Значение игры на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Значение игры на уроках математикиЗначение игры на уроках математикиЗначение игры на уроках математикиЗначение игры на уроках математикиЗначение игры на уроках математикиЗначение игры на уроках математикиЗначение игры на уроках математикиЗначение игры на уроках математикиЗначение игры на уроках математикиЗначение игры на уроках математикиЗначение игры на уроках математикиЗначение игры на уроках математикиЗначение игры на уроках математикиЗначение игры на уроках математикиЗначение игры на уроках математикиЗначение игры на уроках математикиЗначение игры на уроках математикиЗначение игры на уроках математикиЗначение игры на уроках математикиЗначение игры на уроках математикиЗначение игры на уроках математики


Работая в школе, проводя уроки, постоянно задумываешься над тем, как поддержать у учащихся интерес к предмету, их активность на протяжении всего урока. Любой учитель понимает, что если ребенку будет интересно, то он с удовольствием выполнит любое задание. Чтобы возбудить интерес к занятиям математикой надо постараться не только привлечь внимание детей к каким-то ее элементам, но и вызвать у ребят удивление. У детей удивление возникает тогда, когда они видят, что сложившаяся ситуация не совпадает с ожидаемой. Если при этом удивление связано с возникновением некоторого удовольствия, то оно превращается в приятное удивление, которое вызывает более острое, сосредоточенное внимание. Удивление должно соседствовать с любопытством ребят, со стремлением их увидеть на математическом фоне что-то новое, узнать что-то до сих пор неизвестное. Удивление в сочетании с любопытством помогает возбудить активную мыслительную деятельность учащихся.

Совершенно не случайно я выбрала именно эту тему. Моим учителем математики в школе был Юрий Ильич Гитгарц - учитель от бога. На его уроках было очень интересно, он не просто учил нас математики, только теперь я понимаю, что он учил нас жизни. Он учил нас играя, в буквальном смысле этого слова, все его уроки были пронизаны игровыми моментами, не смотря на то, что ему было 60 лет. Мне сейчас кажется, что каждый его урок был сказкой. Мы постоянно что-то изобретали и открывали, иногда нам задавались контрольные работы на дом и мы должны были их оформлять в виде письма учителю, запечатывать в конверт и бросать в почтовый ящик, который стоял в его кабинете. На математику все шли с удовольствием, не смотря на то, что Юрий Ильич был очень требовательным и строгим учителем. Математику у него любили и знали все. Достаточно сказать, что 9 человек из класса после окончания школы поступили на физмат, и это был не случайный выбор. Кроме того, что он был прекрасным математиком, он был великолепным рассказчиком и артистом. Но самое главное он был талантливым психологом, очень хорошо понимающим психологию школьников. Я до сих пор помню его уроки математики, причем вспоминается не решение задач и не доказательство теорем, хотя и это он делал мастерски. Вспоминается добрая, теплая атмосфера урока и ожидание чего-то нового, неизвестного и очень интересного. Очень много из того, чему и как он нас учил, я постаралась перенести на свои уроки, в частности элементы игры.

Главной психологической особенностью детей младшего и среднего школьного возраста является большая эмоциональная активность. В этом возрасте у ребят еще сильна потребность в игре, поэтому пренебрежительное отношение к игровым приемам в учебно-воспитательной работе означает нарушение одного из важнейших принципов педагогики - учета возрастных особенностей детей. Игра делает урок эмоционально насыщенным, вносит бодрый настрой в детский коллектив, помогает эстетически воспринимать ситуацию, связанную с математикой.

Игра - единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Френк утверждает, что игра для детей - способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования пространства и времени, вещей и т.д. Включаясь в процесс игры, дети научаются в нашем символическом мире - мире смыслов и ценностей, в то же время, исследуя, экспериментируя. Пиаже полагает, что игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является максимально важной. В игре происходит разрешение конфликтов и передача чувств. Игра - это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как наиболее полно выразить и исследовать свое собственное Я. Ребенок непрерывно открывает себя заново, пересматривая свой образ , свои возможности и обязанности, изменения в своих отношениях с миром.

Если традиционно образовательный процесс связан с передачей-получением информации, отработкой репродуктивных навыков и познавательным творчеством, то в игре участник сам себе ставит цель, ищет способы ее достижения, отбирает материал, при этом он ответственен не только за себя, свое поведение и результаты, но и за успех всей группы.

Игра является важнейшим элементом учебной деятельности и является наиболее привлекательной формой проведения занятий для учащихся. Причин этому довольно много: возможность проявить свой артистизм; наличие избытка энергии, которая накапливается после уроков в традиционной форме; проба сил и способностей в условиях конкуренции; возможность действовать, не боясь ошибок; приобретение навыков действия в различных жизненных ситуациях; любопытство и страсть к исследованию; в игре можно отвлечься от личного, решить болезненный для себя вопрос «отстраненно», от имени выдуманного героя; самостоятельность действий является ключевым элементом игры, что несомненно привлекает детей и подростков. При этом игра может превращаться в соревнование, процесс, решение определенной задачи или самореализацию внутренних потребностей и склонностей человека.

