Рабочая программа по дисциплине Методика преподавания математики

Рабочая программа по дисциплине "Методика преподавания математики" предназначена для студентов курсов профессиональной переподготовки по  дополнительной  образовательной программе "Преподаватель" 2015-2017 учебных годах по направлению бакалавриата "Математика", форма обучения -очная.   Цель курсов: совершенствование переподготовки преподавательских кадров в высших учебных заведениях Российской Федерации для лицеев, гимназий, школ, учреждений начального и среднего профессионального образования. ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Ульяновский государственный университет

Форма

Рабочая программа по дисциплине Методика преподавания математики

Ф - Рабочая программа по дисциплине




УТВЕРЖДЕНО

Решением Педагогического совета

Протокол №________ от «____»_________2015_г.

Председатель ________________________________

(подпись, расшифровка подписи)

Рабочая программа



Дисциплина:

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ

_______________________________________________________________

Факультет:

Кафедра ПФМИТДО

___________________________________(_____________________)

аббревиатура

Специальность (направление) КУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ». НАПРАВЛЕНИЕ МАТЕМАТИКА

Дата введения в учебный процесс УлГУ: «__01___»_СЕНТЯБРЯ________2015г.

Сведения о разработчиках:

ФИО

Аббревиатура кафедры

Ученая степень, звание

Гуськова Алла Геннадьевна

ПФМИТДО





Согласовано


Заведующий кафедрой


____________________/_____________/

(Подпись) (ФИО)

«__01____»___сентября__2015____г.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ……………………….3

1.1. Цели и задачи дисциплины………………………………………………3

1.2. Область применения программы……………………………………….3

1.3. Место дисциплины в структуре дополнительной профессиональной образовательной программы…………………………………………………4

1.4. Требования к уровню освоения программы…………………………4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……..6

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной………………………...6

2.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы……………7

2.3. Содержание курса…………………………………………………………9

2.4. Темы семинарских занятий……………………………………………..12

3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В АКТИВНОЙ И ИНТЕРАКТИВНОЙ ФОРМАХ……………………………..…………….…16

3.1. Алгоритм проведения интерактивного занятия………………………18

3.2. Эффективность интерактивного обучения…………………………….21

3.3.Структура методических рекомендаций по подготовке к занятиям в интерактивной форме………………………………………………………….22

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………….22

4.1. Таблица соответствия целей обучения и способов контроля сформированности компетенций……………………………………………22

4.2. Творческие задания для студентов……………………………………...23

4.3. Вопросы к экзамену……………………………………………………….25

5. условия реализации программы дисциплины………..27

5.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению……………………………………………………………………27

5.2. Информационное обеспечение обучения………………………………27



1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ


1.1. Цели и задачи дисциплины:

Целями освоения дисциплины «Методика преподавания математики» являются: формирование критического мышления и развитие у студентов прочного интереса к проблемам теории и методики преподавания математики, понимания неисчерпаемости и диалектичности ее задач, освоения теоретических основ обучения математики, ознакомление с новыми технологиями обучения, формирование и развитие практических умений репродуктивного и локально-моделирующего характера на основе рефлексивной предметной деятельности.

Задачи:

  • овладеть теоретическими основами содержания школьного математического образования;

  • овладеть методикой преподавания школьных курсов математики;

  • научиться строить обучение с учетом возрастных и индивидуальных особенностей контингента учащихся;

  • научиться проводить уроки математики с учетом современных требований.

1.2. Область применения программы

Учебная дисциплина «Методика преподавания математики» (МПМ) относится к циклу общих профессиональных дисциплин и изучается студентами, уже получившими определенную философскую, психологическую, педагогическую, логическую и математическую подготовку. Эти знания используются в курсе МПМ, конкретизируются и находят применение в практике обучения математике. Программа дисциплины «Методика преподавания математики» содержит вопросы, изучение которых позволяет осуществить качественную подготовку будущих учителей математики к их профессиональной деятельности. Особое внимание в программе уделяется современным педагогическим технологиям овладения школьниками основными компонентами содержания образования, формам и методам обучения математике.

