- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа математического кружка Пифагор (11 класс)
Рабочая программа математического кружка Пифагор (11 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бельская Л.Б. |
Дата | 28.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Пифагор» для 11класса составлена на основе:
учебного плана МКОУ «Ольховатская СОШ Верхнемамонского муниципального района Воронежской области» на 2014-2015 учебный год;
авторской программы Кочетовой Л.Ф., Лопатиной Т.А., Волгоград, «Учитель», 2007г.
Кружок предназначен для учащихся 11 класса.
Рабочая программа кружка предусматривает изучение отдельных вопросов, непосредственно примыкающих к основному курсу и углубляющих его через включение более сложных задач, исторических сведений, материала занимательного характера при минимальном расширении теоретического материала. Программа предусматривает доступность излагаемого материала для учащихся и планомерное развитие их интереса к предмету.
Много внимания уделяется выполнению самостоятельных заданий творческого характера, что позволяет развивать у школьников логическое мышление и пространственное воображение.
Рабочая программа кружка адресована учащимся 11 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением изучения предметов естественнонаучной направленности.
Цели изучения
овладениесистемой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, подготовить учащихся к ЕГЭ по математике в 11 классе, а также подготовить обучающихся к изучению математики в старшей школе, а также к углубленному изучению математики в профильной школе;
интеллектуальное развитие,формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представленийоб идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитаниекультуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Место курса кружка в учебном плане
Планирование работы кружка составлено на 34 занятия (1 час в неделю), в соответствие с чем и составлена данная программа.
Для реализации курса данного кружка используются следующие учебно-методические пособия и дополнительная литература:
-
Макарычев Ю. Н. Алгебра: Дополнительные главы к школьному учебнику. 9 класс. Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. М.: Просвещение, 2008г.;
-
Энциклопедия для детей. Математика / гл.ред. М.Д.Аксенова. - М.: Аванта+, 2008г.;
-
Черкасов О.Ю. Математика. Справочник / О.Ю.Черкасов, А.Г.Якушев. -М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2009г.;
-
Мантуленко В.Г. Кроссворды для школьников. Математика / В.Г.Мантуленко, О.Г.Гетманенко. - Ярославль: Академия развития, 2009г.
-
Математические олимпиады в школе, 5-11кл./А.В.Фарков.-М.: Айрис-пресс, 2004г.;
-
Демонстрационные версии КИМов по алгебре в 2012году,по математике в 2012 году и 2013 году. - М.: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, 2012, 2013 - Режим доступа:
http// wwwfipi.ru.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Курс кружка предусматривает закрепление у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Результаты обучения
В результате изучения программы кружка ученик должен:
знать/понимать
-
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
-
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
-
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
-
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
-
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
-
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
-
выполнять основные действия с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
-
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
-
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
-
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
-
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
-
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
-
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
-
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
-
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
-
моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
-
описания зависимостей между физическими величинами, соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
-
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинам
Структура занятия математического кружка:
-
Доклад кружковца 5-10 мин. (по истории математики, об ученом - математике, о развитии современной математики, о математике в жизни человека и т.д.).
-
Решение задач, в том числе и повышенной сложности.
-
Решение задач занимательного характера и задач на смекалку.
-
Ознакомление с задачами, предполагаемыми на олимпиадах.
-
Ответы на разные вопросы учащихся.
Основные формы проведения кружковой работы:
-
Комбинированное тематическое занятие:
-
Выступление учителя или кружковца;
-
Самостоятельное решение задач по избранной определённой теме;
-
Разбор решения задач;
-
Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, разбор математических софизмов, проведение математических игр и развлечений;
-
Ответы на вопросы учащихся;
-
Домашнее задание.
2. Конкурсы по решению математических задач, олимпиады, игры, соревнования:
-
Математическая карусель.
-
Математический бой, хоккей, футбол.
-
Математические турниры, эстафеты.
-
Математические викторины.
-
Устные или письменные олимпиады.
3. Заслушивание рефератов учащихся;
4. Коллективный выпуск математической газеты:
5. Разбор заданий муниципальной олимпиады, анализ ошибок.
-
Решение задач на разные темы.
