Конспект урока по математике на тему «Фигуры, имеющие ось симметрии» (3 класс)

Раздел Математика
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Фигуры, имеющие ось симметрии».

Цель урока: сформировать представление о фигурах, имеющих ось симметрии.

Задачи урока:

  1. Создать условия для формирования у учащихся представления о фигурах, имеющих ось симметрии;

  2. Создать условие для формирования способности определять в окружающем мире фигуры, имеющие ось симметрии;

  3. Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, классификация;

  4. Воспитывать уважительное отношение к мнению других людей.

Оборудование и материалы:

  1. мультимедийное сопровождение;

  2. определение симметричных точек относительно прямой;

  3. циркуль, угольник;

  4. алгоритм построения симметричных фигур по опорным точкам;

  5. план действий;

  6. раздаточный материал:

  • Калька

  • Карточка №1 (для этапа актуализации)

  • Карточка №2 (для этапа актуализации)

  • Карточка №3 (определение фигур, имеющих ось симметрии)

  • ККонспект урока по математике на тему «Фигуры, имеющие ось симметрии» (3 класс)арточки трех цветов (для этапа рефлексии)

  • ВКонспект урока по математике на тему «Фигуры, имеющие ось симметрии» (3 класс)ырезанные фигуры: грибок, П, , , кленовый лист, елочка,

  • Вырезанные фигуры для этапа первичного закрепления

Конспект урока по математике на тему «Фигуры, имеющие ось симметрии» (3 класс)Конспект урока по математике на тему «Фигуры, имеющие ось симметрии» (3 класс)Конспект урока по математике на тему «Фигуры, имеющие ось симметрии» (3 класс)Конспект урока по математике на тему «Фигуры, имеющие ось симметрии» (3 класс)

Конспект урока по математике на тему «Фигуры, имеющие ось симметрии» (3 класс)

!- щелчок

Л − личностные УУД;

Р − регулятивные УУД;

П − познавательные УУД;

К − коммуникативные УУД.



Ход урока

Конспект урока по математике на тему «Фигуры, имеющие ось симметрии» (3 класс)

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

1) включение учащихся в учебную деятельность;

2) определить содержательные рамки урока;

3) мотивировать к учебной деятельности.

Н

Слайд 1а экране написана пословица:

«Знания по наследству не достаются».

- Прочитайте пословицу.

- Как вы понимаете ее смысл?

(Знания надо приобретать самому, никто тебе их не даст.)

- И сегодня вы будете открывать новые знания о симметрии.

- А раз сегодня вы будете открывать, что-то новое, как вы это будете делать?

- С чего начнём подготовку к открытию.?

(С повторения)

Конспект урока по математике на тему «Фигуры, имеющие ось симметрии» (3 класс)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Цели:

1) актуализировать знания о симметричных фигурах и способах построения симметричных фигур;

2) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

3) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднение в учебной деятельности;

4) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в обосновании выполнения задания.

1) Повторение знаний о симметрии

-

Слайд 2Возьмите из раздаточного материала карточку№1 (К№1)

- клетчатая бумага

Конспект урока по математике на тему «Фигуры, имеющие ось симметрии» (3 класс)

Конспект урока по математике на тему «Фигуры, имеющие ось симметрии» (3 класс)Конспект урока по математике на тему «Фигуры, имеющие ось симметрии» (3 класс)

Конспект урока по математике на тему «Фигуры, имеющие ось симметрии» (3 класс)

Конспект урока по математике на тему «Фигуры, имеющие ось симметрии» (3 класс)Конспект урока по математике на тему «Фигуры, имеющие ось симметрии» (3 класс)Конспект урока по математике на тему «Фигуры, имеющие ось симметрии» (3 класс)

Конспект урока по математике на тему «Фигуры, имеющие ось симметрии» (3 класс)



1

2

3

- Есть ли лишняя пара? (Первая пара, потому что эти фигуры симметричны)

- Почему?

-

Слайд 3Какие две точки А и В называются симметричными относительно прямой l ?

(Точки А и В симметричны, если:

  • они находятся на равном расстоянии от оси симметрии;

  • если отрезок АВ перпендикулярен оси симметрии)

- Какие способы вы знаете, чтобы определить симметричные фигуры?

1. по опорным точкам; (вывесить алгоритм построения симм.фигур)

2. использовать кальку;

3. согнуть лист по оси симметрии и проколоть циркулем;

- Возьмите из раздаточного материала карточку№2 (К№2) - клетчатая бумага

Конспект урока по математике на тему «Фигуры, имеющие ось симметрии» (3 класс)

Слайд 4

Конспект урока по математике на тему «Фигуры, имеющие ось симметрии» (3 класс)

Конспект урока по математике на тему «Фигуры, имеющие ось симметрии» (3 класс)

- Постройте фигуру, симметричную данной относительно прямой l

- Каким способом воспользовались для построения?

