• Преподавателю
  • Математика
  • Школьная система оценки качества образования: управление по результатам как система управления и развития

Школьная система оценки качества образования: управление по результатам как система управления и развития

Как считали древние китайские мудрецы, бессмысленно постоянно пытаться сравнивать себя с другими. Ведь всегда найдутся те, кто окажется впереди нас, и обязательно найдутся те, кого мы сами сумели опередить. Стоит ли на это ориентироваться? Гораздо важнее «сравнить себя с собой вчерашним».    Управление по результатам основано на систематическом знании субъектом того, как протекает управляемый процесс. Для этого в школе создается система оценки качества образования, система мониторинга – постоянного отслеживания хода образовательного процесса с целью выявления и оценивания его промежуточных результатов, факторов, повлиявших  на них, а также принятия и реализации управленческих решений по регулированию и коррекции образовательного процесса. Изучая и апробируя различные педагогические технологии, МБОУ «Ташеланская СОШИ» выбрала стратегическую идею – реализацию личностно-ориентированного образования через внедрение в жизнь школы   программы развития «Школа равных возможностей. Школа – ДОМ» и ее продолжение «От школы для всех к школе для каждого». В центр школьного образования поставлено развитие и воспитание человека культурного, способного  влиять на собственную образовательную траекторию, соотнося ее с национальными и общечеловеческими достижениями. Учитель вступает в особые взаимоотношения с ребенком, которые основаны на понимании его основных интересов, уровня развития и актуального состояния.  Нужно помнить  о том, что каждый ребенок индивидуален. Это свеча, зажженная на земле. Поэтому,  каждый учитель обязан: Увидеть индивидуальность в каждом ученике.Раскрыть эту индивидуальность.Дать возможность проявить ее в жизни.            А для этого необходимо: Знать меру здоровья каждого ученика.Провести педагогическую диагностику.Определить дифференцированный подход к каждому ученику.Выбрать программы и отработать педагогическую технологию.Особое внимание уделить одаренным детям, заметить собственную неповторимость каждого ученика.         Все это может быть обеспечено школой, если сущностной стороной ее деятельности станет качество образования как системное явление.
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТАШЕЛАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА











ШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ



















2009г




ШСОКО: Школьная система оценки качества образования.

Проблема создания ШСОКО рассматривается как формирование совокупности организационных и функциональных структур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений учащихся, а также выявление факторов, влияющих на образовательные результаты.
Важнейшими задачами ШСОКО на ближайшее время являются:

- осуществление внешней оценки учебных достижений обучающихся на всех уровнях и ступенях образования;

- проведение системного и сравнительного анализа качества услуг, предоставляемых школой;

- обеспечение открытости объективной информации в сфере результатов образовательной деятельности, доступности всем категориям пользователей образовательной статистики;

- проведение сопоставительного мониторинга учебных достижений учащихся.
Концепция построения ШСОКО основывается на следующих основных принципах: профессионализм, объективность, гласность, прозрачность, справедливость, периодичность, преемственность, подотчетность, непрерывность развития. В целом построение школьной системы оценки качества образования должно способствовать разработке и принятию обоснованных управленческих решений по обеспечению повышения качества образования, развитию мониторинга качества обучения и развития школьников по результатам внутренних и внешних контрольно-оценочных процедур. Система оценки качества образования призвана обеспечить:

- единство требований к знаниям выпускников и преемственность образования на разных его ступенях;

- объективность оценки подготовленности учащихся и повышение доступности получения профессионального образования;

- расширение возможностей выбора выпускниками школы путем одновременного участия в конкурсах в нескольких вузах или ССУЗах;

- доверие школьников, родителей и педагогической общественности к результатам независимой аттестации;

- снижение физических и психологических нагрузок на выпускников за счет соединения в одном экзамене итоговой аттестации и вступительных испытаний;

- использование результатов ЕГЭ для мониторинга состояния системы общего среднего образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, а также при аттестации образовательных учреждений и педагогических кадров;

- активизацию деятельности педагогического коллектива по совершенствованию образовательного процесса в условиях существования внешней контрольно-оценочной системы.

СОКО в школьном образовании - это аттестация учащихся после девятого и одиннадцатого классов, включая единый государственный экзамен (ЕГЭ), а также внутришкольная аттестация учащихся 2-8, 10 классов. Обеспечение высокого уровня реализуемых образовательных программ и образовательных услуг зависит от качества деятельности школы. Именно школа организует образовательный процесс, контролирует его качество, ведет отбор и переподготовку педагогических кадров, в полной мере отвечает за качество подготовленности обучающихся и выпускников.

