Организация и использование исследовательской и проектной деятельности на уроках математики

Раздел Математика
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация и использование исследовательской и проектной деятельности на уроках математики


Ни для кого не секрет, что сегодняшние ученики не испытывают особого интереса к учёбе и не очень-то боятся плохих оценок. Есть гораздо более интересные вещи: телевизор, компьютер, улица. Что же осталось делать нам - педагогам? А нам остаётся завлекать и развлекать учеников различными способами.

Мы в коллективе выдвинули гипотезу о том, что оптимальное сочетание проектной и исследовательской деятельности способно решить задачи «новой школы».

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Проектное обучение на уроках математики строится на принципах личностно-ориентированного образования. Продвижение по маршруту познавательной деятельности школьников происходит в результате личностной и групповой рефлексии на всех этапах работы над проектом.

Проектная деятельность по сравнению с другими методами имеет свои особенности. Она включает ряд условных этапов:

  • Поисково-исследовательский (поиск и анализ проблемы или темы проекта, сбор, изучение, исследование и обработка информации, проработка оптимальных идей, планирование деятельности)

  • Технологический (планирование, составление необходимой документации, составление проекта)

  • Заключительный (оформление и презентация работы, её оценка исполнителем и учителем)

Проектный метод в математике формирует следующие компетенции:

  • Мыследеятельностные: выдвижение идеи, проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, поиск гипотезы, выбор способа или метода, самоанализ и рефлексия

  • Презентационные: построение устного доклада о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта (продукта) о проделанной работе

  • Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы

  • Поисковые: находить информацию в Интернете, по каталогам

  • Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, упорядоченное хранение и поиск, представление в различных формах

  • Проведение инструментального эксперимента: подбор необходимого оборудования, проведение эксперимента, наблюдение, измерение параметров, осмысление полученных результатов

Типология проектов на уроках математики

  • Исследовательские. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальной темы, выбранной для исследования учащихся. Школьники формулируют проблему самостоятельной работы, её предмет и объект, обозначают задачи своей деятельности. («Лента Мёбиуса и её свойства»- учащиеся рассмотрели ленту Мёбиуса как топологический объект, изложили доказательство основных теорем, необходимых для осмысления свойств ленты Мёбиуса и проанализировали проникновение её свойств в различные разделы математики ( односторонность, непрерывность, связность, ориентированность). Приведены гипотезы нестандартного применения листа и ленты Мёбиуса в науке, технике, быту и при изучении свойств Вселенной; «Обычное в необычном»- учащиеся 8 класса знакомятся с малоизвестными способами решения квадратных уравнений)

  • Творческие. Такие проекты как правило не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Планируемыми результатами и формами их представления могут быть: газета, эссе, видеофильм, экспедиция, реферат и т.д. (Газета «Первые шаги в геометрию»-7 класс, «Математика и живопись»-9 класс, реферат «Этот Фалес, который Милетский- философ, астроном, математик»-8 класс)

  • Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то событии, явлении, предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры. («Теорема Пифагора»-в процессе работы над проектом создано пособие с качественным электронным приложением, которое может быть использовано для самообразования учащимися 8-9 классов)

  • Практико-ориентированные (прикладные). Данные проекты отличает чётко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы учеников. («Спортивная площадка нашей школы. Во что обойдётся? Где искать спонсоров?», «Элементарная теория управления запасами»- в проекте автор обращается к прикладным разделам математики - экономике и статистическим расчётам, которые актуальны в практическом применении математических знаний и вызывают интерес у школьников

  • Ролевые (игровые). В таких проектах структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть исторические персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты этих проектов намечаются либо в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. ( «КВН», «Что? Где? Когда?», «Самое сильное звено».

Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением ( в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Необходимо различать исследовательскую и проектную деятельности.

Отличие исследовательской деятельности от проектной. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Часто в условиях конкурсов и конференций можно встретить требования практической значимости, применимости результатов исследования. Руководитель детской исследовательской работы должен отдавать себе отчёт в смещении целей проводимой работы при введении подобных требований.

На конференциях «Первые шаги в науку», «Я - исследователь» могут быть представлены проблемно-реферативные, экспериментальные, натуралистические и описательные, исследовательские работы.

На областной научной конференции учащихся были заслушены доклады: «Полуинварианты и катастрофы», «Элементы сферической геометрии», «Проекции многомерных многогранников», «Числовые модели плоских геометрий», «Правильные паркеты», «Некоторые приложения математического анализа в биологии».

Проектно-исследовательская деятельность- деятельность по проектированию собственного исследования.

Таким образом, при оптимальном сочетании проектной и исследовательской деятельности в преподавании математики повышается творческая активность учащихся на уроке, развивается их логическое и критическое мышление, расширяется кругозор, формируется устойчивый интерес к предмету.

© 2010-2022