Метод координат в задачах типа С2

             Стереометрические задачи на нахождение углов и расстояний традиционно вызывают затруднения, а именно проблематичным является построение на чертеже искомого угла и доказательство того, что именно этот угол искомый. Избежать подобных трудностей помогает метод координат. Метод заключается во введении декартовой системы координат, а затем –«исчислении» образующихся векторов (их длин и углов между ними). . Метод координат – это универсальный метод. Он обеспечивает тесную связь между алге...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

13

1. Система координат в пространстве.

Выберем начало координат. Проведем три взаимно перпендикулярные оси х, y и z . Выберем масштаб.

Метод координат в задачах типа С2.

Получилась система координат в трехмерном пространстве.

Каждая точка характеризуется тремя числами - координатами по x, y и z. Запись M(−1; 3; 2) означает, что координата точки M по x (абсцисса) равна −1, координата по y (ордината) равна 3, а координата по z (аппликата) равна 2.

Векторы в пространстве определяются так же, как и на плоскости.

Это направленные отрезки, имеющие начало и конец. Только в пространстве вектор задается тремя координатами x, y и z:

ﺂ؟Метод координат в задачах типа С2.(xa; ya; za)

Чтобы найти координаты вектора, так же, как и на плоскости, из координаты конца надо вычесть координату начала.

1.Метод координат в задачах типа С2. Метод координат в задачах типа С2.

2.Метод координат в задачах типа С2. Метод координат в задачах типа С2.

Если точка M - середина отрезка AB, то ее координаты находятся по формуле:

3. Метод координат в задачах типа С2. Метод координат в задачах типа С2. Метод координат в задачах типа С2.

4. Метод координат в задачах типа С2.Метод координат в задачах типа С2.- сумма векторов.

5. Метод координат в задачах типа С2.- разность векторов.

6. Метод координат в задачах типа С2. - произведение вектора на число.

7. Метод координат в задачах типа С2.- скалярное произведение векторов

8. Метод координат в задачах типа С2. - косинус угла между векторами.

2. Введение системы координат.

Метод координат - это, конечно, очень хорошо, но в настоящих задачах C2 никаких координат и векторов нет, поэтому их надо вводить.

Самое замечательное свойство заключается в том, что не имеет никакого значения как именно вводить систему координат. Если все вычисления будут правильными, то и ответ будет правильным.

Метод координат в задачах типа С2.

2.1 Координаты куба.

Система координат вводится очень просто:

  1. Начало координат - в точке A

  2. Если ребро куба не указано, то принимаем его за единичный отрезок;

  3. Ось x направляем по ребру АВ, у - по ребру АD, а ось z - по ребру AA1 .

Теперь у каждой вершины куба есть координаты:

A (0; 0; 0), B (1; 0; 0), C (1; 1; 0), D (0; 1; 0),

A1 (0; 0;1) B (1; 0; 1) C1 (1; 1; 1), D1 (0; 1; 1).

2.2 Координаты правильной треугольной призмы

Метод координат в задачах типа С2.

Метод координат в задачах типа С2.



A (1; 0; 0), BМетод координат в задачах типа С2., C (0; 0; 0), A1 (1; 0; 1), B1 Метод координат в задачах типа С2., C1 (0; 0; 1).

2.3 Координаты правильной шестиугольной призмы

Метод координат в задачах типа С2.Метод координат в задачах типа С2.

Метод координат в задачах типа С2.Метод координат в задачах типа С2.Метод координат в задачах типа С2.Метод координат в задачах типа С2.Метод координат в задачах типа С2.Метод координат в задачах типа С2.Метод координат в задачах типа С2.

, , , , , , ,

Метод координат в задачах типа С2.Метод координат в задачах типа С2.Метод координат в задачах типа С2.Метод координат в задачах типа С2.Метод координат в задачах типа С2.

, , , , .

2.4 Координаты правильной четырехугольной пирамиды

Метод координат в задачах типа С2.

Введем систему координат с началом в точке А

A (0; 0; 0), B (1; 0; 0), C (1; 1; 0), D (0; 1; 0), H (0,5; 0,5; 0).

