Программа дополнительных занятий в 9 классе

Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

295050 г. Симферополь, ул. Ростовская, 16, 16 А тел./факс (0652) 22-24-18. тел. 22-63-98

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании МО зам. директора по УВР директор МБОУ «СОШ № 18» г.Симферополя

Протокол № _____ от __________ З. Н. Иванинская ____________В. Н. Танова

«___» ________ 2015 г. «____» __________ 2015 г. Приказ № _______ от «___» __________ 2015 г

Рекомендована к использованию

Согласовано

________ В.М. Малько

методист МБОУ ДПО «ИМЦ» г. Симферополя

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дополнительным занятиям

учебный предмет математика

для 9-Б класса

Учитель: Билялова Ф.И.

Симферополь, 2015



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Учебный предмет математики в школе представляет собой элементы арифметики, алгебры, начал математического анализа, евклидовой геометрии плоскости и пространства, аналитической геометрии, тригонометрии.

Обучение учащихся математики направлено на овладение ими системы математических знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего изучения математики и смежных учебных предметов, решение практических задач, на развитие логического мышления, пространственного воображения, устной и письменной математической речи, формирование навыков вычислений, алгебраических преобразований. Решение уравнений и неравенств, инструментальных и графических навыков.

Итоговый письменный экзамен ГИА по математике за курс основной школы сдают все учащиеся 9 классов. особенности этого экзамена:

  • Состоит из 2 частей;

  • На выполнение каждой части даётся ограниченное количество времени;

  • Первая часть экзаменационной работы содержит задания в тестовой форме и задания с указанием ответа;

  • Вторая часть - в традиционной форме, где необходимо представить подробное решение;

  • Оценивание работы осуществляется отметкой и рейтингом.

  • Работа составлена из заданий по всему курсу математики с 5 по 9 класс, включая геометрические задачи и задания стахостической линии.

Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой.

Для качественной подготовки к экзамену из школьного компонента выделен 0,5 часа на групповые индивидуальные занятия, которые позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу.

Данный курс имеет основное назначение - введение открытой, объективной независимой процедуры оценивания учебных достижений учащихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути получения образования;

развивает мышление и исследовательские знания учащихся;

формирует базу общих универсальных приёмов и подходов к решению заданий соответствующих типов.


Программа групповых и индивидуальных занятий составлена с учётом и на основе::

  • Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в редакции от 22 августа 2004 г.

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089);

  • Письмо Минобразования РФ от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»

  • Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

  • Приказ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». (Приказ МО от 31.03.2014 г. №253);

  • Письмо Минобрнауки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11или сайт http:/ vestnik. edu. ru).

  • Письмо МО России от 23.09.2003г №03-93 ин/13-03 «О введении элементов комбинаторики, статистики и теории вероятностей в содержание математического образования основной школы».

  • Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утверждённая приказом Министерства образования РФ № 2783 от 18.07.2002г.

  • Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03- 1263).

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12. 2011 №2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год».)

Программа рассчитана на 17 часов в год (0,5 часа в неделю. Всего 34 недели).

Рабочая программа предполагает использование новых подходов в работе, направленных на формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности, направленной на актуализацию знаний по основным темам курса.



Занятия дополнительного курса, реализующего данную программу, должны:

  1. В соответствии с запросами учащихся и их родителей помочь организовать работу по подготовке к успешной государственной итоговой аттестации по курсу математики по подготовке к ГИА с учётом разного уровня подготовленности учащихся (исходя из их текущей успеваемости и степени обученности по предмету, разного уровня сформированности метапредметных умений и навыков, разного уровня правовой культуры, разного интеллектуального уровня развития детей);

  2. Конкретизировать содержание предметных тем Государственного стандарта;

Общая характеристика учебного предмета, курса:

Цель:подготовка учащихся 9 классов к успешной государственной итоговой аттестации по математике через актуализацию знаний по основным темам курса. Оказание индивидуальной и систематической помощи девятикласснику при повторении курса математики.

Задачи курса

  1. Развивать умение находить и систематизировать, критически осмысливать информацию из различных источников, анализировать и обобщать полученные данные;

  2. Способствовать углублению интереса к изучению математики;

  3. Способствовать повышению мотивации к высокопроизводительной учебной деятельности;

  4. Развивать умение применять знания для решения конкретных математических задач.

  5. Повторить и обобщить знания по алгебре и геометрии за курс основной школы; подготовить обучающихся к экзаменам.

  6. Расширить знания по отдельным темам курса математики; дать возможность проанализировать свои способности.

  7. Помочь сориентироваться в выборе профиля для дальнейшего обучения.

