Проект длительной образовательной эколого-этнографической игры

Раздел Математика
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тахтаракова Валентина Анатольевна, учитель математики МБОУ «Сорская средняя общеобразовательная школа №3 с углублённым изучением отдельных предметов», Республика Хакасия.

Проект длительной образовательной эколого- этнографической игры «Это интересно: делать своими руками и узнавать новое!»

Цель игры:

  • Знакомство детей с обычаями хакасского народа.

  • Пробуждение интереса к народному творчеству.

  • Воспитание уважения к обычаям.

Задачи игры: формировать экологическую культуру; побуждать к ответственному отношению и практическим действиям по охране природы посредством фольклорной культуры народов мира.

Пояснительная записка

Это длительная образовательная игра, технологии которой педагоги школы научились во время командировки в московскую школу №24 и в экологический лагерь «Данко».

В течение месяца в школе происходит интеграция различных школьных дисциплин по одной тематике. Учителя нашли точки соприкосновения всех этих предметов по теме «Экология и фольклор Республики Хакасия»

На уроках истории, математики. литературы, рисования, технологии, биологии, географии, музыки учителя исполняют единую тематическую линию по теме игры. Каждый третий час физкультуры в неделю в 5-6 классах занят изучением народных видов спорта и спортивных национальных игр.

Наряду со спортивной составляющей, участники игры смогут показать свое умение в приготовлении национальных блюд и сооружении элементов хакасской национальной одежды.

Подготовительная ступень

1. Распределение игровых сфер деятельности между педагогами.

2. Утверждение календаря и сценарного плана игры.

3. Разработка игровой легенды.

Основная часть

1. Представление «Секретного письма» для учащихся.

2. Исполнение тематических линий учителями-предметниками согласно заданиям «Секретного письма».

3. Разработка игровых заданий, сценария и маршрутного листа игры, обеспечение игры необходимыми ресурсами.

4. Тренинг командообразования для малых групп внутриклассных коллективов.

5. Совет «лидеров» по представлению команд по готовности к участию в испытаниях.

6. Осуществление события игры (игровое событие)

Итоговая ступень

1.Игра по станциям.

2.Рефлексия для всех категорий участников игры.

3. Награждение победителей и участников игры.

Сценарный план игры.

№ п/п

Станция

Тематика

Ответственный

Место проведения и необходимый реквизит.

Практико-ориентированная деятельность обучающихся

1

«Спортивная»

Элементы народных состязаний

Учитель физкультуры

Спортзал.

Весёлые старты: народная борьба на поясах (хурес); состязания силачей; поднятие камня (хапчан тас); стрельба из лука.

2

«Кулинарная»

Кулинарное искусство хакасского народа

Учитель технологии

Кабинет технологии.

Реквизит:1 литр сметаны, мука, яйца, соль, манная крупа, хлеб.

Приготовление каши сметанной каши потхы. Приготовление сливочного масла (ах хайах).

3

«Художники - реставраторы»

Элементы народного костюма

Учитель изо, учитель математики.

Кабинет математики. Реквизит: бумажные заготовки - лекала с частями узоров, фломастеры.

Восстановить узор по его части. Раскрасить получившиеся рисунки. Изготовить полоски с хакасским орнаментом.

4

«Фольклорная»

Главный музыкальный инструмент РХ: чатхан

Учитель музыки

Кабинет музыки. Реквизит:

Спеть частушки «тахпах».

5

«Математико-географическая»

Климатические зоны РХ, наиболее известные озёра.

Учитель географии, учитель математики.

Кабинет географии. Реквизит: карточки с математическим заданием, контурная и географическая карта РХ, цветные карандаши.

Решение математических заданий. Работа с контурной и географической картой РХ.

6

«Экологическая»

Использование пионеринговых конструкций в экологических целях.

Учитель экологии

Деревянные брусья, листы фанеры, верёвки, гвозди, молоток, краски, кисточки.

