- Преподавателю
- Математика
- Авторская рабочая программа по математике для 6 класса
Авторская рабочая программа по математике для 6 класса
Раздел | Математика |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ибрашева С.Р. |
Дата | 06.03.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по математике 2006 г. с использованием рекомендаций авторской программы Г.К. Муравина и др. и в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 г.
Изучение математики в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Задачи курса математики для достижения поставленных целей:
-
развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
-
развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
-
развить логическое мышление и речь - умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
-
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Сведения о рабочей программе.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, распределяет учебные часы по разделам курса и определяет последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса. Содействует реализации единой концепции математического образования.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Арифметика
Натуральные числа. Десятичная система счисления. Римская нумерация. Арифметические действия над натуральными числами. Степень с натуральным показателем. Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный.
Дроби. Обыкновенная дробь. Основное свойство дроби. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части от целого и целого по его части. Десятичная дробь. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.
Этапы развития представлений о числе.
Текстовые задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом.
Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Размеры объектов окружающего нас мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем нас мире.
Представление зависимости между величинами в виде формул.
Проценты. Нахождение процента от величины, величины по ее проценту.
Отношение, выражение отношения в процентах.
Геометрия
Начальные понятия и теоремы геометрии.
Возникновение геометрии из практики.
Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии.
Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла и ее свойства.
Многоугольники.
Окружность и круг.
Треугольник. Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Биссектриса треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники.
Четырехугольник. Параллелограмм. Прямоугольник, квадрат, ромб.
Измерение геометрических величин. Длина отрезка. Длина ломаной, периметр многоугольника.
Понятие о площади плоских фигур. Площадь прямоугольника
Объем тела. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба.
Планируемый уровень подготовки обучающихся.
В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать
-
существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
-
существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
-
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
-
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
-
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
-
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
уметь
-
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
-
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты - в виде дроби и дробь - в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
-
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить значения числовых выражений;
-
округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
-
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
-
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
-
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;
-
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, составляет 170 часов в год, т. е. 5 часов в неделю.
Формы организации образовательного процесса.
Урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного материала, урок применения знаний и умений, комбинированный урок, контроль знаний и умений, учебный практикум, урок обобщения и систематизации знаний, урок-презентация.
Технология обучения.
Проблемно-поисковая, исследовательская, здоровьесберегающая, ИК-технологии. Применение этих технологий обеспечивается строгим соблюдением такого дидактического принципа, как принцип систематичности и последовательности изложения материала.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Ключевая компетенция обучающихся
Целевой ориентир учителя в уровне сформированности ключевых компетенций обучающихся
Общекультурная компетенция (предметная, мыслительная, исследовательская, информационная)
Извлекать пользу из опыта.
Организовывать взаимосвязь и упорядочивание своих знаний.
Организовывать собственный способ прием обучения.
Социально-трудовая компетенция
Включаться в социально-значимую деятельность.
Оперативно включаться в проекты.
Коммуникативная компетенция
Умение высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Овладение навыками неконфликтного общения.
Способность строить и вести общение.
Компетенция с сфере личностной ориентации
Критически относится к тому или иному аспекту.
Уметь противостоять сложностям.
Занимать личную позицию.
Виды и формы контроля.
Математический диктант, самостоятельная работа, фронтальный опрос, практическая работа, контрольная работа. В рабочей программе предусмотрено 12 контрольных работ.
Промежуточная (годовая) аттестация проводится в 6 классе в форме итоговой контрольной работы.
Учебно-методический комплект включает в себя:
Учебный комплект:
-
Математика. 6 кл.: учебн. для общеоразоват. учреждений/ Г.К. Муравин, О.В. Муравина. - 5-е изд., дораб. - М.: Дрофа, 2013.
Пособия для учителя:
-
Математика. 6 кл.: метод. рекомендации к учеб. Г.К. Муравина, О.В. Муравиной «Математика. 6 класс». В 2 ч. Ч.1 / Г.К. Муравин, О.В. Муравина.- М.: Дрофа, 2013.
-
Математика. 6 кл.: метод. рекомендации к учеб. Г.К. Муравина, О.В. Муравиной «Математика. 6 класс». В 2 ч. Ч.2 / Г.К. Муравин, О.В. Муравина.- М.: Дрофа, 2013.