1.3. Место дисциплины в структуре дополнительной профессиональной образовательной программы: входит в профильную часть учебного плана курсов профессиональной переподготовки по дополнительной образовательной программы «Преподаватель»- в раздел «Предметная деятельность».

1.4. Требования к уровню освоения программы:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • самостоятельно анализировать методы изложения учебного материала, представлять материал в рамках различных методов обучения;

владеть:

  • профессиональными качествами преподавателя математики, в том числе: приемами личностно ориентированного обучения на различных этапах обучения математике, исследовательскими навыками в работе по активизации познавательного процесса.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • цели, место и роль обучения математике,

  • модели построения математического образования, принципы обучения,

  • методы и технологии обучения математике,

  • теоретические основы развивающего обучения, сущность индивидуального и дифференцированного подходов в личностно ориентированной концепции образования,

  • особенности содержания и организации процесса обучения математике,

  • частные методики обучения математике,

  • воспитательные возможности математики;

  • студенты должны знать логические связи между ними.

В ходе изучения дисциплины ставится задача формирования следующих компетенций:

  • навыками межличностных отношений; готовностью к работе в команде (ОК-1);

  • способностью к критике и самокритике (ОК-5);

  • способностью применять знания на практике (ОК-6);

  • способностью приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-8);

  • способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, соблюдением основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственных интересов и приоритетов (ОК-9);

  • фундаментальной подготовкой по основам профессиональных знаний и готовностью к использованию их в профессиональной деятельности (ОК-11);

  • способностью к анализу и синтезу (ОК-14);

  • способность к письменной и устной коммуникации на русском языке (ОК-15);

  • умением формулировать результат (ПК-3);

  • умением грамотно пользоваться языком предметной области (ПК-7);

  • умением ориентироваться в постановках задач (ПК-8);

  • знанием корректных постановок классических задач (ПК-9);

  • пониманием корректности постановок задач (ПК-10);

  • самостоятельным построением алгоритма и его анализ (ПК-11);

  • пониманием того, что фундаментальное знание является основой математических наук (ПК-12);

  • глубоким пониманием сути точности фундаментального знания

(ПК-13);

  • владением проблемно-задачной формой представления математических знаний (ПК-22);

  • умением точно представить математические знания в устной форме (ПК-27);

  • владением основами педагогического мастерства (ПК-28);

  • возможностью преподавания физико-математических дисциплин и информатики в средней школе и средних специальных образовательных учреждениях на основе полученного фундаментального образования (ПК-29).

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов (форма обучения ____очная________)

Всего по плану

В т.ч. по семестрам

1

2

3

Аудиторные занятия:

36

36



Лекции

18

18



Практические и семинарские занятия

18

18



Всего часов по дисциплине

36

36



Текущий контроль (количество и вид)





Курсовая работа





Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет)

экзамен

экзамен


2.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы:

Форма обучения __________очная___________________________

Название и разделов и тем

Перечень формируемых компетенций

Всего

Виды учебных занятий

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

лекции

семинар

лаборатор-ная работа

Тема1. Предмет и метод методики. Актуальные проблемы методики. История развития математического образования в России.

ОК-1

ПК-3

ПК-12

4

2

2



Тема 2. Цели и задачи обучения математике в школе. Содержание математического образования.

ПК-8

ПК-10

ОК-14

4

2

2



Тема 3.

Методика формирования математических понятий. Методика обучения доказательствам.

ПК-3

ПК-8

ПК-10

ОК-6

ОК-14

4

2

2



Тема 4.

Методика обучения решения математических задач.

ПК-3

ПК-8

ПК-10

ПК-11

ПК-22

ПК-27

ОК-6

4

2

2



Тема 5.

Методика формирования математических умений

ПК-11

ПК-22

ПК-27

ОК-6

ОК-14

4

2

2



Тема 6.

Методы обучения математике.

