Новые педагогические технологии и формы организации образовательного процесса

В требованиях новых ФГОС СПО прописан модульно-компетентностный подход в образовании. В данном материале, представлен один из модулей дисциплины Математика "Корни. Степени. Логарифмы". Модульная технология имеет свою структуруБольшое внимание уделяется целеполаганию при создании материалов.    Модульная технология имеет и свои преимущества и недостатки. Среди недостатков можно отметить - трудоёмкость изготовления модульной программы.  К преимуществам модульной системы обучения относится, то, что...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Новые педагогические технологии и формы организации образовательного процесса.


Образование - это индустрия,

направленная в будущее.

С.П. Капица


Основной целью среднего профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда. С целью повышения качества подготовки специалиста, активации познавательной деятельности курсанта, раскрытия творческого потенциала, организации учебного процесса с высоким уровнем самостоятельности я постепенно, начиная с 1 курса, перехожу на использование элементов модульной технологии обучения.

Модульная технология служит для решения проблемы систематизации знаний и наилучшего их усвоения. Она заключается в дроблении информации на определенные дозы - модули, которые обуславливают необходимую управляемость, гибкость и динамичность процесса обучения.

Учебным модулем может быть не только раздел какой-то учебной программы, но и выбранная дидактическая система, основное место в которой занимает взаимодействие различных приемов и способов учебной деятельности, обеспечивающих вхождение этого модули в целостную систему предметного и общего обучения.

Когда преподаватель начинает работать над курсом своей дисциплины, у него имеется только примерная программа. В примерной программе изложены основы содержания предмета и требования государственного образовательного стандарта. Задача педагога состоит в следующем: составить модель учебной дисциплины на весь период обучения, наметить цели (образовательные, воспитательные, развивающие и обучающие), отобрать теоретический материал, научные факты, продумать дидактические средства обучения, спрогнозировать пути и способы их достижений.

Модульная технология имеет следующую структуру: дидактические цели и задачи, содержание обучения, средства педагогического взаимодействия (методы обучения), организация учебного процесса (формы обучения), средства обучения, сам обучающийся, его преподаватель, результат взаимодействия обучающегося и преподавателя. [2].

На этапе моделирования содержания модульной программы представляем весь курс предмет как систему познавательных целей. Вообще, целеполаганию в модульной технологии уделяется большое внимание, т.к. цели обучения являются стержневой дидактической категорией, связывающей в единую систему все компоненты учебно-воспитательного процесса. Цели классифицируются по уровню (оперативные учебные цели конкретных видов занятий, учебные цели дисциплины, общепедагогические цели обучения) и по виду (познавательные, операционные, смешанные).

Оперативные отражают модель или квалификационную характеристику специалиста и предусматривают необходимые предметные и профессиональные знания, умения и качества личности. Учебные цели отражают содержание и специфику самой учебной дисциплины. Эти цели, вслед за П. Юцявичене, называют комплексной дидактической целью, и реализуется она всей модульной программой. Оперативные цели конкретных видов учебных занятий формулируются на языке знаний, умений, мыслительных операций, социально-коммуникативных навыков, что позволяет четко организовать учебную деятельность. При модульном подходе этому уровню соответствуют так называемые интегрирующие и частные цели (по П.Юцявичине). Реализацию интегрирующей цели обеспечивает конкретный модуль. Каждая интегрирующая цель состоит из частных дидактических целей. Реализацию частных целей обеспечивает конкретные учебные элементы, составляющие модуль.

Задание целей изучения модуля завершается обязательным определением требуемых уровней усвоения, т.е. умения выполнить сложное действие с определенной степенью самостоятельности [2].. Для определения уровней усвоения содержания дисциплины придерживаемся системы критериев подхода по В.П. Беспалько[1].

1 уровень - ученический уровень деятельности - узнавание;

2 уровень - типовой - репродуктивная деятельность;

3 уровень - эвристический - продуктивная деятельность;

4 уровень - творческий уровень - продуктивная деятельность.

Эти уровни соответствуют оценки «2», «3», «4», «5». Второй, третий и четвертый уровни в рабочей программе представлены в виде категорий «знать», «уметь», «владеть». Определение требуемых уровней усвоения учебного материала позволяет осуществлять дифференцированный подход к оценке качества знаний.

