- Преподавателю
- Математика
- Вычитание
Вычитание
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Цыганова О.А. |
Дата | 09.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект урока по математике
Тема: «Вычитание».
Класс: 6Б
Дата: 6.03.12
Цели урока:
Образовательная: отрабатывать умение вычитать числа с одинаковыми и разными знаками;
Развивающая: развивать у детей уверенность в своих силах, память;
Воспитательная: прививать у учащихся познавательный интерес.
Тип урока: урок усвоения навыков и умений.
Оборудование: учебник.
Литература:
1. Виленкин Н.Я. Математика: Учеб. для 6 класса общеобразоват. учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А.С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. - 18-е изд. - М.: Мнемозина,2011. -288с.
2. Саранцев Г.И. Упражнения в обучении математике. - М.: Просвещение, 1995.- 240с.
План урока
-
Организационный момент (1 мин)
-
Актуализация знаний (5 мин)
-
Проверка домашнего задания (5 мин)
-
Закрепление изученного материала (15 мин)
-
Самостоятельная работа (15 мин)
-
Подведение итогов урока (3 мин)
-
Домашнее задание (1 мин)
Ход урока
-
Организационный момент
Учитель: Все приготовились к уроку. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Тема нашего урока: «Вычитание». Сегодня на уроке мы продолжим складывать и вычитать положительные и отрицательные числа. Будем отрабатывать умение вычитать числа с одинаковыми и разными знаками.
-
Актуализация знаний
Учитель: Давайте повторим правила. Как сложить два отрицательных числа?
Ученик: Чтобы сложить два отрицательных числа, надо: 1) сложить их модули; 2) поставить перед полученным числом знак - .
Учитель: Может ли при сложении отрицательных чисел получиться нуль?
Ученик: Нет, не может, потому что всегда получается отрицательное число.
Учитель: Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками.
Ученик: Чтобы сложить два числа с разными знаками, надо: 1) из большего модуля слагаемых вычесть меньший; 2) поставить перед полученным числом знак того слагаемого, модуль которого больше.
Учитель: Сформулируйте правило вычитания.
Ученик: Чтобы из данного числа вычесть другое, надо к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому.
Учитель: Запишите на доске данное правило в виде соответствующего буквенного равенства.
Ученик: a - b = a + (-b).
+
5 - 6Учитель: Задание на доске (устно).
Найти сумму чисел 5 и (-6), записанных в 1 и 2 клетках. Результат записать в третью клетку.
5 + (-6) = - 1
Далее находим сумму последних двух чисел. Какие это числа?
Ученик: - 6 и (- 1).
Учитель: Как мы будем складывать эти два числа?
Ученик: Это два отрицательных числа. Чтобы сложить два отрицательных числа, надо: 1) сложить их модули; 2) поставить перед полученным числом знак - .
+
5 - 6 - 1 - 7 - 8 - 15 - 23 - 38Учитель: В результате у нас с вами получилась такая стрела.
-
5 6Учитель: Следующее задание. Найти разность чисел. В тетрадях и у доски.
Ученик: Запись на доске и в тетрадях
5 - 6 = 5 + (-6) = - (6 - 5) = -1.
6 - (-1) = 6 + 1 = 7
- 1 - 7 = -1 + (-7) = - 8
7 - (- 8) = 7 + 8 = 15
- 8 - 15 = - 8 + (-15) = - 23
15 - (- 23) = 38
-
5 6 - 1 7 - 8 15 - 23 38Учитель: В результате у нас с вами получилась такая стрела.
-
Проверка домашнего задания
Учитель: А сейчас давайте проверим, как вы справились с домашним заданием. Вам был задан №1109. По цепочке устно с комментированием проверяем.
Ученик: №1109 Выполните действия: а) 26 - (-5) = 26 + 5 = 31
б) - 4 + (-18) = - (4+18) = -22
в) 14 - (-18) = 14 + 18 = 32
г) 4,7 - 8,1 = 4,7 + (-8,1) = - (8,1 - 4,7) = - 3,4
д) - 3,3 + 9,6 = 9,6 - 3,3 = 6,3
е) 7 - (-4,9) = 7 + 4,9 = 11,9
ж) - 5 - (-2,9) = - 5 + 2,9 = - (5 - 2,9) = - 2,1
з)
и)
к)
л)
м)
н)
о)
п)
-
Закрепление изученного материала
Запись на доске
В классе: №1091 (л - т), 1092 (а-г).
Учитель: Выполняем упражнение №1091 (л-т) по цепочке с комментированием у доски.
Запись на доске и в тетрадях
Ученик: №1109. Выполните вычитание:
л) - 0,21 - 0 = - 0,21
м)
н)
о)
п)
р)
с)
т)
Учитель: А теперь давайте вспомним как решать уравнения. Выполняем №1092.
