- Преподавателю
- Математика
- Программа дополнительных занятий в 9 классе
Программа дополнительных занятий в 9 классе
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Билялова Ф.И. |
Дата | 10.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
295050 г. Симферополь, ул. Ростовская, 16, 16 А тел./факс (0652) 22-24-18. тел. 22-63-98
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО зам. директора по УВР директор МБОУ «СОШ № 18» г.Симферополя
Протокол № _____ от __________ З. Н. Иванинская ____________В. Н. Танова
«___» ________ 2015 г. «____» __________ 2015 г. Приказ № _______ от «___» __________ 2015 г
Рекомендована к использованию
Согласовано
________ В.М. Малько
методист МБОУ ДПО «ИМЦ» г. Симферополя
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дополнительным занятиям
учебный предмет математика
для 9-Б класса
Учитель: Билялова Ф.И.
Симферополь, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Учебный предмет математики в школе представляет собой элементы арифметики, алгебры, начал математического анализа, евклидовой геометрии плоскости и пространства, аналитической геометрии, тригонометрии.
Обучение учащихся математики направлено на овладение ими системы математических знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего изучения математики и смежных учебных предметов, решение практических задач, на развитие логического мышления, пространственного воображения, устной и письменной математической речи, формирование навыков вычислений, алгебраических преобразований. Решение уравнений и неравенств, инструментальных и графических навыков.
Итоговый письменный экзамен ГИА по математике за курс основной школы сдают все учащиеся 9 классов. особенности этого экзамена:
-
Состоит из 2 частей;
-
На выполнение каждой части даётся ограниченное количество времени;
-
Первая часть экзаменационной работы содержит задания в тестовой форме и задания с указанием ответа;
-
Вторая часть - в традиционной форме, где необходимо представить подробное решение;
-
Оценивание работы осуществляется отметкой и рейтингом.
-
Работа составлена из заданий по всему курсу математики с 5 по 9 класс, включая геометрические задачи и задания стахостической линии.
Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой.
Для качественной подготовки к экзамену из школьного компонента выделен 0,5 часа на групповые индивидуальные занятия, которые позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу.
Данный курс имеет основное назначение - введение открытой, объективной независимой процедуры оценивания учебных достижений учащихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути получения образования;
развивает мышление и исследовательские знания учащихся;
формирует базу общих универсальных приёмов и подходов к решению заданий соответствующих типов.
Программа групповых и индивидуальных занятий составлена с учётом и на основе::
-
Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в редакции от 22 августа 2004 г.
-
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089);
-
Письмо Минобразования РФ от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
-
Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»
-
Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
-
Приказ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». (Приказ МО от 31.03.2014 г. №253);
-
Письмо Минобрнауки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11или сайт http:/ vestnik. edu. ru).
-
Письмо МО России от 23.09.2003г №03-93 ин/13-03 «О введении элементов комбинаторики, статистики и теории вероятностей в содержание математического образования основной школы».
-
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утверждённая приказом Министерства образования РФ № 2783 от 18.07.2002г.
-
Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03- 1263).
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12. 2011 №2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год».)
Программа рассчитана на 17 часов в год (0,5 часа в неделю. Всего 34 недели).
Рабочая программа предполагает использование новых подходов в работе, направленных на формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности, направленной на актуализацию знаний по основным темам курса.
Занятия дополнительного курса, реализующего данную программу, должны:
-
В соответствии с запросами учащихся и их родителей помочь организовать работу по подготовке к успешной государственной итоговой аттестации по курсу математики по подготовке к ГИА с учётом разного уровня подготовленности учащихся (исходя из их текущей успеваемости и степени обученности по предмету, разного уровня сформированности метапредметных умений и навыков, разного уровня правовой культуры, разного интеллектуального уровня развития детей);
-
Конкретизировать содержание предметных тем Государственного стандарта;
Общая характеристика учебного предмета, курса:
Цель:подготовка учащихся 9 классов к успешной государственной итоговой аттестации по математике через актуализацию знаний по основным темам курса. Оказание индивидуальной и систематической помощи девятикласснику при повторении курса математики.
Задачи курса
-
Развивать умение находить и систематизировать, критически осмысливать информацию из различных источников, анализировать и обобщать полученные данные;
-
Способствовать углублению интереса к изучению математики;
-
Способствовать повышению мотивации к высокопроизводительной учебной деятельности;
-
Развивать умение применять знания для решения конкретных математических задач.
-
Повторить и обобщить знания по алгебре и геометрии за курс основной школы; подготовить обучающихся к экзаменам.
