Урок математики в 10-м (профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»

Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок математики в профильном классе

Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»МБОУ «Актабанская средняя общеобразовательная школа»









Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»





Общеобразовательная область «Естествознание»



2015г

Пояснительная записка.

1.Направление работы : математика , углубленное изучение математики

2.Тема урока : Иррациональные уравнения.

3.Класс 10,количество учеников-15

4.Программа : Математика 5-11кл., авт.-сост.И.И.Зубарева,А.Г.Мордкович.-М.:Мнемозина,2007г.

5.Учебник : Алгебра и начала анализа 10кл. в 2 частях .А.Г.Мордкович,П.В Семенов профильный уровень М:Мнемозина2010г.

6.Количество часов в неделю: Модуль «Алгебра и начала анализа»-4 часа в неделю

7.тема и номер урока в теме:Урок №3 Иррациональные уравнения

8.Цель урока: Отработать навыки решения иррациональных уравнений
- обучающие: Систематизировать, расширить и углубить знания, умения учащихся применять различные методы при решении иррациональных уравнений. Обобщить и закрепить методы решения иррациональных уравнений. Познакомить с новым нестандартным методом решения иррациональных уравнений - мажоранта
-развивающие: Развитие операций мышления (обобщение, анализа, выделение существенного). Развитие внимания. Способствовать развитию самоанализа своей деятельности, развивать умение работать по алгоритму
-воспитательные: способствовать развитию коммуникативных способностей работе в группе, способствовать развитию умения слушать и слышать товарища в индивидуальной и групповой работе. 9.Тип урока: урок -практикум
10.Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный
11.Формы работы учащихся: индивидуальная, работа в группе, фронтальная
12.Необходимое техническое оборудование - интерактивная доска, компьютер,
13.Тип урока: закрепление изученного материала
14.Планируемые результаты: научиться на практике находить оптимальное решение иррациональных уравнений

15. Необходимость разработки данного урока было продиктовано рядом объективных причин.Во первых

иррациональным уравнением выражаются формулы, описывающие многие физические процессы:
1.равноускоренное движение
2.1 и 2 космические скорости
3.среднее значение скорости теплового движения молекул
4.период радиоактивного полураспада и другие.
5. иррациональные уравнения использует статистика

Во-вторых изучению этой темы в программе средней школы отводится минимум часов, что не соответствует объему необходимого для усвоения материала, иррациональные неравенства же изучаются только в ознакомительном порядке. Однако каждый вариант заданий ГИА и ЕГЭ содержит не менее 2-х заданий по данной теме, что составляет от 5,4% до 14% всей работы, и они довольно часто становятся "камнем преткновения". Так как при решении иррациональных уравнений и неравенств в школе применяются тождественные преобразования, то чаще всего возникают ошибки, которые обычно связаны с потерей или приобретением посторонних корней в процессе решения. Поэтому необходимо рассмотреть такие ситуации, показать, как их распознавать и как с ними можно бороться. Цель данной работы: разработать методику обучения решению иррациональных уравнений и неравенств в школе, а также выявить возможности использования общих методов решения уравнений при решении иррациональных уравнений и неравенств.



Урок математики в 10-м классе по теме: «Иррациональные уравнения»

Цель урока: систематизация и актуализация знаний, умений и навыков, полученных в процессе решения всех типов иррациональных уравнений с использованием свойств уравнений и общих методов решений. Познакомить с новым нестандартным методом решения иррациональных уравнений - мажоранта. Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ.

Задачи:
- обучающие: Систематизировать, расширить и углубить знания, умения учащихся применять различные методы при решении иррациональных уравнений. Познакомить с новым нестандартным методом решения иррациональных уравнений - мажоранта. Подготовиться к тесту по теме «Обобщение понятия корня n- й степени»
-развивающие: способствовать развитию самоанализа своей деятельности, развивать умение работать по алгоритму Продолжить учиться самостоятельной работе с разными источниками информации, отбору необходимого, сравнению и установлению связей между известными фактами и явлениями., Продолжить формирование навыков анализа полученной информации.
-воспитательные: способствовать развитию коммуникативных способностей работе в группе, способствовать развитию умения слушать и слышать товарища в индивидуальной и групповой работе .