По выбору учащихся:

- построить модель защитного сооружения для муравейника или изготовить кормушку для птиц;

-придумать меткие призывы и изготовить агитационный щит в защиту природы.

7

«Литературная»

Хакасские пословицы и поговорки.

Учитель русского языка и литературы.

Таблица с хакасскими пословицами и поговорками. Разноцветные карточки с русскими пословицами и поговорками.

Заполнить таблицу.

8

«Конечная»

Координатор игры

Грамоты для победителей, сертификаты для остальных участников игры.

Рефлексия, интервью.

Приложение

1.Станция «Спортивная» (проводится в спортзале, одновременно участвуют все команды). Главный национальный праздник в нашей республике - тун-пайрам, праздник первого айрана (айран - кислый напиток из перебродившего молока). Это яркое самобытное торжество проводится в начале лета, во время перевода скота на летние пастбища, когда склоны гор покрываются ковром цветов. В программе праздника: конные скачки по степи (чарыс); народная борьба на поясах (хурес); состязания силачей; поднятие камня (хапчан тас); стрельба из лука.

Задания: соревнования «Весёлые старты», включающие в себя бег на палочках, имитирующий конные скачки по степи (чарыс); состязания силачей (или армрестлинг); поднятие громоздкой, но лёгкой модели куба, имитирующей поднятие камня; стрельба из лука (или метание дротиков -дартс) и т.д.

2.Станция «Кулинарная». Кулинарное искусство хакасского народа богато своими традициями, уходящими в глубокую древность. Своеобразие любой национальной кухни всегда тесно связано с особенностями жизни народа. Хакасы занимались скотоводством, земледелием и огородничеством, охотничьим промыслом и рыболовством, а также собирательством. Всё это отражалось и на народной кухне. Множество блюд хакасской традиционной кухни приготовлялось из молока. Молочные продукты носили общее название «ахсых» или «ах тамах» - белая пища. К ним соблюдалось почтительное отношение.

Задания ребятам: (две группы готовят на станции кашу, две группы - сбивают масло). Приготовление популярного блюда молочной кухни - сметанной каши «потхы». Рецепт приготовления: влить в кастрюлю жирную сметану. На медленном огне прокипятить 5 минут. Добавить немного манной крупы и муки постоянно помешивая, чтобы не образовалось комочков. Влить в кипящую массу взбитое сырое яйцо. Подсолив, непрерывно и тщательно помешивая, варить до обильного выделения масла. Едят горячим. Очень вкусно!. Потхы до сих пор считается почётным блюдом.

Приготовление сливочного масла (ах хайах): пахтать (сбивать) сметану в берестяном или обычном эмалированном сосуде. После приготовления каши и масла ребята угощаются и отправляются на следующую станцию.

3. Станция «Художники - реставраторы». Национальный костюм хакасов представляет собой единый этнокультурный комплекс. В хакасском народном творчестве особое место занимала вышивка. Она являлась настоящим искусством, которым владело большое количество женщин. Вышитая одежда считалась очень дорогой, хранилась в сундуках, была предметом гордости. Вышивка украшала обувь, головные уборы женской и реже мужской одежды.

Задание. Представьте, что вы художники - реставраторы. Вам необходимо сделать проект реставрации хакасского орнамента. Восстановить весь узор по его части вам помогут представления о центральной и осевой симметрии. Раскрасьте получившиеся рисунки. Помните, что в хакасских вышивках предпочтения отдавались красным, оранжевым, жёлтым, синим, зелёным, белым, лиловым расцветкам, а контрастное сопоставление чёрного или белого фона и чистых ярких тонов дают богатый декоративный эффект.

Проект длительной образовательной эколого- этнографической игрыПроект длительной образовательной эколого- этнографической игры

А это - бумажные полоски с нанесённым хакасским орнаментом. Каждая команда выбирает свой цвет из предложенных преподавателем - синий, жёлтый, красный, зелёный, оранжевый, и т.д (по количеству команд). Полоски склеиваются и все участники команды надевают их на голову. Так в процессе игры можно проконтролировать участие команд в игре по количеству участников.

