Программа факультативного занятия Занимательная математика для 4 класса

Программа факультативного занятия «Занимательная математика» рассчитана на 34 часа. Данная программа составлена с учётом возрастных особенностей младших школьников. В  основе познавательных способностей детей младшего школьного возраста как сенсорных (восприятие предметов и их внеклассных свойств), так и интеллектуальных лежит целенаправленное развитие познавательных процессов. Среди них в младшем школьном возрасте выделяются : внимание, воображение, память и мышление. Уровень мышления младших школьников непосредственно связан с активностью произвольного внимания. На факультативных занятиях для развития внимания используются задания, направленные не только на увеличение его объёма и устойчивости, но и на формирование умения переключать и распределять внимание на несколько свойств предметов или видов выполняемой деятельности. К заданиям, способствующим развитию внимания и восприятия, относятся задания типа: обвести контур различных геометрических фигур, определить взаимное расположение фигур в пространстве и на плоскости и т.д. Задания по развитию у детей воображения включают: отыскание в абстрактных картинках целостных фигур или образов, дорисовку геометрических фигур, составление из линейных элементов простейших плоскостных и пространственных фигур из палочек. Деление их на части и другие. Для развития произвольной памяти применяются задания с приёмами логического запоминания. Решение логических задач опирается не столько на вычисления, сколько на рассуждения, требуют построения цепочки точных логических рассуждений с правильными умозаключениями. Среди занимательных задач видное место занимают сказочные задачи, т.е. задачи со сказочными образами. Сказочная форма позволяет ввести необычные, увлекательные ситуации в математические задачи. Тем самым эти задачи оживляются. Такое соединение благоприятно для обучения, поскольку через сказочные элементы можно найти путь в сферу эмоций ребёнка. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к матема... Логические задачи на раскрашивание вызывают активную деятельность детей. Лист бумаги и цветные карандаши или краски – вот и всё, что надо для их решения. С помощью задач на раскрашивание у детей младшего школьного возраста формируется умение ориентироваться на плоскости, устанавливать взаимооднозначное соответствие между элементами множества.
Раздел Математика
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Казимировская средняя общеобразовательная школа

Руднянского района Смоленской области

Научно-техническое направление

для учащихся 9-10 лет (4 класс)

срок реализации 1 год (34 часа)

модифицированная









ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»





Учитель начальных классов - Прудникова Н.В.















д. Казимирово, 2011 год.



- 2 -

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа факультативного занятия «Занимательная математика» рассчитана на 34 часа. Данная программа составлена с учётом возрастных особенностей младших школьников.

В основе познавательных способностей детей младшего школьного возраста как сенсорных (восприятие предметов и их внеклассных свойств), так и интеллектуальных лежит целенаправленное развитие познавательных процессов. Среди них в младшем школьном возрасте выделяются : внимание, воображение, память и мышление.

Уровень мышления младших школьников непосредственно связан с активностью произвольного внимания.

На факультативных занятиях для развития внимания используются задания, направленные не только на увеличение его объёма и устойчивости, но и на формирование умения переключать и распределять внимание на несколько свойств предметов или видов выполняемой деятельности.

К заданиям, способствующим развитию внимания и восприятия, относятся задания типа: обвести контур различных геометрических фигур, определить взаимное расположение фигур в пространстве и на плоскости и т.д.

Задания по развитию у детей воображения включают: отыскание в абстрактных картинках целостных фигур или образов, дорисовку геометрических фигур, составление из линейных элементов простейших плоскостных и пространственных фигур из палочек. Деление их на части и другие.

Для развития произвольной памяти применяются задания с приёмами логического запоминания. Решение логических задач опирается не столько на вычисления, сколько на рассуждения, требуют построения цепочки точных логических рассуждений с правильными умозаключениями.