Таким образом, основными целями ШСОКО в условиях подготовки выпускников к независимой аттестации являются:

- обеспечение объективной информации об уровне и качестве индивидуальных учебных достижений учащихся и среднестатистических достижений учащихся в целях коррекции учебного процесса и учебной активности выпускников;

- индивидуализация учебного процесса на основе результатов контроля, обеспечивающая условия для практической реализации личностно ориентированной, развивающей и других технологий обучения;

- получение объективной информации об уровне и качестве подготовки обучающихся для выставления итоговых оценок при переходе на следующую ступень обучения с помощью новых форм, методов и средств контроля;

- обеспечение условий для самоконтроля, самокоррекции и самооценки результатов учебной деятельности учащихся;

- методическая поддержка учащихся и учителей при подготовке к сдаче ЕГЭ и аттестации;

- проведение внутришкольного мониторинга учебных достижений по основным дисциплинам;

- определение потребности в повышении квалификации учителей, качества преподавания и обучения.

Общий замысел школьной контрольно-оценочной системы состоит в создании совокупности методик, процедур, измерителей, программно-педагогических средств контроля и оценки образовательных достижений учащихся на всех ступенях школьного образования, а также в ее согласовании с внешней контрольно-оценочной системой.
Таким образом, вся педагогическая система, с ее начальных звеньев, сегодня требует переориентации на решение основной задачи современного образования - подготовку людей, умеющих быстро и успешно адаптироваться в сложной обстановке и принимать верные решения в любых, даже самых неординарных ситуациях. Одной из приоритетных задач является развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между различными субъектами в области образовательной политики, обеспечения качества образования, а также его контроля и оценивания. Оценивание деятельности общеобразовательных учреждений всегда предполагает наличие системы критериев оценки. Появление новых представлений о качестве образования и критериях его оценивания, задача введения в круг экспертов деятельности общеобразовательных учреждений представителей общественности требуют не просто модификации имеющихся программ и методик, но повышения их достоверности и одновременно доступности использования. При определении показателей качества образования, надо ориентироваться не только на требования стандартов, но и на оценку «потребителей» - школьников, их родителей. В связи с этим отдельное место в мониторинговых программах должно быть отведено изучению динамики образовательных результатов, ожидаемых школьником и его родителями, степени их удовлетворенности условиями учебно-воспитательного процесса, возможностями получения основного и дополнительного образования. В то же время очевидно, что данные ожидания не могут быть выявлены и обнаружены только путём проведения каких-либо социологических опросов и т.п. Перевод расплывчатых ожиданий в осознанную потребность, опредмеченную в конкретной образовательной услуге требует специальной работы, базирующейся на профессиональной рефлексии. Дело в том, что родители, другие взрослые, в т.ч. члены общественных объединений, предъявляют требования, исходя из собственного опыта учения. Поэтому информатика, иностранный язык оказываются востребованы, а проектная деятельность - нет. Взрослые в большинстве своем, опираясь на свой опыт учения в школе, не рефлексируя его, делают заказ на содержание, не задумываясь о целях, а точнее, сводя цели обучения к освоению его содержания. Поэтому определение критериев оценивания деятельности школ должно происходить совместно с представителями общественности, что, однако, не означает полного следования ее требованиям. Скорее речь идет об удержании интересов развития школьника, воспитании культуры предъявления образовательного запроса со стороны местного сообщества. Выход на потребности учащегося ребёнка может осуществляться через понимание задачи возрастного развития. Например, для младшего школьника (7-11 лет) основная потребность - быть успешным, компетентным в рамках ведущей деятельности. Ведущая деятельность для ребёнка в этом возрасте учебная. Достижение компетентности возможно за счёт формирования произвольности психических функций (педагоги создают условия для формирования внутреннего плана действия). Ребёнок, решая задачу возраста, овладевает способами, средствами решения учебных задач.

Основные критерии качества образования на данном этапе могут быть следующие:

- наличие у ребёнка мотивации к дальнейшему обучению (желание учиться);

- умение учиться (сформированы навыки и способы решения учебной задачи);

- сформированное умение устанавливать коммуникацию с общественным взрослым как носителем выработанных в культуре способов мышления и деятельности. Таким образом, ребёнок, получивший качественное образование на выходе из начальной школы хочет учиться, умеет учиться, чувствуя себя при этом социально успешным. Некачественное образование, соответственно, лишает ребёнка возможности добиться таких результатов. Понимание этого - одна из задач подготовки общественных экспертов - оценщиков деятельности школы.

