- Преподавателю
- Математика
- Урок Арифметическая и геометрическая прогрессии
Урок Арифметическая и геометрическая прогрессии
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лощенок Л.В. |
Дата | 21.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок " Арифметическая и геометрическая прогрессии"
Составила Лощенок Людмила Владимировна
Цели урока:
1. Образовательные - обобщить знания по теме; закрепить умения учащихся применять формулы арифметической и геометрической прогрессий.
2. Развивающие - продолжить дальнейшую работу по выработке умения подмечать закономерности, проводить рассуждения по аналогии;
3. Воспитательные - содействовать воспитанию интереса к математике, активности, умению общаться, аргументировано отстаивать свои взгляды.
Эпиграф к уроку: "Сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления, чтобы какой-нибудь предмет был понят ясно, отличайте его от самых сходных с ним предметов и находите сходство с самыми отдельными от него предметами, тогда только вы выясните себе все существенные признаки, а это значит - понять предмет". (К.Д. Ушинский)
Ход урока:
-
Организационный момент.
Постановка целей урока. -
Проверка домашнего задания
У доски решить более сложное задание, предложив это сделать учащимся. № 440 (а), дополнительно № 514
-
Устная работа.
1)Выделение объектов исследования, определение прогрессий. Записать на доске:
а) 1;4;7;10;13;… Ответ: арифметическая прогрес., d=3
б)2;4;8;16;32;… не является прогрессией
в) геометрическая прогрес., q=2
г) 3;0;-3;-6;-9;… арифметическая прогрес., d=-3
д) 4;9;16;25;… не является прогрессией
е) геометрическая прогрес., q=1/5
ж) 1;8;27;64;… не является прогрессией
з) не является прогрессией
и) -2;2;-2; 2;… геометрическая прогрес., q=-1
к) 5;5;5;5;5;… геометрическая прогрес., q=1
и арифметическая прогрес., d=0.
Вопросы к заданию:
1. Какие из последовательностей являются арифметическими, а какие геометрическими прогрессиями. Для арифметической прогрессии найти ее разность, для геометрической - знаменатель.
2. Как называется последовательность указанная в пунктах и), к)
3. Найти сумму n первых членов последовательности и), к).
2). Учебно-познавательная работа учащихся обобщению знаний.
"Прогрессия" - латинское слово, означающее "движение вперед", было введено римским автором Боэцием (VI век) и понималось в более широком смысле, как бесконечная числовая последовательность. Предлагается разделить страницу тетради на две части и слева написать "Арифметическая прогрессия", а справа "Геометрическая прогрессия". Всю работу школьники проделывают на доске и в тетрадях одновременно для обеих прогрессий.
Результаты
Арифметическая прогрессия
Геометрическая прогрессия
Определение
d - разность.
q - знаменатель.
Формула n-ого члена
Характеристическое свойство
Формула суммы п первых членов
Сумма бесконечной геометрической прогрессии при |q| < 1
-
Решение задач
-
Сколько чисел, которые делятся на 7, заключено между 1 и 10000?
-
Доказать, что если а, в, с - три последовательных члена арифметической прогрессии, то между ними существует зависимость:
-
Решите уравнение: х2+4х2+7х2+10х2+…+58х2=1180
-
Три числа, из которых третье равно 12, образуют убывающую геометрическую прогрессию. Если вместо 12 взять 9, то три числа составят арифметическую прогрессию. Найдите первые два числа.
-
Найдите все прямоугольные треугольники, длины сторон которых составляют геометрическую прогрессию. (Дополнительно - образуют арифметическую прогрессию)
-
Самопроверка.
Самостоятельная работа (10 мин.)
Вариант.1
1 Между числами 17 и 32 вставьте пять таких чисел, чтобы они вместе с данными составили арифметическую прогрессию. (Дополнительно)
2. Найдите сумму с третьего по десятый включительно членов арифметической прогрессии: -3;-1;…
3. Найдите сумму членов с третьего по шестой включительно геометрической прогрессии:
Вариант 2.
-
Между числами 5 и 320 вставьте еще пять чисел, чтобы они вместе с данными составили геометрическую прогрессию. (Дополнительно)
2. Найдите сумму с третьего по десятый включительно членов арифметической прогрессии: 2;7;…
3. Найдите сумму членов с третьего по шестой включительно геометрической прогрессии: 32; 16; …
-
Итоги урока. Домашнее задание.
Учебник Ананченко, стр. 369, № 902, 907 (а, в), 915.
И экзаменационного сборника задача: