Из опыта работы по теме Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы учителя Петерфельдской средней школы Онищенко А.Н.

Из опыта работы по теме Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики



«Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха»

Сухомлинский

Моя методическая проблема, над которой я работаю это «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики». (1 слайд)

(2 слайд )Слово «школа» переводится с латинского как «лестница». Для чего предназначены её крутые ступени! Для восхождения человека в Храм Знания. А уж затем ступени «обучение», «развитие» и «воспитание» поведут ученика к вершинам знания. А путь к вершине достаточно труден. Это прежде всего труд как учителя так и ученика.

Математика наука серьёзная. И если есть возможность вести в изучение элементы игры, то всегда нужно воспользоваться этой возможностью.

В процессе обучения необходимо систематически развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

(3 слайд) Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроке, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.

Игра - творчество, игра - труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.

Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Дидактические игры-упражнения, проводятся как на уроке, так и во внеурочной учебной работе. Они занимают 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях.

Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки.

Дидактическая игра - это не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. (4 слайд)

(5 слайд)Без пробуждения интереса, без стремления ученика добиться какого то результата собственными усилиями мало пользы.

(6 слайд) "Учение, лишенное всякого интереса
и взятое только силой принуждения,
убивает в учении охоту к овладению
знаниями. Вместе с тем, учение требует
и черновой работы и волевого усилия"
К. Д. Ушинский

Примеры дидактических игр на уроках

«Соревнование художников»

На доске или листах записаны координаты. Учащиеся в тетрадях чертят координатную плоскость, отмечают координаты и соединяют их последовательно между собой. Получается рисунок. Побеждают те учащиеся, у которых получается правильный рисунок.



«Посади десантника»

На доске начерчена координатная прямая. Сверху закреплены магнитами парашютисты-десантники. Учитель называет координаты где должны приземлиться десантники, а ученик должен точно их приземлить в указанную точку.

Аналогичные игры «Найди ориентир», «Сбей шарик»

«Кто сидит выше»

На магнитной доске начерчена вертикальная координатная прямая. На ней нет цифр. На доске записаны координаты «белки» и «дятла». Нужно сравнить их координаты, а затем с помощью магнитов посадить их на свои места и визуально убедиться, кто из них сидит выше. Б(3,1) Д(-4,5) и т. д.

«Морской бой» или «Воздушный бой»

На координатной плоскости прикрепляются самолёты, корабли, подводные лодки. Чтобы сбить цель нужно правильно назвать координаты. Указкой показывается силуэт корабля. «Наводчик» называет координаты. «Орудийный расчёт»- все ученики «стреляют» т. е. поднимают белую или чёрную карточки.

Цель считается поражённой, если все члены команды дают правильный ответ.

«Математическая эстафета»

На координатных плоскостях отметить координаты точек для каждого ряда.

По команде учащиеся по одному выходят к доске, ставят точку первой координаты, затем передают мел своему товарищу по ряду и т. д.

Выигрывает та команда, которая быстро и правильно выполнит своё задание.

(Все точки должны быть соединены последовательно).

«Вычисли путь корабля»

На магнитной доске координатная плоскость. Магнитом крепится силуэт корабля. Учитель меняет координаты корабля. Учащиеся определяют местоположение корабля. Затем все точки соединяют и получают график пути корабля.

«Математический волейбол» (аналогично баскетбол, футбол)

Играют два ряда. Каждый ряд команда, которая задаёт вопрос, т. е. «бросает мяч в сторону соперников». «Мяч» должен быть отбит в течение 2-3 с. Ученик, который отбил мяч задаёт свой вопрос соперникам. Если на вопрос не дан ответ, то этой команде засчитывается поражение и команда соперница вновь задаёт вопрос. Игра длится 5-7 мин.

«Полёт на Луну»

На игровом поле нарисованы силуэты Земли и Луны. С Земли на Луну устремляются ракеты. На каждой ракете записаны задания. Нужно решить пример и найти свой ответ на луне, т. е. найти место посадки. Если ответ не верен и место посадки не найдено, то «космонавт» не справился с управлением и улетел в космос. Решения учащиеся выполняют на листочках и сдают учителю, чтобы проанализировать ошибки и «погибших космонавтов».

«Холодно жарко»

У каждого ученика по две карточки :красная и синяя. Учитель называет примеры на сложение, вычитание, умножение и деление чисел с разными знаками. Если в результате вычислений должен получиться знак «+» учащиеся поднимают красную карточку, если «-» поднимают синюю карточку.

Те учащиеся, которые не правильно подняли карточки, работают по учебнику:

Учат правило, а затем отрабатывают либо у доски, либо в тетрадях.