Общественные организации должны участвовать в обсуждении и утверждении комплекса индикаторов школьной системы оценки качества образования, разделяемых представлений об эффективном образовании, о качественной школе. Такие представления - ориентиры должны быть выработаны в ходе семинаров и конференций, встреч представителей общественных институтов и профессиональных педагогов (в том числе и управленцев).

Вообще говоря, существует две стратегии в организации оценивания: первая состоит в организационном отделении процесса осуществления деятельности от ее оценивания.

Внешние оценщики, помимо всего прочего, лишены, как правило, фундаментального качественного знания о происходящем. Внешнее оценивание можно безболезненно свести к проверке внутренних оценочных данных. Именно поэтому одним из важных критериев оценки деятельности школы должно стать наличие продуманного, обоснованного мониторинга общественного мнения, данных о качестве образования, его динамике, с которыми может ознакомиться проверяющий. Причем значимыми для высокой оценки по данному параметру должны быть не столько приведенные в отчетах кривые роста обученности, сколько грамотность и разносторонность анализа, видения причин успехов и неудач. В целом логика оценивания должна быть связанной с оценкой достижения поставленных целей, но при этом важны:

- обоснованность постановки целей и задач школы: соответствие «запросу потребителя», соответствие виду и категории школы, основным документам, определяющим политику в сфере образования;

- четкость и обоснованность выделения критериев достижения цели и решения задач, организация мониторинга;

- видение школой проблем, добросовестность анализа.

Мониторинговое исследование нельзя сводить к накоплению данных официальных документов. Информационные системы, в которых данные заносятся из официальных документов, обеспечивают очень важный момент - делопроизводство, которое объективирует ресурсную базу, на основе которой производится образовательная услуга, и гарантирует её достоверность. По сути, работаем с тем, о чём (о ком) официально можем собрать информацию (Ф.И.О., пол, возраст, место работы, стаж, уровень квалификации, наполняемость классов, количество учителей и воспитателей, применяемые в учебном процессе средства и т.д.). Работая с типом информации, который обеспечивает делопроизводство, по сути, отвечаем на вопросы «кто, сколько, когда, где». С известной долей условности можно ответить и на вопрос «что (делают, получают, производят и т. д.)». Но, работая на основе этого типа информации, система управления качеством будет постоянно информационно не обеспечена. Не имея оперативной и достоверной информации для ответа на вопросы «почему и как» невозможно говорить о системности. Более того, становится размытым понимание ответов на вопросы «что получили, сколько затратили и т.д.». Подход к организации информационно-аналитической деятельности, основанный на типе информации, поставляемой только делопроизводством, не позволяет в мониторинговом режиме получать информацию о процессах и результатах социального взаимодействия через социально-психологические и социально-педагогические параметры.

Следующим значимым положением определения критериев и показателей оценки деятельности школы с участием региональных и районных общественных структур является представление о том, что для разных оценочных процедур - критерии должны быть разные.

При этом важно не только выделить показатели, но и разработать методику рекомендации по их оцениванию, а также организовать подготовку экспертов во избежание субъективных ошибок оценивания: эффекты «великодушия», «центральной тенденции», «ореола», «контраста», «близости», логические, организационные.

Далее, необходимо учитывать, что далеко не все результаты образования можно (и нужно!!!) оценивать количественно. Количественно (в абсолютных значениях, в процентах) измеримы некоторые показатели физического развития, психофизиологического состояния, здоровья, а также отдельные показатели обученности (скорость чтения, например). Значительно большее число показателей качества образования могут быть определены квалиметрически, т.е. путем соотнесения каче­ственно описанных уровней той или иной характеристики со шкалой (высокий, средний, низкий; достаточный, допустимый, недопустимый; 1, 2, 3, и т.д.). Кроме этого, есть результаты образования, которые относятся к сфере индивидуально-личностного, в т.ч. нравственного развития. Абсурдность определения среднего пока­зателя развития гражданских качеств личности, активного эмоционально-ценностного отношения к природе, людям и т.п. не вызывает сомнений. Это не означает, что такие результаты не важны. Однако содержание и развитие свойств личности должно определяться либо анонимно, на основе грамотно организованных социально-психологических исследований, либо по «проявлениям» в поведении, деятельности и общении. Второй возможный путь - фиксировать не собственно результаты личностного развития, а условия, которые для этого создаются в школе.

