- Преподавателю
- Математика
- Разработка урока по теме ««Правильные и полуправильные многогранники с элементами моделирования»
Разработка урока по теме ««Правильные и полуправильные многогранники с элементами моделирования»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ларионова О.С. |
Дата | 17.03.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Правильные многогранники. Полуправильные многогранники
Цели урока:
Обеспечить в ходе урока повторение основных определений и свойств многогранников. Познакомить учащихся с определениями правильных и полуправильных многогранников, их свойствами.
Развивать умения учащихся по применению знаний в конкретной ситуации; развивать навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности. Развивать интерес к предмету через содержание учебного материала.
Воспитывать у учащихся ответственность за свою работу перед товарищами, поощрять взаимопомощь во время работы в парах. Способствовать формированию у школьников внимания и аккуратности, настойчивости в достижении цели.
Средства (оборудование):
Тетрадь, ручка, клей, развертки правильных многогранников, модели полуправильных многогранников.
Ход урока
I. Организационный момент. (1 минута)
Учащимся сообщается тема урока, его цели, ход урока (основные этапы).
II. Актуализация опорных знаний. ( 7 минут)
На прошлом уроке мы с вами познакомились с правильными многогранниками. Назовите их. (Тетраэдр, гексаэдр, октаэдр, икосаэдр, додекаэдр). Из чего они состоят? Сколько граней сходятся в каждой вершине?
III. Изучение нового материала. (55 минут)
В древности тетраэдр олицетворял огонь, поскольку его вершина устремлена вверх, как у разгоревшегося пламени; икосаэдр, как самый обтекаемый - воду; куб (самая устойчивая из фигур) - землю, а октаэдр - воздух. В наше время эту систему можно сравнить с четырьмя состояниями вещества; твердым, жидким, газообразным и пламенным. Пятый многогранник - додекаэдр символизировал весь мир и почитался главнейшим.
У вас у каждого на столе лежат развертки правильного многогранника, давайте склеим их и посчитаем количество граней, вершин и ребер.
Давайте посмотрим, как связаны вершины, ребра и грани правильных многогранников. Существует теорема Эйлера о связи количества граней, вершин и ребер выпуклого многогранника:
Г+В-Р=2.
Проверим на правильных многогранниках.
Название
Форма грани
количество
Г
В
Р
Тетраэдр
3-угольник
4
4
6
Куб
4-угольник
6
8
12
Октаэдр
3-угольник
8
6
12
Додекаэдр
5-угольник
12
20
30
Икосаэдр
3-угольник
20
12
30
Из этих 5ти правильных многогранников можно получить полуправильные многогранники.
Самые простые из них получаются из правильных многогранников операции «усечения», состоящей в отсечении плоскостями многогранника. Если срезать углы тетраэдра плоскостями, каждая из которых отсекает третью часть его ребер, выходящих из одной вершины, то получим усеченный тетраэдр.
Если указанным способом срезать вершины октаэдра и икосаэдра, то получим соответственно усеченный октаэдр и икосаэдр. Из куба и додекаэдра так же можно получить усеченный куб и усеченный додекаэдр.
Так какой же многогранник называется полуправильным многогранником? (высказывают свои предложения)
Давайте запишем точное определение полуправильного многогранника.
Полуправильным многогранником называется выпуклый многогранник, гранями которого являются правильные многоугольники, возможно, с разным числом сторон, и все многогранные углы равны.
IV. Практическая работа. (15 минут)
У вас у каждого на столе лежат полуправильные многогранники. Давайте заполним следующую таблицу:
Название
Форма грани
Количество
Граней
Ребер
Усеченный тетраэдр
6-угольник
4
18
3-угольник
4
Усеченный октаэдр
6-угольник
8
36
4-угольник
6
Усеченный куб
8-угольник
6
36
6-угольник
8
Усеченный икосаэдр
5-угольник
12
90
6-угольник
20
Усеченный додекаэдр
10-угольник
12
90
3-угольник
20
VI. Итог урока. (2 минуты)
Итак, сегодня мы познакомились с основными видами полуправильных многогранников. Узнали как связаны грани, вершины и ребра в правильных многогранниках.