- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока Смешанные числа
Конспект урока Смешанные числа
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кандина Н.Н. |
Дата | 31.03.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Тема урока: Сложение и вычитание смешанных дробей.
Тип урока: Урок открытия и изучения новых знаний.
Цели и задачи урока:
-
изучение знаний по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел;
-
обучающие: построить алгоритм вычитания смешанных дробей, тренировать способность к его практическому применению, объяснять содержательный смысл вычитания смешанных дробей.
-
развивающие: развитие математического мышления, творческо-поисковой деятельности учащихся, математической речи, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
-
воспитательные: воспитание познавательной деятельности учащихся, активности, внимательности, самостоятельности
Формирование УУД:
-
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Формировать умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить пример;
-
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; высказывать свое предположение.
-
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
-
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование урока:
-
компьютер;
-
мультимедиа-проектор;
-
экран;
-
компьютерная презентация
Ход урока.
1.Самоопределение к учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
1. На данном уроке вы узнаете правило сложения и правило вычитания смешанных чисел, научитесь решать уравнения и различные задачи по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел». Сложение и вычитание смешанных чисел основано на свойстве действий этих чисел. При сложении можно использовать переместительное и сочетательное свойство, а при вычитании чисел можно использовать свойство вычитания числа из суммы и свойство вычитания суммы из числа.(слайд1)
2.Математическая разминка.(слайд2)
Ответьте на вопросы:
-
Чему мы научились на прошлых уроках? (Мы изучаем обыкновенные дроби).
-
Какими бывают обыкновенные дроби? (Правильные и неправильные дроби).
-
Какие операции с дробями мы научились делать? (сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями).
-
Как называются числа, содержащие дроби? (Смешанные числа).
-
А что мы умеем делать со смешанными числами? (представлять в виде неправильной дроби).
-
Как вы думаете, каков следующий шаг в изучении темы «Смешанные числа»? (Научиться выполнять действия со смешанными числами).
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 2
-
В тетрадях записать 3 вида дробей: 5 правильных дробей, 5 неправильных дробей и 5 смешанных чисел.
-
Запишите смешанные числа в виде неправильных дробей.
-
Выделите целую часть неправильных дробей.
-
Найдите значения выражений:(слайд 3)
а) ; в) ; д) ; е)
-
Замените звездочки такими числами, чтобы наименьший общий знаменатель дробей был равен одному из знаменателей:
-
а) ; в) ; д) ;
-
Ребята, какие действия с обыкновенными дробями мы провели? (Сложение и вычитание дробей).
-
Как сложить и вычесть дроби с одинаковыми знаменателями? (Проговаривают правило, ученик записывает на доске)
.
Попробуйте найти: (слайд4)
-
сумму
-
разность .
(На доске запишем несколько вариантов ответа).
3.Выявление причин затруднения и постановка цели
деятельности
Организация учебного процесса на этапе 3:
-
Какое задание вам нужно было выполнить? (Сложить и вычесть смешанные числа).
-
Какую цель мы поставим сегодня на уроке? (Научиться складывать и вычитать смешанные числа).
-
Итак, тема нашего урока «Сложение и вычитание смешанных чисел». Запишем тему в тетрадь.
-
А сейчас расскажите, как вы выполняли задание. (слайд5)
Первый вариант:
.
Второй вариант:
.
Объясните оба способа. Какой способ кажется вам более удобным?
Первый:
Второй:
Почему во втором случае удобно было представить в виде суммы ? Завершите оба решения.
Запишем правило (алгоритм) сложения и вычитания смешанных чисел. (слайд6)
Алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел.
-
Сложить (вычесть) целые части;
-
Сложить (вычесть) дробные части;
-
Записать ответ.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Работа в группах.
Задание: дополнить правило - алгоритм.
