Мастер – класс «Проектная деятельность в музейной педагогике»

Мастер – класс «Проектная деятельность в музейной педагогике» (3 класс) от 23.12.14 года учителя хакасского языка 1 категории Тюкпиековой Галины Константиновны МБОУ Лесоперевалочной СОШ-1.Класс: 3 «а» классУчащихся в классе: 17Учитель: Тюкпиекова Галина КонстантиновнаТема мастер-класса: Проектная деятельность в музейной педагогикеТип урока: урок-экскурсияТехнология: проектная технологияЦель урока: приобщение детей к проектной деятельности и создание условий для формирования навыка исследовател...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Мастер - класс «Проектная деятельность в музейной педагогике» (3 класс) от 23.12.14 года учителя хакасского языка 1 категории Тюкпиековой Галины Константиновны МБОУ Лесоперевалочной СОШ-1.

Класс: 3 «а» класс

Учащихся в классе: 17

Учитель: Тюкпиекова Галина Константиновна

Тема мастер-класса: Проектная деятельность в музейной педагогике

Тип урока: урок-экскурсия

Технология: проектная технология

Цель урока: приобщение детей к проектной деятельности и создание условий для формирования навыка исследовательской работы.

Задачи: -сохранение и популяризация хакасского языка и межпоколенной передачи самобытной культуры народа в семье;

  • -стимулировать учащихся к изучению хакасского языка;

  • -формировать умения использовать в речи названия предметов на хакасском языке;

  • -повышать социальную активность учащихся.

Планируемые результаты: -расширят знания по истории родного края, совершенствуют знания о

Национальных героях;

-осмыслят понятия «археология», «топонимика», «топоним», «курганы», «менгиры», «петроглифы», осмыслят модели воспитания на традициях предков;

- ознакомятся с традициями, обрядами, играми тюркских народов;

-сформируют отношение к семейным ценностям, осознают значение семьи для жизни общества;

-приобретут опыт межличностного и межкультурного общения;

-приобщатся к основам здорового образа жизни на мудрых примерах предков, личной мотивации к выбору ЗОЖ, смогут отказаться от сомнительных предложений и защитят свои интересы, своё здоровье;

-будут уважительно относиться к труду и знаниям ученых с мировым именем, традициям разных народов и народностей;

- повысят уровень культуры взаимоотношений;

- получат языковую практику;

- разработают и проведут экскурсию по теме программы.

Перспектива проекта:

  • Стратегия до посещения (предварительная работа с посетителями)

  • Музеи и интернет

  • Передвижная музейная лаборатория

  • Говорящая экспозиция

  • Использование музейных предметов в процессе обучения (как наглядное пособие)

  • Курсы народных ремесел

Оборудование: Мультимедийная установка, ПК, интернет.

Формы работы: фронтальная, в парах, индивидуальная.

Ход мастер-класса:

-краткий обзор общешкольного проекта по музейной педагогике по презентации - учитель;

-работа проекта «Развитие родного языка» - Торбастаева Ирина, ученица 3а класса;

-Работа по перспективе проекта «Музеи и нтернет»: виртуальная экскурсия 3D навигатором «Анхаковский музей - заповедник «Хуртуях тас» - экскурсоводы учащиеся 3а класса: Торбастаев Иван, Сагатаева Камелия - на русском языке, Чебодаев Данил - на хакасском языке.

Краткий обзор общешкольного проекта по музейной педагогике по презентации.

Наследие - детям.

Тема: Памятники археологии и этнографии как источник образовательной активности музея.

Курс нацелен на:

  • - воспитание культуры общения;

  • - воспитание уважения и любви к своему родному краю, родной культуре, священным местам, к родному селу, Отечеству, начиная с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе;

  • - развитие потребности постоянного общения ребенка и взрослого на основе наиболее значимых явлений этнической культуры и традиций народов Хакасии;

  • - возрождение культурных традиций семьи, общую работу учащихся и родителей в деле охраны и восстановления памятников природы, истории и культуры, решении местных экологических задач.

Работа школьного музея «Тус таңмазы».

Задача ОУ:

создать свой музей, освещающий историю ОУ, выполняющий три основные функции:

  • хранительную,

  • образовательную,

  • мемориальную и внести свою лепту в систему воспитания учащихся с использованием богатейшего материала музеев системы профессионального образования.

Цель и задачи работы музея: - гражданско - патриотическое воспитание обучающихся;

- расширение образовательного пространства, совершенствования обучения средствами дополнительного образования;

- развитие социальной активности и творческой инициативы обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и презентации предметов материальной культуры, источников, имеющих воспитательную, научную и познавательную деятельность;

- овладение практическими навыками поисковой, проектной и исследовательской деятельности.

