- Преподавателю
- Математика
- Элективный курс алгебра 9 класс рабочая программа
Элективный курс алгебра 9 класс рабочая программа
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ребрушкина Т.А. |
Дата | 30.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Кемлянская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на методическом объединении учителей естественно- математическо цикла
протокол № от _____________________
руководитель м/о Сиркина Е.А.
Утверждаю:
Приказ № ____от ______________________
Директор ________________Т.П.Шестакова
Рабочая программа курса по выбору
«Интенсивный курс подготовки к государственной итоговой аттестации по математике»
9а класс
Составитель: Ребрушкина Татьяна Александровна
учитель математики
с.Кемля 2015 г.
Пояснительная записка
Письменный экзамен по алгебре за курс основной школы является обязательным для выпускников 9-х классов. С 2005 года в России появилась новая форма организации и проведения этого экзамена. С 2006 года обновлена система государственной аттестации учащихся 9 классов по алгебре, которая позволяет более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся. Экзамен предполагает проверку усвоения материала на базовом и повышенном уровнях. Данный эксперимент помимо аттестации учащихся, выявления уровня их обученности предлагает произвести профильную дифференциацию учащихся с целью зачисления их в профильные классы.
Особенности такого экзамена:
- состоит из двух частей;
- на выполнение каждой части дается ограниченное количество времени;
- первая часть экзаменационной работы содержит задания в тестовой форме, задания на сопоставления объектов верхнего ряда с объектами нижнего ряда, либо задания, в которых необходимо записать ответ в специально отведённом для него месте;
- вторая часть - задания в традиционной форме, но с разным уровнем сложности;
- оценивание работы осуществляется отметкой и рейтингом.
Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой.
В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на факультативных и индивидуальных занятиях.
Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются элективные курсы, которые позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу.
Учитывая новую форму сдачи государственных экзаменов за курс основной школы, предлагается элективный курс по алгебре «Интенсивный курс подготовки к экзамену», который рассчитан на 34 часа в 9 классе.
Данный курс имеет основное назначение:
- введение открытой, объективной независимой процедуры оценивания учебных достижений учащихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути получения образования, а так же могут учитываться при формировании профильных 10 классов;
- развивает мышление и исследовательские знания учащихся;
- формирует базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов.
Экзаменационные материалы реализуют современные подходы к построению измерителей, они обеспечивают более широкие по сравнению с действующим экзаменом дифференцирующие возможности, ориентированы на сегодняшние требования к уровню подготовки учащихся.
Цель элективного курса: подготовить учащихся к сдаче экзамена в новой форме аттестации в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами:
- вспомнить и отработать важнейшие алгоритмы,
- научиться применять знания к решению математических задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма,
- уметь применять свои знания к решению несложных задач как математического, так и практического характера,
- систематизировать знания и представления,
- узнавать стандартные задачи в разнообразных формулировках.
Задачи курса:
- Повторить и обобщить знания по алгебре за курс 5-9 классов;
- Расширить знания по отдельным темам курса алгебры 5-9 классов;
- Выработать умение пользоваться контрольно измерительными материалами.
Ожидаемые результаты:
На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:
- овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста /1части работы/;
- усвоят основные приемы мыслительного поиска при решении заданий более сложного
уровня.
Выработают умения:
- самоконтроль времени выполнения заданий;
- оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;
- прикидка границ результатов;
- прием «спирального движения» (по тесту).
Основные методические особенности курса:
Подготовка будет осуществляться по основным темам курса 5-8 классов /повторение/ и по мере прохождения учебного материала по курсу 9 класса по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали» от простых типов заданий первой части до заданий со звездочкой второй части;
Работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д.;
Работа с тренировочными тестами в режиме «теста скорости»;
Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере;
Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.
Формы организации учебных занятий
Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы, тренинги по использованию методов поиска решений.
Основной тип занятий комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини-лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления.
Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала. Каждому ученику по окончании занятия предлагается блок заданий для самостоятельного решения.
