Конспект урока Смешанные числа

Тема урока:  Сложение и вычитание смешанных дробей. Тип урока:   Урок открытия и изучения новых знаний. Цели и задачи  урока: ·        изучение знаний по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел; ·        обучающие:  построить алгоритм вычитания смешанных дробей, тренировать способность к его практическому применению, объяснять содержательный смысл вычитания смешанных дробей. ·        развивающие:  развитие математического мышления, творческо-поисковой деятельности учащихся, математической ре...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока Смешанные числаТема урока: Сложение и вычитание смешанных дробей.

Тип урока: Урок открытия и изучения новых знаний.

Цели и задачи урока:

  • изучение знаний по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел;

  • обучающие: построить алгоритм вычитания смешанных дробей, тренировать способность к его практическому применению, объяснять содержательный смысл вычитания смешанных дробей.

  • развивающие: развитие математического мышления, творческо-поисковой деятельности учащихся, математической речи, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

  • воспитательные: воспитание познавательной деятельности учащихся, активности, внимательности, самостоятельности

Формирование УУД:

  • Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Формировать умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить пример;

  • Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; высказывать свое предположение.

  • Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

  • Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование урока:

  • компьютер;

  • мультимедиа-проектор;

  • экран;

  • компьютерная презентация

Ход урока.

1.Самоопределение к учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1:

1. На данном уроке вы узнаете правило сложения и правило вычитания смешанных чисел, научитесь решать уравнения и различные задачи по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел». Сложение и вычитание смешанных чисел основано на свойстве действий этих чисел. При сложении можно использовать переместительное и сочетательное свойство, а при вычитании чисел можно использовать свойство вычитания числа из суммы и свойство вычитания суммы из числа.(слайд1)

2.Математическая разминка.(слайд2)

Ответьте на вопросы:

  1. Чему мы научились на прошлых уроках? (Мы изучаем обыкновенные дроби).

  2. Какими бывают обыкновенные дроби? (Правильные и неправильные дроби).

  3. Какие операции с дробями мы научились делать? (сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями).

  4. Как называются числа, содержащие дроби? (Смешанные числа).

  5. А что мы умеем делать со смешанными числами? (представлять в виде неправильной дроби).

  6. Как вы думаете, каков следующий шаг в изучении темы «Смешанные числа»? (Научиться выполнять действия со смешанными числами).

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 2

  1. В тетрадях записать 3 вида дробей: 5 правильных дробей, 5 неправильных дробей и 5 смешанных чисел.

  2. Запишите смешанные числа в виде неправильных дробей.

  3. Выделите целую часть неправильных дробей.

  4. Найдите значения выражений:(слайд 3)

а) Конспект урока Смешанные числа; в) Конспект урока Смешанные числа; д) Конспект урока Смешанные числа; е) Конспект урока Смешанные числа

  1. Замените звездочки такими числами, чтобы наименьший общий знаменатель дробей был равен одному из знаменателей:

  2. а) Конспект урока Смешанные числа; в) Конспект урока Смешанные числа; д) Конспект урока Смешанные числа;

  • Ребята, какие действия с обыкновенными дробями мы провели? (Сложение и вычитание дробей).

  • Как сложить и вычесть дроби с одинаковыми знаменателями? (Проговаривают правило, ученик записывает на доске)

Конспект урока Смешанные числа. Конспект урока Смешанные числа

Попробуйте найти: (слайд4)



  • сумму Конспект урока Смешанные числа



  • разность Конспект урока Смешанные числа.

(На доске запишем несколько вариантов ответа).

3.Выявление причин затруднения и постановка цели

деятельности

Организация учебного процесса на этапе 3:

  • Какое задание вам нужно было выполнить? (Сложить и вычесть смешанные числа).

  • Какую цель мы поставим сегодня на уроке? (Научиться складывать и вычитать смешанные числа).

  • Итак, тема нашего урока «Сложение и вычитание смешанных чисел». Запишем тему в тетрадь.

  • А сейчас расскажите, как вы выполняли задание. (слайд5)

Первый вариант:

Конспект урока Смешанные числа.

Второй вариант:

Конспект урока Смешанные числа.

Объясните оба способа. Какой способ кажется вам более удобным?

Первый: Конспект урока Смешанные числа

Второй: Конспект урока Смешанные числа

Почему во втором случае удобно было представить Конспект урока Смешанные числа в виде суммы Конспект урока Смешанные числа? Завершите оба решения.

Запишем правило (алгоритм) сложения и вычитания смешанных чисел. (слайд6)

Алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел.

  1. Сложить (вычесть) целые части;

  2. Сложить (вычесть) дробные части;

  3. Записать ответ.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 4:

Работа в группах.