Задачами музея является изучение истории и природы родного края, изучение истории и традиций поликультурного пространства, развитие туристической и природоохранной деятельности

Структура музея: Основной - 8 ед. основного фонда

  • Научно - вспомогательный - 22 ед. хранения

  • Библиотечный - 80 ед. хранения

  • Временного хранения - 123 ед. временного хранения

  • Обменный фонд - 15 ед.

Экспозиции: «Мобильный музей»-сменная передвижная музейная выставка:

  • Война и жители села

  • Памятники окрестности села Бельтирское

  • Этнография

  • Прорисовки петроглифов

  • Декоративно - прикладное искусство учащихся

  • Традиционная хакасская юрта - этнография

  • Выставка сувениров

  • Геология

  • Древнетюркский алфавит, хакасские буквы

  • Выставка детских работ, поделок

  • Выставка рисунков детей

  • Выставки на календарные и обрядовые праздники.

Общественный Совет музея: с каждого класса 1 ученик.

Основные направления музея: - Работа с фондами

  • - проектно - исследовательская деятельность

  • -туристско - краеведческое направление

  • - создание сети связей с организациями, другими музеями

  • - экскурсионная и презентационная деятельность

  • - издательская деятельность.

Технологии: - ценностно - ориентированные;

- здоровьесберегающие;

- социально - педагогические.

Программа музейного педагога «Наследие-детям».

Цель программы: Приобретение детьми

положительного опыта через традиционную народную культуру.

Задачи:

- расширить и углубить знания детей об истории и традиционной

культуре родного края, познакомить с научными методами

исследования в этнокультурной среде;

- приобщить детей к духовно - нравственным ценностям,

заложенным в народной культуре;

-формировать и развивать у детей навыки культурного общения и

толерантности;

- привить навыки здорового образа жизни.

Образовательные программы и проекты музея, как разовые, так и долгосрочные, ориентированные на привлечение в музей новых посетителей, расширение целевых аудиторий:

  • Детям до 10 лет:

  • Проект «Наушата»

  • Акция «Подарок»

  • Молодежь:

  • Группа в социальной сети «В Контакте»

  • Подростки:

  • Викторины

  • Спортивные состязания

  • Хороводы

  • Конференции

  • Чтения

Социально - ориентированные образовательные программы и проекты для аудитории с особыми потребностями и запросами. Привлечение междисциплинарных специалистов:

  • Проект «Территория равных»

  • -Игры и тренинги на знакомство и сплочение

  • -Мастер - класс для категории с нарушением зрительной функции

  • Полная поэтапная обзорная экскурсия с обрядами

Проекты, представляющие детские экспозиции и игровые площадки, образовательные пространства и интерактивные площадки, создающие яркое художественное решение образовательной среды: Тематический план работы по блокам:

-в юрте конца XIX века;

-развитие родного языка;

-сохраним памятники окрестности;

-хакасские народные праздники;

-ритуалы и обряды хакасов.

Работа проекта «Развитие родного языка» - Торбастаева Ирина, ученица 3а класса.

Меня зовут Торбастаева Ирина, я учусь в 3 А классе, я вас познакомлю с Проектом «Развитие родного языка». Цель проекта: сохранение и развитие лучших достижений народов Саяно - Алтая.

Сначала мы составили План работы на каких мероприятиях будем участвовать, выбрали следующие:

это

  • Дни тюркской письменности и культуры

  • Древнехакасское письмо

  • Международный день Матери

  • День родного языка

Со 2 класса начали старт в проекте. С чего начали? Сначала в школьном музее познакомились с древом тюркских языков, с исследователями Сибири, узнали что такое Орхоно - Енисейская письменность. Наше внимание привлекли буквы на камнях, древние писаницы Енисея. Так мы познакомились с древнехакасским алфавитом. /раздать древнехакасский алфавит/ У вас на руках древнехакасский алфавит, состоит из трёх колонок: в 1 колонке - редко встречающиеся буквы, во 2 и 3 - гласные и согласные в начальной позиции и конечной позиции.

Это мы на уроке.

Нас пригласили в Анхаковский музей «Хуртуях тас» на урок по теме «Древнехакасское письмо»

Там узнали, что с 6-го века нашей эры существовало древнехакасское государство, эта эпоха называется эпоха чаатас (чаа - это война, тас - камень). Высоким достижением древнехакасской культуры того периода было изобретение Енисейской письменности. По мнению ученых она возникла в 7-ом веке.

Самые первые слова, которые смогли расшифровать это были: тигір - небо, Белге каган и Гнечин Кӱл - имена богатырей. Многие учёные хотели прочитать эти загадочные таинственные знаки, но больше всех повезло шведскому учёному Вильгельму Томсену. Он сумел открыть тайну древних енисейских писаниц 2 декабря 1893 года.

