока ты сейчас,

Длинна и худощава.

Но будешь больше в десять раз,

Когда я стану справа

Чтец:

Напрасно думают, что ноль

Играет маленькую роль.

Нули:

Мы двойку в двадцать превратим,

Из троек и четвёрок

Мы можем, если захотим,

Составить тридцать, сорок.

Пусть говорят, что мы ничто.

С двумя нулями вместе

Из единицы выйдет 100,

Из двойки - целых 200!

Продолжение игры

Ведущий:

На сцену приглашается вторая тройка игроков - ученики 6-х классов.

Помощник:

Вопрос: В древности учение об этом математическом понятии было в большом почёте у пифагорейцев. С ним они связывали мысли о порядке и красоте в природе, о звучных аккордах в музыке и гармонии во Вселенной. Оно применялось и применяется не только в математике, но и в архитектуре, искусстве, и является условием правильного, наглядного и красивого построения или изображения. Его использовали для решения разных задач и в древности, и в средние века, легко и быстро с его помощью решаются задачи и в наше время. О каком математическом понятии идёт речь? (Ответ: пропорция).

Идёт игра. Выявляется победитель второй тройки, который выходит в финал. Подсчитывается количество баллов, которые набрал победитель.

Стихотворение «Три десятых»

Ведущий:

Математика - наука точная. При решении задач очень важно получить правильный ответ. Стихотворение «Три десятых», автор поэт В. Лифшиц.

Чтец:

Это кто из портфеля

Швыряет в досаде

Ненавистный задачник,

Пенал и тетради?

Познакомьтесь, пожалуйста:

Костя Жегалин,

Жертва вечных придирок,

Он снова провален,

И шипит, на растрёпанный

Глядя задачник:

- Просто мне не везёт,

Просто я неудачник!

И к нему, безусловно,

Придирается строгая

Марья Петровна.

Три десятых...

Скажи про такую ошибку

И, пожалуй, на лицах

Увидишь улыбку.

Три десятых...

И всё же об этой ошибке

Я прошу вас послушать

Меня без улыбки...

Если б, строя ваш дом,

Тот, в котором живёте,

Архитектор немного

Ошибся в расчёте, -

Чтоб случилось,

Ты знаешь ли, Костя Жегалин?

Этот дом превратился бы

В груду развалин!

Ты вступаешь на мост.

Он надёжен и прочен.

А не будь инженер

В чертежах своих точен,

Ты бы, Костя, свалился

В холодную реку,

Не сказал бы спасибо

Тому человеку!

Вот турбина, в ней вал

Токарями расточен.

Если б токарь в работе

Не очень был точен,

Свершилось бы, Костя,

Большое несчастье:

Разнесло бы турбину

На мелкие части!

Три десятых -

И стены возводятся косо.

Три десятых -

И рухнут вагоны с откоса.

Ошибись только на три

Десятых аптека,-

Станет ядом лекарство,

Убьёт человека!

Ты подумай об этом,

Мой друг, хладнокровно.

И скажи - не права ли

Была Мария Петровна?

Если честно подумаешь,

Костя, об этом,

То недолго лежать

Дневнику под буфетом.

Продолжение игры

Ведущий:

Игру продолжает третья тройка. Это семиклассники.

Помощник:

Вопрос: Назовите древний геометрический инструмент, который был изобретён в Древней Греции (Ответ: циркуль).

Идёт игра. Выявляется победитель третьей тройки игроков. Подсчитывается количество баллов, которые он набрал.

Сценка «Треугольник и квадрат»

Ведущий:

В геометрии кроме окружности, круга для построения, которых необходим циркуль, есть и другие фигуры. Вы, ребята, их конечно же знаете. Предлагаем вашему вниманию сценку из жизни геометрических фигур. Автором, которой является Е. Паин.

Рассказчик:

Жили были два брата:

Треугольник с квадратом.

Старший - квадратный.

Добродушный приятный.

Младший - треугольный,

Вечно недовольный.

Стал расспрашивать Квадрат:

Квадрат:

Почему ты злишься, брат?

Рассказчик:

Тот кричит ему:

Треугольник:

Смотри:

Ты полней меня и шире.

У меня углов лишь три,

А у тебя же их четыре.

Рассказчик:

Но квадрат ответил:

Квадрат:

Брат! Я же старше, я - квадрат.

Рассказчик:

И сказал ещё нежней:

Квадрат:

Неизвестно, кто нужней!

Рассказчик:

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на столы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы.

Уходя, сказал:

Треугольник:

Приятных

Я тебе желаю снов!

Спать ложился, был - квадратом,

А проснулся - без углов!

Рассказчик:

Но на утро младший брат

Страшной мести был не рад.

Поглядел он - нет квадрата.

