• Преподавателю
  • Математика
  • СТАТЬЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

СТАТЬЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УДК 372.851

Малышева И.Ю., Солощенко М.Ю.

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ

ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В работе представлены задания с использованием информационных технологий, формирующие регулятивные универсальные учебные действия.

Ключевые слова: ФГОС, регулятивные универсальные учебные действия, MS PowerPoint, «Живая математика».

Malysheva I.Yu., Soloshchenko M.Yu.

FORMATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS IN THE PROCESS OF TEACHING MATHEMATICS USING

INFORMATION TECHNOLOGIES

The paper presents tasks using information technologies, forming the regulative universal educational actions.

Keywords: GEF, regulatory universal educational actions, MS PowerPoint, "Living math".

Современное общество переживает информационную революцию, тем самым, запрашивая человека легко обучаемого, способного учиться самостоятельно и многократно переучиваться в течение всей своей жизни, готового к принятию самостоятельных решений. Отвечает новым социальным запросам разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе современного образования, то есть успешное самостоятельное усвоение учащимися новых знаний, умений и компетенций, а также умение учиться. Таким образом «Планируемые результаты» Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) определяют не только предметные, но и метапредметные, а также личностные результаты.

Исходя из содержания примерной образовательной программы, универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре группы: личностные УУД; регулятивные УУД; познавательные УУД и коммуникативные УУД.

В данной статье рассмотрим формирование регулятивных универсальных учебных действий. Регулятивные УУД отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка) [1].

Формирование универсальных учебных действий является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Каждый учебный предмет раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий. Большая роль при формировании познавательных и регулятивных УУД отводится математике [2].

Математика является одним из основных предметов общеобразовательной школы: она влияет на изучение других дисциплин, на развитие логического мышления учащихся, способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Именно поэтому, важно, что бы каждый учащийся был заинтересован в изучение предмета математики, а заинтересовать учащихся помогут различные информационные технологии, то есть учебные компьютерные программы способствующие улучшению представления информации. Программы MS PowerPoint и «Живая математика» помогают вовлечь учащихся в учебную деятельность, повысить их интерес к предмету математики, а так же дает возможность и способствует развитию у учащихся умения планировать, прогнозировать, оценивать и делать выводы самостоятельно, что и требуется от современного обучения.

В ходе проведенного исследования нами была разработана система заданий с применениями средств MS PowerPoint и программы «Живая математика», ниже представлены некоторые из них.

1.

Решите задачу: Из Москвы и Санкт - Петербурга одновременно навстречу друг другу выехали два автомобиля. Они двигались равномерно, без остановок со скоростями 80км/ч и 95км/ч. Какое расстояние будет между ними за один час до встречи?

СТАТЬЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Рис.1. Слайд «Пути-дороги».

Ответ: 175 км.

Регулятивные:

1. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

2. Планирование: - определение последовательности промежуточных действий с учетом конечного результата, составление плана.

3. Прогнозирование: - прогноз результата и уровня усвоения.

4. Оценка: - осознание учащимся уровня и качества усвоение результата.

2.

Решите задачу: Сторона квадрата ABCD в 3 раза больше стороны квадрата MNPK. Во сколько раз площадь заштрихованной фигуры больше, чем площадь квадрата MNPK?

СТАТЬЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Рис.2. Слайд «Сравним площади».

Ответ: в 8 раз.

3.

Ученикам предстоит решить примеры и «найди ошибку».

СТАТЬЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Рис.3. Слайд «Найди ошибку».

Обнаружить и сформулировать учебную проблему, составить план выполнения работы.

Таким образом, с помощью подобных заданий учащиеся в процессе их решения, самостоятельно или с помощью учителя, после ознакомления с условием задания, анализируют, обобщают полученную информации и учатся планировать решение данной задачи, так же анализировать и корректировать свою деятельность. В ходе решения задания учащиеся стараются найти необходимую информацию из текста, иллюстраций, таблиц или других источников, сопоставить данные из содержания задания и известные данные из окружающей нас действительности, установить аналогии.

Библиографический список

1. Асмолов А.Г. [и др.] Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / М. - 2008. С. 100- 146.

2. Малышева И.Ю., Скибина Н.Г. Формирование регулятивных универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики посредствам использования MS PowerPoint // VI Международная студенческая электронная научная конференция
«Студенческий научный форум» (Екатеринбург, 15 февраля - 31 марта 2014 г). - Екатеринбург: Издательство АМБ, 2014. - С. 104-107.

Сведения об авторах

Малышева Ирина Юрьевна, студент Стерлитамакского филиала БашГУ. Е-mail: [email protected]

Солощенко Марина Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент Стерлитамакского филиала БашГУ. Е-mail: [email protected]

Малышева И.Ю., Солощенко М.Ю., 2015

© 2010-2022