При разработке показателей оценки деятельности школы необходимо исходить из понимания того, что для получения действительно качественного образования требуется обеспечение качества самих требований (целей, стандартов и норм, в т.ч. критериев оценки деятельности школы) и ресурсов (кадровый потенциал, материально-техническое обеспечение, финансы и т. д.), т.е. качество условий (вложений в образование). При соблюдении этих двух аспектов качества важную роль играет качество образовательных процессов (например, образовательные технологии). Качество результатов деятельности школы, системы основного и дополнительного образования детей, таким образом, является одной из групп показателей качества образования во многом зависимой от других.

Группы показателей качества образования можно представить в виде:

  • Качество результатов образования;

Рассмотрение проблемы показателей, по которым можно оценить качество результатов образования связано с вопросом «Можно ли по ЗУНам оценивать качество результатов образования?» С современной точки зрения, оценивать качество образования стоит по тому, насколько в ходе обучения происходит развитие личности, т.е. развитие способности реализовывать полноценную деятельность (с постановкой целей, поиском средств, рефлексией и новым целеполаганием). При этом необходимо учитывать, что психическое развитие подразумевает не только изменение, прибавление знаний и умений, но именно реализация возможностей возраста. Это означает, что всегда есть риск увлечься эффектностью акселерации и умилиться тем, как дети перерастают возрастные границы. Расхожий призыв «не лишать детей детства» имеет здравое зерно: каждый возраст необходим для полноценного взросления, каждый возраст должен быть прожит полноценно. Собственно, оценка качества образования - это и есть определение того, удается ли обеспечить развитие ребенка - обеспечить развитие личности (как способности выстраивать свою деятельность) при сохранении существенных особенностей возраста. При этом предметные знания - это именно то культурное содержание, в освоении которого и становится возможным развитие. При использовании отметок, оценивании знаний, умений и навыков необходимо:

· Усовершенствовать систему оценки знаний: сделать ее более дифференцированной. В этом случае можно диагностировать разные уровни освоения знаний - применение их как при решении стандартных задач, так и при решении задач сложных, исследовательских.

· Изменить характер обучения в школе, переориентировать его с обучения на развитие, применяя различные технологии обучения:

• развивающее обучение;

• проблемное обучение;

• разноуровневое обучение;

• коллективная система обучения (КСО);

• исследовательские методы в обучении;

• проектные методы обучения;

• технология развития «критического мышления»;

• технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр;

• обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

• информационно-коммуникационные технологии;

• здоровьесберегающие технологии;

• система инновационной оценки «портфолио»,

• технология дистанционного обучения и др.

Однако работа в рамках различных систем развивающего обучения, использование перечисленных технологий обучения требует основательной переподготовки учителей, освоения принципиально нового методического аппарата.

Отчасти на выполнение первого условия направлено создание и внедрение системы ЕГЭ и независимого оценивания выпускников 9-х классов, эти баллы должны стать одним из показателей эффективности работы школы. Понимая назначение процедур независимого оценивания и специфику получаемых на их основе показателей, необходимо корректно оперировать полученными данными.


  • Содержание и организация учебного процесса (в т.ч. внедрение проблемных, исследовательских, интерактивных методов обучения и контроля подготовки учащихся, проектной деятельности, различных форм накопительной оценки результатов образования);

  • Показатели мотивации, самостоятельности и ответственности (поскольку мотивация задает рамку индивидуального развития и роста компетентности, ответственности, выполняет роль рефлексивного корректирующего фактора, самостоятельность означает опору на себя в принятии решений);

  • Рейтинг школы;

  • Перспективным направлением совершенствования качества образовательного процесса является развитие различных форм организации внеурочной работы и системы внутришкольного дополнительного образования. Более широкое внедрение в практику работы школы этих форм и методов будет способствовать совершенствованию учебного процесса, повышению его эффективности, а, следовательно, и качества результатов образования.


  • Образовательные условия, способствующие развитию личности:

1. Наличие в учебном плане школы элективных курсов, организация обучения по ИУП позволяющие ребенку выстраивать индивидуальную траекторию развития.

2. Наличие системы психолого-педагогического сопровождения в построении учащимся индивидуального образовательного маршрута.

