- Преподавателю
- Математика
- Приведение дробей к общему знаменателю
Приведение дробей к общему знаменателю
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мигаль Т.А. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
1 -30 минутка.
Организационный этап.
Мотивация
(самоопределение)
к учебной
деятельности.
Целеполагание.
Приветствие.
Подведение класса к теме и цели урока.
Мы продолжаем свое путешествие по планете «Дроби». Нам придется на ней еще «не один пуд соли съесть». Пуд - устаревшая единица измерения массы русской системы мер.
1 пуд равен 16 кг. Это не точное значение, а приближённое. 1 пуд примерно 16 кг с недостатком. Что это значит?
Съесть пуд соли в те времена значило: прожить вместе очень долго и, естественно, хорошо узнать друг друга. Вот и нам придется хорошо узнать дроби.
(1 пуд равен 16,3804964 кг).
Что нам это напоминает???
Одинаковую информацию можно подавать в разном виде,
Например, есть два мешка. В одном 2 пуда зерна, в другом 32 кг. Это одно и то же количество, обозначения разные. Добавим в каждый мешок по 3 кг. В первом мешке у нас 2 пуда и 3 кг. Во втором - 35 кг . Какая запись проще? Понятно, вторая.
Почему так???
Представление числа с помощью дробей
Что такое дробь? Что они нам помогают представлять (какие числа)?
Представлять не целые числа удобнее с помощью дробей.
Интересно то, что одинаковое количество числа можно представить с помощью разных равных дробей (эквивалентных дробей).
Так, половину торта мы можем получить, разделив торт на две части и взяв из них одну, а можно разделить на 6 частей и взять 3.
Как еще можно представить дробь ? А почему нельзя со знаменателем 7?
А если возьмем сначала , а потом . Сколько мы всего возьмем?
А если так???? Пусть теперь нам нужно сложить торта и торта
В таком виде нам это сделать не удается
(это все равно как складывать пуды и килограммы).
одинаковое количество числа можно представить с помощью разных дробей, равных между собой.
Мы можем складывать одинаковые части, например, шестые.
Мы получим равные дроби (эквивалентные дроби) .
Как мы получили это равенство?????
Заменим равной ей дробью .
Теперь мы уже имеем одинаковые части, которые можем складывать, сравнивать
В данном примере одинаковые дроби (шестые), .
Подводим итог. Как вы думаете чем сегодня мы будем заниматься на уроке???
Дети называют тему и цель нашего урока.
Открываем тетради. Записываем число, тему.
Приведение дробей к общему знаменателю.
Актуализация опорных знаний.
-
Основное свойство дроби. Работа по карточкам. Представляем дробь с нужным знаменателем. С каким еще знаменателем можно ее представить?
-
Таблица умножения на 11, 12, 13, 15, 16….Цепочка 11,22,33,44,55,66 и т.д.
-
Как мы называем числа в этой цепочке??? Какое число мы называем кратным числу а?
-
А что такое НОК? Для каких чисел легко устно находить НОК?
-
НайдитеНОК чисел: НОК (4, 3), (4, 5), (8, 9), (4, 12), (14, 28), (5, 30), (8, 6),
Изучение нового материала.
Давайте для дробей попробуем находить общий знаменатель с помощью равных дробей.
Работа у доски.
-
(я у доски) не стирать!!!!!
Есть одинаковый знаменатель? Можно не продолжая назвать следующий?
Давайте теперь подумаем, сколько существует общих знаменателей для двух дробей.
-
и 1 человек у доски.
и и , в парах
Сначала запишем цепочку равных дробей для , для этого числитель и знаменатель дроби домножим на 2, 3, 4 и т.д.
. …….
Какая цепочка всегда короче??? Предполагаемый ответ: « Там где знаменатель больше».
Назовите следующий общий знаменатель?
Что общего в рассмотренных примерах?
Тогда какой будет общий знаменатель у и
2 -30 минутка.
Итоги 1 - 30 минутки.
Что узнали?
Чтобы сравнить, сложить или вычесть дроби, нам нужно привести их к общему знаменателю.
Итак, приведение дробей к общему знаменателю - замена дробей на такие равные дроби, которые содержат одинаковый знаменатель.
Для приведения дробей к общему знаменателю можно выписать цепочку равных, а потом выбрать такие дроби, у которых одинаковые знаменатели.