ПК-3

ПК-11

ОК-6

ОК-14

4

2

2



Тема 7. Урок математики, его особенности. Различные виды уроков математики.

ПК-11

ПК-27

ОК-6

4

2

2



Тема 8.

Образовательный стандарт среднего общего образования по математике. Новые типы уроков по ФГОС. Технологическая карта урока.

ПК-28

ПК-29

ОК-6

4

2

2



Тема 9.

Дифференциация математического образования. Уровневая и профильная дифференциации.

ПК-3

ПК-28

ПК-29

ОК-6

ОК-14

4

2

2



ИТОГО


36

18

18



2.3 сОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Тема1. Предмет и метод методики.

Актуальные проблемы методики. Содержание дисциплины и ее задачи. История развития математического образования в России. Роль и место математического образования в современном обществе. Основные тенденции

развития математического образования в России. Математическое образование в системе непрерывного образования.

Тема 2. Цели и задачи обучения математике в школе. Содержание математического образования.

Цели образования. Образование, обучение, развитие. Мотивация учебной деятельности школьников. Целостный подход к процессу обучения математике. Общий системный анализ литературы по методике преподавания математики. Анализ программы по математике, школьных учебников и пособий по математике.

Тема 3. Методика формирования математических понятий. Методика обучения доказательствам.

Методика формирования математических понятий. Основные объекты математики, подлежащие изучению. Системно-структурная модель процесса изучения определения понятия. Системно-структурная модель процесса изучения аксиомы Системно-структурная модель процесса изучения теоремы.

Тема 4.Методика обучения решения математических задач.

Системно-структурная модель процесса изучения задачи. Основные технологии обучения математике. Общая системно-структурная модель процесса обучения. Решение текстовых задач. Следует рассмотреть несколько определений задачи: как цели, заданной в определенных

условиях, как модели проблемной ситуации и как объекта мыслительной деятельности. Раскрыть основные компоненты структуры задачи: условие, обоснование (базис), решение, заключение (УОРЗ). Процесс решения задачи включает анализ текста, поиск решения, реализацию плана, проверку и запись ответа. Показать, что задачи классифицируются: по степени проблемности, по математическому содержанию, по методу решения, по характеру требований и по специфике языка. Принято разделять функции задач в обучении (дидактические, познавательные, развивающие), как средства и как цели обучения. Сложность (количество и характер связей, формулировка и конструкция текста) есть объективная характеристика задачи. Под трудностью понимают субъективную характеристику задачи, которая зависит от субъективного опыта ребенка. Проверка знаний и умений учащихся. Критерии оценки устных ответов учащихся и письменных контрольных работ. Экзамены. Компьютеризация учебного процесса.

Тема 5. Методика формирования математических умений.

Методическая схема формирования общих интеллектуальных умений на математическом материале в основной школе. Рассмотреть различные классификации математических умений и способы их формирований у школьников. Педагогический опыт по формированию общеучебных умений и навыков.

Тема 6. Методы обучения математике.

Сущность и роль проблемы методов в современном обучении математике. Понятие метода обучения. Методы преподавания и методы обучения. Условия успешного применения различных методов обучения. Методы обучения, выделяемые по источнику знаний. Методы обучения, определяемые уровнем познавательной деятельности учащихся. Проблемное обучение математике. Эвристический метод обучения математике. Метод программированного обучения в преподавании математики. Методы информатики в обучении математике. Методы научного познания в обучении математике.

Тема 7. Урок математики, его особенности. Различные виды уроков математики.

Урок как основная форма организации обучения в школе. Специфика уроков математики. Типы урока. Подготовка учителя к урокам. Сущность урока математики. Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися в советской средней школе является урок. Сущность его раскрывается в дидактике.

Тема 8. Образовательный стандарт среднего общего образования по математике. Новые типы уроков по ФГОС. Технологическая карта урока.