Запись на доске и в тетрадях
Ученик: №1092. Решите уравнение и выполните проверку:
а) - 2 + x = 4,3 б) 8,1 + y = - 6
x = 4,3 - (-2) y = -6 - 8,1
x = 4,3 + 2 = 6,3 y = - 14,1
Проверка: Проверка:
- 2 + 6,3 = 4,3. 8,1 + (-14,1) = - 6
в) 5 - x = 1,7 г) 4 - y =
x = 5 - 1,7 y = 4 - ()
x = 3,3 y = 6
Проверка: Проверка:
5 - 3,3 = 1,7. 4 - 6 =
-
Самостоятельная работа
Учитель: Сейчас давайте выполним самостоятельную работу. А потом проверим ее. (Учитель раздает карточки)
Вам даны 4 выражения. Задание: найти значения данных выражений. Результат каждого из выражений закодирован определенной цифрой от 0 до 9. Вы решаете, и результат каждого из выражений ищете среди предложенных вариантов ответа. В результате у вас получится 4-х значное число. Например: 5328. Вы обменяетесь с соседом тетрадями и проверите друг друга.
Карточка 1
-
(1)
-
(0)
-
(8)
-
(9)
Карточка 2
-
(1)
-
(0)
-
(8)
-
(9)
Учитель: Какое число получилось в результате?
Ученик: 1089.
Учитель: Молодцы, верно.
-
Итог урока
Учитель: Сегодня на уроке мы отрабатывали умение вычитать числа с одинаковыми и разными знаками. Сформулируйте правило вычитания.
Ученик: Чтобы из данного числа вычесть другое, надо к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому.
Учитель: Каким действием можно заменить вычитание числа a из числа b?
Ученик: Вычитанием. a - b = a + ( - b).
-
Домашнее задание
п. 34, №1098, 1099.
№1098. Выполните сложение:
а) 3,8 + (-8,9) = - (8,9 - 3,8) = - 5,1
б) -3,4 + 2,5 = - (3,4 - 2,5) = - 0,9
в)
г)
д)
е)
№1099. Найдите значение выражения:
а) 3,75 + (-2,11) + 1,36 = 3;
1) 3,75 + (-2,11) = 3,75 - 2,11 = 1,64;
2) 1,64 + 1,36 = 3.
б) - 4,27 + (- 3,11) + (- 0,62) = - 8;
1) - 4,27 + (- 3,11) = - (4,27 + 3,11) = - 7,38;
2) - 7,38 + (- 0,62) = - (7,38 + 0,62) = - 8.
Самоанализ урока
Урок на тему: «Вычитание» был проведен Лемясевой Надеждой Александровной в 6 «Б» классе школы № 27 г. Саранска. Этот урок - второй в изучении темы: «Вычитание». Тип урока: урок усвоения навыков и умений.
Были поставлены следующие цели:
Образовательная: отрабатывать умение вычитать числа с одинаковыми и разными знаками;
Развивающая: развивать у детей уверенность в своих силах, память;
Воспитательная: прививать у учащихся познавательный интерес.
Подготовка к уроку была основательной: была проведена консультация с учителем предметником и методистом по математике, изучено содержание учебного материала по теме в учебнике, были поставлены цели урока путем ознакомления с программой и методическими указаниями по теме; я ознакомилась с поурочными разработками для проведения урока; выбрала методы и средства обучения; определила темп обучения на уроке.
Учащиеся в свою очередь были хорошо подготовлены к уроку: рабочее место соответствовало уроку, выучили необходимые к уроку правила, выполнили домашнее задание. Классное помещение было подготовлено к уроку. Все необходимые данные были записаны на доске.
Урок включал следующие этапы:
-
Организационный момент (1 мин)
-
Актуализация знаний (5 мин)
-
Проверка домашнего задания (5 мин)
-
Закрепление изученного материала (15 мин)
-
Самостоятельная работа (15 мин)
-
Подведение итогов урока (3 мин)
-
Домашнее задание (1 мин)
Этапы были определены грамотно, на каждом из них было выделено главное. На первом этапе необходимо было установить следующее, помимо взаимного приветствия учителя и учащихся: готовность помещения и рабочих мест к уроку. Проверка ранее усвоенных знаний прошла на втором этапе в форме фронтального опроса и устных заданий, записанных на доске. Основная цель третьего этапа - проверка домашнего задания, которая должна пройти быстро и дать четкую картину о том, как класс усвоил предыдущий материал. Поэтому на данном этапе содержание и результаты выполненных заданий проверяются методом чтения числовых результатов. Следующий этап - закрепление изученного материала. Были выполнены упражнения из учебника. На пятом этапе была проведена небольшая самостоятельная работа с взаимопроверкой, таким образом, реализована парная работа учащихся на уроке. Шестой этап заключался в подведении итогов урока. На этом этапе учащиеся совместно со мной обобщили всё, что изучено по данной теме. На последнем этапе я задала домашнее задание, комментируя каждый номер. Считаю, что все этапы урока были успешно реализованы.
