Применение ИКТ на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение информационно-коммуникационных технологий

на уроках математики


Акристиний Н. М., учитель математики МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» г. о. Троицк в гор. Москве


Введение

Применение новых информационных и коммуникационных технологий в школьном образовании обсуждается на страницах всех методических газет и журналов. Каждому учителю, безусловно, очевидна целесообразность применения компьютеров для обучения в среднем и старшем звеньях школы.

Ныне компьютер может представлять:

- источник учебной информации;

- наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и

телекоммуникаций);

- тренажер;

- средство диагностики и контроля.

Компьютерные телекоммуникации, информационные ресурсы, услуги интернет и мультимедийные комплексы при грамотном их использовании способствуют вовлечению учителей и обучающихся в активный познавательный и воспитательный процесс, свободному доступу к необходимой информации с целью формирования собственного аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования.

Изучение математики в настоящее время сопряжено с целым рядом особенностей:

- изменились приоритеты в обществе и в науке - в настоящее время наблюдается рост приоритета гуманитарных наук;

- сократилось количество уроков математики в школе;

- в отличии от гуманитарных наук математика недостаточно ярко воздействует на чувства и эмоции обучающихся.

Имеющиеся возможности представления информации на компьютере могут помочь учителю математики в привлечении обучающихся к осознанному изучению математики, в изменении и обогащении содержания математического образования.

К тому же, выполнение любого задания, упражнения с помощью компьютера создает возможности для повышения интенсивности урока; использование вариативного материала и различных режимов работы способствуют индивидуализации обучения.

Использование компьютера значительно расширяет возможности человека в его интеллектуальном и личностном развитии и этот факт тоже нельзя не учитывать в воспитательном процессе.

При анализе целесообразности использования компьютера в учебном процессе нужно учитывать некоторые дидактические возможности компьютера:

- расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;

- привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;

- развитие познавательных способностей учащихся;

- интегрированное обучение предмету;

- развитие мотивации у учащихся.

Таким образом, информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.

Обоснование методической проблемы.

Методическая проблема, которая ныне широко обсуждается в педагогическом сообществе это: «Как же наиболее эффективно использовать потенциальные возможности современных информационных и коммуникационных технологий при обучении школьников, в том числе, при обучении математике?». Поэтому методическая проблема, над которой и я работаю последнее время, это - «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики, как средство повышения мотивации учения».

Задачей обучения является не только сообщение определенной суммы знаний учащимся, но и развитие у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» и обогащению знаний и умений, применения их в своей практической деятельности.

Главный труд любого школьника - это учение, и поэтому очень важно научить их разумно учиться. Общепризнанно, что математика является наиболее трудоемким учебным предметом, требующим от учащихся постоянной, кропотливой и значительной по объему разнообразной самостоятельной работы. Поэтому одной из главных задач учителя математики является формирование и развитие навыков изучения математики, элементов культуры учения и мышления. Для этого необходимо детально проработать содержательный аспект обучения и отобрать из всего многообразия методов, форм, технологий такие, которые приведут учащихся к усвоению понятийных компонентов программы обучения, позволят развивать познавательные способности учащихся, их активность в учебной деятельности, а также обеспечат формирование и развитие коммуникативных компетенций учащихся. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс, конечно, на уроках можно использовать информационные технологии. При этом следует обратить внимание, что новые средства обучения позволяют органично сочетать информационно - коммуникативные, личностно - ориентированные технологии с методами творческой и поисковой деятельности. Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений.


Внедрение ИКТ в современное образование.


В настоящее время происходит интенсивное внедрение современных компьютерных технологий в преподавание естественных учебных дисциплин. При этом наибольший эффект достигается при использовании компьютеров в обучении решению стандартных задач различного класса. Это объясняется тем, что в процессе обучения организуется активный диалог компьютера с пользователем в удобном для него режиме. Обучаемому предлагается задача для решения, тип и сложность которой он может выбрать самостоятельно. При этом он может воспользоваться различными видами помощи. Если он не знает, как решать данную задачу, ему может быть продемонстрировано подробное, методически обоснованное решение данной задачи. После этого обучаемый может попытаться решить аналогичную задачу или перейти на более простой уровень решения задач.

Процесс информатизации образования затрагивает все сферы функционирования школы. Использование информационно-коммуникативных технологий в школе позволяет существенно изменить профессиональную деятельность всех учеников образовательного процесса. Уровень применения средств информационно-коммуникативных технологий в педагогической деятельности является одним из важных показателей развития информационных компетенций педагога.

Несомненно, появляются новые обучающие методики, новая педагогика, новые инструменты и новые ресурсы, доступные учителю.

У информационно-коммуникативных технологий существует множество определений, и почти все они сходятся на том, что эти технологии включает в себя текстовую, графическую, анимационную, видео- и звуковую информацию в интегрированном представлении, допускающую различные способы структурирования и представления.