Что мы можем сказать о знаменателях, с которыми мы работали? Какой вывод мы сделали для двух взаимно простых знаменателей? ------Произведение знаменателей. Сколько их? Какой самый удобный? Попробуем. Для знаменателей 4 и 6. См. карточку по эквивалентным дробям. ЧТО будет если мы приведем дробь не к НОЗ??????(карточка с примером)
Изучение нового материала.
Работа с учебником. С.177. Работа у доски
Что будет являться общим знаменателем для 2-х дробей?(НОК)
№798 (г, д, е, з) Проговариваем алгоритм.
А как найти НОК, если большее число делится на меньшее?
№799 (1 строчка)
А если . Удобно ли записать цепочку равных дробей? Почему? Что мы выяснили про НОЗ?
Найдем наименьший общий знаменатель с помощью НОК.
Сконструируем необходимое число А, содержащее все множители и первого, и второго чисел: . (НОК данных чисел)
Ни один из множителей убрать нельзя - это и есть наименьшее число, которое одновременно делиться на 210, и на 1155. Это наименьший общий знаменатель. Разложение на простые множители не только позволяет найти наименьший общий знаменатель, но и подсказывает, на какой множитель необходимо домножить каждую дробь. Так, в первом знаменателе до общего знаменателя не хватает множителя 11, а во втором - 2.
Привести к общему знаменателю дроби: .
Решение
Раскладываем каждый знаменатель на множители.
Общий знаменатель: .
№801 ( и) и- 1 чел у доски, д, н в парах. 1 пара на обр стороне
3 -30 минутка.
Какие дроби нам удастся складывать, сравнивать? Как найти НОЗ?
Когда легче найти НОЗ? Как мы называем число на которое мы домножаем числитель и знаменатель дроби? Как его найти? Что надо сразу узнать?
Ну а теперь составим (посмотрим) цепочки равных дробей для
и см. на карточке
Вспомним какая цепочка всегда короче. Попробуем ей воспользоваться для нахождения НОЗ.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Всем выдаю алгоритм.
№ 800(а, г,д, е ) - сколько успеем можно вперед решать.
Определяем общий знаменатель устно.
Самостоятельная работа по уровням с самопроверкой по эталону.
Самостоятельная работа. а)
Можно проверить по эталону
Дополнительно №800 М, р - сильные. Объясняем случаи.
Объяснение домашнего задания
Очень удобно иметь дроби с одинаковым знаменателем. Поэтому мы приводили их к общему знаменателю. Это возможно сделать разными способами.
( можно составлять равные дроби, работать с бóльшим знаменателем, вычислять произведение знаменателей, а также находить наименьший общий знаменатель, путём разложения на множители исходных знаменателей.
Д/з П.4.4
№ 798 (и,л,о), 799(д,е,ж), 800(б, е), 803(е, ж). Договариваемся о способах нахождения НОЗ. №817(а *)
Подведение итогов учебного занятия
Рефлексия учебной деятельности
Какова была тема урока? Какую задачу ставили? Каким способом решали поставленную задачу?
Можно составлять равные дроби, работать с бóльшим знаменателем, вычислять произведение знаменателей, а также находить наименьший общий знаменатель, путём разложения на множители исходных знаменателей. Что мы в дальнейшем теперь сможем делать с дробями? Если знаменатели будут разные мы не сможем их сравнивать, складывать как пуд и килограмм. Вспомним пуд. Это сколько? Конечно, переход на новую систему мер не отразился и на таких выражениях, как «мерять на свой аршин», «косая сажень в плечах».
Подведение итогов работы пар, отдельных ребят и класса в целом.
Если знаменатели будут разные мы не сможем их сравнивать, складывать как пуд и килограмм. Вспомним пуд. Это сколько? Конечно, переход на новую систему мер не отразился и на таких выражениях, как «мерять на свой аршин», «косая сажень в плечах».
Мы сегодня продвинулись вглубь планеты Дроби. Какие записи произведем в бортовом журнале???
Предположительно так: «На уроке мы научились приводить дроби к общему знаменателю, представлять дроби в разном виде. Научились составлять цепочку равных дробей. Научитесь находить общий знаменатель разными способами, наименьший общий знаменатель.
-
Мы внимательные!
-
Мы старательные!
-
Мы отлично учимся!
-
Всё у нас получится!