Пособия для обучающихся:
-
Математика. 6 кл.: рабочая тетрадь к учеб. Г.К. Муравина, О.В. Муравиной «Математика. 6 класс». В 3 ч. / Г.К. Муравин, О.В. Муравина.- М.: Дрофа, 2013.
-
Математика. 5-6 классы: дидактические материалы к учебникам Г.К. Муравина, О.В. Муравиной «Математика. 6 класс»/ Г.К. Муравин, О.В. Муравина. - М.: Дрофа, 2010.
Информационно-методическая и Интернет-поддержка:
-
Журнал «Математика в школе»
-
Сайт prov.ru (рубрика Математика)
№ п/п
Наименование раздела программы
Тема урока
(этап проектной или исследовательской деятельности)
Количество часов
Дата
проведения
план
факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
Повторение курса математики 5 класса
(5 ч)
Числовые и буквенные выражения
1
2
Действия с обыкновенными дробями
1
3
Действия с десятичными дробями
1
4
Решение задач
1
5
Контроль знаний
1
Пропорциональность (27 ч)
6
Подобие
(4ч)
Подобные фигуры
1
7
Подобные прямоугольники
1
8
Подобные треугольники
1
9
Подобные многогранники
1
10
Масштаб
(3ч)
Понятие масштаба
1
11
Масштаб чертежей, схем.
1
12
Решение задач.
1
13
Отношения и пропорция
(7ч)
Отношение чисел
1
14
Пропорция
1
15
Основное свойство пропорции
1
16
Решение задач с помощью пропорций
1
17
Подготовка к контрольной работе (решение задач)
1
18
Повторение теории
1
19
Контрольная работа № 1 по теме «Пропорциональность»
1
20
Пропорциональные величины
(6ч)
Пропорциональные величины
1
21
Обратно пропорциональные величины
1
22
Решение задач на пропорциональные величины
1
23
Решение задач с помощью пропорций
1
24
Решение задач
1
25
Контроль знаний
1
26
Деление в данном отношении
(7ч)
Деление в заданном отношении
1
27
Решение задач
1
28
Решение задач на части
1
29
Решение задач на отношение
1
30
Повторение темы «Деление в данном отношении»
1
31
Подготовка к контрольной работе по теме «Пропорциональность»
1
32
Контрольная работа № 2 по теме «Пропорциональность»
1
Делимость чисел (35 ч)
33
Делители и кратные
(5ч)
Делитель и кратное числа
1
Знать/- понятия делителя и кратно- употреблять термин «делитель» не в привычном для них смысле одного из компонентов деления, а в связи с возможностью деления числа нацело в связке делитель - кратное го, уметь:
34
Общий делитель и общее кратное двух чисел
1
35
Наибольший общий делитель
1
36
Наименьшее общее кратное
1
37
Нахождение НОДа и НОКа
1
38
Свойства делимости произведения, суммы, разности
(6ч)
Делимость натуральных чисел
1
Зна- определение делимости натуральных чисел, ть/у свойства
делимости суммы и разности чисел меть:
39
Свойство делимости произведения чисел
1
40
Свойство делимости суммы чисел
1
41
Свойство делимости разности чисел
1
42
Нахождение наибольшего общего делителя
1
43
Контроль знаний
1
44
Признаки делимости чисел
(7ч)
Признаки делимости на 2, на 5, на 10
1
Знать/у- формулировать признаки делимости натуральных чисел, - применять их в действиях с обыкновенными дробями меть:
45
Признаки делимости на 4 и 25
1
46
Признаки делимости на 3 и на 9
1
47
Признаки делимости
1
48
Контроль знаний по признакам делимости
1
49
Подготовка к контрольной работе
1
50
Контрольная работа № 3 по теме «Делимость чисел»
1
51
Простые и составные числа
(5ч)
Простое и составное числа
1
Знать/уметь:
- понятия простого и сост- раскладывать натураль ные числа на простые множители,
- находить наибольший общий делитель и наименьшее общее краткое с помощью разложения на простые множители,авного чисел, -применять полученные знания в действиях с обыкновенными дробями.
