Урок «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Это заключительный урок по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей», на котором проверяются знания и умения по теме. На уроке предлагается тест на 3 варианта, индивидуальные карточки для слабых и сильных учащихся. На уроке ребята меняют несколько видов деятельности: работа с компьютером, тест с самопроверкой, работа в парах сменного состава, физминутка, устный счёт. Что повысить интерес к уроку используется компьютерная презентация, письмо от Винни - Пуха с просьбой о помощи, чтобы ему помо...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»

5 класс

Автор учебника: Н. Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург.

Цели урока:

  • образовательная: закрепить и усовершенствовать навыки сложения и вычитания десятичных дробей; отработка навыков устного счёта; выработка умений по применению полученных знаний; проверить степень усвоения материала путем проведения теста с проверкой на уроке.

  • развивающая: развитие логического мышления, познавательного интереса, любознательности, умение анализировать, наблюдать и делать выводы.

  • воспитательная: повышать заинтересованность в изучении предмета математики; воспитание самостоятельности, самооценки, активности.

Тип урока: урок закрепления и совершенствования умений и навыков.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация для сопровождения урока медиапродукт Microsoft Office Power Point, раздаточные материалы: тест по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей», индивидуальные карточки с заданиями для сильных и слабых учащихся, набор сигнальных карточек для каждого ученика (красный, зеленый, синий).

Структура урока:

  1. Организационный момент. Постановка цели - 0,5 мин.

  2. Актуализация опорных знаний. Работа с компьютером. Устный счет - 3 мин.

  3. Закрепление полученных знаний. Работа в тетради. Решение задачи - 8 мин.

  4. Закрепление полученных знаний. Работа в тетради. Решение уравнений - 5 мин.

  5. Физкультминутка - 2 мин.

  6. Закрепление полученных знаний. Работа с компьютером. Задание на свойство сложения и вычитания - 4 мин.

  7. Тест с самопроверкой - 10 мин.

  8. Работа в парах сменного состава - 4 мин.

  9. Домашнее задание - 1 мин.

  10. Итог урока - 2 мин.

  11. Рефлексия - 0,5 мин.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Постановка цели - 0,5 мин.

Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Сегодня у нас заключительный урок по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» (слайд 1)

Задача, конечно, не очень простая:
Играя учить и учиться играя.
Но если с учёбой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье! (слайд 2)

Цель нашего урока - закрепить и усовершенствовать навыки сложения и вычитания десятичных дробей и вырабатывать умение использовать приобретенные знания в повседневной жизни.

Ведь мы знаем, что математика - это универсальный язык науки и техники и знать её необходимо для изучения таких дисциплин как: физика, химия, экономика, а также многих других наук, с которыми вы познакомитесь в старших классах.

  1. Актуализация опорных знаний - 3 мин.

Начнем наш урок с повторения ранее изученного материала. Возьмите в руки сигнальные карточки и оценивайте с их помощью ответы своих одноклассников.

Дроби десятичные - новые для Вас,
Лишь совсем недавно, их узнал ваш класс.
Сразу поприбавилось всем теперь мороки,
Учим, учим правила, готовимся к уроку.

Вопросы для повторения:

Как сравнить десятичные дроби? (слайды 3-5)

(Десятичные дроби сравнивают поразрядно, начиная со старшего разряда: целую часть с целой, десятые с десятыми, сотые с сотыми и т.д.)

1,1872 < 1,188

Выполните сравнение дробей: (слайд 6)

7,2 > 5,99

18,04 < 18,4

0,3 = 0,30

4,806 < 4,93

9,404< 9,44

7,040 = 7,04

Как складывают и вычитают десятичные дроби? (слайд 7,8)

Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно:

  1. уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;

  2. записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;

  3. выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую;

  4. поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.

Восстановите запятые: (слайд 9)

7,39 + 4,48 = 11,87

4,2 + 2,06 = 6,26

18,01 + 2,9 = 15,11

5 - 0,61 = 4,39

Устный счет: (слайд 10)

6,2 -42,8 = 1,4; 1,4 + 5,6 = 7; 7 - 2,4 = 4,6; 4,6 + 0,16 = 4,76;

4,76 + 4,94 = 9,7; 9,7 - 3,49 = 6,21; 6,21 + 0,07 = 6,28; 6,28 - 1,28 = 5.