- Что вы сейчас повторили?

(Какие фигуры называются симметричными, построение симметричных фигур)
-
Какое теперь задание необходимо выполнить? (Пробное задание.)

Слайд 5

2Конспект урока по математике на тему «Фигуры, имеющие ось симметрии» (3 класс)Конспект урока по математике на тему «Фигуры, имеющие ось симметрии» (3 класс)) Пробное задание.

- Посмотрите на слайд - грибок, П, кленовый лист, ёлка

- Какая фигура лишняя? (НА ДОСКЕ ФИКСИРУЮ КОЛ-ВО ДЕТЕЙ)


  • Грибок - ? человек

  • П - ? человек

  • кленовый лист - ? человек

  • Конспект урока по математике на тему «Фигуры, имеющие ось симметрии» (3 класс)- ? человек

  • Конспект урока по математике на тему «Фигуры, имеющие ось симметрии» (3 класс)

- ? человек

  • Ёлка - ? человек

- Почему у нас возникло несколько мнений? (мы не знаем признак, по которому нужно определить лишнюю фигуру)

Спросить про каждую фигуру, почему она может быть лишней и признак

- Что мы повторяли в начале урока?

- Как это связать с этим заданием?

- Все, кроме одной фигуры можно назвать фигурами, которые имеют ось симметрии.

Конспект урока по математике на тему «Фигуры, имеющие ось симметрии» (3 класс)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель: организовать восстановление выполненных операций и фиксацию (вербальную и знаковую) места - шага, операции, где возникло затруднение.

- Какое задание вы должны были выполнить? (определить лишнюю фигуру)

- Где возникло затруднение? (в определении признака выделения лишней фигуры)

- Почему возникло затруднение? (не знаем признак)

Конспект урока по математике на тему «Фигуры, имеющие ось симметрии» (3 класс)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цели:

в коммуникативной форме о

Этап 4рганизовать построение учащимися проекта будущих учебных действий:

1. Уточнение цели урока;

2. Уточнить тему урока;

3.Построение плана достижения цели.

-

Слайд 6Что дальше вы должны сделать? (Мы должны определить тему урока, поставить цель, составить план действий.)

- Какая тема урока? (Фигуры, имеющие ось симметрии)!

- Сформулируйте цель урока. !

(Найти способ определения фигур, имеющих ось симметрии)

- Для достижения вами цели я выступлю в роли помощника.

-

Слайд 7Рассмотрите фигуры, что в них особенного? Чем эти фигуры похожи с теми, которыми мы работали в начале урока?

-

Слайд 8Чем отличаются?

- Составим план действий.

- Я уже вам сказала, что все фигуры, кроме одной имеют ось симметрии. Вы знаете, в чем отличия этих фигур?

- Значит первый шаг - !

1) Определим, чем отличаются симметричные фигуры от несимметричных фигур.

- Затем нужно будет проверить - !

2) Проверим свои выводы перегибанием, используем кальку.

- Последний шаг - сделать выводы !

3) Сделаем выводы.

Конспект урока по математике на тему «Фигуры, имеющие ось симметрии» (3 класс)

5. Реализация проекта выхода из затруднения.

Цели:

1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний определения фигур, имеющих оси симметрии;

2) создать условия для построения нового эталона, зафиксировать в речи, графической и знаковой форме (с помощью эталона, опорной схемы), сформировать умение использовать открытые знания на практике;

- На ваших столах есть конверты, возьмите их, пожалуйста, достаньте вырезанные фигуры.

- Как определить имеет эта фигура ось симметрии или нет?

(перегнуть фигуру пополам, чтобы получились две одинаковые части)

- Возьмите Грибок - есть ось симметрии? !

Слайд 9П - есть ось симметрии? !

кленовый лист - есть ось симметрии? !

Конспект урока по математике на тему «Фигуры, имеющие ось симметрии» (3 класс)Ёлка - есть ось симметрии? !

- есть ось симметрии? ! Нет

Конспект урока по математике на тему «Фигуры, имеющие ось симметрии» (3 класс)- есть ось симметрии? ! Чем интересна эта фигура?

(имеет несколько осей симметрии)

- Как мы определяли ось симметрии у фигуры?

- А можно ли с помощью кальки?

- Когда фигура имеет ось симметрии?

(когда состоит из 2 равных частей, симметричных относительно прямой)

-

Слайд 10В чем отличие от симметричных фигур относительно прямой?

- Возьмите карточку №3. Прочитайте определение.

- Повторите его.

- Пришло время отдохнуть.

Конспект урока по математике на тему «Фигуры, имеющие ось симметрии» (3 класс)

Физкультминутка (встать)

Будьте моим зеркальным отраженьем,

Повторяй мои движенья -

Раз, два, три и

Снова повтори.