От уровня подготовленности учащихся данного курса, степени их самостоятельности в самообразовании, инициативности зависит объём теоретического содержания занятий, но он не может быть ниже, определённого данной программой.

Принципы

Актуальность

Создание условий для подготовки учащихся к сдаче ГИА посредством актуализации их знаний.

  • Научность

Математика - это область человеческого знания, в которой изучаются математические модели; изучающая все возможные схемы их взаимодействий., методы их конструирования.

  • Системность

Курс строится от актуализации теоретических знаний к практическим их применениям , от решения частных задач (конкретных заданий первого уровня конкретной образовательной линии) к решению общих (уровень В, С).

  • Практическая направленность

Содержание занятий направлено на актуализацию знаний и развитие необходимых умений, помогающих как успешно пройти ГИА, так и применять их в повседневной социальной практике.

  • Обеспечение мотивации

  1. развитие и поддержание интереса к математике как к науке;

  2. прохождение данного курса способствует систематизации знаний по математикеи, тем самым, облегчает стартовые возможности для изучения предмета в старшей школе

  • Реалистичность

С точки зрения возможностей усвоения основного содержания программы - возможно освоение за 34 часа, и к тому же дополнительное обстоятельство, позволяющее реализовать данную программу - хорошая мотивация у учащихся для сдачи экзамена в форме ГИА.

  • Данный курс одновременно и ориентационный



Он расширяет кругозор, совершенствует знания и умения, удовлетворяет познавательный интерес школьников к математике, осуществляет теоретически-практическое знакомство учащихся с возможностью решения многих математических задач.

Основным результатом освоения данного курса учащимися 9 класса станет их готовность к успешной сдаче государственной итоговой аттестации, как теоретическая, так и практическая, моральная и психологическая.

Требования к уровню подготовки учащихся

Планируемые результаты обучения отражают следующие категории познавательной области:

Знание/понимание:

Владение термином; владение различными эквивалентными представлениями( например, числа); распознавание( на основе определений, известных свойств, сформированный представлений0; использование различных математических языков(символического, графического, вербального) переход от одного языка к другому; интерпретация.

Умение применять алгоритм: использование формулы как алгоритма вычислений; применение основных правил действий с числами, алгебраическими выражениями, решение основных типов уравнений, неравенств, систем, задач. Овладение общими универсальными приёмами и подходами к решению ГИА; Усвоят основные приёмы мыслительного поиска.

Умение решать математическую задачу: задания, при решении которых требуется применение (актуализация) системы знаний; преобразование связей между известными фактами; включение известных понятий, приёмов и способов решения в новые связи и отношения. Умение распознавать стандартную задачу в изменённой формулировке.

Применение знаний в жизненных, реальных ситуациях: задание, формулировка которых «облечена» в практическую ситуацию, знакомую учащимся и близкую их жизненному опыту.

Учащиеся выработают умения:

  • Самоконтроль времени выполнения заданий;

  • Оценка объективной и субъективной трудности заданий и соответственно, разумный выбор этих заданий

  • Прикидка границ результатов;

  • Приём «спирального движения» ( по тесту)



Основные виды деятельности учащихся:

  • индивидуальная самостоятельная работа по систематизации теоретических сведений по теме занятия в процессе предварительной подготовки к занятию (прочтение и осмысление теоретического материала, составление плана конспекта, схемы);

  • индивидуальная работа по выполнению заданий ГИА:

- решение тестовых заданий

Организационно-педагогические основы обучения:

Программа рассчитана учебный год.

Возраст детей: 9 класс

Режим работы: 1 раз в неделю по 0,5 часа.

Занятие может быть построено по плану:

  1. Проверка домашней работы по теме (проверка, корректировка и систематизация знаний основного учебного предмета- формы разнообразные )

  2. Коллективное решение типичных заданий

  3. Проверка выполнения заданий

  4. Индивидуальная работа

  5. Проверка выполнения задания

  6. Групповая или парная работа по заданиям группы С и дальнейшая коллективная проверка результатов



Функции групповых и индивидуальных занятий.

  • Совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;

  • Коррекция знаний по математике.

Формы и методы обучения

Для работы с учащимися используются следующие формы работы: лекции, практические работы, тестирование ( подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали» от простых типов заданий первой части до заданий второй части; работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое; работа с тренировочными тестами

Основной тип занятий комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся. Их темпа восприятия и уровня осмысления материала.

В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные рассчитанные на 10 -15 минут, контрольные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий.

Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.

Структура курса.

