ФГОС ООО: ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФГОС ООО: ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Мукашева Н.Н., учитель математики

МОБУ "Лицей №8" г. Оренбургаа

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов второго поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и разработать программу развития универсальных учебных действий (УУД) учащихся, формирования их компетенций в области ИКТ, учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Важнейшей задачей современной системы основного общего образования становится формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия - это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

В более узком смысле «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Логика развития УУД строится по формуле: от действия к мысли.

Универсальные учебные действия делятся на четыре основные группы:

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные УУД отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Основной задачей учителя становится организация учебной деятельности таким образом, чтобы у школьников сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Поэтому для формирования у учащихся любых УУД в образовательной системе предложен следующий путь, который проходит каждый ученик:

Ø вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;

Ø основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;

Ø далее изученное УУД включается в практику учения на уроке, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;

Ø в завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Приоритеты предметного содержания в формировании УУД

Смысловые акценты УУД

Математика 5-6 класс

Личностные

смыслообразование; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Регулятивные

проблематизация, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий, рефлексия способов и условий действия

Познавательные общеучебные

поиск и выделение необходимой информации; моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач

Познавательные логические

анализ, синтез, сравнение, сопоставление, аналогия, классификация, ранжирование объектов, причинно-следственные связи, логические рассуждения, выдвижение гипотез, доказательства, практические действия

Коммуникативные

использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа, работа в парах, группах

Приемы формирования УУД на уроках математики в 5-6 классах

1. Формирование познавательных действий, определяющих умение ученика выделять тип задач и способы их решения: ученикам предлагается ряд задач, в котором необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомыми. Предметом ориентировки и целью решения математической задачи становится не конкретный результат, а установление логических отношений между данными и искомыми, что обеспечивает успешное усвоение общего способа решения задач.

В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации (используя при решении самых разных математических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания).

2. Коммуникативные действия, которые обеспечивают возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться (работа в парах, группах). В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых группах.

3. Формирование регулятивных действий - действий контроля: приемы самопроверки и взаимопроверки заданий. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, вычислительные и т.д.). И для решения этой задачи можно совместно с детьми составить правила проверки текста, определяющие алгоритм действий.

В процессе работы ребенок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать ее, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.

4. Личностные действия: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Виды заданий, формирующие универсальные учебные действия

Виды УУД

Виды заданий (для уч-ся 5-6 классов)

Личностные

Ø участие в проектах;

Ø подведение итогов урока;

Ø творческие задания;

Ø мысленное воспроизведение картины, ситуации;

Ø самооценка события, происшествия;

Ø дневники достижений.

Познавательные

Ø «Найди отличия» (можно задать их количество);

Ø «Поиск лишнего»;

Ø «Лабиринты»;

Ø «Цепочки»;

Ø хитроумные решения;

Ø составление схем-опор;

Ø работа с разного вида таблицами, графиками;

Ø составление и распознавание диаграмм;

Ø работа со словарями.

Регулятивные

Ø «Преднамеренные ошибки»;

Ø поиск информации в предложенных источниках;

Ø самоконтроль и взаимоконтроль;

Ø взаимный диктант;

Ø диспут;

Ø заучивание материала наизусть в классе;

Ø «Ищу ошибки»;

Ø КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

Коммуникативные

Ø составь задание партнеру;

Ø отзыв на работу товарища;

Ø групповая работа по выполнению заданий;

Ø парный опрос;

Ø ролевая игра «Отгадай, о ком говорим»;

Ø диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

Ø «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» …

Рекомендации по развитию универсальных учебных действий

Личностные УУД.

Ø Помните, что каждый ребенок - индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.

Ø В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был, взрослый - это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.

Ø Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.

Ø Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

Регулятивные УУД.

Ø Научите школьника контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.

Ø Научите ученика контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу, правилу, алгоритму.

Ø Помогите ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.

Познавательные УУД.

Ø Если вы хотите, чтобы школьники усвоили материал по предмету, учите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) - пример - значение материала).

Ø Постарайтесь помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.

Ø Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.

Ø Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

Коммуникативные УУД.

Ø Научите школьника высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы, составьте алгоритм пересказа текста.

Ø Не бойтесь «нестандартных уроков», пробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.

Ø Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.), переспрашивать, уточнять.

Ø Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

Овладение универсальными учебными действиями ведет к освоению содержания, значимого для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры школьников, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, использованию знаний, умений, навыков в повседневной жизни и практической деятельности; создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.



© 2010-2022