Однако при использовании игр в учебном процессе следует опасаться ряда трудностей и проблем: соревновательность и стремление к победе могут вылиться в агрессию и привести к серьезному межличностному или межгрупповому конфликту; интерес в игре является определяющим моментом ее эффективности, поэтому его следует постоянно поддерживать, иначе игра станет формальным актом. Важным этапом организации занятий с использованием игровых методик является формирование групп, при котором нельзя допускать доминирования отдельных учащихся в группе или отдельных групп в игре, роли должны быть распределены в соответствии с интересами и способностями; надо внимательно следить за правом меньшинства на выражение своего мнения, не допускать давления окружающих на отдельного человека, вырабатывать умение противостоять этому давлению.

Игра - одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей. Она активизирует внимание к изучаемому материалу, вызывает желание не только участвовать в игре, но и побеждать, а это вселяет уверенность в свои силы, способствует созданию «ситуации успеха», что очень важно в процессе обучения.

Еще К.Д.Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. Огромное значение игре как воспитательному средству придавал А.С.Макаренко: «Это так хорошо, что ребенок учится, играя, что на каком-то этапе интеллектуального развития игра сочетается с трудом. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

Игра - творчество, игра - труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные дети включаются в игру с большим желанием, прилагая усилия, чтобы не подвести товарищей.

Выбор данной темы, ее актуальность продиктованы мне еще и тем обстоятельством, что именно сегодня как никогда образование ориентировано не столько на человека информированного, знающего, сколько способного к познанию сложности быстро изменяющегося мира, к ценностному осмыслению этого многоликого мира через человека, его деятельность и взаимодействие с людьми. Школа медленно, но уверенно переориентируется с сугубо образовательных (обучающих) технологий, вооружающих учащихся только некоторым объемом знаний, на более глубокое личностно-ориентированное обучение и воспитание, дающее школьнику возможность понять особенности своей личности, и главное - сформировать навыки активной жизненной позиции.

Мы, педагоги, как правило, владеем в основном традиционными, чисто дидактическими методами обучения, с которыми нас познакомили в вузах, и которые мы совершенствуем во время уроков и дополнительных занятий по своему предмету. Но сегодня требуются новое социальное содержание и новые технологии преподавания. Игровые методики помогают нам и нашим ученикам решать эти вопросы. Ведь именно в игре «дети обретают не только равноправие, но и реальную возможность стать лидерами, вести за собой других. Их действия, раскрепощенные и уверенные, начинают выказывать и глубину мышления, мышления смелого, масштабного, нестандартного» (В. Шаталов).

Что обучение должно быть интересным знает каждый учитель, но построить такое обучение задача совсем не простая. Необходимо более «объемное» преподнесение материала, с выделением в нем и логической, и образной стороны. Чем суше материал, тем менее он интересен для школьников, особенно для младших. Яркое, образное изложение, активизируя воображение учащихся, обязательно вызовет их интерес и всплеск эмоций.

Часто у школьников пропадает интерес к учению еще и потому, что они не понимают, зачем им нужны те или иные знания, где их можно применить. Во многом от педагога зависит, сумеет ли он заинтересовать учащихся предметом, пробудить интерес к уроку. Нельзя ученикам давать скучать на уроках, замечательный математик и педагог М.В. Остроградский писал: «…скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам». Нужно сделать все возможное, чтобы в школе не было скучно. Общение с педагогами должно доставлять учащимся истинную радость. Ведь это очевидно, что увлечение наукой в школьные годы оказывает огромное воспитывающее влияние, воспитывает трудолюбие, ответственность за порученное дело, развивает потребность в творческой деятельности.

По утверждению известного советского психолога Л.С. Выготского, творчество - норма детского развития. Под творчеством я понимаю такое состояние ребенка и такую его деятельность, когда проявляется выдумка, воображение, фантазия, способность к импровизации, способность предложить новое решение известного вопроса, найти оптимальный выход их сложной ситуации. Творчество - естественная потребность детей - требует своего выхода и если им не помочь, оно или погаснет или их тяга к творчеству может реализоваться в асоциальной сфере. Но нельзя забывать, что едва ли не единственный вид деятельности детей, специально тренирующий творчество - не как отдельную способность, а как качество личности, является игра.

Такова уж природа детства: не только дошкольников, но и первоклассников, и подростков, и выпускников характеризует особая любознательность, стремление испытать свою силу и ловкость, смелость и сообразительность, остроумие и артистизм; желание открывать тайны и стремиться к чему-то неизвестному.

Без игры и романтики детям жить скучно, не интересно. И мы, учителя, не должны забывать о детской природе, более того, мы должны использовать игровые формы обучения на уроках, справедливо усматривая в них возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся.

Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей.

Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально пассивных детей. Исследования психолога Л.С.Славиной показали, что в процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить такой объем умственной работы, какой ему совершенно не доступен в обычной учебной ситуации. Очевидно, что в процессе игры у ребенка отключаются процессы тормозящие мыслительную деятельность. Не надо боятся того, что интерес, который возник в процессе такой игры, - это интерес только к игре, а не к самому учебному предмету. Развитие интереса имеет закономерность: заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути.

Не зря Н.К. Крупская говорила: «Школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека… Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок… Надо не забывать, что игра для ребят - это самая настоящая учеба»

Приведу примеры использования дидактических игр во время работы по теме: «Действия с десятичными дробями».

  1. Устная работа:

Чтобы привлечь внимание ребят к тому, что от положения запятой в математике зависит верность или неверность равенства, можно напомнить им старую притчу о человеке, который плохо знал русский язык и за это лишился головы. «Известно, какое важное значение имеет запятая в русском языке. От неправильной расстановки запятых иногда зависит жизнь человека. Например, «Казнить, нельзя помиловать» и «Казнить нельзя, помиловать». Эта игра у нас так и называется: «Казнить нельзя, помиловать». Ее цель расставить запятые в предложенных учителем равенствах:

3,2 + 18 = 5;

63 - 2,7 = 603;

52 + 18 = 7;

736 - 3,36 = 4;

3 + 1,08 = 408;

3 + 108 = 408;

14 Значение игры на уроках математики5 = 7;

1,2 Значение игры на уроках математики500 = 60;

63 - 27 = 603;

«Шерлок Холмс и доктор Ватсон» - учитель на доске пишет примеры, допустив в них ошибки (лучше всего примеры брать из работ учеников с характерными ошибками), а ученики должны найти ошибку и объяснить, почему она была допущена.

«Денежные единицы и десятичные дроби» - ребятам сообщается, что каждое государство имеет собственную денежную единицу (валюту). В России это 1 рубль, в США - 1 доллар. Используют и более мелкие единицы: 1 копейку (0,01 рубля), 1 цент (0,01 доллара). Люди иногда обменивают деньги одного государства на деньги другого государства. Сейчас за 1 доллар США наши банки дают - 28,8 рубля. Детям задаются вопросы: Сколько российских денег надо заплатить за 10, 100, 1000 долларов? Сколько будет стоить компьютер в России, если в Америке он стоит 500 долларов?

«Продолжи ряд чисел» - посмотри на числа в каждом ряду; догадайся, по какому признаку они собраны вместе и назови еще по три числа в каждый ряд.

0,2; 0,7; 1,2;…

1,1; 2,2; 4,4;…

1,3; 2,5; 5; 6,2; 12,4;…


2. Актуализация умений и навыков.

Во время урока, при отработке навыков сложения и вычитания десятичных дробей можно предложить следующую дидактическую игру:

«Заполни таблицу»

А

В

С

А+В+С

А+В

А+С

В+С

0,8

1,3

2,7






7,3

15,5



18,3



4,7


15



12,2




26,7

22,4

23,5





20,6

12,9

18,5

Задания к таблице могут быть самые разнообразные, например:

1. В первой строке таблицы даны три числа А, В и С. Устно вычисли их общую сумму и попарные суммы. Ответы запиши в соответствующие пустые клетки строки.

2. Во второй строке даны два числа и одна сумма. Заполни остальные пустые клетки строки.

3. Задача (по четвертой строке). Три неразлучных друга - Винни-Пух, Кролик и Пятачок - решили узнать свой вес. Но шкала весов до 20кг была повреждена, и показания по ней прочитать не представлялось возможным. Поэтому Винни-Пух взвесился сначала с Кроликом: получилось 22,4 кг; затем с Пятачком, получилось 23,5кг; а затем они взвесились все вместе и получилось 26.7кг. Какова масса каждого из них в отдельности?

4. Решили Винни-Пух, Кролик и Пятачок купить горшочек меда стоимостью 24 руб. У Винни-Пуха с Кроликом было 20,6 р., у Вини-Пуха с Пятачком - 12,9 р., а у Кролика с Пятачком - 18,5 р. Купят ли они горшочек меда, если сложат все свои деньги? Сколько денег имел каждый?