Сегодня на уроке мы закрепляем навыки сложения и вычитания дес. дробей.

  1. Закрепление полученных знаний. Работа в тетради - 8 мин. (слайд 11)

Откройте тетради. Запишите: число, классная работа.

Решим задачу. Сегодня к нам в школу пришло письмо.

"Дорогие ученики. Пишет Вам Винни-Пух. У нас беда. Помогите нам, пожалуйста, справиться с нею. Дело в том, что мы, т.е - Винни-Пух, Ослик Иа и Пятачок решили узнать свой вес. Но шкала весов до

20 кг была повреждена, и показания на ней прочитать не представлялось возможным. Поэтому я взвесился, сначала с Пятачком: получилось 22,4 кг; затем с Осликом, получилось 23,5 кг; а затем мы взвесились все вместе и получили 26,7 кг. Но все равно мы так и не узнали свой вес. Если сможете, помогите нам, пожалуйста. Мы на вас надеемся. Мы слышали, что вы самые лучшие ученики в этой школе среди шестых классов. С большим уважением Винни Пух".

Решение: (слайд 12)

1) 26,7-22,4= 4,3 (кг) - весит Ослик
2) 26,7-23,5= 3,2 (кг) - весит Пятачок
3) 22,4-3,2 = 19,2 (кг) - весит Вини Пух

Ответ: Вини Пух - 19,2 кг, Пятачок - 3,2 кг, Ослик Иа - 4,3 кг.

  1. Решение уравнений «Составьте слово» - 5 мин. (слайд 13)

Пока я готовила презентацию к уроку, хитрый компьютер перепутал все буквы. Помогите восстановить слово. Для этого нужно решить уравнения и составить слово из перепутанных букв:

х + 3,8 = 8 ответ: 4,2 Буква: д

х - 6,5 = 12 ответ: 18,5 Буква: р

9,71 - у = 3,31 ответ: 6,4 Буква: о

5х + 1,2 = 11,2 ответ: 2 Буква: б

10,96 - 3у = 1,96 ответ: 3 Буква: ь. Получилось слово «дробь».

  1. Физкультминутка - 2 мин. (слайд 14)

Перед нами луг широкий,

А над нами лес высокий.

А за нами сосны, ели

Головами зашумели.

Грянул гром,

Побежали быстро в дом.

Сбросили напряжение, накопившееся за время решения задачи и уравнений, продолжим работу в тетради.

  1. Вычислите удобным способом: - 4 мин. (слайд 15)

  1. Чтобы прибавить к числу сумму двух чисел, можно сначала прибавить к этому числу первое слагаемое, а затем к полученной сумме прибавить второе слагаемое. Слагаемые в сумме можно как угодно переставлять местами и объединять в группы.

а + в + с = (а + с) + в= а + (в + с) = (а + с) + в 0,63 + (2,78+5,37)=(0,63+5,37)+2,78=6+2,78=8,78

21,49+3,67+13,51=(21,49+13,51)+3,67=35+3,67=38,67

  1. Для того чтобы из числа вычесть сумму можно сначала вычесть из этого числа первое слагаемое, а потом из полученной разности вычесть второе слагаемое.

а - (в + с) = а - в - с

37,42 - (26,42+7,8)=(37,42-26,42)-7,8=11-7,8=3,2

  1. Чтобы из суммы вычесть число можно вычесть его из одного слагаемого, а к полученной разности прибавить второе слагаемое.

(а + с) - в = (а - в) + с

(8,64+13,88) - 2,64=(8,64-2,64)+13,88=6+13,88=19,8

  1. Тест по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» - 10 мин.

Теперь проверим наши знания с помощью теста. (Приложение № 1)

Тест будет с самопроверкой, поэтому не забудьте записывать в тетради ответы к заданиям. Если при решении у вас появятся вопросы - поднимите руку, и я к вам подойду.

Некоторые учащиеся получают карточки с индивидуальными заданиями. (Приложение № 2 и Приложение № 3)

Ребята 10 минут прошли, сдаем бланки. Самостоятельно проверяем работу. Рядом с каждым заданием ставим знак «+» или « - ».