Нормативно-правовые основы преподавания математики в средней школе. Государственный образовательный стандарт по математике, учебные планы и учебные программы основной и средней (профильной) школы. Школьные учебники. Цель программ по математике, их структура. Роль бъяснительной записки и пояснений к отдельным математическим дисциплинам и темам. Содержание программ по математике начальной, восьмилетней и средней школы. Проблема преемственности в обучении математике. Вопросы политехнического обучения, межпредметных и внутрипредметных связей в преподавании математики: содержание школьного курса математики; перспективы развития школьного курса математики. Новые типы уроков по ФГОС. Технологическая карта урока: виды, методика составления технологических карт.

Тема 9. Дифференциация математического образования. Уровневая и профильная дифференциации.

Актуальность профильного обучения. Общественный запрос на профилизацию школы. Сущность ПО и его связь с индивидуализацией и дифференциацией обучения. Цели и задачи профильного обучения. Опыт введения профильного обучения в России и за рубежом. Психолого-педагогические проблемы профильного обучения. Современные технологии и системы обучения в профильной школе. Содержание контроля и оценки знаний учащихся, соответствующего новым целям и программам профильного обучения. Современные методы оценки учебных достижений (портфолио).

2.4. Темы семинарских занятиЙ.

Тема1. Предмет и метод методики.

1. Содержание дисциплины и ее задачи. Предмет и методы МПМ.

2. Роль и место математического образования в современном обществе.

3. История развития математического образования в России.

4. Воспитание мировоззрения математики.

Тема 2. Цели и задачи обучения математике в школе. Содержание математического образования.

1. Классификация целей обучения математики: прогостические (обучающие), воспитательные и личностно-ориентированые.

2. Математика как наука и учебный предмет в школе. Цели и задачи обучения математике в школе. Основные дидактические принципы в обучении математике. Психологические основы обучения математике.

3. Мотивация учебной деятельности школьников.

4. Общий системный анализ литературы по методике преподавания математики.

5. Анализ программ по математике.

Тема 3. Методика формирования математических понятий. Методика обучения доказательствам.

1. Методика формирования математических понятий.

2. Основные объекты математики, подлежащие изучению.

3. Понятия, суждения, умозаключения. Процесс формирования математических понятий .

4. Обобщения через понятия. Содержание и объем понятия. Понятия и термины. Определения понятия.

5. Требования, предъявляемые к формированию определений. Классификация понятий .

6. Введение понятий конкретно-индуктивным и абстрактно-дедуктивным способом. Контроль за степенью усвоения математических понятий.

7. Понятие о математическом суждении и умозаключении.

8. Методика обучения доказательствам.

Тема 4.Методика обучения решения математических задач.


  1. Роль задач в обучении математике. Обучение общим методам решения задач.

  2. Задачи в обучении математике. Методика обучения решению математических задач. Методы поиска решения задачи. Методика их применения.

  3. Образовательное значение математических задач

  4. Практическое значение математических задач

  5. Классификация задач.

  6. Значение математических задач в развитии мышления.

  7. Воспитательное значение математических задач.

  8. Проверка знаний и умений учащихся. Критерии оценки устных ответов учащихся и письменных контрольных работ. Экзамены.

Тема 5. Методика формирования математических умений.


  1. Методическая схема формирования общих интеллектуальных умений на математическом материале в основной школе.

  2. Методика формирования умений, связанных с предметным содержанием математики.

  3. Рассмотреть различные классификации математических умений и способы их формирований у школьников.

  4. Педагогический опыт по формированию общеучебных умений и навыков.

Тема 6. Методы обучения математике.


  1. Сущность и роль проблемы методов в современном обучении математике.

  2. Понятие метода обучения.

  3. Методы преподавания и методы обучения.

  4. Условия успешного применения различных методов обучения

  5. Методы преподавания и методы обучения. Условия успешного применения различных методов обучения.

  6. Методы обучения, выделяемые по источнику знаний.

  7. Методы обучения, определяемые уровнем познавательной деятельности учащихся.

  8. Проблемное обучение математике.

  9. Эвристический метод обучения математике.

  10. Метод программированного обучения в преподавании математики.

  11. Методы информатики в обучении математике.