«Восстанови запись»:

СУМК, А (7926,5

+

СУМК, А +7926,5

______________________

БАГАЖ 15853

«Отгадай пословицу» (можно по рядам или по вариантам)

Выполни действия:

1-й ряд

2-й ряд

1

1,4 + 0,6

1

2,6 + 0,4

2

2 - 1,7

2

3 - 2,8

3

0,3 Значение игры на уроках математики1,2

3

0,2 Значение игры на уроках математики1,8

4

0,36 + 0,04

4

0,36 - 0,33

5

0,4 + 0,96

5

0,03 + 0,97

6

1,36 - 0,2

6

1 - 0,1

7

1,16 Значение игры на уроках математики0,5

7

0,9 Значение игры на уроках математики0,5

8

0,58 Значение игры на уроках математики50

8

0,45 + 0,9

9

29 - 27,84

9

1,35 - 0,99

10

1,16 - 0,86

10

0,36 Значение игры на уроках математики50

Ключ к пословице дается в виде таблицы:

1-й ряд:

0,4

1,36

2

1,16

0,3

29

0,36

0,58

ч

и

к

л

о

е

н

д

2-й ряд;

0,2

3

1

0,03

0,45

0,9

1,35

0,36

18

у

г

й

я

м

с

е

л

о

Подобные задания оживляют урок, побуждают развитие мышления, внимания, познавательного интереса и активности учащихся.

Соревнования и эстафеты можно отнести к играм, реализующим функцию включения учащихся в учение. Но к таким играм следует относиться с осторожностью: неграмотно сформированная ситуация может стать серьезным барьером в овладении учебной деятельностью. Положительная роль таких игр неоспорима при оценке автоматизма навыков и умений. Но, проводя подобные игры, следует строго учитывать индивидуальный темп овладения учебным материалом каждым учеником, а также тип его нервной системы, поощрять развитие товарищеской, а не конкурентной направленности учебной работы.

Примером таких игр может быть - игра « Математический хоккей».

Всех присутствующих делят на две команды. На классной доске (или на плакате) изображают двое хоккейных ворот, а рядом с ними записывают занумерованные примеры. Эти примеры до начала игры закрыты от учеников. Из бумаги учитель вырезает заранее черные кружки, которые изображают шайбы, роль шайбы также может играть кусок обычного мела.

Игру начинают с того, что производят «вбрасывание», т.е. определяют команду, которая первой предлагает пример для решения другой команде. Затем открывают примеры, и представитель этой команды указывает один из примеров того столбика, который стоит у ворот команды противника. Задаваемый пример не читают, а называют только его номер. При этом номер из примера берется любой.

Задать команде пример - это условно означает произвести «удар» в ворота этой команды.

Учитель (а еще лучше - капитан команды учеников) быстро вызывает для ответа любого из поднявших руку учеников другой команды. Если ответ оказался правильным, это означает, что «шайба» отбита. При неправильном ответе команде засчитывается гол, и внутри ее ворот прикрепляется бумажная «шайба», или просто на доске ведется счет. После этого предлагает пример представитель другой команды, т.е. указывает номер из столбика, записанного у ворот первой команды, он условно делает «удар» в ворота этой команды. Представитель первой команды по вызову дает ответ, решив предложенный пример. Так по очереди команды предлагают примеры друг другу, получая соответствующие ответы до тех пор, пока не будут исчерпаны все примеры из столбиков. Игру проводят в два «периода». Во втором «периоде» примеры из новых столбиков предлагает команда-победительница.

1. 2,46 + 5,23

2. 25,03 + 135,97

3. 78,93 + 26

4. 256,3 - 85,27

5. 231 + 30,48

6. 70,1 - 38,04

7. 37,49 + 0,15

8. 615 + 31,27

1. 4,9 + 10,95

2. 7,4 + 18,6

3. 3,27 + 0,078

4. 27,3 - 5,48

5. 3,45 + 2,07

6. 473,8 - 29,64

7. 76,309 + 5,699

8. 37,895 + 471,3



С большим удовольствием ребята играют в «Математическую эстафету» Суть игры такова, заранее заготавливаются листочки с примерами, в каждом примере пропущено два числа, одно в самом примере и одно в ответе. После того, как учитель дает ребятам сидящим на первой парте «эстафетную палочку» - в виде числа, которое они должны вставить в пустое окошко, игра начинается. Первый участник выполняет необходимые действия и находит ответ, который он передает следующему за ним ученику как «эстафетную палочку». Следующий участник вписывает ответ товарища в пустую клеточку, находит свой ответ и передает следующему. И так до тех пор, пока все участники не решат свои примеры. Последний бежит к учителю и показывает ему свой ответ, если число, которое получилось у школьника верное, то команда победила. Если ответ неверный, то команда решает свои примеры на доске и ищут свою ошибку. Естественно эту игру нельзя часто проводить на уроке, она будет полезна только на этапе закрепления или повторения. Эту игру можно провести с ребятами, которые пришли к вам на урок после диктанта или контрольной работы по другому предмету, она оживит их и позволит с новыми силами продолжить урок.

Можно с помощью игры и успокоить ребят, если они, например, пришли после урока физической культуры или по каким-то другим причинам перевозбуждены. Эта игра называется «Математический телефон» - можно устроить спокойное соревнование по рядам. Каждому ученику, сидящему за первой партой называю какое-то число шепотом, чтобы не слышали другие ученики класса. А на доске изображена схема движения, то есть действие, которое ученик должен сделать с этим числом. После того, как пример решен, он тихо поворачивается к своему соседу и также шепотом сообщает ему свое число. Сосед, в свою очередь, смотрит на схему и выполняет свое действие и т.д. До начала игры договариваемся с ребятами, чтобы в классе было тихо, если кто-то нарушает тишину, значит здесь «обрыв на линии» и начинается на этом ряду игра с самого начала, но уже с другим числом.