Урок был плодотворным, насыщенным и интересным. На уроке сочетались коллективная и парная формы работы. Первый вид работы осуществлялся на этапе проверки знаний учащимися фактического материала. Второй - при выполнении небольшой самостоятельной работы. Я старалась в зависимости от способностей и успеваемости учащегося ясно и понятно формулировать наводящие вопросы, в некоторых моментах объяснить ученику то, чего он не понял; карточки с самостоятельной работой составила с разным уровнем сложности.
Объем фактического материала, используемого на уроке, был достаточно большой: два номера, задания на доске, самостоятельная работа, соответствующие выводы. Однако материал полностью соответствовал программе и уровню знаний учащихся.
Материал излагался научным языком. Предложения я старалась строить грамотными, четкими, понятными. Упражнения я стремилась подобрать в соответствии с целями урока. Считаю, что сделать это мне удалось.
На уроке были усвоены навыки и умения по теме. На этапах актуализации знаний и проверки домашнего задания был повторен материал прошлого урока. Учащиеся вспомнили, как производится вычитание. На уроке были решены два упражнения №1091, № 1092. Решение было комментированным, проговаривали правила. Номера были направлены на отработку умения вычитать числа с одинаковыми и разными знаками. Проверочная работа была парная и дифференцированная, что позволило выполнить ее ребятам с разным уровнем подготовки, сразу же проверить и провести самоанализ знаний учащихся.
На уроке использовались следующие методы:
-
обобщенно-репродуктивный метод (на этапе проверки знания учащимися фактического материала учащимся необходимо было воспроизвести изученные факты)
-
метод контроля (на этапе проведения самостоятельной работы)
Применение данных методов на этом уроке считаю целесообразным и правильным.
В обучении на уроке были достигнуты следующие принципы дидактики:
-
принцип научности (содержание урока соответствовало уровню современной науки, формировались представления у учащихся об общих методах научного познания);
-
принцип воспитания (на уроке учитывалась воспитательная цель - прививать у учащихся познавательный интерес);
-
принцип доступности (учитывались возрастные особенности учащихся, уровень их умственного развития);
-
принцип индивидуального подхода к учащимся был реализован на 5 этапе (карточки с самостоятельной работой для более сильных учащихся; при работе учащихся у доски к каждому из них я стремилась подойти индивидуально: учитывала темп их работы, способности, уровень развития).
На уроке прослеживалось стремление к развитию логического мышления. Для этого широко использовались наводящие вопросы, чтобы непросто подсказать учащемуся, как решать ту или иную задачу или проблему, а натолкнуть его на мысли, вызвать их логическую смену. В некоторой степени была реализована самостоятельность на уроке: многие учащиеся не ждали, когда будет решено у доски, а стремились решать сами, задавали вопросы в ходе решения (для реализации этого на доске были выписаны номера для тех, кто решает быстрее).
Познавательная активность поддерживалась беседой, неоднократным обращением к учащимся во время объяснения нового материала и его закрепления.
Для усвоения навыков и умений я разработала задания для устного счета, отобрала соответствующие упражнения из учебника и спрашивала учащихся у доски. Таким образом, в общей совокупности за работу на уроке выставлено 14 отметок.
Считаю, что поставленные цели были достигнуты на уроке. В конце урока были подведены итоги, выставлены отметки. Воспитательная ценность урока была заключена в том, что на уроке прослеживалось стремление не только обобщить пройденный материал и изучить новый, но и развить, заложить некоторые черты всесторонне развитого человека. На уроке культура выражения мыслей учащихся в устной и письменной речи, аккуратность, активность в работе.
Считаю, что урок был построен методически грамотно: наличие четкой структуры урока, реализация каждого этапа соответствующими методами, учет дидактических принципов и целей математического образования.
К детям я стремилась относиться к ним добродушно, реагировала на каждый их вопрос, содействовала при возникновении проблем в решении или в закреплении.
Учащиеся в свою очередь уважительно относились ко мне, принимали мою помощь. Также они стремились активно работать на уроке, отвечали на вопросы, внимательно слушали.
Считаю, что проведенный мною урок был эффективным: поставленные цели были достигнуты, все этапы реализованы, временные рамки были соблюдены.
Среди недостатков можно назвать следующий: отсутствие наглядности.
Достоинства урока: целесообразность методов, эффективность оценки уровня усвоения знаний учащимися, рациональный подбор упражнений, хороший темп урока, совокупность последовательных четких наводящих вопросов, организация парной и коллективной формы работы.