  12. Методы научного познания в обучении математике.

Тема 7. Урок математики, его особенности. Различные виды уроков математики.

  1. Урок как основная форма организации обучения в школе. Структура урока.

  2. Специфика уроков математики. Типы урока.

  3. Подготовка учителя к урокам.

  4. Сущность урока математики.

  5. Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися в советской средней школе является урок.

  6. Сущность его раскрывается в дидактике.

Тема 8. Образовательный стандарт среднего общего образования по математике. Новые типы уроков по ФГОС. Технологическая карта урока.


  1. Основные нормативные документы учителя математики (программа, стандарт, обязательные результаты обучения). Содержание математического образования.

  2. Структура урока усвоения новых знаний

  3. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

  4. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

  5. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

  6. Структура урока контроля знаний и умений

  7. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

  8. Структура комбинированного урока.

  9. Технологические карты всех типов уроков.

Тема 9. Дифференциация математического образования. Уровневая и профильная дифференциации.


  1. Цели и задачи профильного обучения.

  2. Школы и классы с углубленным изучением математики и специфика их работы

  3. Психолого-педагогические проблемы профильного обучения.

  4. Современные технологии и системы обучения в профильной школе.

  5. Содержание контроля и оценки знаний учащихся, соответствующего новым целям и программам профильного обучения.

  6. Современные методы оценки учебных достижений (портфолио).

3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В АКТИВНОЙ И ИНТЕРАКТИВНОЙ ФОРМАХ.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами.

Задачами интерактивных форм обучения являются:

  • пробуждение у обучающихся интереса;

  • эффективное усвоение учебного материала;

  • самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

  • установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;

  • формирование у обучающихся мнения и отношения;

  • формирование жизненных и профессиональных навыков;

  • выход на уровень осознанной компетентности студента.

При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту - собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем могут быть использованы следующие интерактивные формы:

  • Круглый стол (дискуссия, дебаты)

  • Мозговой штурм ( брейнсторм, мозговая атака)

  • Деловые и ролевые игры

  • Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)

  • Мастер класс

Существуют и другие виды интерактивного обучения (методики «Займи позицию», «Дерево решений», «Попс-формула», тренинги, сократический диалог, групповое обсуждение, интерактивная экскурсия, видеоконференция, фокус-группа и д.р.), которые можно использовать в процессе обучения студентов. Кроме того, преподаватель кафедры может применять не только ныне существующие интерактивные формы, а также разработать новые в зависимости от цели занятия, т.е. активно участвовать в процессе совершенствования, модернизации учебного процесса.

Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной и подходящей формы обучения для изучения конкретной темы, а открывается возможность сочетать несколько методов обучения для решения проблемы, что, несомненно, способствует лучшему осмыслению студентов. Представляется целесообразным рассмотреть необходимость использования разных интерактивных форм обучения для решения поставленной задачи.

Принципы работы на интерактивном занятии:

  • занятие - не лекция, а общая работа.

  • все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы.

  • каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.

  • нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).

  • все сказанное на занятии - не руководство к действию, а информация к размышлению.

3.1. Алгоритм проведения интерактивного занятия:

1. Подготовка занятия

Ведущий (куратор, педагог) производит подбор темы, ситуации, определение дефиниций (все термины, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми обучающимися), подбор конкретной формы интерактивного занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе.

При разработке интерактивного занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие моменты:

1) Участники занятия, выбор темы:

  • возраст участников, их интересы, будущая специальность.

  • временные рамки проведения занятия.

  • проводились ли занятия по этой теме в данной студенческой группе ранее.

  • заинтересованность группы в данном занятии.

2) Перечень необходимых условий:

  • должна быть четко определена цель занятия.

  • подготовлены раздаточные материалы.

  • обеспечено техническое оборудование.

  • обозначены участники.

  • определены основные вопросы, их последовательность.

  • подобраны практические примеры из жизни.

3) Что должно быть при подготовке каждого занятия:

  • уточнение проблем, которые предстоит решить.

