- Преподавателю
- Математика
- Программа элективного курса по математике для 9 класса
Программа элективного курса по математике для 9 класса
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Щёголева Л.Ф. |
Дата | 22.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное образовательное учреждение Ромашкинская СОШ
«Рассмотрено на заседании «Согласовано» «Утверждено» РМО учителей математики»
Протокол № __ от
«__»__________200_г. «__» _________200_г. «__» __________200_г.
Руководитель МО: Зам. директора по УВР: Директор школы:
_________/Кобышева Г. И./ ________/Бакчеева З. Д./ _________/Реброва Е. С./
Элективный курс по математике
«Проценты. Модуль»
для 9 класса
17 часов
автор-составитель: Щёголева Л. Ф., учитель математики
Пояснительная записка.
Данный элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов состоит из двух частей. Первая часть посвящена одной из ключевых тем алгебры - «Модуль» и рассчитана на 9 часов.
Понятие модуля, решение простейших уравнений и неравенств изучается в курсе математики 6-9 классов фрагментарно, вводятся только основные понятия по данной теме.
Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретенных программных знаний по теме «Модуль», его цель - создать целостное представление о теме и значительно расширить спектр задач, посильных для учащихся.
Вторая часть данного курса рассчитана на 8 часов и обусловлена непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей ещё не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и чёткое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы ЕГЭ. Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчёты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.
Программа элективного курса применима для различных групп учащихся, в том числе, не имеющих хорошей математической подготовки.
Задачи, предлагаемые в данном курсе, интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности к математике. Вместе с тем, содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включиться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя: занятия могут проводиться на высоком уровне сложности, но включать в себя вопросы, доступные и интересные всем учащимся. Задачи на «Процентные вычисления» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства; ориентирует учащихся на обучение по естественно-научному и социально-экономическому профилю. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.
Цель курса:
- создание целостного представления о теме «Модуль»;
- сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчётов в реальной жизни;
- способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.
Задачи курса:
-систематизировать ранее полученные знания о модуле;
-расширить спектр задач, посильных для учащихся;
-сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
- решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
- совершенствовать и развивать математические знания и умения;
- привить учащимся основы экономической грамотности;
- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Требования к уровню усвоения содержания курса.
В технологии проведения занятий присутствует этап «поиска новых знаний» и этап самопроверки, который представляет самим проверить, как ими усвоен изученный материал. Учитель может провести обучающие самостоятельные работы, которые позволят оценить уровень усвоения вопроса курса.
В результате изучения данного курса учащиеся должны уметь решать уравнения, содержащие один или несколько модулей; неравенства, содержащие модуль; выполнять построение графиков, содержащих модуль, находить проценты от числа и число по его процентам, решать задачи с процентным содержанием на сплавы, смеси, растворы, а также расширить свои знания по теме «Модуль и его применение», уметь использовать процентные вычисления в жизненных ситуациях.
Содержание курса предполагает работу с различными источниками математической литературы.
Формой итогового контроля может стать самостоятельная работа, тестовая работа, собеседование, доклад, защита проекта и т.д.
Учебно-тематический план курса.
№
Тема
Количество часов
1/1
Модуль числа (понятие, определение, применение в других областях науки и техники). Простейшие уравнения с модулем (решение уравнений по определению)
2ч
1/2
Решение уравнений с модулем (продолжение). Уравнения, содержащие два модуля
1ч
1/3
Уравнения, содержащие два модуля и более модуля
1ч
1/4
Неравенства с модулем
1ч
1/5
Графики функций, содержащие модуль
1ч
1/6
Простейшие системы уравнений и неравенств с модулем
1ч
1/7
Решение простейших уравнений и неравенств с модулем
1ч
1/8
Итоговое занятие
1ч
2/1
Проценты. Основные задачи на проценты
1ч
2/2
Задачи на вычисление количеств по процентам и процентов по количествам
1ч
2/3
Нормативное и ненормативное сравнение процентов
1ч
2/4
Процентные вычисления в жизненных ситуациях
1ч
2/5
Различные способы решения задач
1ч
2/6
Задачи на концентрацию и процентное содержание
1ч
2/7
Задачи на сплавы, смеси, растворы
1ч
2/8
Обобщающее занятие
1ч
Содержание.
Часть № 1
Тема 1. Модуль числа (понятие, определение, применение в других областях науки и техники). Простейшие уравнения с модулем (решение уравнений по определению). Решение простейших уравнений с модулем вида
Определение: абсолютной величиной (или модулем) | числа называется: само число, если - положительное число; нуль, если число - нуль; число, противоположное числу, если - отрицательное число: |a|=
Свойства модуля действительного числа.
-
. 3. при
-
. 4.
Применение модуля в других областях «Модуль в точных науках и его применение» (выступления учащихся).
Тема 2. Решение уравнений с модулем (продолжение). Уравнения, содержащие два модуля. Решение уравнений вида
При решении уравнений вида традиционным способом (см. пример № 4 в приложении 2), в несложных случаях можно возвести обе части уравнения в квадрат, избавившись от модуля и получив равносильное уравнение.
Тема 3 . Уравнения, содержащие два модуля и более. Решение уравнений вида (уравнения с «вложенными» модулями),
При решении уравнений содержащих два или более модулей можно использовать, кроме обычных способов, метод интервалов.
Тема 4. Неравенства, содержащие модуль. Решение неравенств вида
и т.д.
Принцип решения неравенств, содержащих модули, аналогичен решению соответствующих уравнений. Отличие состоит в том, что при решении уравнений широко используется проверка, а при решении неравенств это часто вызывает затруднения. Следовательно, при решении неравенств необходимо использовать равносильные переходы, некоторые неравенства решаются с помощью замены переменной. Но более рационально - перейти к двойному неравенству или к равносильной системе двух неравенств и также переходя к равносильной совокупности двух неравенств
Тема 5. Построение графиков функций .
