Проектное обучение: формы и методы его осуществления в школе

   В последние годы модным  и  часто употребляемым  стало слово «проект». В  сущности,  термины «программа» и «проект» близки, их часто употребляют как синонимы. Некоторые авторы предлагают считать программой несколько взаимосвязанных проектов.     Что такое проект?  Серия спланированных, тщательно обоснованных, взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения  определенных целей и разрешение конкретных задач за строго  определенный  период времени.   Это планомерная работа, направл...
Раздел Математика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектное обучение: формы и методы его осуществления в школе.

В последние годы модным и часто употребляемым стало слово «проект». В сущности термины «программа» и «проект» близки, их часто употребляют как синонимы. Некоторые авторы предлагают считать программой несколько взаимосвязанных проектов.

Что такое проект?

Серия спланированных, тщательно обоснованных, взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения определенных целей и разрешение конкретных задач за строго определенный период времени.

Это планомерная работа, направленная на достижение конкретных целей, основанная на адекватном использовании, имеющихся в распоряжении ресурсов.

Программа как целое объединяет в себе концепцию, проекты ( два и более),

план мероприятий.

Концепция: а) определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, б) целостная и независимая система взглядов, идей.

Проект всегда имеет цель («проект»- брошенный вперед).

В отличии от цели программы, цель проекта- гораздо конкретнее. Это может быть, например, отдельная задача. Он ограничен во времени. Про проект всегда понятно, сколько времени он будет реализовываться. Проект нацелен, как и вся программа в целом, на достижение конкретного результата

Цель проекта и его результат - взаимосвязанные и отражающие друг друга элементы. Определяя проект, также лучше двигаться от результата к цели.

В основе метода проектов лежи развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути.

Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Результаты выполняемых проектов должны быть, что осязаемыми, то есть если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая_ конкретный результат, готовый к внедрению.

Пример 1.

Цель: повысить качество образования в ОУ.

Результаты: 1)использование проектной деятельности школьников на уроках математики не реже одного раза в четверть, 2)применение компьютерного тестирования на уроках при каждой аттестации учащихся в конце изученной темы.

Здесь цель заявлена излишне общая, а результат связан с внедрением компьютерных технологий. Если в школе ресурсы и возможности, предоставленным проектом?

Возможен другой вариант.

Задачи формируются как микро цели. Общая цель дробится на составляющие, которые в свою очередь становятся проектами - самостоятельными микропрограммами со своими частными результатами.

Пример 2.

Цель: систематизация знаний геометрии по теме «Четырехугольники».

Задача 1- проект 1( четырехугольники, виды, построение) - результат 1.

Задача 2- проект 2 (площади четырехугольников ) - результат 2.

Задача 3 - проект 3( решение задач по теме) - результат 3.

Выполняются основные требования к использованию метода проектов.

1)Наличие задачи, требующей интегрированного знания.

2) Практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов:

доклад перед одноклассниками в компьютерном варианте.

3)Самостоятельная ( парная, групповая) деятельность учащихся.

Общие рекомендации авторам проекта.

  1. Прежде всего следует установить а) что должно быть осуществлено? б) где это будет осуществляться? в) кто это будет осуществлять? г ) как и в какие сроки это будет осуществляться? д ) какие средства на это потребуются?

  2. Далее следует самому себе ответить на вопрос « Как ясно и лаконично изложить замысел?»

Важнейшие аспекты проекта.

Название, введение, постановка задач, цели и задачи проекта, план работы, контроль и оценка результатов работы, поддержка в будущем.

Название проекта должно возможно более ясно выражать содержание, отражать его цели и задачи.

Введение.

Здесь необходимо показать следующие моменты.

1.Как начиналась работа?

2.Сколько времени работают над этой проблемой?

3 Что- то особенное, что удалось сделать в этом направлении?

4. Какую помощь получали и планируем получить?

Постановка задач.

Данный пункт имеет отношение уже к самому предмету проекта, переход от общего изложения вопроса к той конкретной работе, которая должна быть выполнена.

Определение эффективности использования ресурсов.

Привели ли усилия, затраченные на проектные мероприятия, к желаемому эффекту?

Поддержка в будущем

Применение в дальнейшем в работе.

По характеру конечного продукта проектной деятельности можно выделить следующие виды проектов в области обучения математики.

1.Конструктивно- практические проекты- математические игры, кроссворды, ребусы и их описание.

2.Игровые - ролевые проекты, например, сказка и ее представление.

3.Информационные и исследовательские проекты «Математика и ее исследование в различных областях науки»

4 Издательские проекты «Классная стенная газета», «Радиопрограмма», «Вести с уроков».

5.Сценарные проекты «Вечер математики».

Указанные виды проектов по своему предметному содержанию могут быть выполнены в области математики, так могут носить междисциплинарный характер.

Задача учителя помочь в его самоопределении, в реализации «я - позиция», в формировании потребности в постоянной работе по интересу к предмету.


© 2010-2022