Надписи наносились справа налево, пропускались гласные буквы, между словами ставили двоеточие. Например, слово «школа» написали бы таким образом: __________________

-Это мы в хакасской юрте со своей учительницей Евгенией Владимировной.

-Это мы готовим блюдо - талған.

-Это участники проекта «Развитие родного языка» на празднике «Хоровод тюркских народов».

- Калининская школа - защищает проект.

-Школьники из Тувы.

-Семья Сафьяновых знакомит с национальной культурой хакасов.

-Это на празднике «Чыл Пазы».

-Все праздники, все дела завершаются хакасскими национальными играми.

Ожидаемый результат: Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Для начинающих - овладение нормами хакасского речевого этикета в ситуациях повседневного общения. Подготовка к профессиональной деятельности с учетом модернизации и инновационного развития страны.

Своё выступление хочу закончить следующими словами:

Хакасия - мой край родной,

В Хакасии большой простор,

В Хакасии моё село,

Бельтирским названо оно.

В Хакасии есть и поля,

Где скот пасётся,

На века стоят курганы,

Их не счесть,

И баба каменная есть,

К которой с бедами идут

И прославляют её тут.

А в заповеднике родном,

«Казановкой» что наречён,

Есть рукописи давних дней,

Что предок мой оставил мне.

Не чувствую себя чужой

В моей Хакасии родной.

Ведь родилась я здесь, живу

Хакасию свою люблю.

Виртуальная экскурсия по музею «Хуртуях тас»

В музее хранится памятник эпохи бронзы II - III тысячелетия до нашей эры. Памятник известен науке под именем Улуғ Хуртуях тас и почитается как великая святыня.

Хуртуях иней является покровительницей семьи, женщин и детей. С древних времен возле памятника проводили различные действия, направленные на укрепление семьи и благоденствия. Дети Хуртуях иней счастливые и полезные обществу люди.

Вот эта I юрта слева - это юрта экскурсоводов, там можно приобрести билеты входные в музей и купить обереги-амулеты, сувениры. Справа юрта музейного педагога, там и проходили наши занятия по проекту развития языка. Впереди юрта - Администрации музея, туда вход запрещен, а мы зайдем в старинную юрту конца XIX века, которую привезли в 2005 году с деревни Чахсы-хоных. Принадлежал он человеку по имени Чустугешев Арсис, из рода Читі Пӱӱр. Юрта деревянная, восьмиугольная, середняка. У богатых были 14, 16-угольные. Слева - сол сари - мужская половина, там хранились те вещи, чем занимался хозяин юрты, были скотоводами, рыболовами, охотниками. В этой юрте, вероятно, живет охотник. Висят шкуры: выдры - хамнос, барсука - порсых, крыло орла, богатая шкура лисы - тӱлгӱ тирезі. Сундухтар,пайлар пӧріктері - ир кізі пӧріктері, тӱлгӱ пӧрігі.

Хакас чонының кӧг инструменттері: чатхан хомыс, стенеде аба тирезі.

Аннаң андары тадар тоны - ӱлӱкӱнде кисчең тадар кӧгенектері.

Чир столы, типсі стол ӱстӱнде. Пизік - пала абытчаң.

Оң сари - ипчі кізі сари, анда ӧӧркі тасхахта ырағалар, бутылкалар. Алтында аарлығ айахтар - пайлар, аарлығ аалҷыларны сыйлирға тутчаңнар.

Алтында: тӱӱстер - тостаң иділген, ағастаң иділген ідіс - хамыстар, айахтар.

Хоорғыс тамах хоорҷаң, соох паза соох палазы арба насхаҷаң, сарғаас, тербен. Сабаннар айран турғысчаң.

Очых - иң аарлығ чир.

Вывод: Вообще, сама по себе юрта - уникальное. Все в ней продумано, каждая вещь имеет свое определенное место, ничего нет случайного. Низкий проем двери, выходящей на восток, дымоход, по которому, вернее, по проникающим через него солнечным лучам, можно было определять время, деление пространства на мужскую и женскую половины - все в ней связано с мировоззрением и традициями народа. Хозяева юрты даже голос не повышали при разговоре, почитали очаг, кормили обереги в юрте, чтоб притягивать удачу и соблюдали особый этикет за столом.








































Самоанализ мастер - класса «Проектная деятельность в музейной педагогике» (3 класс) от 23.12.14 года учителя хакасского языка 1 категории Тюкпиековой Галины Константиновны МБОУ Лесоперевалочной СОШ-1.

Тема: Проектная деятельность в музейной педагогике.

Тип мастер - класса: урок-экскурсия.

