Методическая разработка открытого мероприятия Математический турнир

Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«Московский областной профессиональный колледж»















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

учебного занятия

по дисциплине «Математика»

на тему: «Математический турнир»








Разработчик:

преподаватель математики

Рыбалкина М. В.









Пересвет, 2014


Описание работы:

Данный материал будет полезен для учителей математики, желающих провести интересное мероприятие по своему предмету. Возраст учащихся - 1 курс колледжа, что соответствует 10-11 классу школы.

Цели мероприятия:

1. Проверить сформированность вычислительных навыков учащихся, их умение применять свои знания при решении нестандартных задач;

2. Способствовать побуждению каждого обучающегося к творческому поиску и размышлениям, раскрытию своего творческого потенциала.

3. Способствовать развитию кругозора обучающихся, математической речи и грамотности.

Задачи мероприятия:

Развивающие:

развивать у учащихся сообразительность, любознательность, логическое мышление, укреплять память учащихся;

развивать творческую фантазию, смекалку;

вовлечь учащихся в активную практическую деятельность;

развивать навыки грамотного ответа, умения доказывать свою точку зрения.

Воспитательные:

Воспитание сознательной дисциплины и норм поведения;

Воспитание духа соревнования;

Формирование дружеских отношений, умения работать командой.

Оборудование: карточки с цифрами, мешочек, листы самооценки, таблички с названием команд.

Ход игры:

Сегодня мы с вами проведём необычный урок, а урок в игровой форме и проверим сформированность ваших вычислительных навыков и умение применять ваши знания при решении нестандартных задач.

Наша игра называется турнир знатоков.

В турнире участвуют 3 команды: 1 команда: «Эллипс»

Бурдунин

Тихомирова

Хоненкова

Журавлева

Виноградова

Скирмантас

Моисеенко


2 команда: « Цилиндр»

Васильева

Новиков

Зайцева

Захарова

Осипова

Сердюкова

Чернышов

3 команда: «Ромб»

Искаков

Кирсанова

Галлоева

Косенко

Соколова

Семина

Борисова

А теперь послушайте внимательно правила игры:

  1. Игра предполагает 2 тура и финальный тур.

  2. В таблице указаны темы первого тура, цифрами указана стоимость вопроса в баллах.

    Темы

    Стоимость вопроса

    Дети.

    1

    2

    3

    4

    5

    Линии. Фигуры.

    1

    2

    3

    4

    5

    Логика.

    1

    2

    3

    4

    5

  3. После ответа 1 команды право выбрать вопрос переходит к следующей команде. Если команда ответила на вопрос неверно, то право ответить на этот вопрос переходит к команде, первой поднявшей руку.

  4. За нарушение дисциплины штраф 1балл.

Вести подсчёт баллов будет жюри: Саврасова, Казакова.

Итак, начинаем 1 тур, темы которого: дети, линии и фигуры, и логика. Путем жеребьевки выбирается команда, начинающая игру. Проводится жеребьевка. Команда ___ выбирает тему и стоимость вопроса.

1 тур


Темы

Стоимость вопроса

Дети.

1

2

3

4

5

Линии. Фигуры.

1

2

3

4

5

Логика.

1

2

3

4

5

  1. Дети.

    1. В доме 12 чашек и 9 блюдечек. Дети разбили половину чашек и 7 блюдечек. Сколько чашек осталось без блюдечек? Ответ: 4 чашки.

    2. У старшего брата 2 конфеты, а у младшего 12 конфет. Сколько конфет должен отнять старший у младшего, чтобы справедливость восторжествовала, и между братьями наступило равенство? Ответ: 5 конфет.

    3. В бублике 1 дырка, а в кренделе в два раза больше. На сколько меньше дырок в 7 бубликах, чем в 12 кренделях? Ответ: на 17.

    4. Один мальчик охотился на кухне на тараканов и убил пятерых, а ранил в три раза больше. Трех тараканов мальчик ранил смертельно и они погибли от ран, а остальные тараканы выздоровели, но обиделись на мальчика и навсегда ушли к соседям. Сколько тараканов ушло к соседям навсегда? Ответ: 12 тараканов.

    5. Коле и Толе купили по 5 пирожных. Коля съел свои за 6 минут и стал сходить с ума от зависти глядя, как Толя ест каждое пирожное по 4 минуты. Долго ли будет сходить с ума от зависти Коля??Ответ: 14 минут.

2. Линии. Фигуры.

  1. Сколько тупых углов в квадрате? Ответ: нисколько.

  2. В древности такого термина не было. Его ввел в 17 веке французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского он означает «спица колеса». Что это? Ответ: радиус.

  3. Сколько сторон имеет развернутый угол? Ответ: две стороны.

  4. Треугольник, у которого все стороны равны? Ответ: равносторонний.

  5. Окружность - это линия или часть плоскости? Ответ: линия.

3. Логика

1. Груша тяжелее яблока, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее груша или персик? Ответ: груша.