Построение графика функции : части графика функции лежащие выше оси х и на оси х, остаются без изменения, а лежащие ниже оси х - симметрично отражаются относительно этой оси (вверх).
Замечание: функция неотрицательна (ее график расположен в верхней полуплоскости).
Построение графика функции: часть графика функции , лежащая левее оси у, удаляется, а часть, лежащая правее оси у - остается без изменения и, кроме того, симметрично отражается относительно оси у (влево). Точка графика, лежащая на оси у, остается неизменной.
Замечание: функция четная (ее график симметричен относительно оси у).
Тема 6. Простейшие системы уравнений и неравенств с модулем.
Система уравнений и неравенств с модулем решаются традиционным способом. Часто решение «одиночных» уравнений сводится к решению равносильных им систем, содержащих как уравнения, так и неравенства при этом может использоваться и графический метод решения систем уравнений и неравенств.
Тема 7. Решение простейших уравнений и неравенств с параметром.
Решить уравнение с параметром - это для любого допустимого значения параметра найти множество всех корней заданного уравнения. Основной принцип решения уравнений с параметрами:
1) Разбить область изменения параметра на участки;
2) На каждом из них решать уравнения одним и тем же методом;
3) Находим корни уравнения, выраженные через значения параметра.
Решить неравенство с параметром - это для любого допустимого значения параметра найти множество всех решений заданного неравенства.
При решении неравенств с параметрами используются те же основные принципы, что и при решении уравнений с параметрами.
Тема 8. Итоговое занятие.
Формой итогового контроля может стать самостоятельная работа, тестовая работа, собеседование, доклад, защита проекта и т.д.
Часть № 2
Тема 1. Проценты. Основные задачи на проценты.
Определение процента как сотой части условного целого. Правила нахождения процентов от числа и числа по значению его процентов. Применение этих правил при решении текстовых задач.
Тема 2. Задачи на вычисление процентов по количествам и количеств по процентам.
Все задачи на проценты сводятся к разрешению семи шаблонных вопросов, обсуждаемых в статье 11.
Тема 3. Нормативное и ненормативное сравнение процентов.
Определение нормативного и ненормативного сравнения по Осиповскому. Нормативный и ненормативный ответ на один и тот же вопрос сравнения. Сравнение процентов в сфере финансов. Примеры решения задач на ненормативное сравнение процентов.
Тема 4. Процентные вычисления в жизненных ситуациях.
Задачи на скидки, повышение(понижение) цены, на банковские процентные ставки, задачи статистического содержания и др.
Тема 5. Различные способы решения задач.
Показать три способа решения одной задачи химического содержания: заполняя таблицу, составляя систему уравнений, по старинному правилу «креста».
Тема 6-7. Задачи на концентрацию, смеси и сплавы.
Основные допущения, которые принимаются в задачах подобного рода, состоят в следующем:
а) все получившиеся сплавы или смеси однородны;
б) при смешивании двух растворов, имеющих объёмы v и g, получаем смесь, объём которой равен сумме объёмов v + g.
Концентрация - это безразмерная величина. Сумма концентраций всех компонент, составляющих смесь, равна единице.
Тема 8. Обобщающее занятие.
Защита проектов.
Литература
-
А.Я.Симонов, Д.С. Бакаев и др. «Система тренировочных задач и упражнений по математике». Москва, «Просвещение», 1991 год
-
М.Л.Галицкий, А.М. Гольдман, Л.И. Звавич «Сборник задач по алгебре для 8-9 классов». Учебное пособие для учащихся с углубленным изучением курса математики. Москва, «Просвещение», 1992 год.
-
О.Ю.Черкасов, А.Я.Якушев «Математика. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. Полный курс подготовки к выпускным вступительным экзаменам». Москва, «АСТ-ПРЕСС», 2001 год.
-
Л.Э. Генденштейн, А.П.Ершова, А.С. Ершова «Наглядный справочник по алгебре и началам анализа с примерами». ИЛЕКСА. Москва, 2001 год.
-
Е.В.Смекалова «Математика. Модули, параметры, многочлены. Предпрофильная подготовка». С-Петербург, СМИО Пресс, 2007 год.
-
Под редакцией Ф.Ф. Лысенко «Алгебра 9 класс. Тематические тесты для подготовки к государственной итоговой аттестации 2010», издательство «Легион-М», Ростов-на-Дону, 2009 год.
-
М.Ф. Шарыгин « Факультативный курс по математике. Решение задач». Москва, «Просвещение», 1991г
-
Ю.Н.Макарычев и др. «Алгебра. Дополнительные главы к школьному учебнику 9 класса». Москва, «Просвещение», 2003г.
-
Алгебра. Сборник заданий для подготовки к ГИА в 9 классе. Москва, «Просвещение», 2009г
-
Н. Ю. Прокопенко «Задачи на смеси и сплавы». Москва Чистые пруды, 2010г.
-
И. К. Варшавский и др. «Текстовые задачи на ЕГЭ», Москва, 2008г.
-
О. В. Баранов «Задачи на проценты как проблема нормы словоупотребления», Математика в школе №5, 2003г.
-
В. Н. Студенецкая, Л. С. Сагателова «Сборник элективных курсов. Математика 8-9 классы», Волгоград, 2005г.
-
Е. В. Башарин «Элементы финансовой математики», М., 1984г.
-
Глейзер «История математики в школе»
-
Водинчар, Лайкова «Решение задач на смеси, растворы и сплавы методом уравнений»