1) Вычислите рациональным, на ваш взгляд, способами
а) ; б) ; в) ; г) ; д) ;
е) ; ж) ; з) ; и) ; к) ;
Дополним алгоритм следующими пунктами. (слайд7)
4. Если необходимо, дробную часть сократить.
5. Если дробная часть неправильная, выделить из неё целую часть и прибавить к целой части результата.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Примеры на доске. Решаем, проговаривая(используем алгоритм). (слайд8)
1.Сложим целые части, получим 7 целых.
2.Сложим дробные части, получим
3.Запишем результат .
4. Дробь неправильная, выделим целую часть.
5. Прибавим к целой части результата, получим .
-
Работа в парах, с проверкой по образцу. (слайд9)
а) ; б) ; в) ; г) ; д) ;
е) ; ж) ; з) ; и) ; к)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Организация учебного процесса на этапе 6:
Ребята решают примеры. Отмечают правильность выполнения, анализируются причины ошибок и ошибки исправляются.(слайд10)
Эталон. (слайд11)
7. Включение в систему знаний и повторение.
1) Решите уравнения (слайд12)
а) ; б) ;
8. Итог.(слайд13)
-
Оценить ребят, поставить оценки.
-
Обсудить и записать домашнее задание.
9. Рефлексия учебной деятельности (слайд14)
Подведение итогов урока, учащиеся отвечают на вопросы:
-
Чем занимались на уроке?
-
Какое действие сложение или вычитание смешанных чисел вызывает затруднения?
-
На каком этапе алгоритма сложения, вычитания смешанных чисел применяются изученные ранее знания и какие?
Самоанализ
Анализ урока с точки зрения системно-деятельностного подхода.
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии - урок остаётся главной формой организации учебного процесса. Главное для учителя в новой системе образования - это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика - активный деятель.
Я остановлюсь на уроке который проводила в 6 классе по теме:
«Вычитание смешанных дробей»
Тип урока: Урок открытия и изучения новых знаний.
На уроке были поставлены следующие цели и задачи:
-образовательные: • построить алгоритм вычитания смешанных дробей, тренировать способность к его практическому применению, объяснять содержательный смысл вычитания смешанных дробей.
-развивающие: развитие математического мышления, творческо-поисковой деятельности учащихся, математической речи, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
-воспитательные: воспитание познавательной деятельности учащихся, активности, внимательности, самостоятельности
Цели урока были определены с учетом особенностей психического развития школьников 11-12 лет (ведущая деятельность - общение, стремление найти место среди одноклассников), особенностей класса (активность, увлеченность) и способности каждого ученика.
Реализовать цели предполагалось следующими средствами.
На учебном материале: учебник Математика.
5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений
2-е издание- М:Просвещение, 2011
раздаточный материал, мультимедиа проектор, компьютер, рабочие тетради учащихся.
В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Формировать умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить пример;
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; высказывать свое предположение.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
.
Планируемые результаты:
Предметные: знать правило вычитания смешанных дробей, когда дробная часть первой дроби меньше дробной части второй дроби и уметь применять его на практике. Умение оценить свою работу.
Метапредметные: способность планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение примеров.
Урок строится таким образом, что изученный ранее материал повторили по устным вопросам и выполнение письменных зданий, в каждом из которых требовалось от учащихся концентрации внимания и мобилизации знаний по ранее изученному материалу в данной теме. На уроке создала условия для возникновения внутренней потребности в изучении материала. Тему урока учащиеся формулируют самостоятельно, определяя при этом границы собственного знания и незнания и мотивирует учащихся, в определении цели урока с помощью постановки вопросов. На уроке использовала различные формы заданий, выполнение письменных заданий и постановки проблемной ситуации, которые привлекают внимание учащихся и выполняют решение поставленных целей урока.
Для организации урока была использована технология сотрудничества, учащиеся работали в парах и в группах. Главным звеном в технологии сотрудничества выступает учебно-коммуникативная ситуация, в разрешении которой включаются учащиеся. Содержание такой ситуации носит как предметный, так и социально значимый характер.