Найдем координаты точки S. Рассмотрим треугольники ASH и ABH


  1. AS = AB = 1 по условию;

  2. Угол AHS = AHB = 90°, поскольку SH - высота, а AH ⊥ HB как диагонали квадрата;

  3. Сторона AH - общая.

Следовательно, прямоугольные треугольники ASH и ABH равны по одному катету и гипотенузе. Значит, SH = BH = 0,5 · BD. Но BD - диагональ квадрата со стороной 1. Поэтому имеем:

Метод координат в задачах типа С2.

Итак, координаты точки S:

Метод координат в задачах типа С2.

Рассмотрим случай, если боковые ребра пирамиды не равны ребрам основания. В этом случае рассмотрим треугольник AHS:Метод координат в задачах типа С2.

Треугольник AHS - прямоугольный, причем гипотенуза AS - это одновременно и боковое ребро исходной пирамиды SABCD. Катет: AH = 0,5 · AC. Оставшийся катет SH найдем по теореме Пифагора. Это и будет координата z для точки S.

3. Матрицы и определители второго и третьего порядка.

Определение: Таблица, составленная из четырёх чисел Метод координат в задачах типа С2.называется квадратной матрицей второго порядка. Числа Метод координат в задачах типа С2.называют элементами матрицы.

Определение: Число ∆ называется определителем или детерминантом матрицы.

∆=Метод координат в задачах типа С2.

Определитель третьего порядка можно вычислить так:

Метод координат в задачах типа С2.

4. Метод координат в пространстве

4.1 Угол между прямыми.

Вычисление направляющих векторов для прямых.

В задаче С2 прямые всегда задаются парой точек. Если ввести систему координат и рассмотреть вектор с началом и концом в этих точках, получим направляющий вектор для прямой.

Метод координат в задачах типа С2. Метод координат в задачах типа С2.

α-угол между прямыми

3.1 Угол между двумя прямыми - это угол между их направляющими векторами.

Задача 1.Метод координат в задачах типа С2.

В единичном кубе ABCDA1B1C1D1 найдите угол между прямыми AE и BF, где E - середина ребра A1B1, где Е - середина ребра А1В1 а F - середина ребра B1C1.

Решение (1 способ)

K- середина A1D1 AK║BF угол KAE = φ

По теореме Пифагора

Метод координат в задачах типа С2.

Метод координат в задачах типа С2.Метод координат в задачах типа С2.Метод координат в задачах типа С2.

По теореме косинусов для ∆ AKE

KE² = AE² + AK² - 2 * AE *AK * cos φ

cos φ=0,8 φ=arccos0.8

Решение (2 способ)

Метод координат в задачах типа С2.Метод координат в задачах типа С2.Метод координат в задачах типа С2.

Метод координат в задачах типа С2.Метод координат в задачах типа С2.

Метод координат в задачах типа С2.

С помощью векторов и координат легко найти угол между прямыми.

Метод координат в задачах типа С2.


А если требуется найти угол между плоскостями или между прямой и плоскостью, то для этого нам понадобится уравнение плоскости в пространстве.

4.2 Плоскость в пространстве задается уравнением.

Ax+By+Cz+D=0,

где A, B и С - координаты вектора, перпендикулярного этой плоскости. Его называют нормалью к плоскости.

Чтобы написать уравнение плоскости, берем координаты трех принадлежащих ей точек. Подставляем их по очереди в уравнение плоскости. Решаем полученную систему.

Напишем уравнение плоскости, проходящей через точки M (1; 0; 1), N(2; -2; 0) и К (4; 1; 2)

Уравнение плоскости выглядит так:

Ax+By+Cz+D=0

Получим систему из трех уравнений:

Метод координат в задачах типа С2.

В ней четыре неизвестных: A, B, С и D. Поэтому одну из них мы выберем сами, а другие выразим через нее. Правило - простое вместо одной из переменных можно взять любое число, не равное нулю.

Решив систему, получим:

A=-Метод координат в задачах типа С2. B=-Метод координат в задачах типа С2. C=Метод координат в задачах типа С2.