Оценим результат.

Критерии оценки:«5» - 8 заданий;«4» - 7 или 6 заданий;«3» - 5 или 4 задания.

Покажите с помощью сигнальной карточки, какую оценку вы получили: «5» - красный, «4» - зеленый, «3» - синий.

Молодцы! Хорошо поработали.

VIII. Работа в парах. - 4 мин. А теперь, ребята, самостоятельно работаем в парах. Выполняем № 1228 (а,в,г,д). После выполнения номера меняемся тетрадями с соседом и проверяем правильность выполнения, сверяя с ответами на слайде. (слайд 16)

а) 2,31+ (7,65 + 8,69) = (2,31 + 8,69) + 7,65 = 11+7,65 = 18,65;

в) (7,891 + 3,9) + (6,1 + 2,109) =( 7,891+2,109) + (3,9+6,1) =10+10=20;

г) 14,537 - (2,237 + 5,9) = (14,537 - 2,237) - 5,9 = 6,4;

д) (24,302 + 17,879) - 1,302 = (24,302 - 1,302) + 17,879 =40,879

IX. Домашнее задание - 1 мин. (слайд 17)

Откройте дневники и запишите задание на дом.

№ 1263 (а,б), № 1262 - примеры и задача на сложение и вычитание десятичных дробей, № 1268(в,г) - более сложные уравнения, для тех кто испытывает интерес к изучению математики.

X. Итог урока - 2 мин.

Оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, обсуждение допущенных ошибок и того, что необходимо для их коррекции. Объявление оценок.

XI. Рефлексия - 0,5 мин. (слайд 18)

- Ребята, вы сегодня все хорошо потрудились на уроке.

Возьмите в руки сигнальные карточки и ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

- Сумел ли ты закрепить свои знания и умения?

- Ты был активен на уроке?

- Было ли тебе интересно?

Учащиеся рассуждают о том, что им больше всего понравилось на уроке, что запомнилось, что бы они хотели повторить, что бы хотели изменить. Как они себя чувствовали на уроке.

Покажите ту сигнальную карточку, которая соответствует вашему настроению в конце урока.

Мне было очень приятно работать с вами. Спасибо за урок! (слайд 19)




Приложение № 1.

Тест по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»

5 класс Фамилия:_________________

Вариант 1.

А 1. Сравните дроби 4,599 и 4,8

1. 4,599 <4,8 2. 4,599 = 4,8 3. 4,599 > 4,8.

А 2. Сравните дроби 3,500 и 3,50.

1. 3,500 < 3,50 2. 3,500 = 3,50 3. 3,500 > 3,50.

А 3. Выразите время в часах и запишите ответ в виде десятичной дроби: 1ч 12 мин.

1. 1,12ч 2. 0,112ч 3. 1,2ч 4. 1,25ч

А 4. Вычислите значение суммы чисел 13,27 и 6,3.

1. 19,3 2. 76,27 3. 13,9 4. 19,57

А 5. Вычислите значение разности чисел 18,5 и 4,26.

1. 14,24 2. 13,24 3. 13,59 4. 22,76

В 1. Найдите корень уравнения: у - 5,36 = 6,8 .

Ответ:___________

В 2. Скорость теплохода по течению реки 29,2 км/ч.

Собственная скорость лодки 26,5 км/ч. Найдите скорость течения реки.

Ответ:___________

С. Сколько натуральных чисел заключено между данными десятичными дробями 15,03 и 21,98?

Ответ:___________

Тест по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»

5 класс Фамилия:_________________

Вариант 2.

А 1. Сравните дроби 4,5 и 4,500

1. 4,5 <4,500 2. 4,5 = 4,500 3. 4,5 > 4,500.

А 2. Сравните дроби 6,799 и 6,8.

1. 6,799 < 6,8 2. 6,799 = 6,8 3. 6,799 > 6,8.

А 3. Выразите время в часах и запишите ответ в виде десятичной дроби: 2ч 30 мин.

1. 2,30ч 2. 0,23ч 3. 2,5ч 4. 2,3ч

А 4. Вычислите значение суммы чисел 12,37 и 5,3.