Данная технология позволила использовать репродуктивный метод обучения; частично-поисковый.
Урок был построен следующим образом:
1.Самоопределение к учебной деятельности.
Цели этапа:
Создать благоприятный психологический настрой на работу.
Включить учащихся в учебную деятельность.
Цель урока учащиеся формулируют самостоятельно, при помощи наводящих вопросов учителя. Данный этап был проведен и имел должный результат. Учащиеся активно работали и быстро справились с задачей.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Цели этапа:
Актуализация опорных знаний и способов действий.
Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: вычитание смешанных дробей.
Зафиксировать индивидуальные затруднения в деятельности, демонстрирующее недостаточность имеющихся знаний при вычитании смешанных дробей. Определили из предложенных примеров какой лишний? Пояснили почему? Этап прошел без затруднений.
3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности
Цели этапа:
Организация анализа возникшей ситуации и выявления места и причины затруднения.
Согласовать цель и тему урока.
После решения примеров в математической разминке задала вопросы. Какое значение вы получили в последнем примере? (При решении этого примера дети испытывают затруднения.) Почему у вас возникло затруднение? (Не умеем вычитать смешанные дроби, когда дробная часть первой дроби меньше дробной части второй дроби.) Зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия вычитания смешанных дробей, когда из дробной части первой дроби не вычитается дробная часть второй дроби. Этап прошел без затруднений и все учащиеся выделили данную проблемную ситуацию.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цели этапа:
Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока.
Организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действий, устраняющего причину выявленного затруднения.
Зафиксировать новый способ действий с помощью алгоритма.
Была использована работа в группах по составлению алгоритма, каждая группа представила свой алгоритм-правило. Были представлены два различных вида правил. На данном этапе учащиеся активно обсуждали в группах, каждый из них предложил какие-то действия. Работа в группе позволила учащимся двигаться и свободно общаться. Данный этап самый продолжительный по времени, это оправдывается эффективностью проделанной работы.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Цели этапа:
Решить типовые задания на новый способ действия.
На этом этапе учащиеся в форме коммуникации в парах решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух друг другу. Данный этап является первичным в закреплении новых действий, поэтому здесь необходимо точность выполнении действий, проверка была организована по образцу.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цели этапа:
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий.
На данном этапе использовала индивидуальную работу. Учащиеся самостоятельно выполняют здание и осуществляют взаимопроверку. Этот этап имеет эмоциональную направленность в создании ситуации успеха для каждого ученика, что позволяет им включиться в дальнейшую познавательную деятельность. Этап прошел качественно.
7. Включение в систему знаний и повторение.
Цели этапа:
Выявить границы применения нового знания.
Тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: выполнять вычитание смешанных дробей с разными знаменателями.
Учащиеся успешно справлялись с предложенными заданиями и проверяли правильность с помощью решения на интерактивной доске. Работа на интерактивной доске всегда проходит с желанием, стараются быстрее решить пример в тетради, чтобы решение продемонстрировать на доске.
8-9. Итог урока и рефлексия учебной деятельности.
Цели этапа:
Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.
На этом этапе снова акцентировала внимание учащихся на цели урока: умение использовать знания и применять их на практике. Цели были отработаны полностью и усвоены учащимися.
Использовала рефлексию с помощью смайликов, которые показали, что тему поняли полностью. Объяснено выполнение домашнего задания.
Я считаю, что мне удалось реализовать все поставленные цели и задачи. Ребятам было интересно и комфортно на уроке.
Используемая литература:
1. Математика, 6 класс, учебник, Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, Мнемозина, 2010 г.
2. Дидактические материалы по математике, 6 класс, А.С. Чесноков, К.И. Нешков, «Просвещение», 2001 г.
3. Математика, приложение к газете «Первое сентября», №23, 2001 г.
4.Дидактические материалы по математике 6 класс А.Г. Ванцян