Целью данного урока является приобщение детей к проектной деятельности и создание условий для формирования навыка исследовательской работы.

Задачи: -сохранение и популяризация хакасского языка и межпоколенной передачи самобытной культуры народа в семье;

  • -стимулирование учащихся к изучению хакасского языка;

  • -формирование умения использовать в речи названия предметов на хакасском языке;

  • -повышение социальной активности учащихся.

Если смотреть со стороны реализуемых образовательных и воспитательных методик и подходов, то -это технология проектов; формирование навыков проектной деятельности (знание алгоритма составления проектов). Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Школьники не всегда имеют достаточно яркого представления о системе музейного образования и истории традиций музейных учреждений. В этой связи наиболее актуальной задачей является адаптация музейной работы, стимулирование интересов учеников к истории родного края, родного языка, формирование активной жизненной позиции, повышение интеллектуального уровня, воспитание патриотизма.

Испокон веков наш народ, живя в традиционной вере, придерживался следующих законов:

  1. Ценить мудрость и благородство.

  2. Храбрость и решительность сочетать с осторожностью.

  3. Вырабатывать в себе выдержку, терпение и настойчивость.

  4. Проявлять великодушие и чувство благодарности тем, кто верен и предан.

  5. Не иметь распутных наклонностей и иметь умеренность во всём.

  6. Сдерживать данное слово.

  7. Соблюдать строгую справедливость в жизни.

  8. Доводить дело до конца - в этом достоинство человека.

  9. Преследовать пороки, такие как измена, предательство, трусость, ложь, воровство, прелюбодеяние.

  10. Почитать старших, уважать храмы, священные земли, уважать другие религиозные конфессии.

  11. Не пить спиртного, когда нет свадьбы и прочих гуляний, и в то время, когда никто специально не угощает.

  12. Придерживаться нравственных позиций в семье и в жизни.

В целом призываю своих учеников придерживаться мудрых принципов наших предков:

1. Любить, учить и познавать свой язык. Только через свой язык мы понятны духам предков, которые пронесли свой язык в сохранности до нашего времени и мы должны осознать то, что с исчезновением языка исчезнем как народ.

2. Любить, учить и познавать свою настоящую историю и культуру. Историю и культуру своей местности, где ты живёшь и дышишь сейчас. С древнейших времён по настоящее время историю могущественного древнехакасского каганата, помня о том, что мы являемся потомками.

3. Знать свою героику. Знать и помнить дела и подвиги реально живших богатырей, которые боролись за свой народ, своё племя, свой род, оставшиеся в памяти хакасского народа, а так же в архивных записях исследователей, фольклористов прошлогоXIX и начала XX века. Этим героям средневековья и позднего времени нужно ставить памятники, как у других народов.

4. Познавать, уважать и возрождать национальные традиции, чтобы они жили в народе, а не только на сцене театра и концертных площадках. Обязательно ввести в род традиции, которые являются оберегом для рода и сохранения потомков.

5. Знать и почитать свою хакасскую мифологию в сравнении с мифами других народов, родословные предания и легенды, не забывать кто ты есть по крови до 7-го колена.

6. Возвращаться к своим истокам - корням, на свою родную землю, в свой родной аал и поднимать родовые поместья. Знать и уважать родовую священную гору, источник, реку, дерево и освятить их.

7. Воспитывать детей в традициях своего народа, прививая им традиционные навыки, которыми мы владеем, владели наши деды и прадеды. В уважении к старшему поколению, искореняя социальные пороки.

Соответствие мастер-класса требованиям ФГОС.

  1. Ориентация на новые образовательные результаты.

  2. Нацеленная деятельность на формирование УУД.

Планируемые результаты:

Предметные: ученик научится

-повышать уровень культуры взаимоотношений;

-получит языковую практику;

-и сможет разработать и провести экскурсию по теме проекта.

Ученик получит возможность научиться

-выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;

-участвовать в диалоге, монологе, полилоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные: ученик

-проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-понимает причины успеха в учебной деятельности.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: ученик

-определяет цель деятельности;

-учится работать самостоятельно и по предложенному учителем плану.

Познавательные: ученик

-расширяет знания по истории родного края, совершенствует знания о национальных героях;

-осмыслит модели воспитания на традициях предков;

-приобретет опыт межличностного и межкультурного общения, приобщится к основам ЗОЖ, будет уважительно относиться к труду и знаниям своих ученых, к традициям разных народов и народностей;

-делает выводы о результате;

-составляет план под руководством учителя.

Коммуникативные: ученик

-слушает и понимает речь других;

-договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Считаю, что заявленной цели поставленных задач проведенный мастер-класс достиг. Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, предварительная работа помогла каждому ребенку продвинуться в своем индивидуальном развитии.

© 2010-2022