Среди занимательных задач видное место занимают сказочные задачи, т.е. задачи со сказочными образами. Сказочная форма позволяет ввести необычные, увлекательные ситуации в математические задачи. Тем самым эти задачи оживляются. Такое соединение благоприятно для обучения, поскольку через сказочные элементы можно найти путь в сферу эмоций ребёнка. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к математике. Особый интерес представляют головоломки, игры, арифметические ребусы. Они помогают максимально активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Логические задачи на раскрашивание вызывают активную деятельность детей. Лист бумаги и цветные карандаши или краски - вот и всё, что надо для их решения. С помощью задач на раскрашивание у детей младшего школьного возраста формируется умение ориентироваться на плоскости, устанавливать взаимооднозначное соответствие между элементами множества.

- 3 -

Факультативные занятия призваны обеспечить:

- прочную основу для развития познавательных способностей детей;

- повысить уровень математического развития и расширить кругозор детей;

- развивать интерес к занятиям математикой;

- углубить представления об использовании сведений по математике на практике;

- воспитывать настойчивость, волю, упорство в достижении цели.

Занимательные задачи знакомят учащихся с профессиями и увлечениями людей, жизнью в разных странах, современных и древних, содержат сведения о животных и растениях, а также имеют экологическую направленность.

Комплексный подход, используемый на занятиях, не только учит детей быстро решать задачи, но и развивает кругозор, воображение, чувство юмора, абстрактное и логическое мышление.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, в течение всего года.

ЧТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И УМЕТЬ УЧАЩИЕСЯ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА:

- уметь решать занимательные задачи для развития логического мышления;

- знать содержание математических задач;

- уметь решать занимательные задачи сказочного характера;

- уметь разгадывать арифметические ребусы, головоломки, решать задачи - шутки;

- уметь выполнять различные упражнения со счётными палочками, числами, предметами;

- уметь применять свои знания на практике.



- 4 -

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

1.

Вводный урок.

1

2.

Занимательные задачи для развития логического мышления.

5

3.

Занимательные задачи для изучения мер времени.

3

4.

Сказочная арифметика.

6

5.

Задачи, воспитывающие исследовательские умения у младших школьников.

3

6.

Геометрия вокруг нас.

3

7.

В царстве смекалки.

3

8.

Цифры, числа.

3

9.

Занимательные задачи экологического характера.

3

10.

Занимательная арифметика.

3

11.

Заключительное занятие.

1

ИТОГО:

34 ЧАСА



- 5 -

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА:

1. Вводный урок - 1 час.

- Математика вокруг нас.

2. Занимательные задачи для развития логического мышления- 5 часов.

- Логические задачи на раскрашивание.

3. Занимательные задачи для изучения мер времени- 3 часа.

4. Сказочная арифметика- 6 часов.

- Занимательные задачи сказочного характера;

- Математическая сказка- задача «Приключения в царстве Математики»;

- Математические сказки «О нуле», «Победа знаний», «Герой планеты Фиалка».

5. Задачи, воспитывающие исследовательские умения у младших школьников - 3 часа.

6. Геометрия вокруг нас - 3 часа.

- Занимательная геометрия; задачи, связанные с квадратом.

7. В царстве смекалки - 3 часа.

-Арифметические ребусы, головоломки, задачи - шутки.

8. Цифры. Числа.- 3 часа.

- «Сказочные цифры»;

- Числовые суеверия и их несостоятельность, игры с числами и предметами.

9. Занимательные задачи экологического характера- 3 часа.

- Арифметика в гостях у насекомых;

- «Зелёная арифметика».

10. Занимательная арифметика - 3 часа.

-Старинные русские задачи, каменные арифметика;

- Подводная арифметика, арифметика в звёздном небе, арифметика и транспорт.

11. Заключительное занятие - 1 час.

- «КВМ».

- 6-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

1.Р.Ф.Соболевский «Логические и математические игры».

2.И.Леманн «2х2+ шутка».

3. З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для младших школьников».

4. Е.И.Игнатьев «В царстве смекалки».

5. Л.И.Сорокин «Занимательные задачи по математике для учащихся 1 - 4 классов».

6. Журналы «Начальная школа»,1983 -2010 г.г.

7. Газеты «Начальная школа», 1992- 2010 г.г.





© 2010-2022