+ 23,13

- 63,985

+ 145,87

- 2.345

+ 15,67


  1. Игры, развивающие психические качества школьников.

  2. (Из большого арсенала игр, предложенных С.А. Шмаковым [Игры, развивающие психические качества школьников. - М.: ЦГЛ Методическое пособие, 2004. - 110с.], я выбрала те, которые часто использую на уроках, и которые помогают мне в работе)

Игра - регулятор всех жизненных позиций ребенка. Игра хранит и развивает детское в детях, она их школа жизни и практики развития.

С.Л.Рубинштейн

Игры, развивающие психические качества школьников можно разделить на игры на развитие внимания, игры на развитие наблюдательности, игры на развитие памяти, игры на развитие глазомера, игры-тренинги, приучающие ценить время, игры на развитие реакции и координации, игры на развитие воображения и фантазии.

Попробую предложить вашему вниманию несколько игр, которые я использую на уроках математики в качестве разминки, а иногда с целью переключения учеников с одного вида деятельности на другой. Очень эффективно использовать их на внеклассной работе по математике, которая характеризуется многообразием форм и видов: групповые занятия, кружки, факультативы, викторины, конкурсы, клуб, экскурсии и т.д.


  1. Игры на развитие внимания


Больше всего дети страдают от отсутствия или недоразвитости своего внимания. Что такое внимание? Это сосредоточенность человека на каком-то реальном объекте или идеальном объекте-предмете, событии, образе, слове. Внимание может быть сосредоточенным и рассредоточенным, произвольным и непроизвольным, избирательным и целенаправленным, устойчивым и рассеянным. Внимание ребенка зависит от «настройки» его на восприятие источника информации и самой информации. Регуляторами внимания могут быть любознательность и любопытство. Внимание - усилие ума и всех его рецепторов: зрения, слуха, осязания, обоняния. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, чтению, счету. За вниманием следует запоминание, развитие памяти в целом. Среди средств, воспитывающих внимание, не последнее место занимают игры и игры-упражнения.

«Сколько чего?»

Прошу ребят осмотреть классный кабинет, в котором мы занимаемся, и назвать как можно больше имеющихся здесь предметов, начинающихся на заданную букву, круглые или полукруглые предметы, квадратные или прямоугольные, деревянные или металлические, предметы из стекла. Можно обратиться к цвету, окраске предметов: черные, синие, зеленые и т.п. Ребята могут называть предметы по очереди.

«Сосчитаете ли?»

Набираю такие предметы, которых всегда много под руками: карандаши, ручки, ластики, линейки, угольники и раскладывает их беспорядочно один за другим. Нужно узнать, сколько всего карандашей, ручек, ластиков, линеек и т.д., но считать можно только следующим образом: первая ручка, первый карандаш, вторая ручка, первый ластик и т.п. Чтобы так считать, тоже необходимо внимание. Подобные упражнения есть и в наших учебниках.

«Имя и фамилия»

Эту игру иногда можно проводить в течение обычного урока, только надо помнить, что учитель должен быть сам очень внимателен. В начале урока договариваемся с учениками, что если, вызывая их к доске, задавая вопросы, я буду называть их по фамилии, то они не должны мне отвечать. Отвечать надо только в том случае, если называть ученика по имени, а еще лучше по имени и отчеству. Кстати, в данном случае работает психологическое правило, с помощью которого очень легко расположить человека к себе: «Помни, что для любого человека звук его имени является самым сладким и самым важным звуком человеческой речи». Если кто-то из ребят будет невнимателен, то он не вызывается больше на этом уроке, «выбывает из игры». Хочется отметить, что ребята на таком уроке работают с большей производительностью, очень огорчаются, если были невнимательными.


  1. Игры на развитие памяти.


Создатель великолепной оперы «Севильский цирюльник» композитор Россини был однажды приглашен на званный вечер. Среди гостей был и поэт Альфред де Мюссе, которого собравшиеся попросили почитать новые стихи. Он прочел свою последнюю, нигде не опубликованную поэму. Подойдя к поэту, Россини поблагодарил его, сказав, что это его любимые стихи, которые он учил еще в детстве. И слово в слово повторил опешившему поэту все от начала до конца. Но тут же рассмеялся, дружески пожал руку Мюссе и сказал: «Успокойтесь, дорогой, стихи точно вашего сочинения, но моя необыкновенная память позволила мне сыграть с вами эту маленькую шутку».

Память человека - это способность сохранять и воспроизводить в своем сознании прежние впечатления, опыт жизни, весь запас хранящихся образов, явления жизни. Память - это воспоминание о ком-нибудь, о чем-нибудь. Память связывает прошлое человека с настоящим и будущим. Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной.