Онемел... Стоял без слов...

Вот так месть! Теперь у брата

Восемь новеньких углов!

Продолжение игры

Ведущий:

К игровому столу приглашаются ученики 8-х и 9-х классов.

Помощник:

Вопрос: В шкатулке лежит предмет, название которого произошло от греческого слова, означающего в переводе «игральная кость». Термин ввели пифагорейцы, а используется этот предмет в играх маленькими детьми. Вопрос, что в шкатулке? (Ответ: кубик).

Идёт игра. Выявляется победитель четвёртой тройки игроков. Подсчитывается количество баллов, которые он набрал.


Ведущий:

Внимание! Финальная игра. Приглашаем участников финальной игры на сцену.

Помощник:

Вопрос: Труды этого математика были почти единственным руководством по одному из разделов математики в школе. Он самоотверженно любил науку и никогда не допускал неискренности. Однажды царь обратился к нему с вопросом, нет ли более краткого пути для познания его трудов. На это учёный гордо ответил, что «в математике нет царской дороги».

В истории Западного мира его книга после Библии, вероятно, издавалась наибольшее число раз и более всего изучалась. Кто этот математик? (Ответ: Евклид).

Идёт игра. Выявляется победитель игры. Подсчитывается количество баллов, которые он набрал.

Сценка «Евклид»

Ведущий:

Поздравляем победителя и предлагаем вашему вниманию сценку о жизни Евклида, которую приготовили участники математического кружка «В мире чисел».

Рассказчик:

Там, где с морем

Сливается Нил,

В древнем жарком

Краю пирамид

Математик греческий жил -

Многознающий, мудрый Евклид.

Геометрию он изучал,

Геометрии он обучал.

Написал он великий труд,

Эту книгу «Начала» зовут.

Чтоб попасть к нему в ученики

И постигнуть мудрость старика,

Морем плыли,

Шли издалека...

А вопросы были нелегки:

Евклид:

Что есть точка?

Рассказчик:

Вопрошал Евклид,

Взглядом обводя своих гостей.

Архелай:

Точка - это то, В чём нет частей.

Рассказчик:

Архелай кудрявый говорит.

Евклид:

Правильно ответил,

Молодец!

Рассказчик:

Улыбнулся ласково мудрец.

Евклид:

Ну, а в чём же линии секрет?

Архелай:

Есть длина, а ширины в ней нет!

Евклид:

Снова в точку.

Я б хотел узнать,

Для чего учёным хочешь стать?

Ведь дороги к знаньям непросты!

Архелай:

Я богатым стать хочу,

Как ты!

Я слыхал: наука - это клад!

Я уверен: ты, Евклид, богат!

Рассказчик:

Две монеты достаёт мудрец,

Их берёт растерянный юнец.

Евклид:

Всё, ступай!

Рассказчик:

Учёный говорит.

Евклид:

Ты теперь богаче, чем Евклид.

Рассказчик:

Тёплый ветер вдруг подул сильней,

Пальмы закачал на берегу.

Евклид:

Кто поделит круг на пять частей?

Рассказчик:

Архилок поднялся:

Архилок:

Я смогу!

Рассказчик:

Осветило солнце светлый лик.

Циркуль сжав уверенно в руке,

Круг он ловко делит на песке.

Головой кивнул ему старик:

Евклид:

Хорошо!

Рассказчик:

Потом спросил Евклид:

Евклид:

А тебя к науке что манит?

Рассказчик:

Юношу погладил по плечу.

Архилок:

Знаменитым стать, как ты, хочу.

Слышу всюду: «Как умён Евклид!»

Значит, славу знание сулит!

Рассказчик:

Взял Евклид заточенный тростник,

Пишет на папирусе старик:

«Люди! Он умней, чем я, Евклид».

Евклид:

На, иди!

Теперь ты знаменит!

Ну, а третий думает о чём?

Рассказчик:

Что-то чертит, чем-то увлечён.

Евклид:

Что ты чертишь?

Архимед:

Линии черчу.

Теорему доказать хочу,

Но другим путём,

Не как Евклид.

Рассказчик:

Юноша упрямо говорит.

Слезы на глазах у старика:

Он нашёл себе ученика.

Евклид:

Кто же ты?

Рассказчик:

И слышит он в ответ:

Архимед:

Я из Сиракуз.

Я - Архимед.

Награждение

Победитель выбирает

из списка приз соответственно набранным очкам.

Очки

Призы

80

Набор чертёжных инструментов

10

Транспортир

50

Общие тетради (2 шт.)

70

Фломастеры

35

Сладкий приз

15

Циркуль

20

Четырёхзначные математические таблицы

30

Набор карандашей

25

Дневник

5

Линейка

20

Фотоальбом




© 2010-2022