  • обозначение перспективы реализации полученных знаний.

  • определение практического блока (чем группа будет заниматься на занятии).

4) Раздаточные материалы:

  • программа занятия.

  • раздаточные материалы должны быть адаптированы к студенческой аудитории («Пишите для аудитории!»).

  • материал должен быть структурирован.

  • использование графиков, иллюстраций, схем, символов.

2. Вступление:

Сообщение темы и цели занятия.

- участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь;

- педагог информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии;

- при необходимости нужно представить участников (в случае, если занятие межгрупповое, междисциплинарное);

- добиться однозначного семантического понимания терминов, понятий и т.п. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, рабочие определения изучаемой темы. Систематическое уточнение понятийного аппарата сформирует у студентов установку, привычку оперировать только хорошо понятными терминами, не употреблять малопонятные слова, систематически пользоваться справочной литературой.

3. Основная часть:

Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия, и включает в себя:

3.1. Выяснение позиций участников;

3.2. Сегментация аудитории и организация коммуникации между сегментами (Это означает формирование целевых групп по общности позиций каждой из групп. Производится объединение сходных мнений разных участников вокруг некоторой позиции, формирование единых направлений разрабатываемых вопросов в рамках темы занятия и создается из аудитории набор групп с разными позициями. Затем - организация коммуникации между сегментами. Этот шаг является особенно эффективным, если занятие проводится с достаточно большой аудиторией: в этом случае сегментирование представляет собой инструмент повышения интенсивности и эффективности коммуникации);

3.3. Интерактивное позиционирование включает четыре этапа интерактивного позиционирования: 1) выяснение набора позиций аудитории, 2) осмысление общего для этих позиций содержания, 3) переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом, 4) формирование нового набора позиций на основании нового смысла)

4. Выводы (рефлексия)

Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия - оценочный (отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.). Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает педагог.

3.2. Эффективность интерактивного обучения:

 интенсификация процесса понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного (здесь и теперь) использования знаний;

 повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям;

 обеспечивает не только прирост знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытие новых возможностей обучающихся, является необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности для накопления опыта, осознания и принятия ценностей;

 изменяет не только опыт и установки участников, но и окружающую действительность, так как интерактивные методы обучения являются имитацией интерактивных видов деятельности.

3.3.Структура методических рекомендаций по подготовке к занятиям в интерактивной форме

Рекомендуется в структуру методических рекомендаций по подготовке студентов к интерактивным занятиям включать следующий алгоритм их проведения:

  1. Подготовка занятия

  2. Вступление

  3. Основная часть

  4. Выводы (рефлексия).

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


  1. Таблица соответствия целей обучения и способов контроля сформированности компетенций:

Наименование составляющих компетенций

Формы и способы контроля

Знать цели и задачи, содержание и особенности школьного курса математики

тестирование

Знать основные требования к математической подготовке учащихся по годам обучения и критерии оценки их знаний и уровней интеллектуального развития

Выполнение домашних заданий, тестирование, подготовка рефератов, докладов и презентаций.

Знать основные средства, формы, методы и приемы организации учебного процесса

Составление тестовых контрольных работ для проверки знаний, умений и навыков учащихся, составление конспектов уроков по изучению отдельных тем в средней школе.

Владеть навыками анализа научно-методической литературы по обучению математике и развитию школьников средней школы, планирования и анализа педагогической деятельности в области формирования математических представлений и понятий у школьников.

Составление тестовых контрольных работ для проверки знаний, умений и навыков учащихся, составление конспектов уроков по изучению отдельных тем в средней и старшей школе.


4.2. Творческие задания для студентов

Все перечисленные ниже задания выполняются студентами самостоятельно. При оценивании выполнения задания особое внимание уделяется сформированности профессионально-значимых умений студентов и творческому подходу к выполнению заданий. Последовательность заданий, срок их выполнения и форму отчетности определяет преподаватель. Далее приведем темы творческих заданий, примерное их содержание и рекомендации по выполнению заданий.