52
Разложение чисел на простые множители
1
53
Нахождение НОДа с помощью разложения чисел
1
54
Нахождение НОКа с помощью разложения чисел
1
55
Контроль знаний
1
56
Взаимно простые числа
(5ч)
Взаимно простые числа
1
Знать/уметь:
- находить НОК и НОД чисел- применять НОК и НОД чисел при сравнении, сокращении дробей, а также при выполнении вычислений с обыкновенными дробями;
- раскладывать числа на множители;- применять признаки делимости при решении задач
57
Формула произведения двух натуральных чисел
1
58
Свойство делимости на взаимно простые числа
1
59
НОД и НОК взаимно простых чисел
1
60
Контроль знаний
1
61
Множества
(7ч)
Понятие множества
1
Знать/уметь:
- понятия множества, подмножества и пустог- равенства множеств, элементов множества,
- принадлежать и не принадлежать множеству, о множества, - пересечение, объединение множеств и свойства этих операций,
- круги Эйлера
62
Пересечение множеств
1
63
Метод геометрических мест
1
64
Объединение множеств
1
65
Подмножества. Операции над множествами
1
66
Подготовка к контрольной работе
1
67
Контрольная работа № 4 по теме «Делимость чисел»
1
Отрицательные числа (33 ч)
68
Центральная симметрия
(4ч)
Симметричные точки
1
Знать/уметь:
- представления о симметричных точках, - центрально-симметричных фигуры, центр симметрии, - строить центрально-симметричные точки.
69
Построение симметричных фигур
1
70
Центр симметрии
1
71
Центрально - симметричные фигуры
1
72
Отрицательные числа
(4ч)
Понятие отрицательного числа
1
Знать/уметь:
- понятия положительных, неположительных, отрицательных и неотрицательных чисел, - умения читать и записывать отрицательные числа, - отмечать числа на координатной примой
73
Нахождение точек на координатной прямой
1
74
Изменение координат точек при движении по координатной прямой
1
75
Контроль знаний
1
76
Сравнение чисел
(7ч)
Модуль числа
1
Знать/уметь:
- понятия модуля числа и противоположных чисел, - правила сравнения и вырабатываются- сравнивать положительные и отрицательные числа
,
77
Противоположные числа
1
78
Понятие целого числа
1
79
Преобразование выражений
1
80
Контроль знаний
1
81
Подготовка к контрольной работе
1
82
Контрольная работа № 5 по теме «Отрицательные числа»
1
83
Сложение и вычитание чисел
(5ч)
Сложение и вычитание чисел с помощью координатной прямой
1
Знать/уметь:
- складывать и вычитать числа с р- раскрывать скобки, азными знаками, - приводить подобные слагаемые в буквенных выражениях
84
Правило сложения и вычитания чисел с разными знаками
1
85
Сложение отрицательных чисел
1
86
Вычитание
1
87
Контроль знаний
1
88
Умножение рациональных чисел
(5ч)
Правило умножения чисел с разными знаками
1
Знать/уметь:
- умножать положительные и отрицательные числа. - применять распределительный закон для раскрытия скобок
-производить арифметические действия с положительными и отрицательными числами, - вычислять значения выражений, в которые одновременно входят и обыкновенные, и десятичные дроби
89
Умножение нескольких чисел с разными знаками
1
90
Степень отрицательного числа
1
91
Распределительный закон умножения
1
92
Правило раскрытие скобок
1
93
Деление рациональных чисел
(7ч)
Взаимно обратные числа
1
Знат-делить числа с разными знаками, ь/ приемы выполнения арифметических действий с рациональными числами уметь:
94
Правило деления чисел с разными знаками
1
95
Вводится понятие рационального числа
1
96
Арифметические действия с рациональными числами
1
97-98
Повторение темы «Отрицательные числа»
2
99
Подготовка к контрольной работе
1
100
Контрольная работа № 6 «Действия с отрицательными числами»
1
Формулы и уравнения (38 ч)
101
Решение уравнений
(6ч)
Решение уравнений (повторение)
1
З- решать задачи составлением уравнения с одним неизвестным нать/уметь:
102
Решение уравнений с дробными коэффициентами
1
103
Решение уравнений (запись которых в виде пропорций)
1