3. Наличие в школе реально действующего самоуправления. Проблема состоит в том, что во всех, практически, школах существуют различные ученические советы и тому подобные органы, которые реально не оказывают никакого влияния на школьную жизнь. Поэтому оценивать самоуправление стоит только по реальной его влиятельности на жизнь школы.

4. Наличие в школе наряду с классно-урочной системой еще и проектных форм деятельности, которые позволяют детям реализовать собственные замыслы в проектном режиме. Опять же, опасность состоит в том, что за словом «проект» довольно часто скрываются совершенно традиционные формы работы. Проектной может считаться только та форма работы, в которой присутствуют добровольное участие, самостоятельный выбор целей и средств их достижения, презентация результатов проекта сообществу.

5. Наличие в школе средств коммуникации (газеты или сайта). Как и во всех предыдущих случаях, проблема состоит в том, чтобы отличить реально работающие «коммуникаторы» от декларируемых. Показателем действенности может быть их влиятельность, востребованность и популярность, а также способность включать детей и взрослых в диалог по поводу значимых событий.

6. Включенность школы в социально значимые проекты, позволяющие простроить связи школы с социумом.

  • Реальная активность субъектов образовательного процесса:

  1. Проблема опосредованной оценки развития личности ребенка в ходе школьного обучения, т.е. оценки его готовности занимать активную жизненную позицию в будущем, актуальна для современного образования в целом. В современном мире есть целый ряд попыток найти решение этой проблемы. Так, в некоторых странах в качестве прогностических показателей используются (и успешно!) вовлеченность ребенка в спортивную жизнь, а также активность в жизни социальной (разумеется, оценку учебной успешности при этом никто не отменяет).

У таких форм опосредованной оценки качества образования есть следующие обоснования:

  • Занимаясь спортом, ребенок приобретает такие важные качества, как способность ставить и достигать цели, работать в команде и т.д.

  • В общественной жизни ребенок осваивает способность проявлять свою инициативность, решать возникающие проблемы.

Исследования подтвердили, что успешность ребенка в этих сферах обладает высокой прогностичностью относительно его способности быть активным и результативным после школы. Но, разумеется, спорт и социальная активность смогут стать ресурсом развития личности только в том случае, если обеспечить особое пространство активности (создать условия для выбора, выработать способы учета такой ненормативной активности и т.д.). Задача образования состоит в том, чтобы преодолеть десятилетиями складывавшиеся стереотипы оценки исключительно исполнительности ребенка, выстроить пространства предъявления его активности. В свою очередь, задача экспертизы качества образования требует поиска способов оценки такой активности.

Среди таких параметров могут быть следующие:

1. Активность детей во внеклассных видах деятельности: участие в олимпиадах и т.д. (важным знаком наличия такого ориентира для школы является сам факт сбора портфолио детей).

2. Активность учителей в повышении квалификации, в участии в различных школьных и внешкольных видах активности (также важно, насколько в школе учитывается эта активность, собирается портфолио самих учителей).

3. Активность школы в социальной жизни села, района, участие в социально значимых проектах.

4. Участие школы в сетевом взаимодействии с другими ОУ.

5. Активность участия родительской общественности в школьной жизни, способы предъявления социального заказа школе, чуткость школы по отношению к этому заказу, существующие возможности его предъявления и учета в жизни школы.

6. Хозяйственная активность школы, позволяющая ей привлекать дополнительные средства в школу, становиться привлекательной.

  • Качество условий образовательного процесса:

  1. Показатели кадрового обеспечения, в т.ч. количество учителей с высшей и первой категорией;

  2. Организация повышения квалификации учителей;

  3. Показатели материально-технического обеспечения: норматив подушевого финансирования и доля привлеченных внебюджетных средств; обеспечение новых технологий обучения техническими средствами; степень использования материальной базы в учебном процессе и т.д.

Показатели оценки деятельности общеобразовательных учреждений с участием общественности:

I. Индикаторы качества образования

( источниками данных является документация школы)

1 Результаты внешней оценки: ЕГЭ, инспекционных проверок, комплек­сной аттестации школы, срезовых работ, проводимых администрацией, РУО, в т.ч. показателей функциональной грамотности в области чтения, математики, решения проблем, полученных с применением компетентностно - ориентированных КИМов.

Внутренние оценочные системы.

Региональная база данных ЕГЭ.

2 Результаты участия школьников в олимпиадах и конкурсах различных уровней.

Эти показатели более адекватны, нежели ко­личество медалистов.

