Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств»

Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств». Урок разработан для учащихся 9 класса, который можно провести после изучения главы I «НЕРАВЕНСТВА» по учебнику С.М.Никольского или включить в итоговое повторение в конце учебного года.             Цель урока: Обобщить теоретические знания по теме «Неравенства», рассмотреть методы решения неравенств базового и повышенного уровня сложности. Повысить качество подготовки учащихся к контрольным работам  и к итогов...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Некрасова Ольга Николаевна

учитель математики МБОУ «СОШ № 3»

ст. Павловской Краснодарского края

Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

Урок разработан для учащихся 9 класса, который можно провести после изучения главы I «НЕРАВЕНСТВА» по учебнику С.М.Никольского или включить в итоговое повторение в конце учебного года.

Цель урока: Обобщить теоретические знания по теме «Неравенства», рассмотреть методы решения неравенств базового и повышенного уровня сложности. Повысить качество подготовки учащихся к контрольным работам и к итоговой аттестации. Организовать работу учащихся по данной теме на уроке, соответствующем уровню уже сформированных знаний.

I этап.

Организационный (1 мин.)

Учитель сообщает учащимся тему урока, цель и поясняет, в какой последовательности будет использоваться раздаточный материал, который находится на парте. Карточки для самостоятельной работы соответствуют уровню подготовленности учащихся.

II этап.

Повторение теоретического материала.(23 минуты)

Вызываются к доске трое учащихся для решения неравенств второй степени с помощью параболы.

а) Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств». ;

б) Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

в) 3Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

(Использование переносной доски или проектора)

Учитель обращается к классу с вопросом:

  1. Что записано на доске

kx+bУрок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».0,

kx+bУрок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».0?

Ответ: Неравенства первой степени с одним неизвестным.

2).Что такое k? b? x?

Ответ: k,b-некоторые числа, причём kУрок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».0, х- неизвестное число.

3).Что значит решить неравенство?

Ответ: Решить неравенство значит найти все его решения или доказать, что их нет.

4)Устно решить неравенства:

а).2хУрок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».4, б).7хУрок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».14, в).-5хУрок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».100, г).-3хУрок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».-6.

д).3х-6Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».0, е).-2х-4Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».0, ж).7х+5Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств». 7х-1,

з).9х-5Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств»..

5).Какие свойства использовали в решении данных неравенств?

Ответ: Перенос слагаемого из одной части в другую, изменив при этом знак на противоположный.

Деление обеих частей неравенства на коэффициент при неизвестном.

! ( если kУрок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».0, то знак неравенства не меняется,

если kУрок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».0, то знак неравенства меняется на противоположный)

6).Назвать промежутки, изображённые на переносной доске.

__________-3________2_________

__________-3________2_________

__________3_________4________

__________3_________4________

__________6_________________

__________6_________________

____________________10_______

____________________10_______

Учитель записывает обозначение промежутков на доске.

7)Что значит решить систему неравенств?

Ответ: Для того чтобы решить систему линейных неравенств, надо решить каждое неравенство этой системы, а затем найти общую часть ( пересечение) полученных множеств.

8).Решим простейшие системы неравенств. (с кратким решением).

а) Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств». б) Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

9).Какой вид имеет неравенство второй степени с одним неизвестным?

Ответ:Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств». (

10). В левой части неравенства записана квадратичная функция. Какой вид примет квадратный трёхчлен, если его разложить на множители?

Ответ: Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств». )(х-х2).

11)Как используется график квадратичной функции для решения неравенств второй степени?

Ответ: 1). аУрок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

Алгоритм решения неравенства Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

1) Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств». Графиком данной функции является парабола, ветви которой направлены вверх.

2) Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

Как найти точки пересечения параболы с осью Х?

Ответ: Найти дискриминант и корни.

Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».=Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

(Изобразить рисунок- схему

Находим корни х1 и х2; на доске)

3).Изобразить рисунок-схему.

4).Выписать ответ данному неравенству.

Сколько общих точек с осью Х имеет парабола, если

2). аУрок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

Ответ: Одна общая точка. Например:

Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

(Изобразить рисунок- схему Ответ:(Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

на доске).

Сколько общих точек с осью Х имеет парабола, если

3). аУрок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».,

( Изобразить рисунок-схему на доске). Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств». .

Ответ:(Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

12)Проверка решений неравенств, выполненных у доски.

13)Далее учитель предлагает 3 неравенства для самостоятельной работы по уровням сложности.

(1-му ряду- неравенство 1-го уровня сложности;

2-му ряду- неравенство 2-го уровня сложности;

3-му ряду- неравенство 3-го уровня сложности).

1 уровень. Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

2 уровень. 4х2-12х+9Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

3 уровень. -7х2+3х-1Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

Производится проверка задания с изображением рисунков-схем на доске.

14)Квадратичные неравенства, как и неравенства высших степеней, можно решить методом интервалов.

