Бинарный урок Золотой век русской культуры и науки (математика и история)

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бинарный урок МАТЕМАТИКА - ИСТОРИЯ

«Золотой век русской культуры и науки»

Ученик : Пусть властно по моей орбите

Нас ритм сегодняшний кружит-

Вернее будущее видит

Лишь тот, кто прошлым дорожит.

Учитель: Самая главная цель нашего сегодняшнего необычного урока это понять и усвоить, почему первая половина XIX века считается «золотым веком» русской культуры и науки и постараться понять наследниками каких великих людей, и какой богатой чудной культуры мы являемся.

Ребята, давайте сразу определимся, что включает в себя понятие «культура»?

Учебник: Культура это совокупность, или взятые вместе достижения человечества в общественной и духовной жизни, воспитанность и образованность общества того или иного народа, а так же человечество в целом.

Ученик: Не бездарна та природа,

Не погиб еще тот край,

Что выводит из народа

Столько славных, то знай!

Ученик: О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт - сын ошибок трудных,

И гений - парадоксов друг.

Учитель: И чтобы убедиться в этом, давайте все вместе перенесемся в эпоху Пушкина и декабристов, подъем национального духа и высоких идеалов, в мир «золотого века» русской культуры и грандиозных научных открытий.

И так, начало XIX века 1801 год. Чем он ознаменовался? Что послужило толчком для развития творческой и научной мысли в России?

Ученик: После убийства Павла I на российский престол вступает его старший сын Александр I. Он много внимания уделят развитию образования.

Ученик: Открываются университеты (1805 прославленный Казанский университет, где учился, а за тем и работал выдающийся русский математик геометр Николай Иванович Лобачевский), гимназии, училища, лицей, (в том числе Царскосельский лицей, где учился А. С. Пушкин).

Учитель: Из Михайловской ссылки, обращаясь к своим друзьям лицеистам в

Стихотворении «19 октября» поэт говори :

Выпьем за царя!

Простим его неправые гонения:

Он взял Париж, он основал лицей!

Конечно, в это время в России появляются все больше образованных людей, что сыграло свою роль в развитии всех видов наук и искусств

Ученик: Достаточно вспомнить величайших математиков того времени Панфутий Львович Чебышев, опять же Николай Иванович Лобочевский Софья Васильева Коволевская- принцесса науки, Владимир Андреевич Стеклов заслуженно названый современниками «Русским Арихмедом».

Учитель: Но только ли это? Ведь произведения писателей, художников наполнились новым содержанием, новым духом, новыми идеалами, возросло их влияние на жизнь общества.

Ученик: В то же самое время произошли великие исторические события в России - Отечественная Война 1812 года и знаменитое восстание декабристов.

Учитель: Верно. Отечественная Война вызвала небывалый общественный подъем и рост национального сознания граждан России. Перед лицом опасности каждый человек почувствовал себя ответственным за судьбу своей страны. (Сценка)

Учитель: Вот поэтому темы любви к Отечеству, интерес к героическому прошлому населения России, к жизни простого Русского народа - героя и творца, стали главными в произведениях Русской литературы. Какое произведение (поэтического характера) о войне 1812 года вы считаете особенно яркими и интересными? Зачитайте отрывок из него, желательно наизусть.

Ученик: Что тут хитрить, Пожалуй, к бою!

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою за Родину свою!

Ученик: И молвил он, сверкнув очами, Ребята, не Москва ль за нами?! Умрете ж под Москвой,

Как наши братья умирали,

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали,

Мы в бородинский бой.

Учитель: Так, строки какого величайшего произведения прозвучали сейчас? Кто автор этого произведения?

Ученик: Автор этого стихотворения гениальный русский поэт, которого по праву называют приемником Александра Сергеевича Пушкина, Михаил Юрьевич Лермонтов, а произведение называется «Бородино».

Учитель: А теперь посмотрите, как созвучна патриотическому духу Лермонтовского «Бородино» поэма Кондратия Федоровича Рылеева «Иван Сусанин».

(Сценка)

Ученик: Куда ты завел нас?

Не видно ни зги,

Ученик: Сусанину с сердцем вскричали враги.

Ученик: Ты сбился, брат, верно нарочно с пути.

Но тем Михаила тебе не спасти.

Ученик: Пусть мы заблудились, пусть вьюга бушует,

Но смерти от ляхов ваш царь не минует.

Ученик: Куда ты завел нас?

Ученик: Лях старый вскричал.

Ученик: Туда, куда нужно,

Ученик: Сусанин сказал.

