- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа учебного курса для 10 класса по математике
Рабочая программа учебного курса для 10 класса по математике
Раздел | Математика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дейс В.Е. |
Дата | 01.11.2012 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МАОУ «Чердынская вечерняя (сменная) УТВЕРЖДЕНА
общеобразовательная школа» приказом №________ от
____ _____________ 2012 г.
Директора МОУ «ЧВСОШ»
__________________
РАССМОТРЕНА
на заседании методического
объединения №_________ от
____ ____________ 2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА
ПО математике
ДЛЯ 10 КЛАССА
Срок реализации программы: 2012 г. - 2017 г.
Учитель:Дейс Валентина Егоровна
Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса по алгебре и началам анализа и геометрии для 10 класса. В современных условиях образование призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, личностного развития. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью школьного образования является развитие у учащихся компетентной личности путем включения их в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Данная программа по математике группа 10 класса (заочная форма) обучения, класс составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений 10-11кл. под редакцией Т.А.Бурмистровой М:Просвещение.2010г., программы по алгебре и началам математического анализа,10- 11 классы,М.:Просвещение,2010 КолмогоровА.Н.,АбрамовА.М. Дудницын Ю.П., программы для общеобразовательных учреждений по геометрии под редакцией Т.А.Бурмистровой М:Просвещение.2010г.
Согласно Примерного учебного плана вечернего(сменного) общеобразовательного учреждения для заочной формы обучения, составленного на основе Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение алгебры и начал анализа и геометрии в 10 классе отводится 72 ч. в год. В соответствии с учебным планом количество учебных часов по предмету сокращено со 170 до 72ч из расчета 2 час в неделю в группах заочной формы обучения .Учебный материал дается консультативно с выполнением обязательных зачетных заданий, самостоятельного изучения некоторых тем: Правильные многогранники. Элементы симметрии правильных многогранников.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей и жизненного опыта осужденных(учащихся).
Данная программа составлена по двум модулям: «Алгебра и начала математического анализа» и «Геометрия». При этом предполагается построение курса в форме последовательности тематических блоков с чередованием материала по алгебре, анализу, геометрии.
При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Геометрия», вводится линия «Начала математического анализа». В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:
систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей; развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления.
Цели Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики; развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности; овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки; воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт: построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин; выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента; самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт; проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений; самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников. Особенность организации учебного процесса по данному курсу связанна с особым контингентом обучающихся, у них: либо изначально слабые знания, либо значительный перерыв в обучении. Так как обучающие школы в значительном большинстве мало подготовлены к систематическому изучению математических дисциплин и у многих из них имеются большие пробелы в знаниях, полученных ранее, то при изучении нового материала им требуется значительное время для его закрепления. В связи с этим программа по математике составлена так, чтобы дать возможность компенсировать незнание пройденного ранее материала и облегчить изучение нового. Основной задачей повторения является приведение в систему полученных знаний. Создание полной картины пройденного материала помогает обучающемуся яснее видеть цель и результаты обучения, а также пробелы в своих знаниях. Основная роль в организации учебного процесса отводится решению задач, что служит целью и средством обучения и математического развития. Организация дифференцированного подбора задач способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает их посильной работой и формирует положительное отношение к учёбе. Основным условием правильной организации учебного процесса является его генерализация и выбор учителем рациональной системы методов и приёмов обучения. Основная задача в работе учителя - научить обучающихся работать по образцу, т. е. выполнять различные преобразования по алгоритмам, схемам и т. п., с использованием справочной литературы . Рабочая программа ориентирована на использование учебников: ( Колмагоров А.Н. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений 16 изд. М. Просвещение. 2007, Геометрия учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. (Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев). 19 изд.М. Просвещение. 2010.)
Содержание рабочей программы.
Геометрия. Введение в стереометрию .
Основные понятия стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство).
Прямые и плоскости в пространстве .
Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Угол между прямыми в пространстве. Перпендикулярность прямых. Параллельность и перпендикулярность прямой и плоскости, признаки и свойства. Теорема о трех перпендикулярах. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью. Параллельность плоскостей, перпендикулярность плоскостей, признаки и свойства. Двугранный угол, линейный угол двугранного угла. Прямоугольный параллелепипед.
Расстояния от точки до плоскости. Расстояние от прямой до плоскости. Расстояние между параллельными плоскостями. Расстояние между скрещивающимися прямыми.
Многогранники .
Понятие многогранника. Призма. Пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида. Правильные многогранники. Симметрия в пространстве Элементы симметрии правильных многогранников.
Алгебра и начала анализа.. Повторение .
Квадратное уравнение: формула корней квадратного уравнения. Квадратичная функция - ее график, парабола. Координаты вершины параболы ось симметрии. Решение рациональных уравнений. Неравенства и их свойства. Линейные неравенства с одной переменной. Квадратные неравенства. Система двух линейных уравнений с двумя переменными; решение подстановкой и алгебраическим сложением.
Тригонометрические функции .
Синус, косинус, тангенс и котангенс. Тригонометрические функции и их графики. Четные и нечетные функции. Периодичность тригонометрических функций. Возрастание и убывание функций. Исследование функций. Свойства тригонометрических функций. Гармонические колебания. Арксинус, арккосинус, арктангенс. Решение простейших тригонометрических уравнений. Решение простейших тригонометрических неравенств. Примеры решения тригонометрических уравнений и систем уравнений.
Начала математического анализа
Производная .
Приращение функции. Понятие о производной функции. Понятие о непрерывности функции и предельном переходе. Производные суммы и разности. Производные произведения, частного. Производная сложной функции. Производные тригонометрических функций.
Учебно - тематический план.
Геометрия24ч.
Введение в стереометрию 1ч.
Прямые и плоскости в пространстве 20ч.
Многогранники3ч.
Алгебра48ч.
Повторение 7ч.
Тригонометрические функции 36ч.
Производная 5ч.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
В результате изучения математики в классе,группе10 класса ученик должен знать/понимать
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, развития геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
уметь определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции; строить графики изученных функций; описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения; вычислять производные элементарных функций, используя справочные материалы; распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями; описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении; анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве; использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.
Литература
Колмагоров А.Н. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений 16 изд. М. Просвещение. 2007,
Геометрия учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. (Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев). 19 изд.М. Просвещение. 2010.
Ивлев Б.М.,Саакян С.М., Шварцбург С.И. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 10 класса - М: Просвещение, 2006
Брадис В.М. Четырехзначные математические таблицы для средней школы - М: Дрофа, 2006
Звавич Л.И.,Рязановский А.Р.,Такуш Е.В. Контрольные работы по геометрии 10 - 11 классы. Методическое пособие - М: Дрофа, 2005
Алтынов П.И. Тесты. Алгебра и начала анализа 10 - 11 классы. Учебно-методическое пособие - М: Дрофа, 2004
Алтынов П.И. Тесты. Геометрия 10 - 11 классы. Учебно - методическое пособие - М: Дрофа 2004
Дидактический материал по математике для 9 класса вечерней (сменной) общеобразовательной школы. Пособие для учителя - М: Просвещение, 1988
Л.О.Денищева и др Зачёты в системе дифференцированного обучения математике.-М.: Просвещение, 1993.
Б.Г.Зив и др. Задачи по геометрии для 7-11 классов.- М.: Просвещение, 1991.
Саакян С.М и др. Задачи по алгебре и началам анализа для 10-11 классов - М.: Просвещение, 1990. Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет - ресурсов:
Министерство образования РФ: ed.gov.ru/ ; edu.ru
Тестирование online: 5 - 11 классы: kokch.kts.ru/cdo
Педагогическая Сеть «Методисты.ру» Математика в школе
Новые технологии в образовании: edu.secna.ru/main
Путеводитель «В мире науки» для школьников: uic.ssu.samara.ru
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: mega.km.ru
сайты «Энциклопедий»: rubricon.ru/; encyclopedia.ru
сайт для самообразования и он-лайн тестирования: uztest.ru/
Календарно- тематическое планирование по алгебре и началам анализа 10класс.
