Программа элективного курса Развиваем устный счёт

Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №45



СОГЛАСОВАНО:

Руководитель МО

28.08.2015

РАССМОТРЕНО НА ЗАСЕДАНИИ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА 29.08.2015

Протокол №1

УТВЕРЖДАЮ:____________

Директор Н.А.Шинкаренко

31.08.2015




Рабочая программа

элективного курса


«Развиваем устный счёт»

класс 6

количество часов в неделю_1

Ф.И.О. учителя Гордиевских А.В.

учебный год__2015-2016_______ ___________






Пояснительная записка

  1. Курс по выбору "Развиваем устный счет" относится к образовательной области «Математика».

Компилятивная рабочая программа курса по выбору "Развиваем устный счет" в 6 классе составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312»;

  3. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089»;

  4. Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  5. Письма Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26.06.2015 №6681 «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в 2015-2016 учебном году»;

  6. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №45 на период с 2015 по 2019 учебные годы.

  7. Положения МБОУ СОШ №45 «О разработке, экспертизе и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, курсов внеурочной деятельности, дополнительных общеобразовательных программ»

2.Общая характеристика учебного курса

Курс по выбору «Развиваем устный счет» предназначен для внеклассной работы и рассчитан на учащихся 6 классов, интересующихся математикой. Проведение такого курса способствует самоопределению учащихся при переходе к профильному обучению в средней и старшей школе.

Его содержание можно варьировать с учетом склонностей, интересов, уровня подготовленности детей, а также совмещать с другими формами внеклассной работы по математике.

В процессе проведения данного курса ставятся следующие цели:

- развить интерес учащихся к математике;

- расширить и углубить знания учащихся по математике;

- развить математический кругозор, мышление, исследовательские умения учащихся;

- воспитать настойчивость, инициативу в процессе учебной деятельности;

- формировать психологическую готовность учащихся решать трудные и нестандартные задачи.

Задачами курса являются:

- достижение повышения уровня математической подготовки учащихся;

- приобретение опыта коммуникативной, творческой деятельности;

- знакомство с различными типами задач как классических, так и нестандартных;

- практика решения олимпиадных заданий.

Рекомендуемые формы и методы проведения занятий. Изложение теоретического материала занятий может осуществляться с использованием традиционных словесных и наглядных методов: рассказ, беседа, демонстрация видеоматериалов, наглядного материала, различного оборудования.

Во время занятий целесообразно проводить дискуссии, ученики должны выполнять индивидуальные задания, готовить сообщения и доклады.

Ведущее место при проведении занятий должно быть уделено задачам, развивающим познавательную и творческую активность учащихся. Изложение материала может осуществляться с использованием активных методов обучения.

Занятия «Развиваем устный счёт» может проводить не только учитель, работающий с данными учащимися. В процессе работы учитель может с учётом математического развития учащихся сокращать или увеличивать время на изучение определённой темы.

Продолжительность проведения предлагаемых занятий может быть неодинаковой, возможно увеличение количества часов за счёт часов остальных тем. Каждая тема предусматривает ознакомление с теоретическими сведениями, поэтому подготовку к занятиям целесообразно начинать с рекомендуемой литературы и методических рекомендаций.

Некоторые вопросы курса по выбору можно изучить глубже, обратившись к рекомендуемой литературе.

Важным условием правильной организации процесса обучения на занятиях является выбор учителем рациональной системы форм и методов обучения, её оптимизация с учётом возрастных особенностей учащихся, уровня их математической подготовки, а также специфики образовательных и воспитательных задач.

3. Описание места курса по выбору в учебном плане

Курс рассчитан на 35 часов. В качестве основной формы проведения курса выбрано комбинированное тематическое занятие, на котором решаются упражнения и задачи по теме занятия, заслушиваются сообщения учащихся, проводятся игры, викторины, математические эстафеты и т.п., рассматриваются олимпиадные задания, соответствующей тематики.

Основной акцент делается на тему «Решение задач». Рассматриваются:

- типовые текстовые задачи (задачи на движение, переливание, взвешивание и т.д.) и их более трудные вариации из текстов олимпиад;

- логические задачи, которые не требуют дополнительных знаний, но зато практика их решения учит мыслить логически, развивает сообразительность, память и внимание, решать логические задачи полезно и интересно;

- геометрические задачи, решая их, учащиеся развивают геометрическую зоркость, внимание, знакомятся со свойствами геометрических фигур.

