Проект урока по теме Масштаб

Проектинтегрированного урокапо теме «Масштаб» Цели изучения темы.    В рамках математического образования все учащиеся должны знать определение масштаба, уметь решать задачи с помощью пропорций. В рамках географического образования все учащиеся должны иметь представление о масштабе и его видах, уметь пользоваться масштабом, переводить из численного в именованный и обратно, изображать расстояние на местности в нужном масштабе. Тип урока, место урока в теме.    Урок обобщения темы «Масштаб». К это...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


















Проект

интегрированного урока

по математике и географии

по теме: «Масштаб» в 6классе



Выполнила:

Учитель математики

Кротова Татьяна Ьорисовна





Программа УМК.

Урок разработан в соответствии с содержанием школьной программы по математике под редакцией Г.М. Кузнецовой и Н.Г. Миндюк и учебника Виленкина и др. «Математика» 6 класс, а также в соответствии с содержанием школьной программы по географии под редакцией Душиной и учебника Герасимовой «География» 6 класс.

Цели изучения темы.

В рамках математического образования все учащиеся должны знать определение масштаба, уметь решать задачи с помощью пропорций. В рамках географического образования все учащиеся должны иметь представление о масштабе и его видах, уметь пользоваться масштабом, переводить из численного в именованный и обратно, изображать расстояние на местности в нужном масштабе.

Планирование темы и место урока в теме.

Математика.

Тема: «Отношения и пропорции».

Уроки 1 - 3 Отношения

Уроки 4 - 7 Пропорции

Уроки 8 - 10 Прямая и обратная пропорциональные зависимости

Уроки 11 - 12 Масштаб

Урок 13 Контрольная работа № 7

Планирование темы и место урока в теме.

География.

Тема: «План местности»

Урок 1 Понятие о плане местности

Урок 2 Масштаб

Урок 3 Стороны горизонта. Ориентирование

Урок 4 Абсолютная и относительная высота

Урок 5 Составление простейших планов местности


Тип урока, место урока в теме.

Урок обобщения темы «Масштаб». К этому уроку учащиеся должны знать определение масштаба; находить расстояние на местности зная расстояние на карте и масштаб карты; уметь находить расстояние на карте зная расстояние на местности и масштаб карты; уметь решать задачи с помощью пропорций; уметь читать масштаб; знать виды масштабов; переводить из численного в именованный и обратно.

Тип урока:

по дидактической цели: применить математические знания по теме «Масштаб» при работе с географическими картами.

по форме: комбинированный

Цели урока, учебная задача.

Учебная задача: применить математические знания по теме «Масштаб» при работе с географическими картами.

Цели урока:

общеобразовательная: обобщить и систематизировать знания по теме «Масштаб»; применить математические знания при работе с географическими картами;

развивающая: развивать логическое мышление; целостное восприятие мира и умение ориентироваться в нем;

воспитательная: воспитывать нравственные черты личности - любознательность и целеустремленность, умение работать в коллективе, воспитывать интерес к предмету.

Методы, приемы, формы.

Методы:

по источнику передачи и восприятия информации: словесные, наглядные

по стимулированию интереса к учению: создание ситуации занимательности, ситуации успеха

Формы работы с учащимися: фронтальная, в парах, индивидуальная.


Оборудование.

1. Атлас «Географические карты» 6 класс

2. Карта Нижегородской области масштаб 1 : 600 000

Карта Мира масштаб 1 : 25 000 000

Карта Российской Федерации масштаб 1 : 5 500 000

3. Письмо с прилагаемой картой.



Содержание деятельности учителя и учащихся на каждом этапе урока.

Этапы урока, ожидаемый результат

Деятельность учителей математики и географии

Деятельность учащихся

I. Этап мотивации

Учителя подводят детей к формулировке темы урока и учебной задачи.


















II.Актуализация опорных знаний.

Учащиеся демонстрируют географические знания по теме «Масштаб»














Дети демонстрируют свои умения решать простейшие задачи по теме «Масштаб»





III. Применение знаний и умений.

1)индивидуальная работа учащихся







2)Работа в парах











3) дидактическая игра

Фронтальная затем индивидуальная работа.




IV.Итог урока:

Самооценка





Оценка урока учениками.



Начинает урок учитель математики:

Как вы думаете, ребята, почему ученые разных стран мира легко понимают друг друга, несмотря на то, что они говорят на разных языках?

Учитель географии:

Ответ прост: у этих наук существует свой язык, удобный и понятный каждому специалисту.

Учитель математики:

Вот почему, начиная изучать математику, мы, прежде всего, знакомимся с ее языком - цифрами и математическими символами.

Учитель географии:

География тоже имеет свой язык. Речь идет о географических картах, без которых география не может существовать. Чтобы иметь верное представление об окружающем мире язык карты должен быть точным.