УКП при ФКУпри ОИК-11/4. (приложение)
Количество часов: 48ч., Количество зачетов:4ч.
№.
Тема урока.
Дата
Часы д/з.
1.
К зачету №1
20ч.
Повторение. Квадатное уравнение: формула корней квадратного уравнения. Квадратичная функция - ее график, парабола. Координаты вершины параболы ось симметрии. Решение рациональных уравнений. Неравенства и их свойства. Линейные неравенства с одной переменной. Квадратные неравенства. Система двух линейных уравнений с двумя переменными; решение подстановкой и алгебраическим сложением.
7ч.записи
2
Тригонометрические функции числового аргумента. Синус, косинус. Тангенс,котангенс.
2ч.№6,п.1
3
Радианное измерение углов.
1ч.№1,№2,п1
4.
Основные формулы тригонометрии.
1ч.№8,п1
5.
Формулы сложения.
1ч.№11,п.1
6.
Формулы приведения
2ч.№13,п1
7.
Формулы суммы и разности синусов(косинусов).
2ч.№21,п1
8
Формулы двойного аргумента
1ч.№25,п1
9.
Формулы половинного аргумента .
1ч.№23,п1
10.
Преобразование тригонометрических выражений.
2ч. п1
Зачет№1
11.
К зачету№2 Тригонометрические функции и их графики. Функции синус и косинус.
1ч.№31п2
12.
Функции тангенс и котангенс и их графики.
2ч.№33п3
13
Основные св-ва функций. Функции и их графики
3ч.№45,48,50
14.
Четные и нечетные функции.
2ч.№57,58п4
15.
Периодичность тригонометрических функций.
2ч.№62 п4
16.
Возрастание и убывание функций. Экстремумы.
2ч.№82 п5
17.
Исследование функций.
1ч.№97.п6
18.
Свойства тригонометрических функций.
2ч.№104.п7
19.
Зачет№2
20.
К зачету№3 Арксинус, арккосинус, арктангенс.
2ч.№128п8
21.
Решение простейших тригонометрических уравнений.
2ч.№132,141,п.9
22.
Решение простейших тригонометрических неравенств.
2ч.№156, 157.
23.
Примеры решения тригонометрических уравнений.
2ч. №169
24.
Зачет№3.
25.
К зачету№4. Производная. Приращение функции. Понятие о производной.
1ч.№193п12-13
26.
Правила вычисления производных. Производная сложной функции.
2ч.№224п15-16
27.
Производные тригонометрических функций.
2ч.№235п17
Зачет№4
Календарно- тематическое планирование по геометрии 10 класс.(приложение)
УКП при ФКУпри ОИК-11/4. Количество часов: 24ч. Количество зачетов:2ч.
№.
Тема урока.
Дата
Часы д/з.
К зачету№1.
12ч.
1.
Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом.
3ч.§1-3,№4
2.
Параллельные прямые в пространстве.Параллельность3-х прямых. Параллельность прямой и плоскости.
3ч.§4-6,№16,№17,18
3.
Скрещивающиеся прямые. Углы с сонаправленными сторонами. Угол между прямыми.
3ч. §7-9,№44.
4.
Параллельные плоскости. Свойства параллельных плоскостей.Решение задач.
3ч. §10-11№54
5.
Зачет№1
К зачету№2.
12ч.
6.
Тетраэдр и параллелепипед. Задачи на построение сечений.
2ч.§12-14№71
7.
Перпендикулярные прямые в пространстве. Признак перпендикулярности прямой и плоскости. Теорема о прямой ,перпендикулярной к плоскости.
3ч.§15-18,№123
8.
Перпендикуляр и наклонные. Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах.
3ч. §19-20,№152
9
Двугранный угол. Признак перпендикулярности 2-х плоскостей. Прямоугольный параллелепипед.
1ч.§22-24,№173
10
Понятие многогранника. Призма. Пирамида. Усеченная пирамида.
3ч§27-34,№239.
Зачет№2(вне урока)