- Преподавателю
- Математика
- Пояснительная записка к КТП по математике для 4 класса по УМК Школа России
Пояснительная записка к КТП по математике для 4 класса по УМК Школа России
Раздел | Математика |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Охрименко Е.В. |
Дата | 15.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учителя по курсу математики для учащихся 4-го класса разработана в соответствии:
• с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта);
• рекомендациями Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2013 г. рекомендованной МО и Науки РФ (далее Примерной Программой);
• с положениями Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ № 43 им. Г.К.Жукова» г.Курска (далее Образовательной программой);
• с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы общеобразовательных учреждений авторов М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Байтовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой «Математика. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).
2. Общая характеристика учебного предмета
Начальный курс математики - курс интегрированный: в нём объединён арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.
Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертёжными и измерительными приборами.
Основными целями начального обучения математике являются:
■ математическое развитие младших школьников;
■ формирование системы начальных математических знаний;
■ воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
■ формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
■ развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
■ развитие пространственного воображения;
■ развитие математической речи;
■ формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
■ формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
■ формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
■ развитие познавательных способностей;
■ воспитание стремления к расширению математических знаний;
■ формирование критичности мышления;
■ развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Практическая направленность курса выражена в следующих положениях:
- сознательное усвоение детьми различных приемов вычислений обеспечивается за счет использования рационально подобранных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приёма. Предусмотрен постепенный переход к обоснованию вычислительных приемов на основе изученных теоретических положений (переместительное свойство сложения, связь между сложением и вычитанием, сочетательное свойство сложения и др.);
- рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жизненный опыт ребёнка, практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к индуктивным выводам, сразу же находящим применение в учебной практике;
- система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально распределены во времени.
Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, окружающий мир, технология).
3. Место предмета в учебном плане ОУ
В соответствии с Образовательной программой школы на 2014-2015 учебный год рабочая программа рассчитана на 136 часов в год при 4 часах в неделю.
Количество часов в 1 четверти - 32
Количество часов во 2 четверти - 32
Количество часов в 3 четверти - 40
Количество часов в 4 четверти - 32
Уровень обучения: базовый.
УМК, реализующий данную программу: «Школа России».
4. Ценностные ориентиры содержания курса.
Основное содержание обучения в программе представлено крупными разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с данными». Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса математики, по-разному структурировать содержание учебников, распределять разными способами учебный материал и время его изучения.
Программа обеспечена следующим методическим комплектом
«Школа России»
Перечень учебно-методических средств обучения:
-
Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Математика. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2013.
-
Волкова С.И. Математика: Рабочая тетрадь: 4 класс: В 2 ч- М.: Просвещение, 2013.
Литература основная:
-
Моро М. И., Волкова С.И., Степанова С.В. и др. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы- М.: Просвещение, 2013.
-
Волкова С. И., Степанова С. В., Бантова М. А. и др. Математика: Методические рекомендации. 4 класс, М.: Просвещение, 2013.
-
Волкова С.И. Математика: Устные упражнения: 4 класс, М.: Просвещение, 2013.
-
Волкова С. И. Математика: Проверочные работы: 4 класс, М.: Просвещение, 2013.
-
Электронное приложение к учебнику М.И.Моро "Математика", 4 класс, М.: Просвещение, 2013.
-
Волкова С. И. Математика. Контрольные работы. 1-4 классы, М.: Просвещение, 2013.
-
Электронное приложение к учебнику М.И.Моро "Математика", 4 класс, М.: Просвещение, 2013.
Литература дополнительная:
-
Учим математику с увлечением. 1-4 кл / Авт.-сост. А.В. Кочергина, Л.И. Гайдина .- М. : 5 за знания, 2007.
-
Математика для начальных классов. 1 - 4 / Авт. - сост. А.С. Лисовский. - М.: Просвещение , 2008.
-
Максимова Т.Н. Сборник текстовых задач по математике: 2 класс. - М.: ВАКО, 2010.
-
Олимпиадные задания.2 -4 класс: Математика /Авт. - сост. Г.В. Раицкая. 3 - е изд. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,. 2009.
Оборудование: ПК, медиапроектор, обучающие диски.
Учебно-тематический план
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
1
Числа от 1 до 1000. Повторение
13
2
Числа, которые больше 1000. Нумерация
11
3
Величины
16
4
Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание
14
5
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление
74
6
Итоговое повторение
8
Итого
136
5. Планируемые результаты освоения программы
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1) Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2) Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
3) Целостное восприятие окружающего мира.
4) Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
5) Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
6) Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
7) Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
1) Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
2) Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
3) Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4) Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
5) Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
6) Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
7) Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8) Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
9) Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10) Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
11) Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
12) Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования(в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
1) Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
2) Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
3) Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
4)Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре; исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками; представлять, анализировать и интерпретировать данные.
5) Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
6. Содержание программы (136 часов)
Числа от 1 до 1000
Повторение (13 ч)
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2-4 действия. Письменные приёмы вычислений.
Числа, которые больше 1000
Нумерация (11 ч)
Новая счетная единица тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10,100,1000 раз.
Величины (16 ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Сложение и вычитание (14 ч)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений вида:
х + 312 = 654 + 79,
729-х = 217 + 163,
х- 137 = 500-140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное - в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин.