7. Разбор задач, заданных домой.
8. Изготовление моделей для уроков математики.
9. Сообщение члена кружка о результате, который им получен, о задаче, которую сам придумал и решил.
10. Чтение отрывков из художественных произведений, связанных с математикой.
11. Просмотр видеофильмов, роликов, презентаций по математике.
Тематическое планирование курса кружка «Пифагор» (34 часа)
№
п/п
Тема занятия
Количество
часов
1
Организационное занятие
1
2
Фокусы с разгадыванием чисел.
1
3
Математика в жизни человека (покупки, вложения, расчеты).
2
4
Задачи на пропорциональные отношения.
2
5
Действия с обыкновенными дробями. Занимательные задачи.
1
6
Подготовка к муниципальному этапу олимпиады по математике. Решение олимпиадных задач прошлых лет.
5
7
Выпуск математической листовки об участниках районной олимпиады.
1
8
Решение задач на смекалку.
2
9
Решение логических задач.
2
10
Решение задач на практические расчеты по семейному бюджету.
2
11
Задачи на проценты.
3
12
Работа на компьютере. Координатная плоскость.
3
13
Конкурс-игра «Знатоки математики».
1
14
Выпуск математической листовки.
1
15
Участие в мероприятиях недели математики.
1
16
Великие математики. Выступление членов кружка. Решение старинных задач.
2
17
Задачи на движение.
1
18
Решение комбинаторных задач.
1
19
Праздник «А математику затем уж следует учить, что она ум в порядок приводит».
1
20
Составление презентации о работе кружка. Итоговое занятие.
1
Учебно-тематический план работы кружка«Пифагор»
-
№ занятияп/п
Кол-во часов
Тема занятия
Дата проведения
1
1
Организационное занятие.
2.09
2
1
Фокусы с разгадыванием чисел.
9.09
3
1
Математика в жизни человека
(покупки, вложения, расчеты).
16.09
44
4
1
Математика в жизни человека
(покупки, вложения, расчеты).
23.09
5
1
Задачи на пропорциональные отношения.
30.09
6
1
Задачи на пропорциональные отношения.
7.10
7
1
Действия с обыкновенными дробями. Занимательные задачи
14.10
8
1
Подготовка к муниципальному этапу олимпиады по математике. Решение олимпиадных задач прошлых лет.
21.10
9
1
Подготовка к муниципальному этапу олимпиады по математике. Решение олимпиадных задач прошлых лет.
28.10
10
1
Подготовка к муниципальному этапу олимпиады по математике. Решение олимпиадных задач прошлых лет.
11.11
11
1
Подготовка к муниципальному этапу олимпиады по математике. Решение олимпиадных задач прошлых лет.
18.11
12
1
Подготовка к муниципальному этапу олимпиады по математике. Решение олимпиадных задач прошлых лет.
25.11
13
1
Выпуск математической листовки
об участниках районной олимпиады.
2.12
14
1
Решение задач на смекалку
09.12
15
1
Решение задач на смекалку
16.12
16
1
Решение логических задач
23.12
17
1
Решение логических задач
13.01
18
1
Решение задач на практические подсчеты по семейному бюджету
20.01
19
1
Решение задач на практические подсчеты по семейному бюджету
27.01
20
1
Задачи на проценты
3.02
21
1
Задачи на проценты
10.02
22
1
Задачи на проценты
18.02
23
1
Работа на компьютере
Координатная плоскость
25.02
24
1
Работа на компьютере
Координатная плоскость
4.03
25
1
Работа на компьютере
Координатная плоскость
11.03
26
1
Конкурс-игра «Знатоки математики»
18.03
27
1
Выпуск математической листовки
1.04
28
1
Участие в мероприятиях недели математики.
8.04
29
1
Великие математики.
Выступления членов кружка
Решение старинных задач.
15.04
30
1
Великие математики.
Выступления членов кружка
Решение старинных задач.
22.04
31
1
Задачи на движение
29.04
32
1
Решение комбинаторных задач
6.05
33
1
Праздник «А математику затем уж следует учить, что она ум в порядок приводит»
13.05
34
1
Составление презентации о работе кружка
Итоговое занятие.
20.05
5