- Преподавателю
- Математика
- Проектное обучение: формы и методы его осуществления в школе
Проектное обучение: формы и методы его осуществления в школе
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Журкова В.П. |
Дата | 04.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Проектное обучение: формы и методы его осуществления в школе.
В последние годы модным и часто употребляемым стало слово «проект». В сущности термины «программа» и «проект» близки, их часто употребляют как синонимы. Некоторые авторы предлагают считать программой несколько взаимосвязанных проектов.
Что такое проект?
Серия спланированных, тщательно обоснованных, взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения определенных целей и разрешение конкретных задач за строго определенный период времени.
Это планомерная работа, направленная на достижение конкретных целей, основанная на адекватном использовании, имеющихся в распоряжении ресурсов.
Программа как целое объединяет в себе концепцию, проекты ( два и более),
план мероприятий.
Концепция: а) определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, б) целостная и независимая система взглядов, идей.
Проект всегда имеет цель («проект»- брошенный вперед).
В отличии от цели программы, цель проекта- гораздо конкретнее. Это может быть, например, отдельная задача. Он ограничен во времени. Про проект всегда понятно, сколько времени он будет реализовываться. Проект нацелен, как и вся программа в целом, на достижение конкретного результата
Цель проекта и его результат - взаимосвязанные и отражающие друг друга элементы. Определяя проект, также лучше двигаться от результата к цели.
В основе метода проектов лежи развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути.
Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Результаты выполняемых проектов должны быть, что осязаемыми, то есть если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая_ конкретный результат, готовый к внедрению.
Пример 1.
Цель: повысить качество образования в ОУ.
Результаты: 1)использование проектной деятельности школьников на уроках математики не реже одного раза в четверть, 2)применение компьютерного тестирования на уроках при каждой аттестации учащихся в конце изученной темы.
Здесь цель заявлена излишне общая, а результат связан с внедрением компьютерных технологий. Если в школе ресурсы и возможности, предоставленным проектом?
Возможен другой вариант.
Задачи формируются как микро цели. Общая цель дробится на составляющие, которые в свою очередь становятся проектами - самостоятельными микропрограммами со своими частными результатами.
Пример 2.
Цель: систематизация знаний геометрии по теме «Четырехугольники».
Задача 1- проект 1( четырехугольники, виды, построение) - результат 1.
Задача 2- проект 2 (площади четырехугольников ) - результат 2.
Задача 3 - проект 3( решение задач по теме) - результат 3.
Выполняются основные требования к использованию метода проектов.
1)Наличие задачи, требующей интегрированного знания.
2) Практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов:
доклад перед одноклассниками в компьютерном варианте.
3)Самостоятельная ( парная, групповая) деятельность учащихся.
Общие рекомендации авторам проекта.
-
Прежде всего следует установить а) что должно быть осуществлено? б) где это будет осуществляться? в) кто это будет осуществлять? г ) как и в какие сроки это будет осуществляться? д ) какие средства на это потребуются?
-
Далее следует самому себе ответить на вопрос « Как ясно и лаконично изложить замысел?»
Важнейшие аспекты проекта.
Название, введение, постановка задач, цели и задачи проекта, план работы, контроль и оценка результатов работы, поддержка в будущем.
Название проекта должно возможно более ясно выражать содержание, отражать его цели и задачи.
Введение.
Здесь необходимо показать следующие моменты.
1.Как начиналась работа?
2.Сколько времени работают над этой проблемой?
3 Что- то особенное, что удалось сделать в этом направлении?
4. Какую помощь получали и планируем получить?
Постановка задач.
Данный пункт имеет отношение уже к самому предмету проекта, переход от общего изложения вопроса к той конкретной работе, которая должна быть выполнена.
Определение эффективности использования ресурсов.
Привели ли усилия, затраченные на проектные мероприятия, к желаемому эффекту?
Поддержка в будущем
Применение в дальнейшем в работе.
По характеру конечного продукта проектной деятельности можно выделить следующие виды проектов в области обучения математики.
1.Конструктивно- практические проекты- математические игры, кроссворды, ребусы и их описание.
2.Игровые - ролевые проекты, например, сказка и ее представление.
3.Информационные и исследовательские проекты «Математика и ее исследование в различных областях науки»
4 Издательские проекты «Классная стенная газета», «Радиопрограмма», «Вести с уроков».
5.Сценарные проекты «Вечер математики».
Указанные виды проектов по своему предметному содержанию могут быть выполнены в области математики, так могут носить междисциплинарный характер.
Задача учителя помочь в его самоопределении, в реализации «я - позиция», в формировании потребности в постоянной работе по интересу к предмету.