(х-х1)(х-х2)…(х-хn)Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

(х-х1)(х-х2)…(х-хn)Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

Числа х1,х2…хn являются нулями функции f(x)=(x-x1)(x-x2)…(x-xn).

При переходе через нуль знак функции изменяется, поэтому решая неравенство а).(х+8)(х-5)Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств». получим

1).f(x)=(х+8)(х-5).

2).(х+8)(х-5)=0,

Х= -8, х=5.

__-8________5_____

ХУрок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».(-Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

б).Какое решение неравенства будет, если(х+8)(х-5)Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств». в)Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

15) Где можно применять решение неравенств методом интервалов?

1).Найти область определения функцииУрок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».,

или Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

(Указать неравенства, дающие решения данных заданий)

2).Следует учесть, что решить методом интервалов можно и такое неравенство Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств». Как называется такое неравенство?

Ответ: Неравенство называется рациональным.

(Устно решить данное неравенство, вспомнив о том, что знак дроби совпадает со знаком произведения).

III этап

Физкультминутка



IV этап.(10минут)

Разноуровневая самостоятельная работа.

Учитель выдаёт задания для самостоятельной работы и сообщает учащимся, что на её выполнение отводится 10 минут.

Для учащихся со слабой математической подготовкой учителем составлены розовые карточки в 4-х вариантах. Работа для них содержит простейшие задания, аналогичные тем, которые решались на уроке. Все задания базового уровня сложности.

Для учащихся второй группы (более подготовленных учащихся) учитель предлагает жёлтые карточки. Такого же уровня сложности решаются по 2 неравенства методом интервалов у доски двумя учащимися.

Для учащихся третьей группы выдаются голубые карточки, на которых неравенства высокого уровня сложности.

Во время выполнения работы учитель, при необходимости, помогает учащимся со слабой математической подготовкой выполнять задания наводящими вопросами.

По истечении времени учащиеся сдают работы.

V этап. (5 минут)

Обсуждение решений неравенств, представленных на доске.

На доске учащиеся решали по 2 неравенства 2-го уровня сложности. Они комментируют свои решения, а остальные -вносят, при необходимости, коррективы.

Карточка1.

Решить неравенства методом интервалов:

а).Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

б).Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

Карточка2.

Решить неравенства методом интервалов:

а).(7х+5)(3-2х)(2+х)Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

б)25х-х3Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».



1 уровень. (розовые карточки)

1вариант.

  1. Решите неравенство методом интервалов:

а) (х-1)(х+4)Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

б) Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

в) (х-3)(2х-4)(х-6)Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

2.Решить неравенство с помощью параболы:

Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

________________________________________________________



2вариант.

1.Решить неравенство методом интервалов:

а) (х-2)(х+6)Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

б) Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

в) Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

2.Решить неравенство с помощью параболы:

Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

_________________________________________________________



3 вариант.

1.Решить неравенство методом интервалов:

а) Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

б) Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

в) Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

2.Решить неравенство с помощью параболы:

Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».



4вариант.

1.Решить неравенство методом интервалов:

а) Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

б) Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

в) Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

2.Решить неравенство с помощью параболы:

Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

__________________________________________________

2 уровень (жёлтые карточки)

1 вариант.

1.Решить неравенство методом интервалов:

а).Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

б).х3-81хУрок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

2. решить неравенство с помощью параболы:

Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

_______________________________________________________

2 вариант.

1.Решить неравенство методом интервалов:

а).Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

б).Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

2.Решить неравенство с помощью параболы:

Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

______________________________________________________

3 уровень (голубые карточки)

1 вариант.

1.Решить неравенство методом интервалов:

а). Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

б).Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

2.Решить неравенство с помощью параболы:

Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

________________________________________________________

2 вариант.

  1. Решить неравенство методом интервалов:

а).Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

б).Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».)Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

2. Решить неравенство с помощью параболы:

Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».



VI этап. (2 минута)

Подведение итогов урока, рефлексия, комментарии по домашнему заданию.

Учитель обращает внимание на важность изучения данной темы.

Говорит о том, что квадратичные неравенства можно решать двумя способами: с помощью параболы и методом интервалов.

Отмечает наиболее успешную работу на уроке отдельных учащихся, при необходимости выставляет оценки.

В качестве домашнего задания учащиеся получают задания различного уровня сложности, причём необходимо решить

На «3» 1-й уровень.

На «4» 1-й и 2-й уровни.

На «5» 2-й и 3-й уровни.

Домашнее задание:

(каждый учащийся имеет право выбрать карточку уровня сложности)

1 уровень.

1.Решите неравенства методом интервалов:

а) Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

б) Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

в) Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

2. Решить неравенство с помощью параболы:

Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

1.Решите неравенства методом интервалов:

а) Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

б) Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

в) -Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

2. Решить неравенство с помощью параболы:

Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств»..

1.Решите неравенства методом интервалов:

а) Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

б) Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств». Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

2. Решить неравенство с помощью параболы:

Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Неравенства. Решение неравенств».

© 2010-2022