Индивидуальный и дифференцированный подход

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Индивидуализация и дифференциация процесса обучения на уроках математики


И.Н.Гончарова


Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение Гимназия №6 г. Воронеж


Индивидуализация образования может осуществляться через

  • индивидуальный подход,

  • личностно- ориентированные технологии,

  • дифференцированный подход, которые предполагают идти не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.

Традиционно дифференцированный подход основывался на психолого-педагогических различиях обучаемых, при этом конечные цели обучения остаются едиными для всех обучаемых, а для многих заведомо непосильными.

Сущность дифференциации состояла в поиске приёмов и способов обучения, которые индивидуальными путями вели бы всех обучаемых к одинаковому овладению программой. А эта задача не всегда разрешима.

В рамках индивидуального, дифференцированного и личностно- ориентированные подхода, разработала и использую:

1. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий по возрастающей степени трудности.

2.Индивидуальные дифференцированные задания.

3.Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся

4.Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий по возрастающей сложности.

5.Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.

Еще я часто использую дифференцированный подход при подготовке домашнего задания (например, подготовка небольшого сообщения, работа с дополнительными источниками информации по данной теме, поиск информации в Интернет-ресурсах и книгах, подготовить небольшую презентацию и т.д.)

Работа консультантов, групповая работа, парная работа, дифференцированный подход к учащимся, доклады, сообщения, сочинения математических сказок, составление кроссвордов и их разгадывание, нестандартные уроки, все эти формы познавательной деятельности использую на своих уроках

Формы уроков:

  • Урок-лекция

  • Комбинированные уроки по изучению новой темы и совершенствованию знаний, урок-тренинг по решению задач

  • Уроки практикумы по решению задач

  • Контроль знаний по теме

  • Групповая и индивидуальная формы обучения с целью дифференциации.

Учитываю нижнюю границу усвоения учебного материала, т.е. уровень обязательной подготовки учащихся и постепенно увеличиваю сложность предлагаемых заданий.

При закреплении, повторении, обобщении систематизации ранее изученного материала использую репродуктивные методы обучения, которые повышают прочность знаний. При использовании частично-поискового метода в сознании учащихся формирую проблемную ситуацию, которую учащиеся пытаются решить самостоятельно.

Применяю информационные технологии на уроках, что позволяет решать сразу несколько задач: повышать мотивацию учащихся к обучению, визуализировать изучаемый материал, моделировать различные процессы, использовать разнообразные методы и формы обучения, развивать интерес к предмету.

Основные направления применения ИТ в моей работе с учащимися:

  • изучение материала с применение авторских презентаций, электронных учебных модулей, различных обучающих программ;

  • контрольное тестирование учащихся с применением тестов,

  • проведение практических занятий с помощью тренажеров;

  • активное использование электронных учебных модулей в индивидуальной домашней работе;

  • проведение конкурсов презентаций по школьным математическим темам среди учащихся;

  • проведение интегрированных уроков по математике и информатике.

Дифференцированный подход во внеурочной работе: предлагаются формы работы по выбору:

  • работа с интернетом,

  • подготовка компьютерных презентаций,

  • домашний эксперимент,

  • разработка собственных проектов для научно-практической конференции

  • участие в разнообразных конкурсах и олимпиадах городского, областного и регионального уровня.

Вывод: Таким образом, дифференцированное обучение способствует повышению интереса к учебе, повышению уровня продуктивной деятельности учеников, создает ситуацию успеха. Каждая группа учащихся работает над выполнением заданий, соответствующих их учебным, возможностям. В ритмичной работе у учащихся повышается работоспособность, формируется трудолюбие. Поэтому такую организацию урока нужно чаще и эффективнее применять на уроках, чтобы ученики вместе с учителем могли переживать радость от своей работы, достигать определенных успехов.


© 2010-2022