Ученик: Убейте, замучьте - моя здесь могила,

Но, знайте и рвитесь - я спас Михаила! Предателя мнили во мне вы найти.

Их не и не будет на Русской земли.

В ней каждый Отчизну с младенчества любит,

И душу изменой свою не погубит.

Ученик: Снег чистый - чистейшая кровь обогрила

Она для России спасала Михаила.

Учитель: Ссыльный Пушкин провожая навестившего его друга, просил «обнять крепко Рылеева, благодарить его за патриотические думы». А что вы знаете еще о Рылееве?

Ученик: Он был декабристом, руководителем северного общества, после поражения восстания был казнен.

Учитель: Продолжим экскурс в мир литературы XIX века. О ком Н.В Гоголь сказал: «При его имени осеняет мысль о русском национальном поэте. В нем русская душа, русский дух, русский характер»?

Ученик: Так Николай Васильевич Гоголь сказал об Александре Сергеевиче Пушкине.

Ученик: Какие бы строки из произведений поэта А.С. Пушкина могли стать эпиграфом для всего творчества поэта?

Ученик: Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы.

Ученик: И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в моей жестокий век восставил я свободу,

И милость к падшим призывал.

Учитель: Я полностью согласна с вашим выбором. О каком драматическом произведении Царь Николай I сказал: «В нем всем досталось, а мне больше всех»?.

Ученик: Он это сказал о комедии Гоголя «Ревизор» на просмотре постановки, где он присутствовал в Александровском театре.

Учитель: Комедия «Ревизор» потрясла всю Россию своей обличительной силой. Какому герою и какого произведения принадлежали слова: «Безумным вы меня прославили всем хором.

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним

И в нем рассудок уцелеет?

Ученик: Это главный герой комедии Грибоедова «Горе от ума» - Чацкий.

Учитель: Между литературой и живописью, существовала тесная, взаимообогащающая связь, их объединял общий интерес к личности человека, его чувствам и переживаниям. В «золотой век» живопись достигла яркого расцвета. Назовите художников XIX века, которые посвятили свои полотна труду и быту крестьян.

Ученик: Это Алексей Гаврилович Венецианов, Василий Андреевич Тропинин.

Учитель: Верно. А мне хотелось бы услышать от вас, ребята, ответ на такой вопрос: что общего в картинах этих художников, что характерно для их работ?

Ученик: Вот, например, картина Венецианова «Весна на пашне». На деревцах молодая листва. На пашню, взяв под узцы лошадей, вышла боронить молодая крестьянка.

Ученик: Она в нарядной одежде, шагает легко, грациозно. Она и сама похожа на весну. Но я не верю этой картине. Крестьянки никогда в праздничной одежде не выходили работать в поле.

Учитель: А ведь на самом деле, почему Венецианов «отдел» крестьянку в праздничную одежду?

Ученик: Он хотел подчеркнуть свое уважение и любовь к крестьянам, их духовную красоту. Их радость предстоящей работе, будущему урожаю. Все картины этого художника посвящены полевым работам крестьян.

Ученик: А у Тропинина герои картин заняты своей работой: «Гитарист», «Кружевница», «Золотошвейка». Они ярко освещены солнцем, светом тепла и любви художника.

Учитель: Ребята, тогда у меня к вам еще один вопрос: а кто же в «Золотой век» был ярчайшим представителем портретной живописи?

Ученик: Орест Адамович Кипренский. Никто не мог сравниться с ним по раскрытию богатств внутреннего мира человека.

Учитель: Какой портрет этого художника считают вершиной его творчества.

Ученик: Это портрет Александра Сергеевича Пушкина. Его заказал друг Пушкина Дельвиг. Кипренский с радостью принялся за работу.

Ученик: Он боготворил поэта, относился к нему, как к славе и гордости России.

Ученик: Он показал не только зеркальное отражение Пушкина, но и вдохновение, величие, богатый духовный мир поэта.

Ученик: «Себя, в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит», говорит о портрете сам поэт.

Ученик: А отец поэта признавал: «Из всех портретов моего сына, самый похожий выполнен господином Кипренским».

Учитель: «Великий Карл» - так называли друзья Карла Павловича Брюллова. Почему?

Ученик: Потому что Брюллов был поистине велик. Его яркое искусство прославило русскую живопись во всём мире.

Ученик: Он был великий портретист. Одна картина<<Всадница>> чего стоит. Но прославило его на весь мир, произвела настоящую сенсацию картина <<Последний день Помпеи>>, о гибели во время извержения вулкана Везувия, древнегреческого города Помпея.