3 Количественное соотношение вы­пускников школы и выпускников, зачисленных на бюджетные места в государственные ВУЗы ССУЗы.

Простое количество по­ступивших в ВУЗы се­годня не отражает каче­ство школы. Особый вес они должны иметь при оценивании ОУ повышенного уровня (гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением предметов).

4 Количественное соотношение вы­пускников начальной школы и ос­новной школы (отсев).

Этот показатель свиде­тельствует о способнос­ти школы к индивидуа­лизации образования.

5 Количественное соотношение уча­щихся, проживающих в районе шко­лы и проживающих в других терри­ториях.

Характеризует спрос на эту школу, косвенно отражает имидж школы, ее престиж в социуме.

6 Ежегодная динамика (за 5 лет) соот­ношений желающих быть зачислен­ными в школу 1 и 3 ступеней и за­численных.

Характеристика конкурсности, косвенно отражает имидж школы, ее престиж в социуме.

7 Динамика социальной структуры семей.

- Соотношение социального статуса выпускников школы (за 5 лет) и социального статуса их родителей.

- Динамика образовательных уров­ней родителей учащихся за 5 лет. (Показывает, насколько школьное образование содействует социальным прорывам выпускников школы и влияние школы на социальную стратификацию. (Источники данных: социологические опросы, личные дела учащихся, классные журналы.)).

8 Степень удовлетворенности учащихся и их родителей качеством результатов, процесса и условий образования, включая запросы в основном и дополнительном образовании.

II. Процесс обучения

1 Качество используемой учебной литературы, в т.ч. УМК:

наличие грифа, оценки экспертов, соответствие виду образовательного учреждения, класса, связь с результатами независимого оценивания.

2 Используемые средства и методы обучения и воспитания, в т.ч. ИКТ, проблемные, проектные, здоровьесберегающие и т.д.

Свидетельствует об ориентации школы на требования современности, квалификации учителей, выступает условием достижения новых целей образования (развития компетентности выпускника в различных сферах жизни)

Источники данных: сбор и обработка информации по школе (аналитические справки, самоанализы педагогической деятельности учителей, данные взаимопосещений уроков и внеклассных мероприятий и т.п.).

3 Формы организации обучения, в т.ч. обеспечивающие обучение по ИУП.

Свиде­тельствует о способнос­ти школы к индивидуа­лизации образования

Источники данных: Учебный план и расписание занятий в школе.

III. Условия (образовательная среда)

1 Режим работы школы: пяти - шестидневная учебная неделя, наличие 2-й смены, средняя наполняемость классов; режим учебного дня - про­гулки в начальной школе, продолжи­тельность перемен; «открытость» школьных дверей; работа в выход­ные дни

Рассматриваются как в плане соответствия нормативным требованиям, так и с точки зрения рациональности использования имеющихся условий, ресурсов, определения необходимых направлений их совершенствования.

2 Безопасность образовательной среды: ситуация с правонарушения­ми (статистика за год), информация о наркотиках, количество травм за год; травмоопасность школьных коридоров, залов, кабинетов; количественные соотношения по группам здоровья детей младшей, основной и старшей ступеней; количест­венные показатели по зрению, ОРЗ, статистика инфекционных заболевании; режим охраны и допусков.

Является важным свидетельством организа­ции образовательного процесса и должно отвечать социальному запросу.

3 Количество кружков, клубов, спор­тивных секций (дополнительное образование). Количественное соот­ношение реализуемых часов учебно­го плана общего образования к ча­сам дополнительного образования на 1 ребенка за год.

Этот показатель свиде­тельствует о возможно­стях школы удовлетво­рять различные и многоаспектные образова­тельные запросы.

4 Открытость школьной информации.

Наличие школьного сайта, регуляр­ность встреч с родителями, система принятия решений, наличие органов самоуправления.

Свидетельствует о формировании элементов гражданского общества, способности взаимодействовать с социумом.

5 Характеристика работы школьной библиотеки: количество справочной литературы, соотношения читательского спроса и его удовлетворения, наличие периодической литературы, посещаемость библиотеки, проведение мероприятий по стимулированию читательской активности, использование ИКТ и т.д.

IV. Ресурсное обеспечение

1 Кадровое обеспечение образователь­ного процесса: образовательный уро­вень учителей, квалификационные характеристики, средний возраст учителей, количество учителей-вы­пускников данной школы, количественное соотношение учащихся и педагогов (16/1). Средняя зарплата педагогов.