2. Вы участвуете в соревнованиях и обогнали бегуна, занимающего вторую позицию. Какую позицию вы теперь занимаете? Ответ: вторую

3. Число и его половина составляют 9. Найти число". Ответ: 6

4. Два мальчика играли на гитарах, а один на балалайке. На чем играл Юра, если Миша с Петей и Петя с Юрой играли на разных инструментах. Ответ: Юра играл на гитаре.

5. Слово, которым обозначается это понятие, в переводе с греческого означает «натянутая тетива». Ответ: гипотенуза.

Первый тур подошел к концу, просим жюри подвести итог

2 тур


Темы

Стоимость вопроса

Продолжи предложения

1

2

3

4

5

Числа

1

2

3

4

5

Уравнения

1

2

3

4

5

1. Продолжи предложения

  1. Параллельные … Ответ: прямые

  2. Тупой… Ответ: угол

  3. Независимая… Ответ: переменная

  4. Градусная… ответ: мера

  5. Квадратный…. Ответ: корень

2. Числа

1. Эти числа появились в связи с необходимостью подсчета предметов. Ответ: натуральные.

2. Что можно сказать о числах, которые оканчиваются нулем или четной цифрой? Ответ: четные.

3. Если число неизвестно, то, скорее всего его напишут именно так. Ответ: « х »

4. Что больше: сумма чисел от 0 до 10 или их произведение? (Сумма.)

5. Самое маленькое трёхзначное число. (Сто)

3. Уравнения

  1. Так называют квадратное уравнение, если в нем коэффициенты b и (или) c равны нулю. Ответ: неполное квадратное уравнение.

  2. Бутылка с пробкой стоит 11 рублей. Бутылка на 10 рублей дороже пробки. Сколько стоит пробка? Ответ: 50 копеек.

  3. Это название происходит от двух латинских слов «дважды» и «секу», буквально «рассекающиеся на две части». О чем идет речь? Ответ: биссектриса.

  4. Этот способ решения уравнения не всегда дает точные значения корней и требует чертежных навыков от решающего. Ответ: графический.

  5. Как называется квадратное уравнение, в котором а=1? Ответ: приведенное.

Жюри объявите, пожалуйста, результаты 2-го тура.

Финальный тур

Финальный тур у нас называется «заморочки из мешочка». Начнём с команды набравшей меньшее количество баллов. Команда будет доставать карточку с номером из мешочка, называете мне номер, я зачитываю вопрос. За правильный ответ получаете 1 балл.


  1. Как можно одним мешком пшеницы, смоловши её, наполнить два мешка, которые столь же велики, как и мешок, в котором находится пшеница? Ответ: Надо один из пустых мешков вложить в другой, а затем в него насыпать муку.

  2. Сколько носов у двух псов? (2)

  3. Сколько хвостов у семи котов? (7)

  4. Сколько ушек у трех старушек? (6)

  5. Сколько ушей у пяти малышей? (10)

  6. Сколько пальчиков у двух мальчиков?(40)

  7. Результат сложения. (Сумма)

  8. Что больше 2 см или 23 мм? (23 мм)

  9. Треугольная пирамида. (Тетраэдр)

  10. Все ли термины являются математическими: дискриминант, дискант, дифференциал? (Дискант - высокий детский голос)

  11. Сколько секунд в часе? (3600)

  12. Наибольшее трёхзначное число. (999)

  13. Отношение противолежащего катета к гипотенузе. (Синус)

  14. У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей в се­мье? (8)

  15. Чему равна одна четвертая часть часа? (15 мин)

  16. Как в математике называется излишек? (остаток)

  17. Как называется первая координата точки на плоскости? ( абсцисса)

  18. Сколько концов у трёх палок? (6)

  19. Как называется направленный отрезок? (вектор)

  20. Есть у уравнения и растения. (корень)

  21. Можно ли при делении чисел получить 0? (да)

  22. У отца Мэри пять дочерей: Чача, Чече, Чичи и Чочо. Как зовут пятую дочь? (Мэри)

  23. Чему равен корень квадратный из 256? (16)

  24. Площадь квадрата равна 49 кв.см. Чему равен его периметр? (28см)

Команды продемонстрировали свои знания и пока жюри подводит итоги, я прошу вас оценить работу участников в группе. На столах у вас лежат листы оценки, посовещайтесь и поставьте оценки всем учащимся

Слово жюри.

Еще раз поздравляем победителей и благодарим всех за внимание!..






Команда «Эллипс»

Фамилия

1 тур

2 тур

Финальный тур

Итог

Бурдунин


Тихомирова


Хоненкова


Журавлева


Виноградова


Скирмантас


Моисеенко


Команда «Цилиндр»

Фамилия

1 тур

2 тур

Финальный тур

Итог

Васильева


Новиков


Зайцева


Захарова


Осипова


Сердюкова


Чернышов


Команда «Ромб»

Фамилия

1 тур

2 тур

Финальный тур

Итог

Искаков


Кирсанова


Галлоева


Косенко


Соколова


Семина


Борисова




1.Дети.

1.В доме 12 чашек и 9 блюдечек. Дети разбили половину чашек и 7 блюдечек. Сколько чашек осталось без блюдечек?