Ученик: Бушующая стихия сметает всё на своём пути, разрушаются здания, гибнут люди. Но даже такая страшная стихия не уничтожила красоты человека, его лучших нравственных качеств.

Ученик: Сколько в них любви, само пожертвованного участия. Каждый думает не о себе, а о спасении близкого человека.

Учитель: О какой картине Николай Васильевич Гоголь восторженно писал: «Это светлое воскресение живописи. Вся картина роскошна и упруга, краски горят и мечутся»?

Ученик: Так Николай Василевич Гоголь отзывался именно об этой знаменитой картине «Последний день Помпеи».

Учитель: Замечательного писателя Николая Васильевича Гоголя называли «Лобачевским в литературе» за все его новшества, за революционный переворот в литературе XIX века. А кто из художников, вслед за писателем Гоголем стал обличителем тёмной стороны российской действительности? (Крымской, Айвазовский, Федотов) Выбери правильный ответ.

Ученик: Павел Андреевич Федотов. Его картины злободневны, они отличаются жизненной правдой.

Ученик: Всенародную известность принесли ему картины: « Свежий кавалер», «Завтрак аристократа», «Разборчивая невеста», но особенно «Сватовство майора». «Я хочу писать о смещном, печальном и дорогом. Картина - не облака, она должна говорить» - писал в письмах своим друзьям художник.

Ученик: О чем же рассказала картина «Сватовство майора»?

Ученик: 1)Давайте вместе с художников войдем в гости тую купеческого дома, мы видим, что столы приготовлены для гостей.

2) На столе стоит закуска, бутылка шампанского служанка вносит пирог.

1) Посмотри, сваха докладывает о приезде жениха. Значит, в доме состоится сватовство.

2) Невеста в смущении спешит покинуть комнату. Фу! Как грубо пытается мать удержать её, хватая за платье. Ну где же жених?

1)Прибывшего жениха пока нет в гостиной. Да вот же он - стоит в передней.

2) Я думаю, к визиту жениха здесь тщательго готовились. Об этом говорят не только накрытый стол, но и дорогие наряды женщин, обилие домочадцев занятых приготовлением к приему.

1) Слушай, а картина не такая уж смешная. Здесь совершится скоро страшная сцена торговли человеком.

2) Купец наконец- то сбывает дочь с богатым приданым промотавшемуся майору.

1) Да, как сказал Гоголь, грустно жить на это свете, господа.

Учитель: Народные мотивы появляются не только в литературе и в живописи, ноив музыке. Впервые на сцене идет опера Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя», героем который является крестьянин-патриот, спасатель Отечества. Народные мотивы звучат отчетливо в музыкальных произведениях Алябьева, Гуриева, Варламова, которые положили начало русскому романсу.

Звучит романс.

Учитель: Неимоверного расцвета достигла архитектура. Докажите это.

Ученик:1) Здания строятся в стиле ампир.

2) В Петербурге и Москве возводятся архитектурные ансамбли. В Петербурге - Сенатская и дворцовые площади.

3) В Москве - Театральная площадь, обновляется Красная площадь.

4) Архитектор Захаров создает здание адмиралтейства.

5) Воронихин - Казанский сбор.

6) Росси - Русский музей с площадью искусств.

7) «Смотришь, какое единство, как все части отвечают целому, какая красота зданий, какой вкус»,- писал поэт Батюшков.

Учитель: Люблю тебя Петра творенье,

Люблю твой стройный, строгий вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит,- признается в любви к городу Ф.С. Пушкин

Учитель: Как одно из состовляющих культуры двигается вперед в своем развитии и наука. О каких научных достижениях вы знаете?

Ученик: Биология. Было опровергнуто учение о неизменяемости растений и животных. В 1812г. Был основан Крымский ботанический сад.

Учитель: Медицина: Выдающимся представителем отечественной медицины стал профессор медицины хирург академик Николай Иванович Пирогов, основоположник военно-полевой хирургии. В годы Крымской войны он впервые прямо на поле боя применял наркоз во время операции, использовал для лечения переломов неподвижную гипсовую повязку. Благодаря ему тысячи раненых остались живы.

Ученик: Физика: Учёные девятнатнадцатого века изобрели первый источник электрического тока.

Шло быстрое внедрение научных и технических новшеств в производство. Выдаюшийся металлург Павел Петрович Аносов разработал четыре варианта технологии получения булатной стали.

Ученик: Математика: 1826год 24 февраля. С кафедры Казанского университета впервые были провозглашены Николаем Ивановичем Лобачевским его новые идеи и окончательно сложившийся взгляд на основания геометрии.