104
Решение задач
1
105
Решение задач на движение
1
106
Контроль знаний
1
107
Решение задач на проценты
(7ч)
Решение задач (повторение)
1
Зна- решать задачи на процентное содержание компонентов в сплавах, концентрацию смесей и растворов, ть/уметь: - решать с процентами в задачи, в которых фигурируют различные процентные базы, идея процентов ассоциируется с идеей деления в данном отношении
108
Процентное содержание вещества
1
109
Решение задач
1
110
Решение задач (изменение процентов)
1
111
Решение задач (процентное содержание в сплавах, смесях)
1
112
Подготовка к контрольной работе
1
113
Контрольная работа № 7 по теме «Уравнения»
1
114
Длина окружности и площадь круга
(6ч)
Формула длины окружности
1
Знать/уметь:
- формулы длины окружности и пл- находить длину и площадь круга по данным формулам, ощади круга, - представление о правильных многоугольниках, центральном угле и круговом секторе
115
Вычисление длины окружности
1
116
Выражение одной величины через другую
1
117
Формула площади круга
1
118
Вычисление площади круга
1
119
Понятие центрального угла и кругового сектора
1
120
Осевая симметрия
(6ч)
Понятие осевой симметрии
1
Знать/уметь:
- представление о симметрии в ок- строить фигуры, симметричные относительно некоторой прямой,
- указывать ось симметрии фигуры, ружающем мире, - пользоваться циркулем, линейкой и угольником в геометрических построениях
121
Симметричные фигуры относительно оси
1
122
Построение симметричных фигур
1
123
Решение задач
1
124
Подготовка к контрольной работе
1
125
Контрольная работа № 8 по теме «Формулы площади круга и длины окружности. Осевая симметрия»
1
126
Координаты
(4ч)
Понятие - координата
1
Знать/уметь:
- понятие о координатах как о способе указания и определения положения некоторого объекта на плоскости, - строить точку по заданным координатам, - определять координаты точки на координатной плоскости
127
Координатная плоскость
1
128
Нахождение точек на координатной плоскости
1
129
Контроль знаний
1
130
Геометрические тела
(4ч)
Пространственные геометрические тела
1
Зна- представления о пространственных ф- использовать некоторые основные формулы объемов и площадей поверхностей игурах,
131
Правильные многогранники
1
132
Развертки геометрических тел
1
133
Формулы объемов
1
134
Диаграммы
(5ч)
Круговая диаграмма
1
- наглядно представлять информацию в виде круговых и столбчатых диаграмм (гистограмм), Знать/уметь: - считывать информацию с диаграмм и самостоятельно их строить
135
Построение круговых диаграмм
1
136
Столбчатая диаграмма
1
137
Построение диаграмм
1
138
Контрольная работа № 9 по теме «Координаты. Геометрические тела. Диаграммы»
Повторение курса (32 ч)
139
Истории математики (5 - 6 классы) (19 ч)
О натуральных числах
1
Знать/уметь: - работать с дополнительным историческим материалом, - ликвидировать возможные пробелы в знаниях
140
О законах арифметических действий
1
141-142
О делимости чисел
2
143-144
О процентах
2
145
О дробях
1
146
Об отрицательных числах
1
147-149
Об уравнениях
3
150
О возникновении геометрии
1
151-152
Об измерении углов
2
153
О равенстве фигур
1
154
О подобии фигур
1
155
Об объемах
1
156
О системе координат
1
157
Контрольная работа № 10
1
158
Вычислительный практикум
(5 ч)
Натуральные числа
1
Знать/уметь: - устные и письменные приемы вычислений, - применять свойства арифметических действий (прикидка, округление и скорость выполнение арифметических действий)
159
Обыкновенные дроби
1
160-161
Десятичные дроби
2
162
Рациональные числа
1
163
Практикум по решению текстовых задач
(6 ч)
Решение бытовых задач
1
Знать/уметь: - переводить на язык математики описания соотношений между величинами, упомянутыми в условии задач
164
Решение задач на движение
1
165
Решение задач на движение по воде
1
166-168
Решение задач на составление уравнения
3
169-170
Итоговая контрольная работа
2