2.У старшего брата 2 конфеты, а у младшего 12 конфет. Сколько конфет должен отнять старший у младшего, чтобы справедливость восторжествовала, и между братьями наступило равенство?

3.В бублике 1 дырка, а в кренделе в два раза больше. На сколько меньше дырок в 7 бубликах, чем в 12 кренделях?

4.Один мальчик охотился на кухне на тараканов и убил пятерых, а ранил в три раза больше. Трех тараканов мальчик ранил смертельно и они погибли от ран, а остальные тараканы выздоровели, но обиделись на мальчика и навсегда ушли к соседям. Сколько тараканов ушло к соседям навсегда?

5.Коле и Толе купили по 5 пирожных. Коля съел свои за 6 минут и стал сходить с ума от зависти глядя, как Толя ест каждое пирожное по 4 минуты. Долго ли будет сходить с ума от зависти Коля?




2. Линии. Фигуры.

1.Сколько тупых углов в квадрате?

2.В древности такого термина не было. Его ввел в 17 веке французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского он означает «спица колеса». Что это?

3.Сколько сторон имеет развернутый угол?

4. Треугольник, у которого все стороны равны?

5.Окружность - это линия или часть плоскости?

3. Логика


  1. Груша тяжелее яблока, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее груша или персик?


  1. Вы участвуете в соревнованиях и обогнали бегуна, занимающего вторую позицию. Какую позицию вы теперь занимаете?

3. Число и его половина составляют 9. Найти число.

4. Два мальчика играли на гитарах, а один на балалайке. На чем играл Юра, если Миша с Петей и Петя с Юрой играли на разных инструментах.

5.Слово, которым обозначается это понятие, в переводе с греческого означает «натянутая тетива».



1. Продолжи предложения

1.Параллельные …

2.Тупой…

3.Независимая…

4.Градусная…

5.Квадратный….

2. Числа

1. Эти числа появились в связи с необходимостью подсчета предметов.

2.Что можно сказать о числах, которые оканчиваются нулем или четной цифрой?


  1. Если число неизвестно, то, скорее всего его напишут именно так.

4. Что больше: сумма чисел от 0 до 10 или их произведение?

5. Самое маленькое трёхзначное число.


  1. Уравнения

1.Так называют квадратное уравнение, если в нем коэффициенты b и (или) c равны нулю.

2.Бутылка с пробкой стоит 11 рублей. Бутылка на 10 рублей дороже пробки. Сколько стоит пробка?

3.Это название происходит от двух латинских слов «дважды» и «секу», буквально «рассекающиеся на две части». О чем идет речь?

4.Этот способ решения уравнения не всегда дает точные значения корней и требует чертежных навыков от решающего.

5.Как называется квадратное уравнение, в котором а=1?


Финальный тур

1.Как можно одним мешком пшеницы, смоловши её, наполнить два мешка, которые столь же велики, как и мешок, в котором находится пшеница?

2.Сколько носов у двух псов?

3.Сколько хвостов у семи котов?

4.Сколько ушек у трех старушек?

5.Сколько ушей у пяти малышей?

6.Сколько пальчиков у двух мальчиков?

7.Результат сложения.

8.Что больше 2 см или 23 мм?

9.Треугольная пирамида.

10.Все ли термины являются математическими: дискриминант, дискант, дифференциал?

11.Сколько секунд в часе?

12.Наибольшее трёхзначное число.

13.Отношение противолежащего катета к гипотенузе.

14. У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей в се­мье?

15.Чему равна одна четвертая часть часа?

16.Как в математике называется излишек?

17.Как называется первая координата точки на плоскости?

18.Сколько концов у трёх палок?

19.Как называется направленный отрезок?

20.Есть у уравнения и растения.

21.Можно ли при делении чисел получить 0?

22.У отца Мэри пять дочерей: Чача, Чече, Чичи и Чочо. Как зовут пятую дочь?

23.Чему равен корень

квадратный из 256?

24.Площадь квадрата равна 49 кв.см. Чему равен его периметр?




Команды продемонстрировали свои знания и пока жюри подводит итоги, я прошу вас оценить работу участников в группе. На столах у вас лежат листы оценки, посовещайтесь и поставьте оценки всем учащимся.

Слово жюри.

Еще раз поздравляем победителей и благодарим всех за внимание!..











Название команд

1 тур

2 тур

Финальный тур

Эллипс

Цилиндр

Ромб


Название команд

1 тур

2 тур

Финальный тур

Эллипс

Цилиндр

Ромб


Название команд

1 тур

2 тур

Финальный тур

Эллипс

Цилиндр

Ромб


Команда «Эллипс»

Фамилия

1 тур

2 тур

Финальный тур

Итог

Бурдунин


Тихомирова


Хоненкова


Журавлева


Виноградова


Скирмантас


Команда «Цилиндр»

Фамилия

1 тур

2 тур

Финальный тур

Итог

Васильева


Новиков


Зайцева


Захарова


Осипова


Сердюкова



Команда «Ромб»

Фамилия

1 тур

2 тур

Финальный тур

Итог

Искаков


Кирсанова


Галлоева


Косенко


Соколова


Семина


26

© 2010-2022