Учитель: Кто же он есть этот человек, запустивший в большое плаванье через всю вселенную непотопляемый корабль «Неевклидовой геометрии»?

Ученик: Первого декабря 1792 года в семье землемера Ивана Максимовича Лобачевского родился мальчик Коля - будущий великий геометр Николай Иванович Лобачевский, совершивший революционный переворот в геометрии и философии, наш « Коперник геометрии», как называл его английский математик Клиффорд.

Ученик: В девять лет Николай поступает в Казанскую гимназию и оканчивает её пятнадцатилетним юношей, в том же году(1807) становится студентом университета, всего лишь два года назад открытого в Казани.

Учитель: А кто из вас, ребята помнит, какую задачу мгновенно решил этот девятилетний мальчик на вступительных экзаменах в гимназию?

Ученик: Бассейн получает воду из четырех труб, первая наполняет его за один час, вторая за два часа, третья за три, а четвертая за четыре. Сколько потребуется времени для наполнения бассейна, если все четыре трубы открыть одновременно?

(объяснение ученика)

Ученик: Материальные лишения Николай переносил стойко, но однажды ради выигрыша денежного пари ( для приобретения учебников) решился на озорство, за которое его чуть-чуть не разжаловали из студентов в солдаты: сидя на корове, проскакал по университетскому парку.

Ученик: …С шашкой мчит городовой.-

Ученик: « Анархист наверно?»

Ученик: Темно-рус и светлоглаз, парень смотрит смело.

Он не опускает глаз, хоть и взят за дело

Ученик: - Я побился об заклад…

Ученик: (Чин возвысил брови.)

Ученик: Проскачу, мол, через сад сидя на корове.-

Ученик: Чин присвистнул:

Ученик: «Вот досада! Да зачем же это надо?»

Ученик: На учебник денег нет,

Ученик: Парень выдавил ответ.

Ученик: Ты, однако же, чудак! Очумел, брат, что ли?

А зовут тебя - то как?

Ученик: Лобачевский Коля.

Учитель: В 19 лет Лобачевский оканчивает университет и ему присуждается степень магистра наук, а в 24 года он уже профессор математики.

Начался период полного раскрытия его незаурядной личности, период изумительного многостороннего и страстного увлечения преподавательской работой профессора. Началось и быстро совершенствовалось научное творчество, приведшее Лобачевского к великому открытию в геометрии, направленному в будущее науки, определившему лицо всех физико-математических наук нашего времени.

Как известно, в Ш веке до нашей эры греческий геометр Евклид в своей книге « Начала» сформулировал систему аксиом, из которых другу теорем, доказательства которых равноправно вытекали бы из принятой системы аксиом. И когда не было ни одной теоремы, противоречащей другой. Это означает, что аксиоматика Евклида непротиворечива. Какие это аксиомы?

Ученики: Это 9 аксиом планиметрии и три аксиомы стереометрии.

Учитель: Сформулируйте мне три аксиомы стереометрии

Ученики: ( формулируют )

Учитель: А теперь дайте мне определение параллельных прямых

Ученики: ( Дают определение )

Учитель: Да, определение параллельных прямых вытекает из ПЯТОЙ аксиомы Евклида.

Аксиомы Евклида являются продуктом повседневных человеческих наблюдений, кроме одной- аксиомы о параллельных, называемой также пятым постулатом. Кто сформулирует эту аксиому?

Ученик: Насколько я помню: через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести на плоскости не более одной прямой, параллельной данной.

Учитель: У Евклида в « Началах» несколько иная формулировка, но суть та же. И вот эту аксиому, в отличие от остальных, никаким опытом не подтвердишь, не опровергнешь, ведь на практике производимы лишь отрезки прямых, но никогда сами прямые во всей их бесконечной протяженности.

Ученик: Так вот почему, созданная Лобачевским геометрия называется «НЕЕВКЛИДОВОЙ»?

Учитель: Верно! Лобачевский свою геометрию назвал воображаемой , или «Пан-геометрией», т.е всеобщей, а в современном мире её называют « Геометрией Лобачевского».

Ученик: Был мудрым Евклид,

Но его параллели,

Как будто бы вечные сваи легли.

И мысли его, что как стрелы летели,

Всегда оставались в переделах Земли.

А там, во Вселенной другие законы.

Там точками служат другие тела.

И там параллельных лучей миллионы

Природа сквозь Марс, может быть, провела.

Учитель: Из понимания параллельности «по Лобачевскому» вытекает много диковинных на первый взгляд, но строго обоснованных следствий.