Проект длительной образовательной эколого- этнографической игры

Проект длительной образовательной эколого- этнографической игры

Проект длительной образовательной эколого- этнографической игры

4. Станция «Фольклорная». Хакасская музыка и фольклор - как две стороны одной медали. Богатство духовного мира хакасов отразилось в устном народном творчестве. Наиболее распространённым и почитаемым жанром фольклора являются богатырские сказания, которые имеют сказочный стиль, сохраняя архаичность языка (его сравнивают с греческим). Их исполняют под аккомпанемент музыкальных инструментов. По легенде все музыкальные инструменты были подарены людям богами. Эти божественные инструменты продолжают звучать в Хакасии и сейчас, в 21 веке - на национальных празднествах, выступлениях фольклорных ансамблей, фестивалях этнической музыки. Из полутора десятков хакасских музыкальных инструментов главный - «чатхан - длинный полый ящик с концами, загнутыми в виде бараньих рогов. На верхней стороне натянуты 7 или 9 струн. Струны держатся на бараньих косточках.

Проект длительной образовательной эколого- этнографической игрыЗадание. Попробовать воспроизвести несколько аккордов на чатхане и спеть частушку «тахпах».

5. Станция «Экологическая». Богат и разнообразен животный мир нашей республики. Например, число видов беспозвоночных, пока ещё слабо изученных, учёные не могут назвать даже приблизительно. Полезное насекомое - муравей представлен на нашей территории более чем 40 видами. В Республике Хакасия в 2012 году выявлено усыхание древостоев от поражения их вредными насекомыми на площади 37 гектаров. Доказано, что чем больше в лесу муравьёв и их гнёзд - муравейников, тем меньше будет повреждено деревьев и кустарников на этом участке насекомыми - вредителями, а при наличии 4-5 гнёзд муравейников на 1 гектар обеспечивается полная защита леса от вредителей. Ребята, если вы увидели в лесу муравейник, ни в коем случае не троньте его!

Задание с использованием пионеринговых конструкций в экологических целях. По выбору команд: изготовить из деревянных брусков модель щитовой защитной конструкции для муравейников; изготовить кормушку для птиц (кормушки развешиваются в городе); придумать меткие призывы и изготовить агитационный щит с надписями в защиту муравейников, или исчезающих видов цветов; или в защиту лесов от пожаров (щиты весной прибиваются в лесной зоне города).

6Проект длительной образовательной эколого- этнографической игры. Станция «Математико-географическая». Климат в Республике Хакасия резко континентальный, с холодной зимой и жарким летом, с резкими колебаниями температуры и количества осадков. Господствующие ветры западные и юго - западные. Поэтому на восточных склонах Кузнецкого Алатау и Абаканского хребта и в прилегающих степях, расположенных в «дождевой тени» этих гор, часто бывает засуха. Дожди, связанные в основном с вторжением холодных воздушных масс, чаще всего ливневые. Солнечных дней у нас почти столько же, сколько и на этом тёплом полуострове.

Математическое задание. Узнать название полуострова (Ответ. Крым)

Буква

Решить уравнение и ответьте на вопросы

Решение

Ответ

М

Укажите больший корень уравнения: х2=196

х1=14,х2=-14.

14

К

8(х-9)+8=18

2х=82, х=41

41

Ы

Найти сумму корней уравнения: (2х-18)(х-5)=0

х1=9, х2=5

х1* х2=9*5=45

45

И

2-3(х-0,5)=4,5

-3х=1, х= -1/3

-1/3

Р

х : 56 = 2 : 4

4х=112, х=28

28Географическое задание. Ответить на вопросы, а затем отметить и раскрасить на контурной карте климатические зоны Хакасии.