Учитель математики:

А понять язык карты поможет математика. Вот почему сегодня у нас необычный урок, урок интегрированный математики и географии. Интеграция обозначает объединение каких либо частей в одно целое. Так сегодня на одном уроке мы объединяем два предмета математику и географию.

Учитель географии:

Давайте вспомним, что такое карта? А на что мы в первую очередь обращаем внимание при работе с картой?

Учитель математики:

Одно из условий работы с картой - знание ее масштаба, т.о. тема урока…

С данной темой мы знакомились на уроках математики и на уроках географии. А сегодня урок повторения и обобщения знаний по теме «Масштаб». Попробуйте сформулировать учебную задачу урока.

На партах у вас лежат атласы, поэтому, с чем мы будем работать?

Итак, учебная задача урока: Применить математические знания по теме «Масштаб» при работе с географическими картами (вывешивается плакат)

Учитель географии:

Начнем с повторения основных вопросов данной темы. Почему мы изучаем масштаб?


Что называется масштабом?


Что показывает масштаб?


Перед вами карта Нижегородской обл., просчитайте ее масштаб, что он показывает?


Следующая карта Российской Федерации, прочитайте ее масштаб, что он показывает?


И карта Мира, прочитайте ее масштаб, что он показывает?


Как называется такой масштаб?

Прочитайте следующий масштаб

в 1 см. - 100 км.

в 1 см. - 10 км.

в 1 см. - 200км.

Как называется такой масштаб?

Переведите именованный масштаб в численный. (задание дается по рядам)


А какой вид масштаба мы не назвали?

Когда используется линейный масштаб?

Учитель математики:

1 задача:

Определить расстояние от пункта А до пункта В на местности, если на карте оно изображено отрезком 5 см. Масштаб 1 : 10 000 (решаем устно)

2 задача:

Расстояние между двумя пунктами на местности

170 м. изображено на карте отрезком длиной 17 см. определите масштаб карты.

(учитель записывает решение под диктовку детей)

3 задача:

Расстояние между двумя городами 400км. Определить расстояние между изображениями этих городов на карте, если масштаб карты 1:5 000 000

(дети решают в тетради, один ученик на доске)


Ребята а как по-другому можно было решить эти задачи?


Учитель географии:

А сейчас перейдем к практической части урока.

Используя физическую карту Российской Федерации определить расстояние между городами

1ряд:

Н.Новгород - Москва

2ряд:

Н.Новгород - С.Петербург

3ряд:

Н.Новгород - Челябинск







Проверяем ответы, кто правильно выполнил задание, ставит на полях «+»

Учитель математики:

Посмотрите на карту (см. приложение 1). Как вы думаете, какая территория здесь изображена? Используя эту карту, вычислите расстояние между географическими объектами:

1ряд:

Воскресенское - Арзамас

2ряд:

Воскресенское - Б.Болдино

3ряд:

Воскресенское - Шаранга.

К сожалению, я не знаю масштаба карты, но я знаю расстояние от Воскресенского до Н.Новгорода - 100 км. Используйте это условие для решения задачи.







Кто верно выполнит задание получает «+»

Учитель географии:

Данные объекты выбраны не случайно. Шаранга - это район граничащий с Воскресенским. Б.Болдино и Арзамас относятся к примечательным местам Нижегородской обл. с которыми мы познакомимся на уроках географического краеведения. Ребята к нам в школу пришло письмо. Давайте его прочитаем.

…(приложение 1)

Учитель математики:

Как помочь правнуку Флинта? Какие будут предложения. Это ваше третье задание. Уменьшить расстояние 15км и 18км в масштабе 1:100000.



Проверим ответы. Кто справился с заданием, поставьте «+». Давайте отметим это место на карте. Один ученик на карте отмечает место.

Учитель математики:

Кто верно решил 3 задачи, поднимите руки. Поставьте себе оценку-5. кто верно решил 2 задачи - оценку-4.

и кто решил 1 задачу - оценку -3. но это предварительные оценки, т.к. решение задач мы не проверяли, а проверили только ответы. После уроков сдайте тетради для окончательного подведения ваших результатов.


Учитель географии ставит оценки ребятам, кто активно работал на уроке и давал верные ответы. Какую учебную задачу мы решили на уроке?

Справились мы с поставленной задачей, помогли нам математические знания при работе с картами?

Учитель математики:

Интересно было решать задачи с использованием географических карт?

Домашнее задание: составить задачу по теме «Масштаб».

Урок закончен.



Ребята высказывают свои мнения.















Карта - это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости.

На название карты, масштаб, условные обозначения.

Масштаб




Повторить и обобщить знания по теме «Масштаб»


С картами

Ребята записывают тему урока в тетрадь по математике.