Задание: дополнить правило - алгоритм.

1) Вычислите рациональным, на ваш взгляд, способами

а) Конспект урока Смешанные числа; б) Конспект урока Смешанные числа; в) Конспект урока Смешанные числа; г) Конспект урока Смешанные числа; д) Конспект урока Смешанные числа;

е) Конспект урока Смешанные числа; ж) Конспект урока Смешанные числа; з) Конспект урока Смешанные числа; и) Конспект урока Смешанные числа; к) Конспект урока Смешанные числа;

Дополним алгоритм следующими пунктами. (слайд7)

4. Если необходимо, дробную часть сократить.

5. Если дробная часть неправильная, выделить из неё целую часть и прибавить к целой части результата.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 5:

Примеры на доске. Решаем, проговаривая(используем алгоритм). (слайд8)

Конспект урока Смешанные числа

Конспект урока Смешанные числа

1.Сложим целые части, получим 7 целых.

2.Сложим дробные части, получим Конспект урока Смешанные числа

3.Запишем результат Конспект урока Смешанные числа.

4. Дробь Конспект урока Смешанные числанеправильная, выделим целую часть.

5. Прибавим к целой части результата, получим Конспект урока Смешанные числа .

  • Работа в парах, с проверкой по образцу. (слайд9)

а) Конспект урока Смешанные числа; б) Конспект урока Смешанные числа; в) Конспект урока Смешанные числа; г) Конспект урока Смешанные числа; д) Конспект урока Смешанные числа;

е) Конспект урока Смешанные числа; ж) Конспект урока Смешанные числа; з) Конспект урока Смешанные числа; и) Конспект урока Смешанные числа; к) Конспект урока Смешанные числа

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организация учебного процесса на этапе 6:

Ребята решают примеры. Отмечают правильность выполнения, анализируются причины ошибок и ошибки исправляются.(слайд10)

Конспект урока Смешанные числа

Конспект урока Смешанные числа

Конспект урока Смешанные числа

Конспект урока Смешанные числа

Конспект урока Смешанные числа

Конспект урока Смешанные числа

Эталон. (слайд11)

Конспект урока Смешанные числа

Конспект урока Смешанные числа

Конспект урока Смешанные числа

Конспект урока Смешанные числа

Конспект урока Смешанные числа

Конспект урока Смешанные числа

Конспект урока Смешанные числа

Конспект урока Смешанные числа

Конспект урока Смешанные числа

Конспект урока Смешанные числа

Конспект урока Смешанные числа

Конспект урока Смешанные числа

7. Включение в систему знаний и повторение.

1) Решите уравнения (слайд12)

а) Конспект урока Смешанные числа; б) Конспект урока Смешанные числа;

8. Итог.(слайд13)

  1. Оценить ребят, поставить оценки.

  2. Обсудить и записать домашнее задание.

9. Рефлексия учебной деятельности (слайд14)

Подведение итогов урока, учащиеся отвечают на вопросы:

  • Чем занимались на уроке?

  • Какое действие сложение или вычитание смешанных чисел вызывает затруднения?

  • На каком этапе алгоритма сложения, вычитания смешанных чисел применяются изученные ранее знания и какие?







Самоанализ

Анализ урока с точки зрения системно-деятельностного подхода.

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии - урок остаётся главной формой организации учебного процесса. Главное для учителя в новой системе образования - это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика - активный деятель.

Я остановлюсь на уроке который проводила в 6 классе по теме:


«Вычитание смешанных дробей»

Тип урока: Урок открытия и изучения новых знаний.

На уроке были поставлены следующие цели и задачи:

-образовательные: • построить алгоритм вычитания смешанных дробей, тренировать способность к его практическому применению, объяснять содержательный смысл вычитания смешанных дробей.

-развивающие: развитие математического мышления, творческо-поисковой деятельности учащихся, математической речи, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

-воспитательные: воспитание познавательной деятельности учащихся, активности, внимательности, самостоятельности

Цели урока были определены с учетом особенностей психического развития школьников 11-12 лет (ведущая деятельность - общение, стремление найти место среди одноклассников), особенностей класса (активность, увлеченность) и способности каждого ученика.

Реализовать цели предполагалось следующими средствами.

На учебном материале: учебник Математика.

5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений

2-е издание- М:Просвещение, 2011

раздаточный материал, мультимедиа проектор, компьютер, рабочие тетради учащихся.

В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Формировать умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить пример;

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; высказывать свое предположение.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

.

Планируемые результаты:

Предметные: знать правило вычитания смешанных дробей, когда дробная часть первой дроби меньше дробной части второй дроби и уметь применять его на практике. Умение оценить свою работу.

Метапредметные: способность планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение примеров.