-
Расширить знания по отдельным темам курса математики; дать возможность проанализировать свои способности.
-
Помочь сориентироваться в выборе профиля для дальнейшего обучения.
От уровня подготовленности учащихся данного курса, степени их самостоятельности в самообразовании, инициативности зависит объём теоретического содержания занятий, но он не может быть ниже, определённого данной программой.
Принципы
Актуальность
Создание условий для подготовки учащихся к сдаче ГИА посредством актуализации их знаний.
-
Научность
Математика - это область человеческого знания, в которой изучаются математические модели; изучающая все возможные схемы их взаимодействий., методы их конструирования.
-
Системность
Курс строится от актуализации теоретических знаний к практическим их применениям , от решения частных задач (конкретных заданий первого уровня конкретной образовательной линии) к решению общих (уровень В, С).
-
Практическая направленность
Содержание занятий направлено на актуализацию знаний и развитие необходимых умений, помогающих как успешно пройти ГИА, так и применять их в повседневной социальной практике.
-
Обеспечение мотивации
-
развитие и поддержание интереса к математике как к науке;
-
прохождение данного курса способствует систематизации знаний по математикеи, тем самым, облегчает стартовые возможности для изучения предмета в старшей школе
-
Реалистичность
С точки зрения возможностей усвоения основного содержания программы - возможно освоение за 34 часа, и к тому же дополнительное обстоятельство, позволяющее реализовать данную программу - хорошая мотивация у учащихся для сдачи экзамена в форме ГИА.
-
Данный курс одновременно и ориентационный
Он расширяет кругозор, совершенствует знания и умения, удовлетворяет познавательный интерес школьников к математике, осуществляет теоретически-практическое знакомство учащихся с возможностью решения многих математических задач.
Основным результатом освоения данного курса учащимися 9 класса станет их готовность к успешной сдаче государственной итоговой аттестации, как теоретическая, так и практическая, моральная и психологическая.
Требования к уровню подготовки учащихся
Планируемые результаты обучения отражают следующие категории познавательной области:
Знание/понимание:
Владение термином; владение различными эквивалентными представлениями( например, числа); распознавание( на основе определений, известных свойств, сформированный представлений0; использование различных математических языков(символического, графического, вербального) переход от одного языка к другому; интерпретация.
Умение применять алгоритм: использование формулы как алгоритма вычислений; применение основных правил действий с числами, алгебраическими выражениями, решение основных типов уравнений, неравенств, систем, задач. Овладение общими универсальными приёмами и подходами к решению ГИА; Усвоят основные приёмы мыслительного поиска.
Умение решать математическую задачу: задания, при решении которых требуется применение (актуализация) системы знаний; преобразование связей между известными фактами; включение известных понятий, приёмов и способов решения в новые связи и отношения. Умение распознавать стандартную задачу в изменённой формулировке.
Применение знаний в жизненных, реальных ситуациях: задание, формулировка которых «облечена» в практическую ситуацию, знакомую учащимся и близкую их жизненному опыту.
Учащиеся выработают умения:
-
Самоконтроль времени выполнения заданий;
-
Оценка объективной и субъективной трудности заданий и соответственно, разумный выбор этих заданий
-
Прикидка границ результатов;
-
Приём «спирального движения» ( по тесту)
Основные виды деятельности учащихся:
-
индивидуальная самостоятельная работа по систематизации теоретических сведений по теме занятия в процессе предварительной подготовки к занятию (прочтение и осмысление теоретического материала, составление плана конспекта, схемы);
-
индивидуальная работа по выполнению заданий ГИА:
- решение тестовых заданий
Организационно-педагогические основы обучения:
Программа рассчитана учебный год.
Возраст детей: 9 класс
Режим работы: 1 раз в неделю по 0,5 часа.
Занятие может быть построено по плану:
-
Проверка домашней работы по теме (проверка, корректировка и систематизация знаний основного учебного предмета- формы разнообразные )
-
Коллективное решение типичных заданий
-
Проверка выполнения заданий
-
Индивидуальная работа
-
Проверка выполнения задания
-
Групповая или парная работа по заданиям группы С и дальнейшая коллективная проверка результатов
Функции групповых и индивидуальных занятий.
-
Совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;
-
Коррекция знаний по математике.
Формы и методы обучения
Для работы с учащимися используются следующие формы работы: лекции, практические работы, тестирование ( подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали» от простых типов заданий первой части до заданий второй части; работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое; работа с тренировочными тестами
Основной тип занятий комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся. Их темпа восприятия и уровня осмысления материала.
В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные рассчитанные на 10 -15 минут, контрольные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий.
Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.
Структура курса.
Курс рассчитан на 34 занятия. Программа групповых и индивидуальных занятий содержит три блока:
Первый блок: содержит алгебраические задания 1 части. Это задания с выбором ответа из четырёх предложенных вариантов, с кратким ответом и на установление соответствия между объектами двух множеств. В этом блоке проверяется владение основными алгоритмами, знание и понимание ключевых элементов содержания: математических понятий, их свойств, примеров решения задач и пр., отрабатывается
умение пользоваться математической записью, решать математические задачи, не сводящиеся к прямому применению алгоритма, а также применять математические знания в простейших практических ситуациях., комбинаторные задачи.
Второй блок: содержит геометрические задачи 1 части ГИА. В этом блоке повторяются основные геометрические сведения и отрабатывается навык решения геометрических задач.
Третий блок: содержит задания 2 части. Эта часть содержит 5 заданий повышенного и высокого уровней сложности из различных разделов курса математики( 2 задания по геометрии, 3 задания по алгебре). Задания направлены на проверку таких качеств математический подготовки девятиклассников как:
-
Уверенное владение формально - оперативным алгебраическим аппаратом;
-
Умение решать планиметрическую задачу, применяя различные теоретические знания курса геометрии;
-
Умение решать комплексную задачу. Включающую в себя знания из разных тем курса;
-
Умение математически грамотно и ясно записать решение. Приводя при этом необходимые пояснения и обоснования;
-
Владение широким спектром приёмов и способов рассуждений.
Включенный в программу материал предполагает повторение и углубленное изучение следующих разделов математики:
-
Числа и вычисления;
-
Проценты;
-
Выражения и их преобразования ;
-
Уравнения и системы уравнений;
-
Неравенства и системы неравенств;
-
Последовательность и прогрессии;
-
Функции;
-
Текстовые задачи;
-
Статистика и вероятность;
-
Геометрические задачи
Итоговое занятие предполагает проведение пробного тестирования по материалам ГИА.
Контроль и система оценивания
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических и лабораторных работ. Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности.
Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации (сдачи экзамена по алгебре в форме малого ЕГЭ).
Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе
Содержание программы курса
1. Числа и вычисления: Числа: натуральные, рациональные, иррациональные. Соответствия между числами и координатами на координатном луче. Сравнение чисел. Стандартная запись числа. Сравнение квадратных корней и рациональных чисел. Текстовые задачи на дроби, отношения, пропорциональность. Округление чисел.
2. Прценты: понятие процента. Текстовые задачи на проценты.
3. Выражения и их преобразования: Выражения, тождества. Область определения выражений. Составление буквенных выражений, по задачам и по чертежам. Одночлены. Многочлены. Действия с одночленами и многочленами. Формулы сокращённого умножения. Разложение многочлена на множители. Сокращение алгебраических дробей. Преобразование числовых выражений, содержащих квадратные корни.
4.Уравнения, системы уравнений: Уравнения с одной переменной. Квадратные уравнения. Исследование квадратных уравнений. Дробно - рациональные уравнения. Уравнения с двумя переменными. Системы уравнений. Задачи, решаемые с помощью уравнений или систем уравнений.
5. Неравенства, системы неравенств: неравенства с одной переменной. Системы неравенств. Множества решений квадратного неравенства.
6. Последовательности и прогрессии: Последовательности. Прогрессии. Рекуррентные формулы. Задачи, решаемые с помощью прогрессий.
7. Функции: функции, аргумент функции, область определения функции. Нули функции. Максимальное и минимальное значение функции. Чтение графиков функции. Особенности расположения в координатной плоскости графиков некоторых функций в зависимости от значения параметров, входящих в формулы. Зависимость между величинами.
8. Текстовые задачи: Задачи на « движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», не «работу», проценты. Составление уравнений к задачам.
9. Статистика и вероятность: Мода, медиана, среднее арифметическое. Статистические характеристики. Решение задач.
10. Геометрические задачи: Треугольники. Четырёхугольники. Равенство треугольников. Подобие треугольников. Формулы площади. Пропорциональные отрезки. Окружность. Углы.
11 обобщающее повторение. Решение задач к ГИА задач из материалов к ГИА
Календарно - тематическое планирование.
-
№ п/п
Тема
Количество часов
Дата по плану
Дата фактически
1.
Числа и вычисления
1
2.
Процент
1
3.
Выражения. Преобразование выражений
2
4.
Уравнения, системы уравнений
2
5.
Неравенства, системы неравенств
1
6.
Функции
1
7.
Текстовые задачи
2
8.
Геометрические задачи
1
9.