4. Содержание курса по выбору

  • Путешествие в мир десятичных дробей

  • Путешествие в область отношений и пропорций

  • Путешествие в страну занимательных процентов

  • Путешествие в край рациональных чисел

  • Путешествие в область длин, площадей и объемов

  • Путешествие по дорогам денежных систем мер

  • Путешествие по времени

  • Путешествие в мир масс с единой системой мер

  • Путешествие в страну геометрических фигур

5.Тематическое планирование

п/п

Тема раздела, тема урока

Дата

Корректировка

План

Факт

Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования

Межпредметная и внутрипредметная интеграция

знать/понимать

уметь

Путешествие в мир десятичных дробей


1/

Как и зачем были изобретены десятичные дроби

3.09




Правила сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей

Выполнять оперции с десятичными дробями

Алгебра (применение при решении задач)


2/

Примеры вычислений с десятичными дробями

10.09





3

Интересные задания и головоломки

17.09








Путешествие в область отношений и пропорций


4

Что такое отношения. Пропорция и её основное свойство.

24.09




понятия пропорциональных величин и масштаба. Знать о прямо пропорциональных величинах и
об обратно пропорциональных величинах. Знать о пропорции,
о верной пропорции, об основном свойстве пропорции, о решении задач на пропорцию

- решать текстовые задачи на применение пропорции
и ее основного
свойства;
- записать и решить уравнение к задаче, в которой величины прямо пропорциональны; - записать и решить уравнение
к задаче, в которой величины обратно пропорциональны

География : Практические работы по всему курсу (построение и анализ диаграмм). Информатика. Решение задач, связанных с построением круговых диаграмм
Электронные таблицы.построение диаграмм


5

Практическое применение пропорций и отношений.

1.10







6

Золотое сечение

8.10







7

Некоторые свойства пропорций

15.10.







8

Решения задач с использованием пропорций

22.10.







Путешествие в страну занимательных процентов

9

Что мы знаем о процентах. Три основные задачи на проценты.

29.10




Процент, сотая часть числа

Находить процент от числа, число по его проценту, задачи на проценты

Химия (задачи на сплавы, смеси, растворы)

10

Что мы знаем о процентах. Три основные задачи на проценты.

12.11.




11

Занимательные задачи на проценты

19.11.




12

Занимательные задачи на проценты

26.11.




Путешествие в край рациональных чисел

13

История возникновения отрицательных чисел. Примеры вычислений с отрицательными числами и числами разных знаков

3.12.




Понятие положительных и отрицательных чисел, правила сложения, вычитания, умножения и деления противоположных чисел

демонстрировать умение расширять
и обобщать знания
о положительных
и отрицательных
числах, о сравнении чисел на координатной прямой;
- составлять текст научного стиля

Физика. Температура. Измерение температуры. Математка. Координатная прямая

14

Рациональные числа. Занимательные и интересные задания и головоломки с рациональными числами

10.12.




Путешествие в область длин, площадей и объемов

15

Старинные меры длины. Возникновение мер площадей. Единицы измерения площадей

17.12.
















историю возникновения мер площадей; единицы измерения площадей













решать задачи на нахождение площади, применять в жизни


16

Нахождение площадей различных земельных участков

24.12.




17

Решение задач на нахождение площадей

14.01.




18

Составление плана квартиры и нахождение её площади. Измерение сыпучих тел

21.01.




19

Измерение объёма жидкости

28.01




Единицы измерения сыпучих и жидких тел

задачи с практическим содержанием


20

Единицы измерения сыпучих и жидких тел

4.02




21

Задачи с практическим содержанием

11.02




Путешествие по дорогам денежных систем мер

22

Денежные системы мер различных народов

18.02




Денежные системы мер различных народов

Переводить из одной денежной системы в другую


23

Современные денежные единицы

25.02




24

Решение задач с использованием различных денежных единиц

3.03




Путешествие по времени

25

Меры времени различных народов

10.03




меры времени различных народов, Календари различных народов

решать задачи на время, с помощью циферблата часов


26

Математические задачи с использованием циферблата часов

17.03




27

Календари различных народов. Часы-календарь

31.03




Путешествие в мир масс с единой системой мер

28

Старинные меры массы. Задачи с практическим содержанием на нахождение массы тела

7.04




Различные меры массы

Решать задачи на сравнение вычислений в различных системах мер


29

Попытки создания единой системы мер. Метрическая система мер

14.04




30

Задачи на сравнение вычислений в различных системах мер

21.04




Путешествие в страну геометрических фигур

31

Геометрические фигуры: угол, треугольник, круг, окружность

28.04




различные геометрические фигуры

строить геометрические фигуры


32

Решение занимательных задач

5.05




33

Решение занимательных задач.

