Организация самостоятельной работы на уроках математики (статья)

Раздел Математика
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация самостоятельной работы на уроках математики

Компетентностный подход, с точки зрения идеологов, заключается в том, что школа не только дает знания ребенку, но и должна подготовить его к жизни.

«Переход к компетентностному образованию требует переосмысления и разработки новых ценностей, целей, содержания, методов, средств, форм обучения, организационных основ процесса образования в целом и его составляющих в частности. Поэтому рассмотрение учебной самостоятельной деятельности как одной из составляющих процесса образования с позиций компетентностного подхода, на наш взгляд, является целесообразным, и, более того, сущностные характеристики комптетентностного подхода позволяют придать учебной самостоятельной деятельности весомое дидактическое назначение в новой образовательной парадигме»- М.А. Федорова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики ГОУ ВПО «Орловский государственный университет»

Система математического образования в основной школе должна стать более динамичной за счет вариативной составляющей на всем протяжении второй ступени общего образования. В примерной программе по математике предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в математическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умение проводить рассуждения, доказательства.[ 2]

Самостоятельная деятельность учащихся является важной составляющей процесса воспитания и развития школьника. Педагогическая составляющая руководства самостоятельной работой предполагает организацию различных форм сотрудничества, стимулирующих самостоятельность и творческую активность учащихся.

Под самостоятельной работой понимается такой вид мыслительной деятельности, который организуется и направляется учителем. В процессе этой деятельности учащиеся приобретают необходимые знания и навыки. Учатся наблюдать, логически мыслить, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать и рассуждать. Учителя же в рамках самостоятельной работы реализуют идею уровневой дифференциации. Так как именно работая самостоятельно, ребенок выбирает необходимый темп выполнения работы для достижения положительного результата. Так же учителем учитываются индивидуальные особенности каждого учащегося при составлении самостоятельной работы.

Как показывает практика, в зависимости от целей самостоятельные работы бывают:

  • Обучающие;

  • Повторительные;

  • Закрепляющие;

  • Контрольные;

  • Творческие;

  • Развивающие.

Хотелось бы подробнее остановиться на повторительных самостоятельных работах.

Заканчивая учебный год, учителю хотелось бы быть уверенным в том, что учащиеся хорошо усвоили материал. В своей практике я использую зачетные листы по алгебре и геометрии в 7-ых и 8-ых классах. Остановимся на 8 классе. Примеры зачетных листов приведены ниже.

Зачётный лист № 1

ученика 8 класса _________________________ по алгебре


работы

Содержание учебного материала
Тема самостоятельной работы

Форма сдачи (по выбору учащихся)

дата

Отметка

дата

Отметка

(пересдача)

1

Алгебраические дроби

2

Умножение и деление алгебраических дробей

3

Степень с отрицательным показателем

4

Функция Организация самостоятельной работы на уроках математики (статья) . Ее свойства и график

5

Функция y=kx2. Ее свойства и график

6

Функция y=Организация самостоятельной работы на уроках математики (статья). Ее свойства и график.

7

Как построить график функции y=f(x+l), если известен график функции y=f(x)

8

Как построить график функции y=f(x)+m, если известен график функции y=f(x)


9

Функция y=ax2+bx+c.


10

Формулы корней квадратных уравнений.


11

Теорема Виета



Зачётный лист № 2

ученика 8 класса _________________________ по геометрии


работы

Содержание учебного материала
Тема самостоятельной работы

Форма сдачи (по выбору учащихся)

дата

отметка

дата

Отметка (пересдача)

1

Параллелограмм. Его признаки и свойства.

2

Трапеция. Теорема Фалеса.

3

Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства.

4

Формулы площадей.

5

Теорема Пифагора.

6

Признаки подобия треугольников.

7

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

8

Касательная к окружности.


9

Центральные и вписанные углы.


10

Четыре замечательные точки треугольника.


11

Вписанная и описанная окружность



Данные листы выдаются учащимся в начале учебного года с объяснением порядка сдачи зачета. При изучении нового материала учитель акцентирует внимание учащихся на то, что данный вопрос включен в зачетный лист. Это способствует тому, что ученики уделяют особое внимание данной теме. В классе учителем выбраны так называемые «консультанты», ученики, хорошо успевающие по предмету. В случае непонимания какого-либо задания остальные учащиеся могут получить консультацию у данных учеников, а так же для класса выделен час консультаций с учителем (1 час в неделю). Как показывает опыт, это очень хорошо стимулирует детей разобраться в каком-либо вопросе досконально, чтобы в последующем ответить на любой вопрос данной темы. Что положительного в данной работе? Учащиеся сами выбирают время подготовки к данному зачету, форму сдачи зачета (устно или письменно), заранее реально оценивают свои знания и сообщают учителю на какую отметку претендуют. Учителем заранее готовятся карточки с заданиями по каждой теме и различного уровня сложности. Для детей хорошо успевающих необходимо знать все доказательства теорем, уметь решать задачи. Дети же слабо успевающие должны знать формулировки теорем и уметь применять свои знания для решения задач. Обычно сдача зачета ограничивается 15-20 минутами, в зависимости от того, какую форму сдачи выберет ученик. Каждая работа содержит 2 вопроса: теоретический и практический.

В заключение хочется отметить, что применение подобных зачетных листов позволяет не только интенсифицировать процесс обучения в контексте компетентностного подхода, но и открывает новые возможности организации самостоятельной работы учащихся. В частности, использование различной литературы и управление самостоятельной работой, что в полной мере способствует повышению ее эффективности.


  1. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5

  2. Примерные программы основного общего образования. Математика.- 2-е изд.-М.:Просвещение, 2010.-67с.-(Стандарты второго поколения)


© 2010-2022