Последовательность и прогрессии
1
10.
Статистика и вероятность
1
11.
Обобщающее повторение. Решение заданий к ГИА
3
12.
Итоговое занятие.
1
Итого:
17
Учебно-методическое обеспечение курса
-
Алгебра: сб. заданий для подгот. к гос. итоговой аттестации в 9 кл. /[Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др.].- 6-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 239 с. : ил. - (Государственная итоговая аттестация). - ISBN 978-5-09-025176-1.
-
Алгебра: сб. заданий для подгот. к гос. итоговой аттестации в 9 кл. /[Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др.].- 5-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 239 с. : ил. - (Государственная итоговая аттестация). - ISBN 978-5-09-022180-1.
-
Алгебра: сб. заданий для подгот. к гос. итоговой аттестации в 9 кл. /[Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др.]. - 4-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2009. - 240 с. : ил. - (Государственная итоговая аттестация). - ISBN 978-5-09-018984-2.
-
Кузнецова Л. В., Суворова С. Б., Бунимович Е. А., Колесникова Т. В., Рослова Л. О. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Алгебра. 2010/ ФИПИ. - М.: Интеллект-Центр, 2010. - 128 с. ISBN 978-5-89790-622-2
-
ГИА-2010 : Экзамен в новой форме : Алгебра 9-й кл. : Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. Л.В. Кузнецова, СБ. Суворова Е.А. Бунимович и др. - М.: ACT: Астрель, 2010. - 61,[3) с. -(Федеральный институт педагогических измерений). ISBN 978-5-17-062425-6
-
И. В. Ященко, А. В. Семенов, П. И. Захаров Подготовка к экзамену по математике ГИА 9 (новая форма). - Методические рекомендации. - М., МЦНМО, 2009. - 240 с.
-
Алгебра. 9-й класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации-2010: учебно-методическое пособие / Под ред. Ф. Ф. Лысенко. -Ростов-на-Дону: Легион-М., 2009. - 240 с. (Итоговая аттестация)- ISBN 978-5-91724-020-6
-
Колесникова Т.В., Минаева С.С. Типовые тестовые задания 9 класс. М.: «Экзамен», 2011..
-
Мордкович А.Г. Алгебра. Часть 1. Учебник. 7- 9 классы. М.: «Мнемозина», 2009 г.
-
Алгебра. Решебник. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации-2010. Под ред. Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. -Ростов-на-Дону: Легион-М., 2009. - 256 с. (Итоговая аттестация)-
-
Глазков, Ю.А. ГИА. Алгебра. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Тематические тестовые задания / Ю.А. Глазков, М.Я. Гаиашвили. - М.: Издательство «Экзамен», 2010. -126, [2] с. (Серия «ГИА. 9 класс. Тематические тестовые задания»)
ISBN 978-5-377-03376-9 -
Минаева, С.С., Колесникова Т.В. ГИА 2010. Математика. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания / Минаева С.С., Колесникова Т.В. - М.: Издательство «Экзамен», 2010. - 62. [2] с. (Серия «ГИА. 9 кл. Типовые тестовые задания»). - ISBN 978-5-377-02963-2
-
Лаппо Л.Д., Попов М.А. Математика ГИА. 9 класс. Методическое пособие для подготовки./ М.: Издательство « Экзамен», 2011.
-
Кочагина М.Н., Кочагин В.В. « Малое ЕГЭ» по математике.9 класс: Подготовка учащихся к итоговой аттестации/М6 «Эксмо», 2007 - 192с. - мастер -класс для учителя. ISBN978 - 5- 699 -19809 -2
Ресурсное обеспечение образовательного процесса
gia.edu.ru/
ege.yandex.ru
egeurok.ru
samopodgotovka.com
egeigia.ru/
openclass.ru/
Материально -техническое обеспечение
Печатные пособия
Учебные таблицы «Алгебра-9»
Учебные таблицы «Алгебра 7-9»
Таблица квадратов
Раздаточные материалы «Функции и их графики»
Экранно- звуковые пособия
Компакт-диски
«Живая геометрия»
«Алгебра 7-9»
«Уроки алгебры Кирилла и Мефодия 9 класс»
Открытая математика.Планиметрия
Интерактивные уроки электронное пособие С.Н.Поздняков и др.
Динамическая геометрия 8 класс.
Динамическая геометрия 9 класс.
Электронный учебник-справочник. Алгебра 7-11 классы
Большая детская энциклопедия. Математика.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Набор геометрических тел «Стереометрия» Набор по геометрии по теме «Площадь» Набор линеек и треугольников для работы у доски