Оборудование: ПК, тесты, карточки с заданиями, документкамера,

интерактивная доска, мультимедиа, электронный диск «Интерактивная математика10-11кл»,

План урока

I этап. Мотивационно - ориентировочный

Организационный момент

II этап. Актуализация знаний учащихся

1.Задачи на внимание

2.Теоретическая разминка

3.Проверка домашнего задания(документкамера)

III этап. Основной

1.Электронный диск «Интерактивная математика10-11класс»

2.Решение иррациональных уравнений

3. Познакомить с новым нестандартным методом решения иррациональных

уравнений - мажоранта

4. задачи в «картинках»

5. Работа по таблицам

6. Решение задач из части С по книге «Единый государственный экзамен

IV этап. Тестирование

1.Тест

V этап. Заключительный

1.Подведение итогов урока

2.Домашнее задание

3.Рефлексия

Ход урока

«Политика существует для данного момента, а уравнения будут существовать вечно".

Эйнштейн

I этап. Мотивационно - ориентировочный.

Организационный момент

Приветствие, психологический настрой на работу, постановка целей и задач урока. Запись даты и темы урока в тетрадях.

II этап. Актуализация знаний учащихся.

I. Для того, чтобы хорошо работать на уроке, нужен настрой. Начнем, как всегда, с задачи на внимание. Смотрим и запоминаем.

Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»

Учитель несколько секунд показывает карточку с заданием классу, а затем убирает её и задаёт вопросы:

Перечислите все корни, которые вы видели.

В какой геометрической фигуре расположен Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»?

Какого цвета эта окружность?

Квадратный корень из какого числа находится в квадрате?

Какого цвета этот квадрат?

Каким цветом записан Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»?

В какой геометрической фигуре он расположен?

2. Устная работа (Теоретическая разминка)

-Как называется уравнение, содержащее неизвестную под знаком корня?
Что требуется для полученных значений переменной при решении иррациональных уравнений? (проверка)


-Способ, которым проводится проверка решений иррациональных уравнений. (подстановка)


-Как называется знак корня?( радикал)


-Сколько решений имеет уравнение х2 = а, если а < 0? (ноль)


-Как называется корень второй степени? (квадратный)


-Сколько решений имеет уравнение х2=0. (одно)


-Корень какой степени существует из любого числа? (нечетной )


-Как называется корень третей степени? (кубический)


-Сколько решений имеет уравнение х2=а, если а >0 ? (два)


-Как называется корень уравнения, который получается в результате неравносильных преобразований? (постороннний)


-Как называется равенство двух алгебраических выражений? (уравнение)


-Как называют значение переменной, при котором уравнение обращается в верное числовое равенство (корень)


-Какая черта личности поможет при решении иррациональных уравнений? (трудолюбие)


-Какой должен быть взгляд на уравнения, что бы не вычисляя сказать ответ? (пристальный)


-Как называют уравнения, если они имеют одни и те же корни или не имеют корней вообще? (равносильные)


-Как называется иррациональное выражение, содержащее противоположное арифметическое действие? (сопряженное)

3 .Проверка домашнего задания через документкамеру (работа в парах-взаимопроверка)

Задание В-5(ЕГЭ). Иррациональные уравнения.

1.

Найдите корень уравнения Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения» (в текстовое поле запишите целое число или десятичную дробь).


2.

Найдите корень уравнения Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»(в текстовое поле запишите целое число или десятичную дробь).


3.

Найдите корень уравнения Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения» (в текстовое поле запишите целое число или десятичную дробь).


4.

Найдите корень уравнения Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения» (в текстовое поле запишите целое число или десятичную дробь).


5.

Найдите корень уравнения Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения» (в текстовое поле запишите целое число или десятичную дробь).


6.

Найдите корень уравнения Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения» (в текстовое поле запишите целое число или десятичную дробь).


7.

Найдите корень уравнения Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения» (в текстовое поле запишите целое число или десятичную дробь).


8.

Найдите корень уравнения Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения» . Если уравнение имеет более одного корня, в ответе запишите меньший из корней (в текстовое поле запишите целое число или десятичную дробь).