Уравнение плоскости MNK имеет вид:

Метод координат в задачах типа С2.

Умножим обе части уравнения на -3. Тогда коэффициенты станут целыми:

x+4y+7z+6-0

Вектор Метод координат в задачах типа С2.(1; 4; -7) - это нормаль к плоскости MNK.

Если плоскость проходит через начало координат, то D=0 (так как D≠0 не позволит получить верное числовое равенство).

Уравнение плоскости, проходящей, через заданную точку Метод координат в задачах типа С2.имеет вид:

Метод координат в задачах типа С2.

Уравнение плоскости можно составить и с помощью определителя третьего порядка :

Пусть имеем точки

Метод координат в задачах типа С2.Метод координат в задачах типа С2.Метод координат в задачах типа С2.,

Тогда уравнение плоскости, проходящей через эти три точки ,будет иметь вид:

Метод координат в задачах типа С2.=0

4.3 Угол между плоскостями равен углу между нормалями к этим плоскостям:

cos φ= Метод координат в задачах типа С2.

При пересечении двух плоскостей образуется четыре угла . Мы берем меньший из них. Поэтому в формуле стоит модуль скалярного произведения - чтобы косинус угла был неотрицателен.

Задача 2

В кубе ABCDA1B1C1D1 точки E и F с середины ребер соответственно A1B1 и

A1D1. Найдите косинус угла между плоскостями AEF и BDD1.

Метод координат в задачах типа С2.

Видно, что плоскости AEF и BDD1 пересекаются где-то вне куба. В классическом решении пришлось бы строить пересечения. Но координатный метод значительно всё упрощает. Достаточно отметить координаты нужных точек и найти угол между нормалями к плоскостям AEF и BDD1.

A(0; 0; 0), C(1; 1; 0)

Сначала - нормаль к плоскости BDD1. Мы можем подставить координаты точек B, D и D1 в уравнение плоскости и найти координаты вектора нормали. А можно увидеть нужную нормаль на чертеже. Ведь плоскость BDD1 - это диагональное сечение куба. Вектор Метод координат в задачах типа С2. перпендикулярен этой плоскости.

Итак, первый вектор нормали у нас уже есть: Метод координат в задачах типа С2.

Напишем уравнение плоскости AEF.

AМетод координат в задачах типа С2. EМетод координат в задачах типа С2. FМетод координат в задачах типа С2.

Составим уравнение плоскости:

Метод координат в задачах типа С2.Метод координат в задачах типа С2.

Метод координат в задачах типа С2.

Уравнение плоскости AEF: 2x+2y-z=0

Нормаль к плоскости AEF: Метод координат в задачах типа С2.(2; 2; -1)

Найдем угол между плоскостями: Метод координат в задачах типа С2.

4.4 Угол между прямой и плоскостьюМетод координат в задачах типа С2.

Метод координат в задачах типа С2.Метод координат в задачах типа С2.

Метод координат в задачах типа С2.

Задача 3.

В правильной четырехугольной пирамиде SABCD, все ребра которой равны 1, найдите угол между прямой DE, где E-середина апофемы SF грани ASB грани и плоскостью ASC

Метод координат в задачах типа С2.

Метод координат в задачах типа С2.Метод координат в задачах типа С2.Метод координат в задачах типа С2.

Метод координат в задачах типа С2.Метод координат в задачах типа С2.Метод координат в задачах типа С2.Метод координат в задачах типа С2.

Метод координат в задачах типа С2.

OB - вектор нормали плоскости ASC

DE - направляющий вектор прямой

OB - Метод координат в задачах типа С2. - вектор нормали плоскости ASC

DE - Метод координат в задачах типа С2. - вектор направляющей вектор прямой DE

Метод координат в задачах типа С2.


Метод координат в задачах типа С2.Метод координат в задачах типа С2.Ответ:

4.5 Расстояние от точки до плоскости

Метод координат в задачах типа С2.Метод координат в задачах типа С2.