Следующим этапом конструирования модульной технологии обучения является структурирование содержания учебного материала и определение его информационной емкости. Преподаватель выявляет систему логических связей между элементами содержания крупной дидактической единицы (учебной дисциплины, блока, модуля, темы) и располагает весь материал в той последовательности, которая вытекает из этой системы связей. Форм структурирования и сочетание учебного материала достаточно много (В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызина, П.И. Образцов). В математике мы выделяем в качестве основных элементов стержневые линии предмета. Имея главную идею курса, ставим цель КЦД. На её основе формулируются ИДЦ и ЧДЦ.

Стержневая линия

Модуль

Часы

1.Алгебраическая

1. Развитие понятия о числе.

2. Корни, степени и логарифмы.

3. Основы тригонометрии.

14

20

26

2.Теоретико-функциональная

1. Функции, их свойства и графики.

Степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции.

24

3.Линия уравнения и неравенств

1. Уравнения и неравенства.

2. Начала математического анализа.

32

62

4. Геометрическая

1. Прямые и плоскости в пространстве.

2. Многогранники.

3. Тела и поверхности вращения.

4. Измерения в геометрии.

5. Координаты и векторы.

24

16

16

14

24

5. Стохастическая

1.Элементы комбинаторики.

Элементы теории вероятностей.

Элементы математической статистики.

16

Оформляем это в виде схемы или таблицы, чтобы обеспечить наглядность, определяем базовую подготовку через входной контроль, устанавливаем уровень обученности.

Далее конструируем содержание познавательной части учебного модуля на основе логической структуры, т.е. информационный, исполнительский и методические блоки. В информационный блок включен теоретический материал по каждому модулю (учебники, справочники, научные издания и т.п.) с указанием необходимых ссылок на источники в целом или их отдельные фрагмент. Исполнительский блок представляет собой аналог задачника, включающий в себя типовые, комплексные и проблемные задания. Результатом решения типовых и комплексных задач является сформированная исполнительская самостоятельность, которая позволяет курсанту выполнять действие или серию действий, руководствуясь известным ему алгоритмом. Ситуационные (проблемные) задания - задания для формирования самостоятельных действий в нетипичных ситуациях, а также для формирования творческой самостоятельности. На старших курсах отдельно выделяются этапы теоретического и практического обучения, на которых каждый раз производится выбор форм, методов и средств индивидуальной или коллективной деятельности. Эта работа включена в методический блок.

Исполнительский блок помимо задачника включает в себя комплекты контрольных, экзаменационных заданий, а также текущие проверочные работы (самостоятельные, лабораторные).

Невозможно сделать учебный процесс управляемым и целенаправленным, если не налажена система контроля над его ходом, своевременная проверка и оценка знаний, умений и навыков обучающегося и обратная связь [2].

Контролирующие задания носят дифференцированный характер - это способ диагностики достижений цели и уровня усвоения знаний. При составлении контролирующего блока учитывается уровень учебной деятельности. Для этого необходимо знать уровень обучаемости курсанта (что проверяется через входящий контроль). Курсанты должны четко знать не только цели и задачи модуля, но и систему контроля, и критерии оценки.

Для каждого планируемого уровня усвоения - свои тесты для контроля. Для 1 уровня - тесты на различение, опознание и классификацию. Для 2 уровня - на подстановку, конструирование. Для 3 уровня - задания более обобщенные. Тест считается успешно выполненным, если курсант справился с 70% заданий.

Дифференцированный подход позволяет преподавателю проследить уровни обученности курсанта на начальном и конечном этапе изучения модуля, выявить затруднения и соответственно этому выбрать способы их коррекции.

При проведении оценивания, кроме традиционных, используется и такие методы как: метод проектов, портфолио.

Для мотивации учения и определения степени достижения цели не менее, чем оценка, важна самооценка (рефлексия), а также взаимооценка. Для этого предлагается курсантам ответить на следующие вопросы:

1) Какие цели стояли перед Вами при изучении темы?

2) Какие понятия необходимы, чтобы раскрыть изученную тему?

3) Какие выводы Вы сделали, изучая тему? и др. вопросы.

Завершающим этапом работы преподавателя при построении модульной технологии обучения служит разработка соответствующей технологической карты каждого модуля. В качестве примера, предлагаю вам технологическую карту модуля «Корни. Степени. Логарифмы.

Модуль 2. «Корни. Степени. Логарифмы. 20 ч.

КДЦ: 1) Знать определения и свойства корня, степени, логарифма.

