- Преподавателю
- Математика
- ФГОС ООО: ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
ФГОС ООО: ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мукашева Н. . |
Дата | 21.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ФГОС ООО: ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Мукашева Н.Н., учитель математики
МОБУ "Лицей №8" г. Оренбургаа
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов второго поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и разработать программу развития универсальных учебных действий (УУД) учащихся, формирования их компетенций в области ИКТ, учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Важнейшей задачей современной системы основного общего образования становится формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия - это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
В более узком смысле «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Логика развития УУД строится по формуле: от действия к мысли.
Универсальные учебные действия делятся на четыре основные группы:
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные УУД отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Основной задачей учителя становится организация учебной деятельности таким образом, чтобы у школьников сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Поэтому для формирования у учащихся любых УУД в образовательной системе предложен следующий путь, который проходит каждый ученик:
Ø вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;
Ø основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;
Ø далее изученное УУД включается в практику учения на уроке, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;
Ø в завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Приоритеты предметного содержания в формировании УУД
-
Смысловые акценты УУД
Математика 5-6 класс
Личностные
смыслообразование; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
Регулятивные
проблематизация, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий, рефлексия способов и условий действия
Познавательные общеучебные
поиск и выделение необходимой информации; моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач
Познавательные логические
анализ, синтез, сравнение, сопоставление, аналогия, классификация, ранжирование объектов, причинно-следственные связи, логические рассуждения, выдвижение гипотез, доказательства, практические действия
Коммуникативные
использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа, работа в парах, группах
Приемы формирования УУД на уроках математики в 5-6 классах
1. Формирование познавательных действий, определяющих умение ученика выделять тип задач и способы их решения: ученикам предлагается ряд задач, в котором необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомыми. Предметом ориентировки и целью решения математической задачи становится не конкретный результат, а установление логических отношений между данными и искомыми, что обеспечивает успешное усвоение общего способа решения задач.
В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации (используя при решении самых разных математических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания).
2. Коммуникативные действия, которые обеспечивают возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться (работа в парах, группах). В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых группах.
3. Формирование регулятивных действий - действий контроля: приемы самопроверки и взаимопроверки заданий. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, вычислительные и т.д.). И для решения этой задачи можно совместно с детьми составить правила проверки текста, определяющие алгоритм действий.
В процессе работы ребенок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать ее, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.
4. Личностные действия: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Виды заданий, формирующие универсальные учебные действия
-
Виды УУД
Виды заданий (для уч-ся 5-6 классов)
Личностные
Ø участие в проектах;
Ø подведение итогов урока;
Ø творческие задания;
Ø мысленное воспроизведение картины, ситуации;
Ø самооценка события, происшествия;
Ø дневники достижений.
Познавательные
Ø «Найди отличия» (можно задать их количество);
Ø «Поиск лишнего»;
Ø «Лабиринты»;
Ø «Цепочки»;
Ø хитроумные решения;
Ø составление схем-опор;
Ø работа с разного вида таблицами, графиками;
Ø составление и распознавание диаграмм;
Ø работа со словарями.
Регулятивные
Ø «Преднамеренные ошибки»;
Ø поиск информации в предложенных источниках;
Ø самоконтроль и взаимоконтроль;
Ø взаимный диктант;
Ø диспут;
Ø заучивание материала наизусть в классе;
Ø «Ищу ошибки»;
Ø КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Коммуникативные
Ø составь задание партнеру;
Ø отзыв на работу товарища;
Ø групповая работа по выполнению заданий;
Ø парный опрос;
Ø ролевая игра «Отгадай, о ком говорим»;
Ø диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
Ø «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» …
Рекомендации по развитию универсальных учебных действий
Личностные УУД.
Ø Помните, что каждый ребенок - индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.
Ø В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был, взрослый - это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.
Ø Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.
Ø Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
Регулятивные УУД.
Ø Научите школьника контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.
Ø Научите ученика контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу, правилу, алгоритму.
Ø Помогите ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.
Познавательные УУД.
Ø Если вы хотите, чтобы школьники усвоили материал по предмету, учите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) - пример - значение материала).
Ø Постарайтесь помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.
Ø Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.
Ø Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
Коммуникативные УУД.
Ø Научите школьника высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы, составьте алгоритм пересказа текста.
Ø Не бойтесь «нестандартных уроков», пробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.
Ø Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.), переспрашивать, уточнять.
Ø Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
Овладение универсальными учебными действиями ведет к освоению содержания, значимого для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры школьников, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, использованию знаний, умений, навыков в повседневной жизни и практической деятельности; создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.