2 Финансовые ресурсы школы: коли­чество денег на 1 ученика в год; соотношение в бюджете фонда оплаты труда и дру­гих статей; наличие и количество вне­бюджетных ресурсов; соотношение бюджетных и иных доходов.

3 Информационные ресурсы: количест­во книг библиотеки на 1 учащегося, количество суммарного времени использования Интернета на 1 уча­щегося в год; количество учащихся на 1 компьютер; количество лабора­торных работ по различным предме­там на 1 учащегося в год, использование имеющихся ресурсов в УВП.

Об оценке деятельности учителя.

О контроле качества образования как контроле усвоения знаний со стороны учителей надо говорить особо. Нет никакого сомнения в том, что существует связь между образовательным уровнем учителя и достигнутыми результатами его учеников; более того, это самый легкий, упрощенный и одновременно опасный способ определения соответствия учителя занимаемой должности. Необходимо учитывать, что учителя и учебные заведения являются всего лишь элементом образовательной системы, и, вполне возможно не самым влиятельным среди множества других, от которых зависят учебные достижения школьника. Поэтому при понимании необходимости оценки деятельности учителя для контроля качества образования важно помнить, что этот элемент оказывает меньшее влияние на академические, учебные достижения, чем семейное окружение или индивидуальные особенности обучающегося (задатки, мотивация и пр.).
Качество не появляется внезапно. Его необходимо планировать. Планирование качества образования связано с разработкой долгосрочного направления деятельности образовательного учреждения. Мощное стратегическое планирование - один из наиглавнейших факторов успеха любого учреждения в системе образования.
Ведущие цели стратегического планирования определяются не только разработкой общего плана развития образовательного учреждения на некоторый временной период, но и осмыслением и пересмотром главных направлений образовательных услуг, предоставляемых данным учебным заведением, и их соответствия запросам потребителей и прогнозирования развития общества в ближайшем и отдаленном будущем.


Особенности педагогического контроля усвоения содержания образования и оценка результатов образовательного процесса.

Контроль знаний учащихся как основной элемент оценки качества образования

Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Учителя ежедневно контролируют учебную деятельность учащихся путем устных опросов в классе и путем оценки письменных работ.
Эта неформальная оценка, которая преследует чисто педагогическую цель в рамках деятельности учебного заведения, относится к естественным нормам, учитывая то, что результаты каждого учащегося должны быть как минимум средними.

Особенности педагогического контроля и оценки успеваемости учащихся

Педагогический контроль (ПК) является важнейшим компонентом педагогической системы и частью учебного процесса. До сих пор результатом ПК безоговорочно считается оценка успеваемости учащихся. Оценка определяет соответствие деятельности учащихся требованиям государственного стандарта. Оценке обычно подлежат наличные знания школьников и проявленные ими знания и умения. Знания, умения и навыки должны быть оценены прежде всего для того, чтобы наметить как для учителя, так и для ученика пути их совершенствования, углубления, уточнения. Важно, что оценка (отметка) учащегося отражает перспективы работы с данным учеником и для учителя.

Содержание, формы, методы и виды контроля качества образования (текущего, рубежного, итогового).

Принципы контролирования успеваемости

Контролирование и оценивание являются непременными спутниками школы, сопровождают ее развитие.

Важнейшими принципами контролирования обученности (успеваемости) учащихся - как одного из главных компонентов качества образования - являются:

  • объективность,

  • систематичность,

  • наглядность (гласность).

Объективность заключается в научно обоснованном содержании контрольных заданий, вопросов, равном, дружеском отношении учителя ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Практически объективность контролирующих, или как часто говорят в последнее время - диагностических процедур, означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и учителей.

Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели.
Принцип наглядности (гласности) заключается, прежде всего, в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка - это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним, а также об объективности педагога. Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса - от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении.

Этапы проверки успеваемости

Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение.
Первым звеном в системе проверки следует считать предварительное выявление уровня знаний обучаемых. Как правило, оно осуществляется в начале учебного года, чтобы определить знания учащихся важнейших (узловых) элементов курса предшествующего учебного года. Предварительная проверка сочетается с так называемым компенсационным (реабилитационным) обучением, направленным на устранение пробелов в знаниях, умениях. Такая проверка возможна и уместна не только в начале учебного года, но и в середине, когда начинается изучение нового раздела (курса).
Вторым звеном проверки знаний является их текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы. Главная функция текущей проверки - обучающая. Методы и формы такой проверки могут быть различными, они зависят от таких факторов, как содержание учебного материала, его сложность, возраст и уровень подготовки обучаемых, уровень и цели обучения, конкретные условия.