12.05




34

Диаграммы в повседневной жизни

19.05




разные диаграммы столбчатые, круговые, графические

строить столбчатую, круговую, графическую диаграммы;
- объяснить изученные положения
на самостоятельно подобранных конкретных примерах

Физика. Все темы, связанные с решением задач и выполнением лабораторных работ. Математика. Положительные числа. Химия. Химические реакции. Решение задач по уравнениям химических реакций. Расчеты массы (объема) исходных веществ или продуктов реакций

35

Диаграммы в повседневной жизни

26.05






6. Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности

Название общеобразовательной программы

Учебники

(Автор, название, издательство, год издания)

Дополнительная литература учителя и учащихся





Примерная программа основного общего образования по математике

И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович

Математика. 6 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений.



«Мнемозина», 2012


  1. Математика. 6 класс. Тематические тесты. Тренажер. Под ред. Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. - М.: Легион, 2014г, 128с.

  2. Математика. 6 класс. Тематические тесты. Промежуточная аттестация. Под ред. Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. 2012, 160с.

  3. Математика. 5-6 класс. Тесты для промежуточной аттестации. Под ред. Лысенко Ф.Ф., Ольховой Л.С., Кулабухова С.Ю. 2010, 160с.

  4. Вычисляем без ошибок. Работы с самопроверкой. 5-6 классы. Минаева С.С. 2014, 128с.

  5. Математика. 6 класс. Тематические тесты. Тренажёр. Под ред. Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. 2013, 80с.

  6. Математика. Поурочные разработки. 6 класс. Бокарева С.А., Смирнова Т.В. 2009, 319с.

  7. Математика. Сборник геометрических задач. 5-6 классы. Гусев В.А. 2011, 256с.

  8. Математические олимпиады. 5-6 классы. Фарков А.В. 2013, 192с.

  9. Математика. 6 класс. Экспресс-диагностика. Захарова Г.А. и др. 2014, 128с.



Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

1.Печатные пособия

  • Таблицы по математике для 6 классов.

  • Портреты ученых математиков.

2.Технические средства обучения

  • Компьютер

  • Интерактивная доска

3.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  • Комплект классных чертежных инструментов : линейка, транспортир, циркуль, прямоугольные треугольники (30и60; 45и45).

  • Комплект планиметрических и стереометрических демонстрационных тел.



  1. Планируемые результаты изучения курса по выбору

В результате изучения курса по выбору «Развиваем устный счёт» у учащихся углубятся знания, связанные с содержанием программы школьного курса математики; улучшатся вычислительные навыки и навыки работы с величинами, учащиеся получат навыки самостоятельной и творческой работы с дополнительной математической литературой.

Исторический материал позволит повысить интерес учащихся к изучению математики, сформирует положительное эмоциональное отношение к учебному предмету, расширит математический кругозор учащихся, что способствует развитию их интеллектуальных и творческих способностей и даёт возможность выявить одарённых и талантливых учащихся.

Предлагаемые занятия, отвечая образовательным, воспитательным и развивающим целям обучения, усилят прикладную направленность преподавания математики.

Таким образом, программа курса по выбору «Развиваем устный счёт», отвечая образовательным, воспитательным и развивающим целям обучения, имея большую информационную насыщенность, даёт возможность познакомить учащихся с интересным занимательным математическим материалом, который окажется полезным не только для расширения их знаний по математике, но и для развития познавательных интересов и творческой активности. Курс по выбору «Развиваем устный счёт» имеет и пропедевтическую направленность, его изучение позволит учащимся сформировать представления о своих возможностях в области математики.

Учащиеся, посещающие курс, в конце учебного года должны:

знать:

  • геометрические фигуры;

  • определение ребуса, головоломки, загадки;

  • старые русские меры;

уметь:

  • находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»;

  • оценивать логическую правильность рассуждений;

  • распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;

  • решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;

  • уметь составлять занимательные задачи;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;

  • применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля;

  • применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.


© 2010-2022