2) Уметь находить значения корня, степени, логарифма на основе определения, используя при необходимости инструментальные средства.

Выполнять преобразования выражений, применять формулы, связанные со свойствами степеней и логарифмов.

4) Владеть навыками использования для практических расчетов формул, содержащих степени, радикалы и логарифмы, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.

Тема

Виды

занятий

ИДЦ

Форма диагностики

Тема 2.1. Арифметический корень n - й степени.

УЭ 1. Арифметический корень n-й степени и его свойства.

Модульный урок

Знать определение корня и его свойства;

Уметь выполнять преобразования выражений, содержащих корни; находить и использовать информацию.

Устный опрос

С.р. №1

УЭ 2. Преобразование выражений, содержащих корень n-й степени.

Практическое занятие

Тема 2.2. Степень с произвольным действительным показателем.

УЭ 3.Степень с произвольным действительным показателем и ее свойства.

комбинированный урок

Знать: понятие степени с действительным показателем и ее свойства;

Уметь: выполнять преобразования выражений, содержащих степени; находить и использовать информацию

Устный опрос;

УЭ 4-5. Преобразование выражений, содержащих степень с действительным показателем.

Практические занятия №1,2

С.р. № 2

Тема 2.3. Логарифм числа.

УЭ 6. Логарифм. Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Десятичные и натуральные логарифмы. Основное логарифмическое тождество.

Модульный урок

Знать: определение логарифма;

Уметь: устанавливать связь между степенью и логарифмом; вычислять логарифм числа по определению; отличать натуральный и десятичный логарифмы; вычислять значения логарифмических выражений с помощью основного тождества и вычислительных средств; находить и использовать информацию.

УЭ 7. Правила действий с логарифмами. Переход к новому основанию.

комбинированный урок

Знать: свойства логарифмов;

Уметь: вычислять значения показательных и логарифмических выражений с помощью основных тождеств и вычислительных средств;

УЭ 8-9. Логарифмирование и потенцирование.

практическое занятие №3,4

С.р. № 3

Д.к.р. № 2.

Контрольная работа

В начале работы над модулем перед курсантом ставится ИДЦ модуля, где отслежены знания, умения, навыки по данному модулю, перечень теоретических и практических знаний, формул, методов решения. Сообщается источник знаний: учебники, методические пособия. Это даёт возможность курсантам систематизировать вопросы, которые возникают по ходу изучения модуля. Изучение модуля заканчивается зачётом или дифференцированной контрольной работой.

Модульная технология, как и другие дидактические системы, имеет свои положительные и отрицательные черты. При определенных условиях, реализация данной технологии даёт самые эффективные результаты, в других условиях, она может быть малоэффективной. Среди недостатков можно отметить - трудоёмкость изготовления модульной программы. На моделирование, проектирование и конструирование модуля у педагога уходит большое количество времени. Также разноуровневая подготовка курсантов, поступивших на первый курс, неумение работать с учебной литературой, работать в парах, группах, да и вообще работать самостоятельно, очень затрудняет работу по модульной технологии.

К преимуществам модульной системы обучения относится, то, что модульная программа даёт преподавателю свободу и гибкость в выборе форм и методов обучения, возможность выявить творческие способности курсанта, служит систематизацией полученных знаний, повышению качества обучения. Помимо этого модульная технология способствует росту профессионального уровня преподавателя. Таким, образом, мы говорим о том, что модульная система обучения - это не только гарантия нового качества образования, это, прежде всего гарантия его непрерывного повышения [5].

Литература:

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст]/В.П. Беспалько - М.: Педагогика, 1989.

2. Образцов П.И. Информационно-технологическое обеспечение учебного процесса в вузе [Текст]/П.И.Образцов//Высшее образование в России.-2001.-№6.-С.46-50.

3. Методологические основы системы модульного формирования содержания образовательных программ и совместимой с международной системой классификации учебных модулей. (По материалам научных исследований, выполненных МГУ им. М.В. Ломоносова в рамках проекта ФПРО 2005 года и национального проекта 2006 года) [Текст].

4. Юцявичене П.А.Теория и практика модульного обучения. Каунас. 1989.

5. Третьяков П.И.., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография/ Под ред. П. И. Третьякова.-М. Новая школа, 1997.

6. Головатенко А. Модульная технология на уроках истории. - «История», 1996 № 23.

7. Чошанов М.А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе: Автореф. дис .д-ра пед. наук. Казань, 1996.


© 2010-2022