«Математическая атака»

На доске три ряда примеров по определённой теме. Каждый ученик самостоятельно отражает атаку примеров. По количеству и качеству решённых примеров ставится оценка.

«Лото»

У каждого ученика лежат карточки с ответами на примеры, которые задаёт учитель. Учитель называет пример, а ученик закрывает ответ на карточке фишкой. Правильность ответов можно проверить визуально, пройдя между рядами. Например в результате вычисления могут быть закрыты ответы по диагонали, по вертикали или верхний ряд и т. д.

«Математическое домино»

Для игры нужно подготовить карточки. Каждая карточка делится на половинки. На одной половине записывается задание, на другой ответ, но к другому примеру. Одна карточка имеет в обеих половинах задание - это начальная карта. Ещё две карточки только с ответами. Играющие должны составлять цепочку карточек так, чтобы за заданием шёл ответ, т. е. по игре «домино» . Можно на карточках написать формулы и их названия.

«Цепочка»

На доске для каждого ряда написаны примеры. Учащиеся по очереди выходят и каждый выполняет своё действие. Выполнять нужно очень внимательно, чтобы не допустить ошибок, иначе цепочка будет разорвана и не получится правильный ответ.

«Какие цифры закрыты»

На больших карточках записаны дроби, где некоторые цифры в числителе или знаменателе закрыты шторкой из бумаги. Нужно назвать какое число закрыто и обосновать свой ответ, после чего шторку поднимают.

«Хакеры»

Каждый ряд получает карточку с заданием. Сравнить числа и записать номер той пары чисел, в которой они ставят знак «меньше». Таким образом получается код.

Устные упражнения

«Игра для внимательных»

Между числами отсутствуют знаки «+» и «-» необходимо как можно быстрее расставить знаки таким образом, чтобы получилось число 12.

2*6*3*4*5*8=12

9*8*1*3*5*2=12

8*6*1*7*9*5=12

3*2*1*4*5*3=12

7*9*8*4*3*5=12

«Будь внимателен»

Решить примеры и вписать букву, соответствующую ответу. В результате получается слова

2,5

1,5

6,12

3,84

2

4


П)1,8*3,4 Р)2,6:1,3 Г)8,5:3,4 А)9,6*0,4 Е)5,4:3,6 Д)6,4:1,6

Ответ ГЕПАРТ (Гепард охотится в одиночку. За добычей бежит со скорость 100 км/ч. Быстро устаёт, если за 1 мин не догонит добычу, то прекращает охоту.)

«Составь ряд»

Каждый ряд получает карточку с заданием. Задача учащихся: округлить дробь до сотых. После округления всех дробей последнему игроку нужно записать полученные числа в порядке возрастания. Побеждает тот, кто выполнил всё правильно и быстро.

Оформление карточки:

Округлите до сотых: 1)2,0567≈ 5)2,0455≈

2)8,7613≈ 6)2,1432≈

3)9,5731≈ 7)5,7683≈

4)1,7164≈ 8)8,7658≈

«Восстанови цепочку»

В пустые клетки нужно вписать ответ примера:

4,4-0,8= :9= *25=-8,3= *10= +0,83=

Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.

Для некоторых учащихся, не испытывающих интереса к математике, дидактические игры могут послужить отправной точкой в возникновении этого интереса.

Дидактическая игра на уроке создаёт положительный эмоциональный фон и существенно активизирует учебно-познавательную деятельность школьников.

(7 слайд) Одним из активных методов на уроке считается создание проблемных ситуаций, который намного улучшает усвоение материала учениками и развивает в них внимательность, гибкость ума, следствием чего является высокая активность учащихся на уроках. Необходимо давать возможность ученику экспериментировать и не бояться ошибок.

Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий обеспечивающих успех, на пути от незнания к знанию, от неумения к умению.

К таким условиям можно отнести процесс решения нестандартных, логических задач, задач-головоломок, на соображение и догадку.

Следующий момент занимательности - это смекалка. Смекалка - особый вид проявления творчества. Она выражается в результате анализа сравнений, обобщений, установление связей, аналогии, выводов и умозаключений. Эти качества можно и нужно развивать в процессе обучения.

Необходимо научить школьников мыслить творчески, пользоваться интуицией и не бояться не стандартных решений, чтобы потом вступая во взрослую жизнь, они смогли свободно ориентироваться в нашей быстро меняющейся реальности.

(8 слайд) Только таким путём мы получим знающую, умеющую, самостоятельную, инициативную, творческую личность, которая сможет пройти в Храм Знаний и устремиться в светлое Будущее.

Спасибо за внимание! (9-10 слайд)



© 2010-2022