9.

Найдите корень уравнения Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения». Если уравнение имеет более одного корня, в ответе запишите меньший из корней (в текстовое поле запишите целое число или десятичную дробь).


III этап. Основной.

1.Электронный диск «Интерактивная математика10-11класс»

.Из предложенных уравнений назовите номера тех, которые являются иррациональными.

1) Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»=10;

2) Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»

3)Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»;

4) Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»;

5) Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»;

6) Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»;

7) Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»;

8) Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»;

2.Решим данные иррациональные уравнения. Ход решения объясняют у доски ученики.

1-ый ученик:

Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»

Возведём обе части уравнения в квадрат, получим:

Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»;

Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»;

Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения», Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»

Проверка.

Если Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения», то Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения», ЕслиУрок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения», то Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»,

10=10-верно. 10=10-верно.

Значит, Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»корень уравнения. Значит,Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»корень уравнения.

Ответ. -3;3.

2-ой ученик:

1-ый способ решения.

Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»,

Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»,

Возведём обе части уравнения в квадрат, получим:

Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»,

Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»,

Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения», Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»

Проверка.

Если Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения», то Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения», Если Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения», то Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»,

5 = 1 - неверно. 8 = 8 - верно.

Значит, Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»посторонний корень. Значит, Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»корень уравнения.

Ответ. Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения».

2-ой способ решения (объясняет учитель).

Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»,Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»

Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»

Может ли выражение в правой части быть отрицательным? Перейдём к смешанной системе:

Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»

Ответ. Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»

Уравнение 8) решаем самостоятельно (ученик за доской) с последующей проверкой.

Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»

Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»

Ответ. Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»

Вывод. 1) Решение иррациональных уравнений сводится к переходу от иррационального к рациональному уравнению путём возведения в степень обеих частей уравнения.

2) При возведении обеих частей уравнения в чётную степень возможно появление посторонних корней. Поэтому при использовании указанного метода следует проверить все найденные корни подстановкой в исходное уравнение

2..Работа по таблицам (у каждого ученика имеется таблица, по которой они решают устно названное учителем уравнение, проговаривая ход решения).

Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»

3. Решение задач из части С по книге «Единый государственный экзамен»
Решение подготовлено сильной ученицей дома .

С17. Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»
(Умножим обе части уравнения на выражение Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения», т.к. x = 2 не является корнем данного уравнения.)

4.Задания по карточкам

На карточках написаны иррациональные уравнения 12 типов. Устно объяснить методы решения этих уравнений (см. приложение)

Методы решения: возведение обеих частей в одинаковую степень (в квадрат) ;. общий множитель вынести за скобки и используя условие равенства нулю произведения, решить уравнения, конечно, учитывая ОДЗ.; : введение новой переменной; умножение обеих части уравнения на некоторое не обращающееся в нуль сопряженное выражение. метод оценки.;
5. Знакомство с методом мажорант.

Звучит музыка. Вы, конечно, узнали, что прозвучал музыкальный фрагмент к песне "День Победы" Давида Тухманова на слова Николая Харитонова. Эта песня посвящена Дню Победы в ВОВ нашего народа. Прозвучавшая музыка носит торжественный, жизнеутверждающий, "мажорный" характер.
В математике есть метод решения иррациональных уравнений, который называется метод мажорант. (словарь)
Слайд:
Мажоранта и миноранта - (от франц.), две функции, значение первой из которых не меньше, а второй не больше соответствующих значений данной функции.
^ Мажорирование - нахождение точек ограничения функции (словарь).
Метод мажорант - метод оценки левой и правой части уравнения.
Метод мажорант используется для решения уравнений повышенной сложности, которые соответствуют 3 части ЕГЭ.
Ведем запись в тетради. Пример решения иррационального уравнения методом мажорант.
слайд:
М - мажоранта.
Если f(х) = g(х)
и f(х) ≤ М и g(х) ≥ М,
то М = f(х) и М = g(х).
Пример: (объяснение у доски)
Решить уравнение: Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»=х2 - 6х + 11.
Решение:
О Д З: х - 2 ≥ 0 и 4 - х ≥ 0, т.е. х ≥ 2 и х ≤ 4. Значит 2 ≤ х ≤ 4.
Рассмотрим правую часть уравнения. Введём функцию у = х2 - 6х + 11.
Графиком функции является парабола с вершиной А(3;2).Наименьшее значение функции у(3) = 2.
Рассмотрим левую часть уравнения. Введём функцию g = Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения». С помощью производной найдём max функции, которая дифференцируема на (2;4).
g' = .Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»
g' = 0, еслиУрок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»= 0,
Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»
2х = 6,
х = 3.

Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»

Имеем g = Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»≤2.
В результате у (3) ≥2, g (3) ≤ 2, отсюда у (3) = 2 и g (3) = 2. Из этих условий составим систему уравнений:
Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»
Решение этой системы х = 3. Это подтверждает проверка.
И так, по какому алгоритму решаются уравнения методом мажорант?

Слайд :
Метод мажорант
- Оценим левую часть
- Оценим правую часть
- Составим систему уравнений
- Сделаем вывод
- Проверка

IV этап. Тестирование

1.Тест

Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»

Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»

2.Задачи в картинках


Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»

V этап. Заключительный.

Подведение итога урока. На сегодняшнем уроке повторили все об иррациональных уравнениях: определения, основные свойства,методы решения,познакомились с новым методом решения -мажорант, рассмотрели решения некоторых уравнений, включенных во 2часть заданий ЕГЭ.

Активными на уроке были …

Немного поработать еще придется …

Домашнее задание.

  1. № 599 (3), № 614 (2)

  2. Повторить решение систем уравнений с двумя неизвестными.

  3. Решение заданий из книги для подготовки к ЕГЭ,варианты 1-10,№3,8.

«Да, мир познания не гладок.

И знаем мы со школьных лет

Загадок больше, чем разгадок

И поискам предела нет!»

. Задания по карточкам


На карточках написаны иррациональные уравнения 12 типов. Устно объяснить методы решения этих уравнений.

I тип. Уравнения, содержащие одинаковые радикалы.


  1. Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»


  2. Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»


  3. Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»


Метод решения: возведение обеих частей в одинаковую степень (в квадрат).


II тип. В левой части уравнения - произведение корней, а в правой - выражение с переменной или положительное число.

1.Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»

2.
Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»

3.
Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»


Метод решения: возведение обеих частей уравнения в квадрат при условии, что правая часть положительна.


III тип. Обе части уравнения содержат одинаковые множители.


  1. Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»


  2. Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»


  3. Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»


Метод решения: общий множитель вынести за скобки и используя условие равенства нулю произведения, решить уравнения, конечно, учитывая ОДЗ.


IV тип.


  1. Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»


  2. Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»


  3. Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»


Метод решения: введение новой переменной.


V тип.


  1. Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»


  2. Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»


Метод решения: выделение полного квадрата в подкоренном выражении.


VI тип.

Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»

Метод решения: возведение в квадрат, учитывая ОДЗ.


VII тип.

Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»

Метод решения: возведение в квадрат, учитывая, что правая часть неотрицательна.


VIII тип.


  1. Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»


  2. Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»


Метод решения: введение новой переменной или применение формулы сокращенного умножения.


IX тип.

Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»

Метод решения: иррациональное уравнение можно упростить, умножив обе части уравнения на некоторое не обращающееся в нуль сопряженное выражение.


X тип.

Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»

Метод решения: делим данное уравнение на Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения», т.к. x = 0 не является корнем данного уравнения, затем введем новую переменную.


XI тип.

Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»

Метод решения: подкоренное выражение разлагаем на множители, причем один из множителей у них общий.


XII тип.

Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»

Метод решения: метод оценки.


III. Решение задач из части С по книге «Единый государственный экзамен»


Решим следующие уравнения.

С17. Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»

Указание. Умножим обе части уравнения на выражение Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения», т.к. x = 2 не является корнем данного уравнения.


С18. Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»

Указание. Используем формулу

Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»


С29. Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»

Указание. Умножим числитель и знаменатель левой части на Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения».


С58. Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»

Указание. Привести уравнение к виду:

Урок математики в 10-м(профильном) классе по теме: «Иррациональные уравнения»








© 2010-2022