На раз - всем дружненько присесть,

Моргнуть одним глазком,

Затем другим.

На два - подняться - руки вверх.

Похлопать дружно всем.

На три - носки свои достать.

И за парты сесть опять.

Конспект урока по математике на тему «Фигуры, имеющие ось симметрии» (3 класс)

6.Первичное закрепление во внешней речи.

Цель:

зафиксировать новый способ действий во внешней речи, тренироваться в применении, новых правил при выполнении задания.

-

Слайд 11Теперь вы знаете, как определять фигуры, которые имеют ось симметрию
- Что будем делать дальше? (Потренироваться в применении новых знаний.)

- Откройте учебник на с. 46 №1

- Что нужно сделать?

(Определить из букв имеют ось симметрии и провести их)

-

Слайд 12Какие ещё буквы имеют ось симметрии?

(Д, Е, З, К, Л, Н, П, С, Ф, Э, Ж, Ш, Х) !

с. 46 №2 (Работа в парах)

- Для выполнения этого задания приготовлены вырезанные фигуры.

б (квадрат)

г (равносторонний треугольник)

-

Слайд 13Проверка

Конспект урока по математике на тему «Фигуры, имеющие ось симметрии» (3 класс)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цели:

1) организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новые понятия;

2) организовать самооценку детьми правильность выполнения задания (при необходимости - коррекцию возможных ошибок).

с

Слайд 14. 46 №2 в, д, е

- На выполнение 2 минуты.

- Самопроверка с экрана.

- Зафиксируйте результат проверки при помощи знаков «+» или «?».

- У кого это задание вызвало затруднение?

- В чем причина?

Поднимите руки, кто не допустил ошибок в самостоятельной работе?

- Молодцы! Поставьте себе «+».

Конспект урока по математике на тему «Фигуры, имеющие ось симметрии» (3 класс)

  1. Включение в систему знаний.

- Ребята, а в жизни вы встречались с фигурами, имеющими ось симметрии?

- Приведите примеры.

Слайд 15бабочка

Слайд 16

стрекоза

Слайд 17

Слайд 18котенок

закат

Слайд 19

мавзолей Тадж-Махал в Индии

Слайд 20

Эльфелевая башня

- Также человеческое тело имеет ось симметрии.

Конспект урока по математике на тему «Фигуры, имеющие ось симметрии» (3 класс)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

  1. организовать рефлексивный анализ учебной деятельности;

  2. оценить собственную деятельность на уроке;

  3. зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности;

  4. обсудить и записать домашнее задание.

- Вспомните, ребята, с какой пословицей вы познакомились вначале урока? («Знания по наследству не достаются»)

- Какая была цель урока?

(Мы научились определять фигуры, имеющие ось симметрии)

- С какими затруднениями столкнулись на уроке?

- Что помогло вам справиться с затруднением?

- Ребята, кто из вас достиг этих целей?

- Оцените свою работу с помощью цветных полосок?

- Вспомним, что обозначает каждый цвет?

Конспект урока по математике на тему «Фигуры, имеющие ось симметрии» (3 класс)ЦЕЛЬ УРОКА НЕ ДОСТИГНУТА.

НУЖНА ПОМОЩЬ.

Конспект урока по математике на тему «Фигуры, имеющие ось симметрии» (3 класс)ЦЕЛЬ УРОКА ДОСТИГНУТА,

НО СТОЛКНУЛСЯ С ТРУДНОСТЯМИ.

НУЖНО ЕЩЁ ПОРАБОТАТЬ.

Конспект урока по математике на тему «Фигуры, имеющие ось симметрии» (3 класс)ЦЕЛЬ УРОКА ДОСТИГНУТА.

ТРУДНОСТЕЙ НЕ ВОЗНИКЛО.

ДОВОЛЕН СОБОЙ.

Домашнее задание: придумать и нарисовать на клетчатой бумаге фигуру, имеющую ось симметрии.

С.48 № 11* - познакомиться с палидромами.

УУД

- самоопределение (Л)

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).



- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

- использование знаково-символических средств (П);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учет разных мнений (К);



































- постановка и формулирование проблемы (П);



- формулирование познавательной цели (П);

- планирование (П);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- учет разных мнений (К);








- волевая саморегуляция (Р);

- познавательная инициатива (Р);

- выдвижение гипотез и их обоснование (П);

- установление причинно-следственных связей (П);













- сравнение, аналогия, классификация (П);

- выполнение действий по алгоритму (П);

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);





- сравнение, аналогия, классификация (П);

- выполнение действий по алгоритму (П);

- подведение под понятие (П)

- доказательство (П);

- контроль (Р);

- коррекция (Р);

- оценка (Р);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);


- сравнение, аналогия, классификация (П);

- подведение под понятие (П);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К).

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

- самооценка на основе критерия успешности (Л);

- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);














© 2010-2022