Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях

Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по теме:

«Раскрытие модуля по определению в тригонометрических уравнениях»

Модулем числа а называется само это число а, если а ≥ 0, и число -а, если а < 0.

Согласно этому определению, в уравнениях модуль можно раскрывать следующим образом:

Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях

№1. Решить уравнение.

Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях

№2. Решить уравнение.

Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях

Решаем уравнение первой системы:

2sin2x-sinx=0

sinx(2sinx-1)=0

sinx=0 или sinx=Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях (оба уравнения удовлетворяют условию sinx≥0)

Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях

Решаем уравнение второй системы, и выбирая те, которые удовлетворяют условию sinx<0,

получаем х =Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях

Серии ответов Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях можно записать объединяя

Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях

№3. Решить уравнение.

Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях

Решение. Раскрывая знак модуля, получаем системы:

Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях

Решая уравнение первой системы, получим Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях Из значений Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях нужно выбрать те, которые удовлетворяют неравенству системы х ≥ -3. Это Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях при n=0, 1, 2, 3…

Решая уравнение второй системы, получим Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях Из этого множества значений нужно выбрать те, которые удовлетворяют неравенству х < -3. Это значения Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях при m= -1, -2, -3…

Ответ: Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях при n=0, 1, 2, 3…; Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях при m = -1, -2, -3…и х = -3

№4 Решить уравнение.

Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях

Решение. Правая часть уравнения неотрицательна, значит, неотрицательна и левая часть, поэтому, раскрывая знак модуля, получим только одну систему Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях

Решаем уравнение системы:

соsx=cosx(x+1,5)2

cosx(1-(x+1,5)2)=0

cosx=0 или x+1,5=1 или x-1,5 = -1

Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравненияхх= -0,5 х = -2,5

Условию cosx≥0 не удовлетворяет х = -2,5 (3 четверть)

Ответ: Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях

5. Найти все решения уравнения Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях на отрезке [0;4].

Решение. Перепишем уравнение в виде Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях

Раскрывая знак модуля, получаем системы:

Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях

Решая первую систему, получим Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях

Из серии Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях в нужном промежутке [0;4] лежат точки 0 и Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях ; , а из серии Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях

Решая вторую систему, получим систему Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях , которая не имеет решений.

Ответ: Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях

№6 Решить уравнение.

Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях

Решение. Правая часть уравнения неотрицательна, значит, неотрицательна и левая часть, тогда 2х-4≥0, 2(х-2)≥0 , х-2≥0. Если х-2≥0. то при раскрытия правого модуля по определению рассматривается только один случай: Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях

Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях

х=2 Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях

Выберем те корни, которые удовлетворяют условию: х-2≥0; х≥2

Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях

№7. Решить уравнение.

Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях

Решение. ОДЗ: Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях

Раскрывая знак модуля, получаем системы: Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях

Решая первую систему, получим cos2x=0, и из решений Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях надо выбрать те, при которых sinx>0. На круге видно, что это точки вида Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях

Решая вторую систему, получим уравнение соs2x=2,не имеющее решений.

Ответ:Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях

№8. Решить уравнение.

Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях

Решение. Преобразуем уравнение следующим образом:

Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях

Обратная замена:

Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях

Ответ: Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях

№9. Решить уравнение.

Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях

Решение. Выражение под первым модулем всегда неотрицательно, и его можно сразу отбросить. Второй модуль раскрываем по определению.

Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях

Решить уравнение первой система аналитически невозможно, исследуем поведение левой и правой частей на данных промежутках. Функция f(x) =-x2+15x-45=(-x2+15x-44)-1≤-1

приОткрытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях причем, f(х)= -1 в точках 4 и 11.Левая часть cosОткрытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравненияхОткрытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях при любых х, причем, в точках 4 и 11 не равна -1, значит, система решений не имеет.

При решении уравнения второй системы получается:

Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравненияхВ промежутке Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях только одно целое нечетное число 3, т.е Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях

Ответ: 9

Другие способы раскрытия модулей.

Уравнения вида Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях можно решать и следующим способом:

Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях

№10. Решить уравнение.

Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях

Решение. Левая часть уравнения неотрицательна, значит, неотрицательна и правая часть, тогда cosx <0, тогда уравнение равносильно системе Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях

Рассмотрим две системы: Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях

Решая уравнение первой системы получим: cosx-2sinx=0

Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях

Учитывая, что cosx≤0, x = arctgОткрытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях Вторая система решений не имеет.

Ответ: x = arctg.Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях

№11. Решить уравнение.

cosxОткрытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях

Решение.

Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях

№12. Решить уравнение.

Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях

Решение. Уравнение равносильно sinx = ± cosx Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях

Ответ:Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях

Задачи для самостоятельного решения:

Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях

Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях

Открытый урок по теме: Раскрытие модуля в тригонометрических уравнениях


© 2010-2022