Больше всех удивляют своей памятью полиглоты (от греческого «многоязычны»), то есть люди, которые знают несколько или много иностранных языков.

Очень хорошо, если у ребенка развита память. Это помогает ему в учебе, да и в жизни тоже. Предлагаю несколько упражнений, которые можно использовать для развития памяти.

« Увидел, услышал - запомни!»

(слуховая и зрительная память)

Память на числа очень нужна на практике. Начать можно с учителя, он записывает на листе пять однозначных чисел, затем четко один раз их произносит. После этого каждый должен написать на листе бумаги эти числа в том же порядке. Продиктовавший числа проверяет записи.

Затем в игру вступают дети, кто-то записывает числа на листе и показывает запись играющим в течение 5-7 секунд. Когда он прячет свой листок, каждый пишет эти числа у себя, вновь происходит проверка.

А затем игра усложняется (6 или 7 однозначных чисел, потом 3 ,4, 5 двузначных, потом 2, 3, 4, трехзначных), все время чередуя проверку слуховой и зрительной памяти играющих. Игра проводится в течение 7 - 10 минут. Очень хорошо, если учитель выступает в роли рядового игрока, т.е. ничем не отличается от своих учеников.

« Запомни фигуры»

Для этой игры лучше всего использовать обычную школьную доску, чтобы удобно было рисовать мелом.

Ведущий рисует одну за другой (стирая поочередно) 6 простых геометрических фигур. Каждая из них демонстрируется секунд 7, затем стирается, а на ее месте рисуется новая. Условия игры: просмотрев все 6 фигур, ребята должны в течение пяти минут на листе бумаги восстановить по памяти увиденное.

Игру можно усложнить, разделив всех играющих на две команды и устроив соревнование, какая из них быстрее и точнее выполнит задание. (Как вариант: все фигуры могут быть нарисованы заранее и показаны ребятам по очереди. Основное условие - фигуры должны быть достаточно простыми для запоминания и их количество не должно превышать 16).

Какие это могут быть фигуры? Равносторонний треугольник; квадрат; окружность, вписанная в квадрат; окружность, описанная около равностороннего треугольника; квадрат с крестиком внутри; квадрат с одной диагональю; окружность с крестом внутри; маленький круг внутри большого и т.п.


  1. Игры на развитие глазомера.


М.В.Ломоносову принадлежит такая мысль: «Глаза человека - это точный измерительный прибор». Глазомер как измерительный прибор необходим людям всех профессий: топографу, геологу, агроному, лесоводу, закройщику, чертежнику, токарю, врачу, спортсмену, художнику, скульптору, архитектору и т.д.

Что такое глазомер? Это способность определить размеры предметов и расстояние на глаз без каких-либо измерительных приборов.

В жизни мы все пользуемся глазомером, тренируем его, часто даже не замечая этого. Например, когда мы оцениваем расстояние до места. Куда спешим, прикидываем, сможем ли перепрыгнуть через канаву и т.п.

Но для того, чтобы иметь глазомер достаточно точный, нужны специальные упражнения или игры-упражнения.

Организуя их надо сосредоточить внимание ребят на тех элементах игр, которые формируют это важное качество, ведь параллельно развиваются такие качества, как наблюдательность, умение видеть наиболее существенное.

«Мерный карандаш»

Можно предложить ребятам такую игру: «Давайте попробуем проверить, умеем ли мы измерять «на глаз». Как вы думаете, сколько раз уложится этот карандаш по длине стола?» Играющие отвечают, ведущий записывает их ответы. За верный ответ можно назначать какой-либо приз. Соревнование продолжается 3-4 минуты.

«Сотри нужное»

Классная доска делится вертикальными линиями на три части. Три противника чертят друг для друга на доске по 2 квадрата,2 треугольника и 2 окружности большого и малого размера - всего по шесть фигур. Они располагаются в любом порядке, но не должны соприкасаться друг с другом.

Каждый старается запомнить расположение фигур. После этого всем трем игрокам завязывают глаза, и они тряпками стирают те фигуры, которые называет им ведущий. А сидящие за партой могут все это проделывать на бумаге. Выигрывает тот. Кто сделал меньше ошибок.

«Сантиметр всегда с тобой»

Предложите ребятам максимально раздвинуть большой и указательный пальцы и определить «на глазок» сколько сантиметров между их концами. Пусть ребята сантиметром проверят точность своей прикидки. Пусть также определят «на глаз», проверят и запомнят, сколько сантиметров между указательным и средним пальцами, между средним и безымянным, между безымянным и мизинцем. Сколько см от конца среднего пальца до локтя, от конца среднего пальца до плеча, свой рост, длину шага и т.п.

Много еще можно сделать измерений, но все это бесполезно. Если не пытаться все это надолго запомнить.