Умножение и деление (74 ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6 - х = 429 +120, х - 18 = 270-50, 360:х=630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
В течение всего года проводится:
вычисление значений числовых выражений в 2 - 4 действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения действий;
решение задач в одно действие, раскрывающих смысл арифметических действий;
нахождение неизвестных компонентов действий;
отношения больше, меньше, равно;
взаимосвязь между величинами;
решение задач в 2-4 действия;
решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных;
разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 - 3 ее частей;
построение изученных фигур с помощью линейки и циркуля.
Итоговое повторение (8 ч)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
К концу обучения в четвёртом классе ученик научится:
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки > (больше), < (меньше), = (равно);
- представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
- объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
- пользоваться изученной математической терминологией;
- записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия (со скобками и без них);
- находить числовые значения буквенных выражений вида а + 3, 8 - г, b : 2, а + Ь, с - d, k : п при заданных числовых значениях входящих в них букв;
- выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
- выполнять вычисления с нулём;
- выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные числа), проверку вычислений;
- решать уравнения вида х±60 = 320, 125+х = 750, 2000-х= 1450, х-12 = 2400, х:5 = 420, 600:х = 25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;
- решать задачи в 1-3 действия;
- находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
- находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
узнавать время по часам;
- выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);
- применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами;
- строить заданный отрезок;
- строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.
К концу обучения в четвёртом классе ученик получит возможность научиться:
- выделять признаки и свойства объектов (прямоугольник, его периметр, площадь и др.);
- выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними;
- определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки;
- формировать речевые математические умения и навыки, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания и т. д.), помогающие понять его смысл; ставить вопросы по ходу выполнения задания;
- выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения задачи, уравнения и др.;
- развивать организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий;
- осуществлять контроль и оценку правильности действий, поиск путей преодоления ошибок;
- сформировать умения читать и записывать числа, знание состава чисел, которые понадобятся при выполнении уотных, а в дальнейшем и письменных вычислений;
- формировать и отрабатывать навыки устных и письменных вычислений: табличные случаи умножения и деления, внетабличные вычисления в пределах 100, разнообразные примеры на применение правил о порядке выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
- пользоваться алгоритмами письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначного числа на однозначное и двузначное числа;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
■ ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);
■ сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;
■ определения времени по часам (в часах и минутах).
Информация о количестве контрольных работ
-
По четвертям
I
II
III
IV
Всего часов
Виды контроля
Количество часов
Математический диктант
2
2
3
2
Контрольная работа
3
3
4
2
Тематическая работа
-
-
-
-
8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Требования к оснащению учебного процесса на уроках математики.
Для работы учащимся необходимо:
Печатные пособия
Таблицы гигиенических требований к положению тетради, ручки, к правильной посадке. Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения.
Карточки с заданиями по математике для 4 класса.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
Классная доска с креплениями для таблиц.
Магнитная доска.
Персональный компьютер с принтером.
Ксерокс.
Аудиомагнитофон.
CD/DVD-проигрыватель.
Телевизор с диагональю не менее 72 см.
Проектор для демонстрации слайдов.
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран размером 150 X 150 см.
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы, соответствующие тематике программы по математике.
Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по математике. Мультимедийные (цировые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по математике.
Учебно-практическое оборудование
Простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, треугольники, ластик.
Материалы: бумага (писчая).
Демонстрационные пособия
Объекты, предназначенные для демонстрации счёта.
Наглядные пособия для изучения состава чисел.
Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, уиркуль, набор угольников, мерки).
Демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длины, площади, периметра).
Демонстрационная таблица умножения, таблица Пифагора.
Демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур и тел.
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.
учебные пособия
-
Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Математика. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2013.
-
Математика. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2-х частях. / Волкова С.И. - М.: Просвещение, 2013.
-
Математика и конструирование. Пособие для учащихся 4 класса / Волкова С.И. - М.: Просвещение, 2013.
-
Математика. Проверочные работы. 4 класс / Волкова С.И. - М.: Просвещение, 2013.
учебно-методическая литература
-
Математика. Рабочие программы. 1-4 классы / Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. - М.: Просвещение, 2011.
-
Математика. Методические рекомендации. 4 класс / Бантова М.А. и др. - М.: Просвещение, 2012.
-
Математика. Устные упражнения. 4 класс / Волкова С.И. - М.: Просвещение, 2012.
-
Для тех, кто любит математику. Пособие для учащихся. 4 класс / Моро М.И., Волкова С.И. - М.: Просвещение, 2010.
-
Математика. Проверочные работы 4 класс / Волкова С.И. - М.: Просвещение, 2012.
-
Уроки математики с применением информационных технологий. 3-4 классы. Методическое пособие с электронным приложением / О.А. Архипова, Ю.М. Багдасарова [и др.]. - М.: Планета, 2011. - (Современная школа).
-
Математика. 4 класс. Интерактивные дидактические материалы. Дидактическое пособие с электронным интерактивным приложением / Авт.-сост.: Н.Л. Андреенкова. - М.: Планета, 2013. - (Качество обучения).
-
Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. - М.: Планета, 2014. - (Качество обучения).
-
Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галанжина. - М.: Планета, 2011. - (Современная школа).