- Сколько в Хакасии выделяется климатических зон и как они называются? (Три зоны - степная, лесостепная и таёжная);

-какую часть территории РХ охватывает степная зона? (1/3 часть);

-сколько рек и озёр насчитывается в РХ? (Рек и речушек более 150, озёр до 120);

- это озеро расположено в холмистой безлесной степи. Его часто называют Сибирским «мёртвым» морем. Как оно называется? (Озеро Тус);

- а это озеро- место самого массового туризма в Хакасии, жемчужина Хакасии. Как оно называется? (Озеро Шира и курорт на его берегу);

- гидрологический режим этого озера подвержен периодическим изменениям с длительной амплитудой, в результате которых оно то разделяется на два самостоятельных водоёма, то образует один. Как оно называется? (Это ещё одна жемчужина Хакасии - озеро Белё - самое крупное в нашей республике. Состоит из двух половин, соединённых между собой узким проливом. В обеих половинах озера разная минерализация, в одной - вода пресная, в другой - солёная). На географической карте показать известные озёра РХ.

7. Станция «Литературная». Пословицы и поговорки (сёспек), эти памятники народной мудрости, созданные на протяжении всей истории хакасов, являлись результатом наблюдений за жизнью и окружающей природой. В них заключается народная философия и мораль, отражена любовь в своей Родине, семейные отношения и т.д.

Задание. Детям представлена часть таблицы, на которой представлены хакасские поговорки или пословицы. Русские аналоги для хакасской поговорки или пословицы напечатаны на зелёной, белой, синей и красной бумаге. Эти полоски накладываются на таблицу. Если дети ответили правильно, то все полоски образуют флаг Республики Хакасия.

Пример правильно заполненной таблицы.

Хакасская поговорка или пословица

Русская пословица или поговорка

Снедь в пути не тяжело нести.

Своя ноша не тянет.

Друга в чёрный день оставить - навсегда себя ославить.

Друга ищи, а нашёл - береги.

Смех над бедой чужой - великий грех земной.

Тайное слово в устах держи.

Ранней пташке - зёрна клевать, поздней пташке - глаза протирать.

Баснями сыт не будешь

Как ни сытен твой обед, десять дней гостить не след.

Гостям дважды радуются: встречая и провожая.

Обжор и выпивох конец обычно плох

Пьяному море по колено, а лужа - по уши

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Волка ноги кормят

8. Станция «Конечная». Проходит в актовом зале школы. Зал красиво украшен. Ребятам показан видеофильм «Моя Хакасия». Победители награждаются грамотами, сувенирами. Все остальные: и взрослые, и дети получают сертификаты участников. Координатор игры и его помощники проводят рефлексию, представители прессы берут интервью.

Литература.

  1. Математика, 6 класс. Под редакцией Виленкина.

  2. Атлас-путеводитель « Хакасия». Автор-составитель Н.В. Капранова. Красноярск, 2007

  3. Традиционная культура и быт хакасов. Бутанаев В.Я., Абакан, 1996.

  4. «Хакасия». Путеводитель «Пти Фюте». Москва. 2006

  5. « Три века». В.В. Чагин и др. Красноярск. 2007

  6. Час занимательной математики. Под редакцией Л.Е. Фальке. Москва. 2005

  7. Занимательная математика. Автор-составитель Т. Д. Гаврилов и др. Волгоград.2003

  8. Хакасская кухня. Е.А. Абдина, У.С. Идимешева. Красноярск.1989

  9. Россия и Хакасия: 290 лет совместного развития. Г.Г Котожеков и др. Абакан.1998

  10. Природа Хакасии. С. М. Прокофьев. Абакан.1993

  11. Очерки материальной культуры хакасов. К.М.Патачаков. Абакан, 1982

  12. Мудрое слово. У.Н. Кирбижекова. Абакан.1976

  13. Красная книга Республики Хакасия. Растения и грибы. Новосибирск, «Наука»,2002.

  14. Красная книга Красноярского края. Красноярск.1995



© 2010-2022