В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные, рассчитанные на 5- 10 минут контрольные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую обучающим и обучающимся корректировать свою деятельность.
Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.
Контроль и система оценивания.
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических работ. Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности.
Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации (сдачи экзамена по алгебре в новой форме аттестации).
Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе.
Итоговый контроль реализуется в двух формах: традиционного зачёта и тестирования.
Содержание программы
Тема 1. Числа и выражения. Преобразование выражений
- Нахождение значения буквенного выражения при заданном значении переменной
- Выражение переменной из формулы
- Приёмы разложения на множители /кроме разложения на множители квадратного трёхчлена/
- Упрощение выражений /целых и дробных (сложение, вычитание, умножение и деление), сокращение дробей/
Тема 2. Функции и графики
Функции, их свойства и графики (линейная, обратно - пропорциональная и др.) Анализ графиков, описывающих зависимость между величинами.
Нахождение точек пересечения графиков функций и графиков функций с осями координат Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.
Тема 3. Уравнения и системы уравнений
- Решение линейных уравнений, целых уравнений, неполных квадратных и квадратных, дробно-рациональных.
- Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения).
- Применение специальных приёмов при решении систем уравнений.
Тема 4. Неравенства. Системы неравенств.
- Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных).
- Метод интервалов.
- Область определения выражения.
- Системы неравенств.
Тема 5. Степень с целым и натуральным показателем.
- Свойства степени с натуральным и целым показателями.
- Стандартный вид числа.
- «Оценка» выражения
Тема 6.Текстовые задачи
- Задачи на проценты.
- Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу».
- Задачи геометрического содержания.
Тематическое планирование элективного курса
№ п/п
Наименование разделов и тем
Максимальная нагрузка учащегося, ч.
Теоретическое обучение, ч.
Лабораторные и практические работы, ч.
I.
Преобразование выражений
4ч
4ч
II.
Функции и графики:
1.Линейная функция.
2.Квадратичная функция.
3. Гипербола.
9ч
3ч
3ч
3ч
3ч
6 ч
III.
Уравнения. Системы уравнений
6ч
1ч
5ч
IV
Неравенства. Системы неравенств
5ч
1ч
4ч
V
Степень с целым и натуральным показателем
4ч
1ч
3ч
VI
Текстовые задачи:
1.Задачи на движение.
2.Задачи на работу.
3.задачи на смеси, сплавы. Задачи на проценты.
6ч
2ч
2ч
2ч
2ч
4ч
Итого
34ч
8ч
26ч
Календарно - тематический план элективного курса
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Из них
Дата
проведения
теоретич
Лаб/практ
План
Факт
1
Преобразование выражений
4
4
2
Функции и графики
9
3
6
Понятие функции
1
Линейная функция и ее график.
2
Квадратичная функция и ее график.
Гипербола.
3
3
3
Уравнения. Системы уравнений
6
1
5
Уравнение и его корни
1
Линейные уравнения
2
Квадратные уравнения
3
4
Неравенства. Системы неравенств
5
1
4
Неравенство и его решение
1
Линейные и квадратные неравенства
4
5
Степень с целым и натуральным показателем
4
1
3
6
Текстовые задачи
6
2
4
Задачи на проценты.
Задачи на сплавы и смеси.
2
Задачи на движение
2
Задачи на работу
2
Всего:
34ч
8 ч
26 ч
Учебно-методическое обеспечение
-
Примерная программа общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 кл./ сост.Т.А. Бурмистрова. - М: Просвещение, 2008.
-
Математика. Подготовка к экзамену. 9 класс: уч. пособие/ авт.-сост. С.А.Юркина. - Саратов: Лицей, 2003.
-
Алгебра. Тесты для промежуточной аттестации. 7-8 класс/под ред. Ф.Ф.Лысенко.
Ростов - на - Дону: Легион, 2008. -
Алгебра 9 кл. Тренировочные варианты к экзамену в новой форме/Воробьёва Е.А.- Саратов: Лицей, 2009.