Курс рассчитан на 34 занятия. Программа групповых и индивидуальных занятий содержит три блока:

Первый блок: содержит алгебраические задания 1 части. Это задания с выбором ответа из четырёх предложенных вариантов, с кратким ответом и на установление соответствия между объектами двух множеств. В этом блоке проверяется владение основными алгоритмами, знание и понимание ключевых элементов содержания: математических понятий, их свойств, примеров решения задач и пр., отрабатывается



умение пользоваться математической записью, решать математические задачи, не сводящиеся к прямому применению алгоритма, а также применять математические знания в простейших практических ситуациях., комбинаторные задачи.

Второй блок: содержит геометрические задачи 1 части ГИА. В этом блоке повторяются основные геометрические сведения и отрабатывается навык решения геометрических задач.

Третий блок: содержит задания 2 части. Эта часть содержит 5 заданий повышенного и высокого уровней сложности из различных разделов курса математики( 2 задания по геометрии, 3 задания по алгебре). Задания направлены на проверку таких качеств математический подготовки девятиклассников как:

  • Уверенное владение формально - оперативным алгебраическим аппаратом;

  • Умение решать планиметрическую задачу, применяя различные теоретические знания курса геометрии;

  • Умение решать комплексную задачу. Включающую в себя знания из разных тем курса;

  • Умение математически грамотно и ясно записать решение. Приводя при этом необходимые пояснения и обоснования;

  • Владение широким спектром приёмов и способов рассуждений.

Включенный в программу материал предполагает повторение и углубленное изучение следующих разделов математики:

  • Числа и вычисления;

  • Проценты;

  • Выражения и их преобразования ;

  • Уравнения и системы уравнений;

  • Неравенства и системы неравенств;

  • Последовательность и прогрессии;

  • Функции;

  • Текстовые задачи;

  • Статистика и вероятность;

  • Геометрические задачи

Итоговое занятие предполагает проведение пробного тестирования по материалам ГИА.



Контроль и система оценивания

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических и лабораторных работ. Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности.
Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации (сдачи экзамена по алгебре в форме малого ЕГЭ).
Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе

Содержание программы курса

1. Числа и вычисления: Числа: натуральные, рациональные, иррациональные. Соответствия между числами и координатами на координатном луче. Сравнение чисел. Стандартная запись числа. Сравнение квадратных корней и рациональных чисел. Текстовые задачи на дроби, отношения, пропорциональность. Округление чисел.

2. Прценты: понятие процента. Текстовые задачи на проценты.

3. Выражения и их преобразования: Выражения, тождества. Область определения выражений. Составление буквенных выражений, по задачам и по чертежам. Одночлены. Многочлены. Действия с одночленами и многочленами. Формулы сокращённого умножения. Разложение многочлена на множители. Сокращение алгебраических дробей. Преобразование числовых выражений, содержащих квадратные корни.

4.Уравнения, системы уравнений: Уравнения с одной переменной. Квадратные уравнения. Исследование квадратных уравнений. Дробно - рациональные уравнения. Уравнения с двумя переменными. Системы уравнений. Задачи, решаемые с помощью уравнений или систем уравнений.

5. Неравенства, системы неравенств: неравенства с одной переменной. Системы неравенств. Множества решений квадратного неравенства.

6. Последовательности и прогрессии: Последовательности. Прогрессии. Рекуррентные формулы. Задачи, решаемые с помощью прогрессий.



7. Функции: функции, аргумент функции, область определения функции. Нули функции. Максимальное и минимальное значение функции. Чтение графиков функции. Особенности расположения в координатной плоскости графиков некоторых функций в зависимости от значения параметров, входящих в формулы. Зависимость между величинами.

8. Текстовые задачи: Задачи на « движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», не «работу», проценты. Составление уравнений к задачам.

9. Статистика и вероятность: Мода, медиана, среднее арифметическое. Статистические характеристики. Решение задач.

10. Геометрические задачи: Треугольники. Четырёхугольники. Равенство треугольников. Подобие треугольников. Формулы площади. Пропорциональные отрезки. Окружность. Углы.

11 обобщающее повторение. Решение задач к ГИА задач из материалов к ГИА







Календарно - тематическое планирование.

№ п/п

Тема

Количество часов

Дата по плану

Дата фактически

1.

Числа и вычисления

1



2.

Процент

1



3.

Выражения. Преобразование выражений

2



4.

Уравнения, системы уравнений

2



5.

Неравенства, системы неравенств

1



6.

Функции

1



7.

Текстовые задачи

2



8.

Геометрические задачи

1



9.

Последовательность и прогрессии

1



10.