Задача 4

В правильной шестиугольной призме ABCDEFA1B1C1D1E1F1 , все рёбра которой равны 1, найдите расстояние от точки E до прямой B1C1.

Метод координат в задачах типа С2.

Решение (1 способ)

1) Рассмотрим ΔCDE:

по теореме косинусов:

СЕ2 = 2СD2 - 2CD2 cos120° = 2 + 2*1/2 = 3 =>

CE = Метод координат в задачах типа С2.

2) Рассмотрим ΔС1СЕ: он прямоугольный, т.к. С1С перпендикулярна плоскости нижнего основания => CC1 перпендикулярна СЕ.

По теореме Пифагора:

С1Е2 = (Метод координат в задачах типа С2.)2 + 12 = 4, С1Е = 2

3) Рассмотрим ΔBCE: он прямоугольный , т.к. 120° - 60°:2 = 90° (из ΔCDE)

ВЕ2 = (Метод координат в задачах типа С2.)2 + 12 = 4, ВЕ = 2

4) Рассмотрим ΔВВ1Е: он прямоугольный, т.к. ВВ1 перпендикулярна ВЕ,

по теореме Пифагора:

В1Е2 = В1В2 + ВЕ2 = 4 + 1 = 5, ВЕ = Метод координат в задачах типа С2.

5) Рассмотрим ΔВ1С1Е:

С1Е = 2, С1В1 = 1, В1Е = Метод координат в задачах типа С2., т.е. 22 + 12 = (Метод координат в задачах типа С2.)2. Таким образом, по теореме обратной теореме Пифагора, ΔВ1С1Е - прямоугольный, угол В1С1Е = 90°

6) Искомое расстояние от точки Е до прямой В1С1 - это длина С1Е = 2Метод координат в задачах типа С2.

2 способ

1) Поместим призму в прямоугольную систему координат, расположив координатные оси, как показано на рисунке. СС1, СВ и СЕ попарно перпендикулярны, поэтому можно направить вдоль них координатные оси. Получаем координаты:

С1 (0;0;1), Е (Метод координат в задачах типа С2.;0;0), В1 (0;1;1)

2) Найдем координаты векторов С1В1 и С1Е:

С1В1 (0;1;0), С1Е (Метод координат в задачах типа С2.;0;-1).

3) Найдем косинус угла между С1В1 и С1Е, используя скалярное произведение векторов С1В1 и С1Е:

cosβ = Метод координат в задачах типа С2. = 0 => β = 90° => C1E - искомое расстояние.

4) С1Е = Метод координат в задачах типа С2. =2

4.6 Расстояние между скрещивающимися прямыми

в пространстве - это длина их общего перпендикуляра. Общий перпендикуляр скрещивающихся прямых - отрезок с концами на этих прямых, перпендикулярный обеим этим прямым.

Если прямые в пространстве пересекаются, расстояние между ними считается равным 0.

Пусть есть не пересекающиеся в пространстве прямые a и b.

Построим плоскости α и β так, чтобы эти плоскости были параллельны, плоскость α содержала в себе прямую a, плоскость β содержала в себе прямую b.

Расстоянием между прямыми a и b будет расстояние между плоскостями α и β.

Метод координат в задачах типа С2.

Метод координат в задачах типа С2.


Литература:

  1. Александров А.Д. и др

. Геометрия для 10-11 классов: Учеб. пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики . Просвещение, 1992.

2. Ю.М.Нейман, Т.М. Королева, Е.Г. Маркарян .

Математика: ЕГЭ: Учебно-справочные материалы «Просвещение», 2011.

3 . Погорелов А.В.

Геометрия: Учеб. для 7-11 кл. сред. шк., 4-е изд. - М.: Просвещение, 1993.

4. Смирнов В. А.

ЕГЭ 2011. Математика. Задача С2. Геометрия. Стереометрия

. Под ред. А. Л. Семенова и И.В.Ященко. МЦНМО, 2011.

5. Холева, О. В.

Нахождение углов между прямыми и плоскостями (координатно-векторный метод) . Математика в школе. - 2011. - №4.





© 2010-2022