Чтобы участки земной поверхности изобразить на бумаге в уменьшенном виде

Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности называется масштабом.

Во сколько раз длина каждого отрезка на карте меньше длины соответствующего отрезка на местности.

1 : 600 000. Длина каждого отрезка на карте в 600 000 раз меньше длины соответствующего отрезка на местности.

1 : 5 500 000. Длина каждого отрезка на карте в 5 500 000 раз меньше длины соответствующего отрезка на местности.

1 : 25 000 000. Длина каждого отрезка на карте в 25 000 000 раз меньше длины соответствующего отрезка на местности.

Численный.


Именованный.

1 ряд:

1 : 10 000 000

2ряд:

1 : 1 000 000

3ряд:

1 : 20 000 000

Линейный

Для определения длины реки, дороги.

5х10 000= 50 000(см)

50 000см=500м

- расстояние от пункта А до пункта В

Ответ: 500м.


170м=17000см

17: 17000=

=17/17000=1/1000- масштаб карты

Ответ: 1:1000


400км=

40 000 000см

40000000: 5000000=8 (см)-расстояние на карте

Ответ: 8см. расстояние на карте



С помощью пропорций.


Ребята линейкой измеряют расстояние между городами на карте и используя масштаб карты отвечают на поставленный вопрос.

1ряд: 1,5х25000000=

=37500000(см)

37500000см=375км-

расстояние от Н.Новгорода до Москвы

Ответ:375 км.

2ряд:

3,5х25000000=

=87500000(см)

87500000см=875км

расстояние от Н.Новгорода до С.Петербурга

Ответ:875км.

3ряд:

4,5х2500000=

112500000(см)

112500000см=

1125км-расстояние от Н.Новгорода до Челябинска

Ответ: 1125 км.



Нижегородская область



Ребята замечают, что у карты неуказан масштаб.


Ребята выбирают разные способы решения.

1ряд:

4:7,3=100:х

4х=7,3х100

Х=7,3х100/4

Х=182,5

182,5км-расстояние от Воскресенского до Арзамаса

Ответ:182,5км.

2ряд:

1)100км=

10000000см

2)4:10000000=

=1/250000-масштаб карты

3)8х2500000=

20000000(см)=

=200км-расстояние от Воскресенского до Б.Болдина

Ответ:200км.

3ряд:

4:3=100:х

4*х=3*100

Х=3*100/4

Х=75

75км- расстояние от Воскресенского до Шаранги

Ответ: 75км.




Нужно 15км и 18 км уменьшить в масштабе 1:100000

И изобразить на карте 15км=

150000см

1500000:100000=

15(см)

18км=1800000см

1800000:100000=

18(см)

Ответ: 15см и 18см.

Сокровище находится в центре Южной ямы.








Дети читают задачу.


Да

Да

Самоанализ.

Это урок повторения и обобщения знаний по теме «Масштаб». Урок интегрированный математики и географии, цель которого показать связь математики и географии. После вступительного диалога

учетелей-предметников ребята сами сформулировали тему и задачу урока. На этапе актуализации знаний были затронуты вопросы как географического, так и математического содержания. Основная часть урока была отведена работе с географическими картами, где нужно было применить математические знания, т.е. свои знания и умения ребята применяли в нестандартных ситуациях. В конце урока с целью активизации учащихся использовалась игровая ситуация. Ребята работали в парах и индивидуально. На уроке использовались словесный, наглядный, практический методы, осуществлялась самооценка. Доброжелательная обстановка на уроке способствовала активизации умственной деятельности. Интегрированный урок положительно повлиял на развитие целостного восприятия материала, познавательной активности и интереса учащихся к изучаемым предметам.



Приложение 1

Уважаемые дети!

Не имея возможности присутствовать у вас на уроке, я решил написать вам письмо, в котором прошу оказать мне небольшую услугу.

Дело в том, что я являюсь правнуком капитана Флинта, который, как известно, был пиратом. Как и полагается пиратам, мой прадед любил сокровища. Один клад был найден. Приключения поисков этого клада описаны в книге Стивенсона «Остров сокровищ». Но совсем недавно, роясь в бумагах Флинта, я обнаружил старую карту, на которой должно было быть отмечено место другого, неизвестного клада. Но по непонятным мне причинам эта отметка отсутствует на карте.

Тщательно изучив дневник капитана, я нашел лишь несколько строк, описывающих место расположения сокровищ. Вот они: «От Большого дерева на плече Подзорной трубы, направление на восток - 15 км. Затем к югу - на 18 км». Так как я плохо учился в школе, то сам не могу отыскать это место на карте.

Вот я прошу вас, дорогие дети, помогите мне его отыскать.

С Уважением, Джонатан Флинт.

P/S: Карта прилагается.


© 2010-2022