Можно организовать групповые или индивидуальные соревнования школьников в точном определении размеров с помощью руки - это не только интересно, но и глазомер в результате развивается быстрее. Руки человека - его собственный сантиметр.


Заключение.

Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливают интерес детей к учебному процессу, делают его более легким, доступным, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Можно привести сравнительный анализ результатов работ учащихся на различных этапах урока с использованием дидактических игр и без них.

При объяснении признаков делимости на 9 и на 3 в 6 «А» классе работали по учебнику, выучили правило и закрепили его на решении типичных задач: «Какие из чисел 75432, 2772825, 5402070 делятся на 3? Какие делятся на 9?».

А в 6 «Б» классе при закреплении этого же правила я использовала игру «Найди стертую цифру». Шестиклассникам были предложены числа, где отсутствовали некоторые цифры, например: «Восстанови пропущенные цифры 2*5, 46*, *14, чтобы получившиеся числа делились на 3». Ученикам еще задавался вопрос: «Сколько же разных решений можно найти?». Затем задание усложнялось, предлагалось число, в котором «стертыми» оказывались уже две цифры: «35**6 - это число должно делиться на 9. Перечислите все возможные решения». Всего искомых чисел будет 11.

В случае с 6 «Б», работа не основывалась на прямолинейном применении правила (установления того, делится или нет данное число на 9), а шла несравненно более сложным путем, тем не менее, была предложена в форме игры и ребята с удовольствием выполнили ее.

Размышляя и опираясь на правило, ученик в этом случае встречается с комбинаторикой, и с перечислением всех возможных решений.

После объяснения в обоих классах была проведена проверочная самостоятельная работа с простыми заданиями типа: выбери из ряда чисел те, которые делятся на 3, на 9. В 6 «А» с заданием не справились, или справились с ошибками из 25 человек - 8 учеников, на выполнение задания было потрачено 15 минут. В 6 «Б» с заданием справились все 25 человек и всего за 9 минут.

Так как и в 6 «А» и в 6 «Б» ребята учатся приблизительно одинаково, то в данном случае использованная дидактическая игра активизировала мыслительную деятельность учащихся. Ребята 6 «Б» были внимательнее, сосредоточеннее и дисциплинированнее. Положительный результат игры на лицо.

Очень большую пользу приносят игры, которые готовят учащихся к изучению новой темы. За несколько уроков до изучением темы: «Координатная плоскость» мы на устной работе с ребятами играем в «Морской бой». Эта, казалось бы, элементарная игра развивает внимание, наблюдательность и сообразительность. В процессе игры дети лучше и быстрее усваивают понятие декартовых координат, не путают место абсциссы и ординаты, убеждаются, что положение точки на плоскости определяется с помощью двух ее координат. К использованию этой игры я пришла, начиная работать в школе, когда мои ученики после объяснения материала начали делать характерные ошибки. Меняли местами абсциссу и ординату, не обозначали точку парой чисел, а ограничивались одной и т.п. Теперь у меня и моих учеников таких проблем нет. И еще, ребята с удовольствием выполняют по этой теме творческие задания: «Нарисуй на координатной плоскости любой интересный рисунок, имеющий конфигурацию ломаной, и запиши координаты вершин». Потом мы устраиваем выставку всех рисунков, чего там только нет!

Систематическое использование игровых приемов на различных этапах изучения математики является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков. Помогает создать на уроке «ситуацию успеха», сформировать у учеников надежду на успех на уроках математики. «А человек со сформированной надеждой на успех не боится конкуренции и ситуаций, в которых нужно себя проявить. Он ставит цели средней трудности и чуть выше. Имеет разноуровневые цели, разумно планирует продвижение к ним. В деле - настойчив, упорен, самостоятелен. Имеет устойчивую реалистическую самооценку. Причины неудач, ищет прежде всего в себе. По окончании работы находит вариант обратной связи, чтобы глубоко почувствовать полученный результат.

К сожалению, можно констатировать, что значительная часть школьников при традиционных способах обучения, на протяжении ряда лет, находится в ситуации избегания неудач, тормозящих их развитие».

Работая в школе 27 лет, я однозначно для себя определила, что ориентация на создание ситуации успеха должна рассматриваться как одно из непременных условий повышения эффективности процессов обучения и воспитания. Это создает в школе самую благоприятную психологическую атмосферу, повышает у ребят мотивацию к учению. Я постоянно практикую использование игры на уроках и во внеурочное время и считаю, что именно благодаря этому у меня нет двоечников. Ребята с удовольствием приходят на урок, активно на нем работают, не боятся задавать вопросы и выходить к доске, даже если они не знают ответа на поставленный вопрос. Я стараюсь каждому ученику внушить уверенность в собственные силы, поверить в себя. Совершенно правильно сказал Фридман: «Как правило, каждый нормальный человек получает от природы какие-то задатки (большие или малые) к каким-то способностям. Однако в процессе жизни, воспитания и самовоспитания эти задатки могут быть развиты в способности, а могут быть и погублены неразумным воспитанием».