Третьим звеном проверки знаний, умений является повторная проверка, которая, как и текущая, должна быть тематической. Параллельно с изучением нового материала учащиеся повторяют изученный ранее. Повторная проверка способствует упрочению знаний, но не дает возможности характеризовать динамику учебной работы, диагностировать уровень прочности усвоения. Надлежащий эффект такая проверка дает лишь при сочетании ее с другими видами и методами диагностирования.
Четвертое звено в системе - периодическая проверка знаний, умений обучаемых по целому разделу или значительной теме курса. Цель такой проверки - диагностирование качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимися в разных частях курса. Главные функции периодической проверки - систематизация и обобщение.

Пятым звеном в организации проверки является итоговая проверка и учет знаний, умений обучаемых, приобретенных ими на всех этапах дидактического процесса. Итоговый учет успеваемости проводится в конце каждой четверти и по завершении учебного года.

Специальным видом является комплексная проверка. С ее помощью диагностируется способность обучаемых применять полученные при изучении различных учебных предметов знания, умения для решения практических задач (проблем). Главная функция комплексной проверки - диагностирование качества реализации межпредметных связей, практическим критерием комплексной проверки чаще всего выступает способность обучаемых объяснять явления, процессы, события, опираясь на комплекс сведений, почерпнутых из всех изученных предметов.

В последнее время вместо традиционного понятия "контроль", кроме уже упоминавшегося понятия "диагностика" все чаще стали использовать понятие мониторинг. Под мониторингом в системе "педагог - обучающийся" понимается совокупность контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целеполаганием процесса обучения и предусматривающих в динамике уровни усвоения учащимися материала и его корректировку. Иначе говоря, мониторинг - это непрерывные контролирующие действия в системе "педагог - обучающийся ", позволяющие наблюдать (и корректировать по мере необходимости) продвижение ученика от незнания к знанию. Мониторинг - это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе.
Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученности учащегося, но и объема учебного труда последнего. Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки, наиболее часто - в ее формализованном виде - отметки. Основой для оценивания успеваемости учащегося являются итоги (результаты) контроля. Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы учащихся. Количественные показатели фиксируются преимущественно в баллах или процентах, а качественные - в оценочных суждениях типа "хорошо", "удовлетворительно" и т.п. Каждому оценочному суждению приписывается определенный, заранее согласованный (установленный) балл, показатель (например, оценочному суждению "отлично" - балл 5).

Функции и виды контроля знаний в педагогическом процессе

Контроль - неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:

  • предварительный (стартовый),

  • текущий,

  • итоговый, рассматриваемые как средства контроля за уровнем (качеством) усвоения

Назначение предварительного контроля состоит в установлении исходного уровня разных сторон личности учащегося и, прежде всего, - исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь - индивидуального уровня каждого ученика.

Текущий контроль необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запроектированными. Кроме собственно прогностической функции текущий контроль и учет знаний, умений стимулирует учебный труд учащихся, способствует своевременному определению пробелов в усвоении материла, повышению общей продуктивности учебного труда.

Итоговый контроль осуществляется во время заключительного повторения в конце каждой четверти и учебного года, а также в процессе экзаменов (зачетов).

Рейтинговая система оценки достижений обучающихся

Рейтинговая система оценки знаний может рассматриваться как один из возможных способов, отвечающих поставленным задачам.

Данная система позволяет получить:

  • возможность определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса;

  • возможность получить объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за все время обучения;

  • дифференцировать значимости оценок, полученных обучающимися за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, тренинг, домашняя, творческая и др. работы);

  • отражать текущей и итоговой оценкой количество вложенного учеником труда;

  • повысить объективность оценки знаний;

Рейтинговая система оценки знаний особенно хорошо работает в средних и старших классах средней школы, когда учебу школьники начинают рассматривать как способ проявить себя, выделиться, обратить на себя внимание. С помощью рейтинга всегда виден "статус-кво" данного ученика на фоне всего класса, и легко определить, как "близко" или "далеко" в данный момент времени до оценки в четверти или в году, на которую ученик рассчитывает. Такая система оценки позволяет ученику быть более активным в учебной деятельности, уменьшает субъективизм педагога при оценки знаний, стимулирует соревновательность в учебном процессе, что отражает объективно существующую конкуренцию.



© 2010-2022