1. 12,9 2. 17,4 3. 17,7 4. 17,67

А 5. Вычислите значение разности чисел 19,6 и 4,24.

1. 2,72 2. 15,36 3. 14,36 4. 22,84

В 1. Найдите корень уравнения: х - 7,54 = 4,6 .

Ответ:___________

В 2. Скорость теплохода против течения реки 12,7 км/ч.

Собственная скорость лодки 15,3 км/ч. Найдите скорость течения реки.

Ответ:___________

С. Сколько натуральных чисел заключено между данными десятичными дробями 17,43 и 23,01?

Ответ:___________



Тест по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»

5 класс Фамилия:_________________

Вариант 3

А 1. Сравните дроби 14,7 и 14,700

1. 14,7 <14,700 2. 14,7 = 14,700 3. 14,7 > 14,700.

А 2. Сравните дроби 3,499 и 3,5.

1. 3,499 < 3,5 2. 3,499 = 3,5 3. 3,499 > 3,5.

А 3. Выразите время в часах и запишите ответ в виде десятичной дроби: 2ч 15 мин.

1. 2,15ч 2. 0,215ч 3. 2,25ч 4. 2,5ч

А 4. Вычислите значение суммы чисел 12,32 и 5,4.

1. 17,86 2. 17,36 3. 17,72 4. 17,7

А 5. Вычислите значение разности чисел 15,6 и 3,43.

1. 2,13 2. 12,17 3. 15,36 4. 19,03

В 1. Найдите корень уравнения: х - 3,84 = 4,9 .

Ответ:___________

В 2. Скорость теплохода против течения реки 22,8 км/ч.

Собственная скорость лодки 24,5 км/ч. Найдите скорость течения реки.

Ответ:___________

В 3. Скорость теплохода по течению реки 28,3 км/ч.

Собственная скорость лодки 26,7 км/ч. Найдите скорость течения реки.

Ответ:___________


Для слабых обучающихся Приложение 2.

Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно:

  1. уравнять количество знаков после запятой;

  2. записать дроби друг под другом так, чтобы запятая была под запятой;

  3. выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую;

  4. поставить в ответе запятую под запятой.

Выполните сложение 7,3 + 0,865.

План действий: Решение.

а) Уравняйте количество знаков после запятой. 7,300 + 0,865

б) Запишите дроби друг под другом. 7,300

+ 0,865

в) Выполните сложение, не обращая внимания на запятую. 7,300

+ 0,865

8 165

г) Поставьте в сумме запятую под запятой. 7,300

+ 0,865

8,165

Выполните вычитание 7,3 - 0,865.

План действий: Решение.

а) Уравняйте количество знаков после запятой. 7,300 - 0,865

б) Запишите дроби друг под другом. 7,300

- 0,865

в) Выполните вычитание, не обращая внимания на запятую. 7,300

- 0,865

6 435

г) Поставьте в ответе запятую под запятой. 7,300

- 0,865

6,435

1. Уравняйте количество знаков после запятой в числах:

а) 37,4 и 3,678; б) 0,251 и 0,03; в) 25 и 2,63.

2. Найдите сумму:

а) 7,41 + 3,72; б) 8,03 + 12,7; в) 2,251 + 47,74.

3. Найдите разность:

а) 7,62 - 3,21; б) 50,6 - 48,03; в) 18,003 - 12,7.





Ответы:

1. а) 37,400 и 3,678; б) 0,251 и 0,030; в) 25,00 и 2,63.

2. а) 11,13; б) 20,73; в) 49,991.

3. а) 4,41; б) 2,57; в) 5,303.

Критерии оценивания: «5» - 9 заданий;

«4» - 8 или 7 заданий;

«3» - 6 или 5 заданий;

Ответы:

1. а) 37,400 и 3,678; б) 0,251 и 0,030; в) 25,00 и 2,63.

2. а) 11,13; б) 20,73; в) 49,991.

3. а) 4,41; б) 2,57; в) 5,303.

Критерии оценивания: «5» - 9 заданий;

«4» - 8 или 7 заданий;

«3» - 6 или 5 заданий;

Ответы:

1. а) 37,400 и 3,678; б) 0,251 и 0,030; в) 25,00 и 2,63.