Статистика и вероятность

1



11.

Обобщающее повторение. Решение заданий к ГИА

3



12.

Итоговое занятие.

1



Итого:

17



Учебно-методическое обеспечение курса

  1. Алгебра: сб. заданий для подгот. к гос. итоговой аттестации в 9 кл. /[Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др.].- 6-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 239 с. : ил. - (Государственная итоговая аттестация). - ISBN 978-5-09-025176-1.


  1. Алгебра: сб. заданий для подгот. к гос. итоговой аттестации в 9 кл. /[Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др.].- 5-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 239 с. : ил. - (Государственная итоговая аттестация). - ISBN 978-5-09-022180-1.

  2. Алгебра: сб. заданий для подгот. к гос. итоговой аттестации в 9 кл. /[Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др.]. - 4-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2009. - 240 с. : ил. - (Государственная итоговая аттестация). - ISBN 978-5-09-018984-2.

  3. Кузнецова Л. В., Суворова С. Б., Бунимович Е. А., Колесникова Т. В., Рослова Л. О. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Алгебра. 2010/ ФИПИ. - М.: Интеллект-Центр, 2010. - 128 с. ISBN 978-5-89790-622-2

  4. ГИА-2010 : Экзамен в новой форме : Алгебра 9-й кл. : Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. Л.В. Кузнецова, СБ. Суворова Е.А. Бунимович и др. - М.: ACT: Астрель, 2010. - 61,[3) с. -(Федеральный институт педагогических измерений). ISBN 978-5-17-062425-6

  5. И. В. Ященко, А. В. Семенов, П. И. Захаров Подготовка к экзамену по математике ГИА 9 (новая форма). - Методические рекомендации. - М., МЦНМО, 2009. - 240 с.

  6. Алгебра. 9-й класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации-2010: учебно-методическое пособие / Под ред. Ф. Ф. Лысенко. -Ростов-на-Дону: Легион-М., 2009. - 240 с. (Итоговая аттестация)- ISBN 978-5-91724-020-6

  7. Колесникова Т.В., Минаева С.С. Типовые тестовые задания 9 класс. М.: «Экзамен», 2011..

  8. Мордкович А.Г. Алгебра. Часть 1. Учебник. 7- 9 классы. М.: «Мнемозина», 2009 г.

  9. Алгебра. Решебник. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации-2010. Под ред. Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. -Ростов-на-Дону: Легион-М., 2009. - 256 с. (Итоговая аттестация)-

  10. Глазков, Ю.А. ГИА. Алгебра. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Тематические тестовые задания / Ю.А. Глазков, М.Я. Гаиашвили. - М.: Издательство «Экзамен», 2010. -126, [2] с. (Серия «ГИА. 9 класс. Тематические тестовые задания»)
    ISBN 978-5-377-03376-9

  11. Минаева, С.С., Колесникова Т.В. ГИА 2010. Математика. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания / Минаева С.С., Колесникова Т.В. - М.: Издательство «Экзамен», 2010. - 62. [2] с. (Серия «ГИА. 9 кл. Типовые тестовые задания»). - ISBN 978-5-377-02963-2

  12. Лаппо Л.Д., Попов М.А. Математика ГИА. 9 класс. Методическое пособие для подготовки./ М.: Издательство « Экзамен», 2011.

  13. Кочагина М.Н., Кочагин В.В. « Малое ЕГЭ» по математике.9 класс: Подготовка учащихся к итоговой аттестации/М6 «Эксмо», 2007 - 192с. - мастер -класс для учителя. ISBN978 - 5- 699 -19809 -2

Ресурсное обеспечение образовательного процесса

gia.edu.ru/

ege.yandex.ru

egeurok.ru

samopodgotovka.com

egeigia.ru/

openclass.ru/

Материально -техническое обеспечение

Печатные пособия

Учебные таблицы «Алгебра-9»

Учебные таблицы «Алгебра 7-9»

Таблица квадратов

Раздаточные материалы «Функции и их графики»

Экранно- звуковые пособия

Компакт-диски

«Живая геометрия»

«Алгебра 7-9»

«Уроки алгебры Кирилла и Мефодия 9 класс»

Открытая математика.Планиметрия

Интерактивные уроки электронное пособие С.Н.Поздняков и др.

Динамическая геометрия 8 класс.

Динамическая геометрия 9 класс.

Электронный учебник-справочник. Алгебра 7-11 классы

Большая детская энциклопедия. Математика.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Набор геометрических тел «Стереометрия» Набор по геометрии по теме «Площадь» Набор линеек и треугольников для работы у доски




© 2010-2022