Урок строится таким образом, что изученный ранее материал повторили по устным вопросам и выполнение письменных зданий, в каждом из которых требовалось от учащихся концентрации внимания и мобилизации знаний по ранее изученному материалу в данной теме. На уроке создала условия для возникновения внутренней потребности в изучении материала. Тему урока учащиеся формулируют самостоятельно, определяя при этом границы собственного знания и незнания и мотивирует учащихся, в определении цели урока с помощью постановки вопросов. На уроке использовала различные формы заданий, выполнение письменных заданий и постановки проблемной ситуации, которые привлекают внимание учащихся и выполняют решение поставленных целей урока.

Для организации урока была использована технология сотрудничества, учащиеся работали в парах и в группах. Главным звеном в технологии сотрудничества выступает учебно-коммуникативная ситуация, в разрешении которой включаются учащиеся. Содержание такой ситуации носит как предметный, так и социально значимый характер.

Данная технология позволила использовать репродуктивный метод обучения; частично-поисковый.

Урок был построен следующим образом:

1.Самоопределение к учебной деятельности.

Цели этапа:

Создать благоприятный психологический настрой на работу.

Включить учащихся в учебную деятельность.

Цель урока учащиеся формулируют самостоятельно, при помощи наводящих вопросов учителя. Данный этап был проведен и имел должный результат. Учащиеся активно работали и быстро справились с задачей.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цели этапа:

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: вычитание смешанных дробей.

Зафиксировать индивидуальные затруднения в деятельности, демонстрирующее недостаточность имеющихся знаний при вычитании смешанных дробей. Определили из предложенных примеров какой лишний? Пояснили почему? Этап прошел без затруднений.

3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности

Цели этапа:

Организация анализа возникшей ситуации и выявления места и причины затруднения.

Согласовать цель и тему урока.

После решения примеров в математической разминке задала вопросы. Какое значение вы получили в последнем примере? (При решении этого примера дети испытывают затруднения.) Почему у вас возникло затруднение? (Не умеем вычитать смешанные дроби, когда дробная часть первой дроби меньше дробной части второй дроби.) Зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия вычитания смешанных дробей, когда из дробной части первой дроби не вычитается дробная часть второй дроби. Этап прошел без затруднений и все учащиеся выделили данную проблемную ситуацию.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цели этапа:

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока.

Организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действий, устраняющего причину выявленного затруднения.

Зафиксировать новый способ действий с помощью алгоритма.

Была использована работа в группах по составлению алгоритма, каждая группа представила свой алгоритм-правило. Были представлены два различных вида правил. На данном этапе учащиеся активно обсуждали в группах, каждый из них предложил какие-то действия. Работа в группе позволила учащимся двигаться и свободно общаться. Данный этап самый продолжительный по времени, это оправдывается эффективностью проделанной работы.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Цели этапа:

Решить типовые задания на новый способ действия.

На этом этапе учащиеся в форме коммуникации в парах решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух друг другу. Данный этап является первичным в закреплении новых действий, поэтому здесь необходимо точность выполнении действий, проверка была организована по образцу.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цели этапа:

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий.

На данном этапе использовала индивидуальную работу. Учащиеся самостоятельно выполняют здание и осуществляют взаимопроверку. Этот этап имеет эмоциональную направленность в создании ситуации успеха для каждого ученика, что позволяет им включиться в дальнейшую познавательную деятельность. Этап прошел качественно.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Цели этапа:

Выявить границы применения нового знания.

Тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: выполнять вычитание смешанных дробей с разными знаменателями.

Учащиеся успешно справлялись с предложенными заданиями и проверяли правильность с помощью решения на интерактивной доске. Работа на интерактивной доске всегда проходит с желанием, стараются быстрее решить пример в тетради, чтобы решение продемонстрировать на доске.

8-9. Итог урока и рефлексия учебной деятельности.

Цели этапа:

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

На этом этапе снова акцентировала внимание учащихся на цели урока: умение использовать знания и применять их на практике. Цели были отработаны полностью и усвоены учащимися.

Использовала рефлексию с помощью смайликов, которые показали, что тему поняли полностью. Объяснено выполнение домашнего задания.

Я считаю, что мне удалось реализовать все поставленные цели и задачи. Ребятам было интересно и комфортно на уроке.







Используемая литература:

1. Математика, 6 класс, учебник, Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, Мнемозина, 2010 г.
2. Дидактические материалы по математике, 6 класс, А.С. Чесноков, К.И. Нешков, «Просвещение», 2001 г.
3. Математика, приложение к газете «Первое сентября», №23, 2001 г.

4.Дидактические материалы по математике 6 класс А.Г. Ванцян



© 2010-2022