2. а) 11,13; б) 20,73; в) 49,991.

3. а) 4,41; б) 2,57; в) 5,303.

Критерии оценивания: «5» - 9 заданий;

«4» - 8 или 7 заданий;

«3» - 6 или 5 заданий;

Для сильных обучающихся Приложение № 3

Индивидуальные задания

по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»



  1. Сравните значения выражений: 7,98 + 15,82 и 25,94 - 2,15.

  2. Решите уравнение: 4х - 4,05 = 11,95.

  3. Скорость теплохода по течению реки 19,2 км/ч. Собственная скорость лодки 16,5 км/ч. Найдите скорость течения реки и скорость теплохода против течения реки.

  4. Вычислите: Урок «Сложение и вычитание десятичных дробей»..



































Индивидуальные задания

по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»



  1. Сравните значения выражений: 7,98 + 15,82 и 25,94 - 2,15.

  2. Решите уравнение: 4х - 4,05 = 11,95.

  3. Скорость теплохода по течению реки 19,2 км/ч. Собственная скорость лодки 16,5 км/ч. Найдите скорость течения реки и скорость теплохода против течения реки.

  4. Вычислите: Урок «Сложение и вычитание десятичных дробей»..

Индивидуальные задания

по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»



  1. Сравните значения выражений: 7,98 + 15,82 и 25,94 - 2,15.

  2. Решите уравнение: 4х - 4,05 = 11,95.

  3. Скорость теплохода по течению реки 19,2 км/ч. Собственная скорость лодки 16,5 км/ч. Найдите скорость течения реки и скорость теплохода против течения реки.

  4. Вычислите: Урок «Сложение и вычитание десятичных дробей»..

Индивидуальные задания

по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»



  1. Сравните значения выражений: 7,98 + 15,82 и 25,94 - 2,15.

  2. Решите уравнение: 4х - 4,05 = 11,95.

  3. Скорость теплохода по течению реки 19,2 км/ч. Собственная скорость лодки 16,5 км/ч. Найдите скорость течения реки и скорость теплохода против течения реки.

  4. Вычислите: Урок «Сложение и вычитание десятичных дробей»..

Ответы к индивидуальным заданиям: 1) 7,98 + 15,82 > 25,94 - 2,15; 2) 4; 3) 2,7 км/ч, 13,8км/ч; 4) Урок «Сложение и вычитание десятичных дробей».. Критерии оценивания: «5» - 4 задания; «4» - 3 задания; «3» - 2 задания;

Ответы к индивидуальным заданиям: 1) 7,98 + 15,82 > 25,94 - 2,15; 2) 4; 3) 2,7 км/ч, 13,8км/ч; 4) Урок «Сложение и вычитание десятичных дробей».. Критерии оценивания: «5» - 4 задания; «4» - 3 задания; «3» - 2 задания;

Ответы к индивидуальным заданиям: 1) 7,98 + 15,82 > 25,94 - 2,15; 2) 4; 3) 2,7 км/ч, 13,8км/ч; 4) Урок «Сложение и вычитание десятичных дробей».. Критерии оценивания: «5» - 4 задания; «4» - 3 задания; «3» - 2 задания;





Куда: Самарская область, Безенчукский район, с.Васильевка, ул.Школьная, д.41

Кому: Ученикам 5класса



От кого: от Винни - Пуха



Дорогие ученики 5 класса

Пишет Вам Винни-Пух. У нас беда. Помогите нам, пожалуйста, справиться с нею. Дело в том, что мы, т.е - Винни-Пух, Ослик Иа и Пятачок решили узнать свой вес. Но шкала весов до 20 кг была повреждена, и показания на ней прочитать не представлялось возможным. Поэтому я взвесился, сначала с Пятачком: получилось 22,4 кг; затем с Осликом, получилось 23,5 кг; а затем мы взвесились все вместе и получили 26,7 кг.

Но все равно мы так и не узнали свой вес. Если сможете, помогите нам, пожалуйста. Мы на вас надеемся. Мы слышали, что вы самые лучшие ученики в этой школе среди шестых классов.

С большим уважением Вини-Пух.



© 2010-2022