Задание 1. Подготовка к одному уроку математики в старшей школе. Тему урока и его тип студент выбирает самостоятельно. В отчете должно быть отражено:

- технологическая карта урока;

- подробный отбор содержания урока;

Задание 2. Пять трудных задач по тригонометрии для учащихся старшей школы. В отчете должны быть представлены различные способы решения, поиск решения задач, ключевые задачи..

Задание 3. Составление и решение итоговой контрольной работы по алгебре за курс основной школы (базовый уровень) в формате ЕГЭ по математике составить один вариант работы, критерии оценки, решить ее, правильно оформить, осуществить взаимопроверку с обоснованием оценки.

Задание 5. Методические системы опытных учителей математики. Группам студентов предлагается изучить особенности работы опытных учителей математики на выбор (Шаталов В.Ф., Окунев А.А., Хазанкин Р.Г. и др.), подготовить реферат и защитить его.

Задание 6. Задание к теме "Методика обучения поиску решению задач".

Для выполнения задания необходимо: уметь решать и осуществлять поиск решения задач по геометрии за средний курс школы; уметь описывать используемые при решении приемы поиска решения задачи, знать несколько способов решения задачи; уметь формулировать и решать обратные задачи, знать ключевые задачи для каждой из приведенных, а также обобщения и частные случаи задач; уметь организовывать диалоговую схему поиска решения задачи; знать все определения и формулировки теорем, которые используются при решении задач.

Задание 7. Разработка сценария внеклассного мероприятия по математике. Группа из 4-5 человек выбирает тему и вид внеклассного мероприятия. Сценарии оформляются в виде конспекта мероприятия.

Критерии оценивания знаний студентов

«отлично» - в полной мере владеет понятиями, фактами, теориями, методами, которые характеризуют организационные структуры и системы: называет и дает определение, раскрывает объем понятий, их характеристику и содержание; имеет представление о возможных путях решения научных проблем; иллюстрирует проблему примерами. Ответ излагается четко, логично, аргументировано, с использованием научной терминологии.

«хорошо» - достаточно хорошо владеет понятиями, фактами, теориями, методами, которые характеризуют организационные структуры и системы, при этом допускает небольшие неточности в определении понятий, установлении логики взаимосвязей; может, исходя из фактов, выделить существенные признаки объекта или явления. Ответ обоснованный, логично структурированный.

«удовлетворительно» - недостаточно четко дает определение понятий.

Ответ схематичный, имеют место речевые ошибки, нарушена логика изложения материала.

«неудовлетворительно» - не владеет научными понятиями, представлениями о теории организации; не может выделить существенные признаки объекта или явления. Ответ необоснованный, немотивированный, язык изложения скудный, ненаучный.

4.3. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ



  1. Предмет теории и методики обучения математике. Актуальные проблемы методики.

  2. Цели обучения математике в школе. Содержание обучения математике. Структура и содержание программы по математике. Стандарт математической подготовки.

  3. Методы обучения математике.

  4. Методика формирования математических понятий.

  5. Методика изучения теорем в школьном курсе геометрии.

  6. Урок математики. Основные требования к уроку. Типы уроков математики.

  7. Виды уроков по ФГОС. Технологическая карта урока.

  8. Реализация уровневой и профильной дифференциации в обучении математике.

  9. Методика обучения решению математических задач арифметическим способом.

  10. Методика обучения решению математических задач алгебраическим способом.

  11. Методика проведения первых уроков систематического курса геометрии.

  12. Методика изучения равенства геометрических фигур.

  13. Функциональная линия школьного курса математики. Методика изучения понятия функции.

  14. Методика изучения тригонометрических функций.

  15. Методика изучения показательной и логарифмической функции.

  16. Методика обучения решению уравнений.

  17. Методика изучения числовых систем. Изучение положительных и отрицательных чисел.

  18. Методика изучения числовых систем. Изучение действительных чисел.

  19. Методика обучения тождественным преобразованиям алгебраических выражений.