Игра не исчезает и в старшем школьном возрасте, а выходит на новый рубеж фантазии. Она становится весьма значимой формой товарищеского общения во всех важных для самоопределения областях.

В 11 классе мы провели очень интересный урок-семинар «Конференция на тему: Определенный интеграл» Урок потребовал большой дополнительной подготовки и от учеников и от учителя. Но такую форму работы я выбрала не случайно, если вспомнить результаты тестирования этого класса, то это класс гуманитарный, только 40 % учащихся имеют логический тип мышления. Тема урока была достаточно трудной для большинства ребят, да и время ее изучения выпало на январские морозы, когда школу посещали не все ученики. Класс разбился на группы, искали дополнительный материал, готовили выступления, и каждая группа освещала эту тему в своем ключе. Результат не заставил себя ждать - была хорошо написана контрольная работа по алгебре («5» - 2, «4» - 9, «3» - 10), тему усвоили все учащиеся класса, а по геометрии при прохождении тем § 3: «Объем наклонной призмы, пирамиды и конуса», где объем тел вычисляется с помощью определенного интеграла, проблемы возникли лишь у 3 учеников.

Мои старшеклассники выпускают очень интересные математические газеты, интересную информацию к ним они подбирают и пишут сами. Вместе с ними мы выпускаем устный журнал, в котором ребята выступают с интересной информацией, готовят рассказы об истории математики, из тех разделов, которые не изучаются в школе, но доступны учащимся, рассказывают о жизни и творчестве интересных людей, связанных с математикой. Здесь проявляются и журналистские способности, и артистизм, и математическое творчество.

Математика является частью общечеловеческой культуры и об этом надо постоянно помнить и рассказывать своим ученикам. Необходимо рассказывать о биографиях великих ученых, знакомить школьников с судьбами великих открытий, эпизодами из истории науки. Необходимо показывать красоту и изящество математики - это вносит определенный вклад в эстетическое воспитание детей. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления.

С учениками 5 - 8 классов я традиционно провожу уроки, опирающиеся на фантазию, уроки-сказки. Иногда мы вместе с учениками сочиняем сказку на уроке, но чаще сочинение сказки задается ребятам на дом, чтобы они привлекли к выполнению этого задания своих родителей. Преследуя тем самым и воспитательные цели, т.к. родители не достаточно много времени проводят с детьми.

Чтобы правильно строить процесс обучения, я учитываю, что человеческое мышление изначально двустороннее: логическая и эмоционально-образная стороны существуют как равноправные части. И чтобы наши ученики вырастали и развивались правильно, гармонично, нужен баланс между знаково-цифровой и образной информацией. Именно поэтому я включаю в урок игровые моменты, придумываю правила в стихах, создаю на уроках проблемные ситуации. Когда это уместно сама читаю ребятам стихи, делаю это с большим удовольствием.

Творчество учителя - безгранично. Любовь к предмету зависит от того, насколько глубоко, интересно и эмоционально ведется его преподавание. Обучение математике не должно сводиться только к сообщению определенных научных фактов, к отработке специальных умений и навыков. Оно должно помогать развитию познавательных способностей ребенка, его интеллекта, культуры и, в конечном счете, должно быть направлено на формирование свободной личности. В ходе преподавания математики у ребят формируются такие качества как любознательность, критичность, дисциплинированность, эмоциональность, коллективизм и самоконтроль.

Думаю, никто не считает, что использование игровых приемов дает возможность учащимся овладеть математикой «легко, быстро и без проблем». Легких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы большинство школьников увидели притягательные стороны математики, её возможности (а их у математики очень много, было бы желание) в совершенствовании умственных способностей, почувствовали радость успеха в преодолении трудностей, восхитились красотой этой науки, ведь не случайно ее называют «царицей наук». Успех в этом зависит от желания ребят учиться - это и есть психологическая готовность к получению знаний. Я считаю, если дети учатся без принуждения, с желанием и увлечением, значит, учебная деятельность их организована правильно.

Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает к ней интерес, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, повышает мотивацию к учению.

Именно игры позволяют развить у школьников познавательный интерес к предмету, а значение познавательного интереса выходит далеко за рамки учебного процесса. Именно благодаря интересу, как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности. О большом влиянии интереса на развитие интеллекта говорил, в частности, известный советский психолог А.Н.Леонтьев, подтверждая свою мысль словами Л.Фейербаха: «То, для чего открыто сердце, не может составить тайны и для разума».

В конечном счете, в игровых формах занятий реализуются идеи совместного сотрудничества, соревнования, самоуправления, воспитания через коллектив (а об этом, к сожалению, стали забывать и делать акцент на индивидуализм, что нередко приводит к эгоизму). Ребята приобщаются к научно-техническому творчеству, воспитывается ответственность каждого за учебу и дисциплину в классе, развивается познавательный интерес и, конечно же, реализуется главная цель - ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ.


© 2010-2022