- Преподавателю
- Математика
- Доклад Организация исследовательской деятельности при обучении математики
Доклад Организация исследовательской деятельности при обучении математики
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тимершина Г.Р. |
Дата | 29.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Слайд 2. «Не существует сколько- нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.» А.Н.Колмогоров.
Исследование - универсальный способ познания действительности, который помогает развитию личности в динамично изменяющемся мире. Руководство научно-исследовательской деятельностью школьников - одно из направлений в работе современного учителя. Организация данного вида деятельности опирается на ряд условий. И главным из них можно считать наличие у педагога и учащегося общей точки соприкосновения в какой-либо области, интересной для исследования. Именно отсутствие этого общего интереса делает многие темы научной работы бесперспективными.
Слайд 3. Исследовательская деятельность учащихся является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей; уметь прогнозировать вариативность результатов.
Организация и дальнейшее развитие научно-исследовательской работы школьников - одна из основных форм творческой работы с детьми. Она требует применения современных информационных технологий, обеспечивающих доступ к необходимым профильным базам, банкам данных, источникам информации по теме исследования.
Как показывает опыт, метод исследований и деятельностный подход к обучению как нельзя лучше решают задачи новой школы. Раннее приобщение детей к научно-исследовательской и поисковой деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности, причем не только в старших классах, но и в 5-9.
Научно-исследовательская работа открывает перед учащимися один из аспектов математики, столь же важный, сколь редко упоминаемый: математика предстает в этих задачах наукой, тесно связанной с другими; естественными науками, разновидностью "экспериментальной науки", в которой наблюдение (эксперимент) и аналогия могут привести к открытиям (этот аспект математики должен особенно привлекать будущих "потребителей" математики - естествоиспытателей и инженеров). Она может привить им вкус к математике, так как является творческой деятельностью.
Слайд 4. Исследовательская деятельность начинается с разработки программы исследования, которая включает следующие основные этапы:
-
постановка проблем исследования, выдвижение гипотез, анализ гипотез;
-
разработка методики исследования;
-
подготовка материальной базы исследования;
-
проведение исследования;
-
обработка, анализ, обсуждение, оформление результатов;
-
выводы;
-
анализ успехов и неудач, выявление и исправление ошибок.
Слайд 5. Учебно-исследовательская деятельность характеризуется следующими принципами: новизны, теоретической значимости, научности, активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли преподавателя, прочности усвоения знаний, единства и оптимальной взаимосвязи репродуктивной и поисковой учебно-познавательной деятельности, всемерного стимулирования и мотивации положительного отношения учащихся учению, современности содержания, сознательности, систематичности и последовательности.
Слайд 6. Говоря о признаках организации исследовательских работ, выделяют:
-
самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
-
самостоятельное применение известных способов деятельности к решению вопросов темы исследования;
-
видение структуры объекта исследования;
-
построение принципиально нового способа решения в отличии от других известных или не являющегося комбинацией известных способов.
Важная роль в процессе создания исследовательских работ принадлежит компьютерным и Интернет технологиям, особенно в средней школе как основному источнику получения новейшей информации. В настоящее время многие учащиеся школ владеют компьютерными и Интернет технологиями, что может существенным образом повысить уровень выполняемых ими исследовательских работ. Однако следует отметить, что включение компьютера в структуру исследовательской работы ни в коем случае не вытесняет из деятельности преподавателя.
Слайд 7. Выполнение ученических исследовательских работ имеет следующие цели:
-
получение хороших предметных знаний вследствие упорной работы над решением проблемы, многократных обсуждений и защиты своей позиции;
-
формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
-
самопроверку учащимися своих наклонностей, профессиональной ориентации и готовности к предстоящей трудовой деятельности;
-
самовоспитание целеустремленности и системности у учащихся в учебной деятельности;
-
самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели и публикации полученных полезных результатов;
-
удовлетворение познавательных потребностей учащихся;
-
углубление интереса школьников к научным дисциплинам, в частности, математике;
-
воспитание культуры исследовательской деятельности;
-
формирование навыков самостоятельной работы и др.
Слайд 8. Итак: в результате научно-исследовательской работы школьники должны (конечно с учетом возрастных особенностей)
быть знакомы :
-
с методами поиска научной информации, работы с каталогами в библиотеке;
-
с работой в системе Internet;
-
с современными методами научно-исследовательской работы;
-
с современными методами обработки научных результатов;
-
с основными компьютерными математическими пакетами;
Слайд 9. уметь:
-
делать обзор литературы по интересующему вопросу;
-
систематизировать информацию;
-
составлять план работы (эксперимента);
-
применять теоретические навыки для решения соответствующих практических задач;
-
анализировать и обобщать полученные результаты;
-
оформлять и презентовать их на семинарах и конференциях;
Вовлечение школьников в научно-исследовательскую деятельность и выявление учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью в 5-9 классах возможно с помощью , например:
-
Проведения факультатива «Дополнительные главы алгебры» .
-
Подготовки и принятия участия в школьных, районных олимпиадах по математике.
-
Работы кружка «Юный математик».
-
Проведения конкурса на лучший реферат по математике
-
Подготовки проектов и т. д.
Направления проектов могут быть такими:
-
Магия чисел.
-
Шифровальные таблицы.
-
История возникновения математики.
-
Геометрические иллюзии.
-
Теорема Пифагора.
-
Геометрический вальс.
-
Реклама.
-
Симметрия вокруг нас.
-
Дроби и музыка.
-
Календарь.
-
Математика в искусстве.
-
Математика и оборона и т.д.
Слайд 10. Примеры презентаций проектов:
-
Доклад;
-
Слайд-шоу;
-
Компьютерная презентация;
-
Игра;
-
Стендовая презентация;
-
Концерт;
-
Видеофильм;
-
Реклама;
-
Театрализованное представление;
-
Демонстрация электронных пособий и т.д.
Представляю вашему вниманию презентацию ученицы 6б класса Мардамшиной Г.
В результате работы над исследованиями были достигнуты все поставленные цели и задачи. А главное детям очень понравился новый вид деятельности. Учащиеся были полны энтузиазма и изъявили желание продолжать в дальнейшем исследовательскую деятельность.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что исследовательская деятельность предполагает сотрудничество и партнерство педагогов и детей, что способствует созданию психологического комфорта в ученическом коллективе. Кроме того, реализация исследований помогает повысить качество образования детей, благодаря направленности исследовательской деятельности на конкретный конечный результат и планированию практических действий для достижения поставленной цели. Исследовательская деятельность является одним из методов саморазвития и самообразования педагогов, способствует развитию креативности, повышению компетентности.
А самое главное - я увидела изменения в своих воспитанниках. Действуя самостоятельно, дети научились разными способами находить информацию об интересующих их предметах и явлениях. У детей сформировалось представление, что источником информации является окружающий мир. Они делятся своими впечатлениями, событиями, происходящими в их жизни. Умеют выразить свою точку зрения, не бояться высказывать свои предложения.
Участвуя в исследовательской деятельности, дети ощущают себя значимыми в группе сверстников, видят свой вклад в общее дело, радуются успехам.
Мы не собираемся останавливаться на достигнутом, у нас много планов и проектов. Я уверена, что мы сможем достичь новых высот.
Список используемой литературы
-
Д. Пойа, Математическое открытие, "Наука", Москва 1970.
-
Д. Пойа "Математика и правдоподобные рассуждения", М.: "Наука"., 1975
Организация
исследовательской деятельности
при обучении математики
в основной школе
Подготовила: учитель математики
Тимершина Г.Р.