  20. Методика изучения производной и ее приложений в средней школе.

  21. Методика изучения элементов интегрального исчисления в старшей школе.

  22. Методика проведения первых уроков геометрии в старшей школе. Методика изучения аксиом геометрии.

  23. Методика изучения геометрических величин (на примере площадей или объемов).

  24. Методика изучения взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве.

  25. Методика обучения решению геометрических задач на доказательство.

  26. Методика обучения решению геометрических задач на построение.

  27. Методика изучения элементов комбинаторики, статистики и теории вероятностей.

  28. Внеклассная работа по математике.

  29. Организация различных форм проверки знаний учащихся.



5. условия реализации программы дисциплины

5.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличие учебного кабинета «Методика преподавания математики».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине;

- методические указания и задания для выполнения практических работ;

- рабочие тетради для выполнения домашнего задания

Технические средства обучения: мультимедийное оборудование (интерактивная доска), компьютеры, принтер, сканер, мультимедиапроектор, экран, программное обеспечение общего и профессионального назначения, комплект учебно-методической документации.

5.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Атанасян Л.С., Базылев В.Т. Геометрия. Ч. 1. - М.: Просвещение, 1986.

  2. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А., Юдина И.И. Изучение геометрии в 7-9 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1997.

  3. Баврин И.И., Фрибус Е.А. Старинные задачи. - М.: Просвещение, 1994.

  4. Балк М.Б., Балк Г.Д. Математика после уроков. - М.: Просвещение, 1971.

  5. Балк М.Б., Балк Г.Д. Поиск решения: Для среднего и старшего возраста. - М.: Дет. литература, 1983.

  6. Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. - М.: Педагогика, 1990.

  7. Башмаков М.И. Уровень и профиль школьного математического образования // Математика в школе. - 1993. - № 2.

  8. Болтянский В.Г., Сидоров Ю.В., Шабунин М.И. Лекции и задачи по элементарной математике. - М.: Наука, 1971.

  9. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М.: Знание, 1983.

  10. Виленкин Н.Я. Функции в природе и технике: Книга для внеклассного чтения IX-X класса. - М.: Просвещение, 1984

  11. Квач, Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков детей 5-7 лет/ Н.В. Квач. - М.: Аркти, 2002. - 232 с.

  12. Кремянская, К.А. Оценка математической подготовки школьников/ К.А. Кремянская, Л.В. Кузнецова.- М.: ВЛАДОС, 2005. - 122 с.

  13. Матушкина, З.П. Приемы обучения учащихся решению математических задач. Учебное пособие/ З.П. Матушкина. - Курган: КГПУ, 2003. - 128 с.

  14. Шварцман З.О. Повышаем квалификацию преподавателей математики //Актуальные проблемы математики и методики ее преподавания: Материалы заочной Всероссийской научно-практической конференции. Томск: изд-во ТГПУ, 2007. С.43-47.

  15. Шварцман З.О. Учебно- методический комплекс для будущего преподавателя математики // Математика и механика. №1(5), Изд-во ВЕСТНИК Томского государственного университета, 2009, с.37-46.

Дополнительные источники:

  1. Бескоровайная Л. С. Методика современного открытого урока математики [Текст] : 1-2 кл. / Л.С. Бескоровайная ; О. В. Перекатьева. - Ростов н/Д : Феникс, 2003. - 412,[1] с. (Библиотека УлГПУ).

  2. Груденков Я. И. Психолого-дидактические основы методики обучения математике [Текст] / Я. И. Груденков. - М. : Педагогика, 1987. - 158,[1] с. (Библиотека УлГПУ.

Интернет-ресурсы

  1. Методика преподавания математики [Электронный ресурс]: Электронная хрестоматия / Т.А. Сазанова, А.Г. Дубов. - Факультет информатики, экономики и математики Филиала Кемеровского государственного университета в г. Анжеро-Судженске. - Режим доступа: window.edu.ru/resource/022/43022

Форма А Страница 30 из 30

© 2010-2022