Доклад Организация исследовательской деятельности при обучении математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Слайд 2. «Не существует сколько- нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.» А.Н.Колмогоров.

Исследование - универсальный способ познания действительности, который помогает развитию личности в динамично изменяющемся мире. Руководство научно-исследовательской деятельностью школьников - одно из направлений в работе современного учителя. Организация данного вида деятельности опирается на ряд условий. И главным из них можно считать наличие у педагога и учащегося общей точки соприкосновения в какой-либо области, интересной для исследования. Именно отсутствие этого общего интереса делает многие темы научной работы бесперспективными.

Слайд 3. Исследовательская деятельность учащихся является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей; уметь прогнозировать вариативность результатов.

Организация и дальнейшее развитие научно-исследовательской работы школьников - одна из основных форм творческой работы с детьми. Она требует применения современных информационных технологий, обеспечивающих доступ к необходимым профильным базам, банкам данных, источникам информации по теме исследования.

Как показывает опыт, метод исследований и деятельностный подход к обучению как нельзя лучше решают задачи новой школы. Раннее приобщение детей к научно-исследовательской и поисковой деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности, причем не только в старших классах, но и в 5-9.

Научно-исследовательская работа открывает перед учащимися один из аспектов математики, столь же важный, сколь редко упоминаемый: математика предстает в этих задачах наукой, тесно связанной с другими; естественными науками, разновидностью "экспериментальной науки", в которой наблюдение (эксперимент) и аналогия могут привести к открытиям (этот аспект математики должен особенно привлекать будущих "потребителей" математики - естествоиспытателей и инженеров). Она может привить им вкус к математике, так как является творческой деятельностью.

Слайд 4. Исследовательская деятельность начинается с разработки программы исследования, которая включает следующие основные этапы:

  • постановка проблем исследования, выдвижение гипотез, анализ гипотез;

  • разработка методики исследования;

  • подготовка материальной базы исследования;

  • проведение исследования;

  • обработка, анализ, обсуждение, оформление результатов;

  • выводы;

  • анализ успехов и неудач, выявление и исправление ошибок.

Слайд 5. Учебно-исследовательская деятельность характеризуется следующими принципами: новизны, теоретической значимости, научности, активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли преподавателя, прочности усвоения знаний, единства и оптимальной взаимосвязи репродуктивной и поисковой учебно-познавательной деятельности, всемерного стимулирования и мотивации положительного отношения учащихся учению, современности содержания, сознательности, систематичности и последовательности.

Слайд 6. Говоря о признаках организации исследовательских работ, выделяют:

  • самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;

  • самостоятельное применение известных способов деятельности к решению вопросов темы исследования;

  • видение структуры объекта исследования;

  • построение принципиально нового способа решения в отличии от других известных или не являющегося комбинацией известных способов.

Важная роль в процессе создания исследовательских работ принадлежит компьютерным и Интернет технологиям, особенно в средней школе как основному источнику получения новейшей информации. В настоящее время многие учащиеся школ владеют компьютерными и Интернет технологиями, что может существенным образом повысить уровень выполняемых ими исследовательских работ. Однако следует отметить, что включение компьютера в структуру исследовательской работы ни в коем случае не вытесняет из деятельности преподавателя.

Слайд 7. Выполнение ученических исследовательских работ имеет следующие цели:

  • получение хороших предметных знаний вследствие упорной работы над решением проблемы, многократных обсуждений и защиты своей позиции;

  • формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований;

  • самопроверку учащимися своих наклонностей, профессиональной ориентации и готовности к предстоящей трудовой деятельности;

  • самовоспитание целеустремленности и системности у учащихся в учебной деятельности;

  • самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели и публикации полученных полезных результатов;

  • удовлетворение познавательных потребностей учащихся;

  • углубление интереса школьников к научным дисциплинам, в частности, математике;

  • воспитание культуры исследовательской деятельности;

  • формирование навыков самостоятельной работы и др.

Слайд 8. Итак: в результате научно-исследовательской работы школьники должны (конечно с учетом возрастных особенностей)

быть знакомы :

  • с методами поиска научной информации, работы с каталогами в библиотеке;

  • с работой в системе Internet;

  • с современными методами научно-исследовательской работы;

  • с современными методами обработки научных результатов;

  • с основными компьютерными математическими пакетами;

Слайд 9. уметь:

  • делать обзор литературы по интересующему вопросу;

  • систематизировать информацию;

  • составлять план работы (эксперимента);

  • применять теоретические навыки для решения соответствующих практических задач;

  • анализировать и обобщать полученные результаты;

  • оформлять и презентовать их на семинарах и конференциях;

Вовлечение школьников в научно-исследовательскую деятельность и выявление учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью в 5-9 классах возможно с помощью , например:

  1. Проведения факультатива «Дополнительные главы алгебры» .

  2. Подготовки и принятия участия в школьных, районных олимпиадах по математике.

  3. Работы кружка «Юный математик».

  4. Проведения конкурса на лучший реферат по математике

  5. Подготовки проектов и т. д.

Направления проектов могут быть такими:

  • Магия чисел.

  • Шифровальные таблицы.

  • История возникновения математики.

  • Геометрические иллюзии.

  • Теорема Пифагора.

  • Геометрический вальс.

  • Реклама.

  • Симметрия вокруг нас.

  • Дроби и музыка.

  • Календарь.

  • Математика в искусстве.

  • Математика и оборона и т.д.



Слайд 10. Примеры презентаций проектов:



  • Доклад;

  • Слайд-шоу;

  • Компьютерная презентация;

  • Игра;

  • Стендовая презентация;

  • Концерт;

  • Видеофильм;

  • Реклама;

  • Театрализованное представление;

  • Демонстрация электронных пособий и т.д.

Представляю вашему вниманию презентацию ученицы 6б класса Мардамшиной Г.

В результате работы над исследованиями были достигнуты все поставленные цели и задачи. А главное детям очень понравился новый вид деятельности. Учащиеся были полны энтузиазма и изъявили желание продолжать в дальнейшем исследовательскую деятельность.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что исследовательская деятельность предполагает сотрудничество и партнерство педагогов и детей, что способствует созданию психологического комфорта в ученическом коллективе. Кроме того, реализация исследований помогает повысить качество образования детей, благодаря направленности исследовательской деятельности на конкретный конечный результат и планированию практических действий для достижения поставленной цели. Исследовательская деятельность является одним из методов саморазвития и самообразования педагогов, способствует развитию креативности, повышению компетентности.

А самое главное - я увидела изменения в своих воспитанниках. Действуя самостоятельно, дети научились разными способами находить информацию об интересующих их предметах и явлениях. У детей сформировалось представление, что источником информации является окружающий мир. Они делятся своими впечатлениями, событиями, происходящими в их жизни. Умеют выразить свою точку зрения, не бояться высказывать свои предложения.

Участвуя в исследовательской деятельности, дети ощущают себя значимыми в группе сверстников, видят свой вклад в общее дело, радуются успехам.

Мы не собираемся останавливаться на достигнутом, у нас много планов и проектов. Я уверена, что мы сможем достичь новых высот.

Список используемой литературы



  1. Д. Пойа, Математическое открытие, "Наука", Москва 1970.

  2. Д. Пойа "Математика и правдоподобные рассуждения", М.: "Наука"., 1975

Организация

исследовательской деятельности

при обучении математики

в основной школе







Подготовила: учитель математики

Тимершина Г.Р.

© 2010-2022