Ученик: Каких?

Учитель: Например, в пространстве Лобачевского параллельные прямые неограниченно сближаются в направлении параллельности и потому существуют «бесконечные треугольники», стороны которых попарно параллельны, но нет подобных многоугольников.

А в геометрии Евклида?

Ученик: Подобные многоугольники существуют. Я могу даже сформулировать признаки подобия треугольников. (Формулировка)

Ученик: Скоро вспыхнет рассветная тишина.

Ты на чёткий чертеж неотрывно глядишь.

После встал, потянулся устало.

Вечность тайну тебе нашептала,

И душой изумленный увидел ты то,

Что доселе ни знал и не видел никто:

Параллели стрелой нацелены ввысь.

Параллели пронзают межзвёздные дали.

Параллели - ты чуешь? - стремятся сойтись,

Только сразу такое постигнешь едва ли.

Учитель: В геометрии Лобачевского интересна и важна такая теорема:

«Сумма углов треугольника всегда меньше 180%»

Ученик: Позвольте на минутку перебить Вас. У Данте есть такие строки:

Как для всех смертных истина ясна,

Что в треугольник двум тупым не влиться.

Теперь-то нам понятно, что не может быть двух тупых углов не только в нашем «земном» треугольнике, но и в «Звездном» треугольнике геометрии Лобачевского…

Учитель: А что, же мы видим в геометрии Евклида об углах треугольника?

Ученик: Сумма углов треугольника равна 180%

Учитель: Может, кто из ребят вспомнит еще некоторые заключения Лобачевского?

Ученик: Среди фигур с четырьмя углами совсем нет прямоугольников, так как сумма углов всякого выпуклого четырёхугольника меньше 360%

Ученик: Не около всякого треугольника можно провести окружность.

Ученик: Чем дальше продолжаются прямые линии, тем они сближаются.

Ученик: Известно также, что Итальянский математик БЕЛЬТРАМИ, продолжатель великого Лобачевского изобрел некую «Страну» Лобачевского, называемую Псевдосферой, которая в геометрии Лобачевского играет такую же роль, как и плоскость в Евклидовой геометрии.

Ученик: Вслед за псевдосферой Бельтрами, появились и другие модели плоскости Лобачевского. Это круг Клейна, круг Пуанкаре и многие другие.

Ученик: Этими и другими плоскостями Лобачевского была полностью установлена непротиворечивость его геометрии.

Ученик: В ХХ веке была установлена и непосредственная связь геометрии Лобачевского с реальными физическими закономерностями.

Учитель: Но, как заведено в России - гениев признают только после смерти.

Ученик: Николай Иванович, прости нам

Так устроен уж Евклидов мир:

В жизни воздается и кретинам

После смерти - гениям одним.

Ученик: Лобачевский скончался в 1986 году, и только через 40 лет после дня смерти Н. И.Лобачевского перед зданием Казанского университета был установлен памятник великому математику, созданный русским скульптором Марией Диллон.

Послушайте стихотворение Владимира Фирсова

Н. И. Лобачевскому

Ученик:

Высокий лоб, нахмуренные брови,

В холодной бронзе - отраженный луч…

Но даже не подвижный и суровый

Он, как живой - спокоен и могуч.

Ученик:

Когда- то здесь на площади широкой,

На этой вот Казанской мостовой,

Задумчивый, неторопливый, строгий

Он шёл на лекции- великий и живой

Ученик:

Пусть новых линий не начертят руки

Он здесь взнесенный высоко

Как утверждение бессмертья своего

Как вечный символ торжества науки

Учитель: И всё же, огромному множеству успехов в земных делах человечество обязано безупречным закономерностям евклидовой геометрии.

Учитель: «Замкнуты были уста народа, связаны крылья души, но сердце его родило десятки великих ученых, художников слова, красок, звуков» писал А. М. Горький,- гигант Пушкин, величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России, а рядом с ним волшебник Глинка, прекрасный Брюллов, и конечно чародей математики Николай Иванович Лобачевский. В этих словах восхищение писателя достижениями русской культурой первой половины девятнадцатого века и величайшая гордость писателя за свою Родину, свой народ и его талантливых представителей, сумевших в условиях жестокой реакции, создать произведения высокой ценности.

Оправдалась надежда великого Ломоносова. Это и к нам он обращается из прошлого -

Дерзайте, ныне ободрены -

Реченьем вашим показать

Что может собственных Платонов,

И быстрых разумом Ньютонов

Российская земля рождать









© 2010-2022