-
Колесникова Т.В., Минаева С.С. Типовые тестовые задания 9 класс. - М.: «Экзамен», 2007.
-
Тесты. Математика.5-11 кл. - М.: «Олимп», «Издательство ACT», 2007.
-
Алгебра. Тесты. 7-9 классы: учебно-методическое пособие/ П.И.Алтынов. - М.: Дрофа, 2005.
-
Крамор B.C. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры. - М.: Просвещение, 1993.
-
Кузнецова Л.В., Суворова СБ. и др. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. Алгебра. М.: «Просвещение». 2006.
-
Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра: Учеб. для 7-8 кл. сред.шк./ под ред.Теляковского. С.А..-М: Просвещение, 2008.
-
Мордкович А.Г. Алгебра: учеб. Для 7-8 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2007.
-
Математика. Весь школьный курс в таблицах/ авт.-сост. Т.С. Степанова - Минск: Современная школа: Кузьма, 2008.
-
Задачи по алгебре: Пособие для учащихся 7-9 кл. - М.: Просвещение: Учеб. Лит., 1996.
-
Математика: Справ.материалы: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1992.
-
И.В.Ященко ГИА 2014 математика. Москва 2014г
-
Сугоняев И.М. Математика. Тематические работы ОГЭ, Саратов 2015г
-
И.В.Гришина Математика . 12 тренировочных работ + образцы решений , Саратов,2012г
-
Математика 9 класс. Подготовка к ГИА-2015. Ф.Ф.Лысенко, С.Ю. Кулабухова, Ростов - на -Дону, 2014.
-
Репетиционные варианты математика. ОГЭ 2015, А.В.Семенов, И.Р.Высоцкий, Москва,2015.
Материально - техническое обеспечение учебного процесса
Мультимедиа:
1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки алгебры Кирилла и Мефодия 10 - 11 класс.
2. Подготовка к ОГЭ.Уроки алгебры и геометрии Кирилла и Мефодия 7-8-9 классы. CD-ROM for Windows
3. Репетиторы. Кирилл и Мефодий. Современные тренировочные
тесты, позволяющие подготовиться не только к контрольным
5-11 класса, но и к Единому Государственному экзамену.
4. Математика 5-11 практикум. Новые возможности.
5. Карточки для индивидуальной и групповой работы.
6.Интерактивная математика 5-9 классы. Дрофа
7.«1 С: Школа. Математика 5-11 классы. Практикум»..
8.Открытая математика.
Готовые программные средства:
9.Электронное издание «Живая геометрия».
10.Библиотека электронных наглядных пособий по алгебре и геометрии.
«Геометрия не для отличников».
11.«1 С: Школа. Математика 5-11 классы. Практикум».
12.«1 С: Школа. Сдает Единый Экзамен. 1 С репетитор».
Интернет - ресурсы.
-
standart.edu.ru [Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];
-
school-collection.edu.ru [Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];
-
pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];
-
festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];
-
bibliofond.ru[Электронная библиотека «Библиофонд»];
-
nsportal.ru[Портал проекта для одаренных детей «Алые паруса»];
-
videouroki.net[Портал «Видеоуроки в сети Интернет»];
-
pedakademy.ru[Сайт «Педагогическая академия»];
-
metodsovet.su[Методический портал учителя «Методсовет»];
-
rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам];
-
mioo.ru[Сайт Московского института открытого образования];
-
uchportal.ru[Учительский портал];
-
методкабинет.рф[Всероссийский педагогический портал «Методкабинет.РФ»];
-
pandia.ru[Портал «Энциклопедия знаний»];
-
pedsovet.org[Всероссийский интернет-педсовет];
-
drofa.ru[Сайт издательства «Дрофа»];
-
easyen.ru[Современный учительский портал];
-
openclass.ru[Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс»];
-
schoolpress.ru[Портал «Школьная пресса»];
-
window.edu.ru[Единое окно доступа к образовательным ресурсам];