Рассматривая информационно-коммуникативные технологии как средство обучения, в различных академических контекстах мультимедийные продукты и услуги Интернет могут использоваться для выработки созидательных навыков и развития критического мышления. ИКТ могут быть использованы для улучшения качества образования в отдельных предметных областях, в том числе в математике.

Применение информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека: в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик активно участвует в процессе.

Использование мультимедиа позволяет обучающимся самостоятельно работать над учебными материалами и самостоятельно решать, как изучать материалы, в какой последовательности и как использовать интерактивные возможности программных обеспечений, как реализовать совместную работу с другими членами учебной группы. Таким образом, обучающиеся становятся активными участниками образовательного процесса.

Обучающиеся могут влиять и на свой собственный процесс обучения, подстраивая его под свои индивидуальные способности и предпочтения, т. е. индивидуализировать процесс обучения. Они могут изучать именно тот материал, который их интересует, повторять материал столько раз, сколько им нужно, и это помогает устранить многие препятствия их индивидуальному восприятию.

Цели и задачи использования ИКТ.


Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и прежде всего перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях,

- самостоятельно критически мыслить;

- грамотно работать с информацией;

- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах;

- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Цели использования компьютера на уроках математики следующие:

- развитие межпредметных связей математики и информатики, математики с другими науками;

- формирование компьютерной грамотности;

- развитие самостоятельной работы учащихся на уроке;

- реализация индивидуального, личностно-ориентированного подхода.

В связи с острой проблемой экономии времени в ходе учебного процесса перед современной школой также ставится задача - найти средства и приёмы обучения, позволяющие максимально экономить время на уроке.

Мои задачи как учителя математики:

- обеспечить фундаментальную математическую подготовку детей;

- формировать информационную и методическую культуру, творческий стиль деятельности учащихся;

- подготовить учащихся к использованию информационных технологий.

Применение ИКТ на уроках математики дает возможность учителю сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания учащихся, в том числе и в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности - познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры учащихся.

Использование ИКТ в учебном процессе предполагает повышение качества образования - одной из насущных проблем для современного общества.

Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет:

- сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;

- эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала в удаленных базах данных благодаря использованию средств телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у учащихся потребности в поисковых действиях;

- индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;

- раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т.ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки;

- самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;

- осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.

Использование ИКТ на этапах процесса обучения.


К. Ф. Гауссу принадлежат слова «математика - наука для глаз, а не для ушей», поэтому полагаю, что математика - это один из тех предметов, в котором использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовку и проверку домашнего задания, самостоятельную работу, проверочные и контрольные работы, На базе использования ИКТ многие методические цели могут быть реализованы боле эффективно.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.

Таким образом, информационные технологии, на мой взгляд, могут быть использованы в различных формах организации и видах учебной деятельности:

- самостоятельное обучение;

- самостоятельное обучение с помощью учителя (в том числе учителя как консультанта);

- выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;

- внеклассная работа;

- творческая работа.

В процесс урока можно включать:

- частичную замену учебно-методических материалов (фрагментарное, выборочное

использование дополнительного материала);

- использование тренинговых (тренировочных) программ;

- использование диагностических и контролирующих материалов;

- использование компьютера для вычислений, построения графиков;

- использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;

- использование игровых и занимательных программ;

- использование информационно-справочных программ.

Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения:

- графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения;

- возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, изменять скорость их движения, размер, цвет и т. д. позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга.

Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и, что немаловажно, выдержкой, спокойствием и «дружественностью» машины по отношению к ученику.

Кроме перечисленного, имеет большое значение тот факт, что в процессе работы ученика и учителя с использованием компьютерных технологий, ученик постепенно входит в реальный мир взрослых, производственную деятельность современного человека. Но повсеместное внедрение ИКТ в жизнь современного человека ставит учителя перед дилеммой: либо ты идёшь в ногу со временем, учишь детей по-современному, с использованием современных обучающих технологий, либо отстаёшь в профессии.

Вот и я прошла курсы повышения квалификации:

- в 2007 году по теме «Интернет-технологии для учителя- предметника» (72 часа),

по теме «Квалифицированный пользователь IBM» (108 часов),

- в 2008 году по теме « Применение информационных технологий в методике преподавания математики» (72 часа),

- в 2009 году по теме: «Интернет-технологии для администратора образовательного учреждения» (36 часов),

- в 2013 году по теме «Подготовка учителя основной школы к переходу на ФГОС» (108 часов), по теме «Формирование межпредметных связей в образовательном процессе» (72 часа),

- 25-26 июня 2014 года по теме «Применение новых технологий в образовании» в рамках 25-ой Международной конференции, которая проходила в гор. Троицке и была посвящена информационно-коммуникационным технологиям.

Конечно, при применении ИКТ необходимо учитывать и наличие следующих условий:

- наличие соответствующих изучаемой теме программ;

- количество компьютеризированных рабочих мест в кабинете математики;

- готовность учеников к работе с использованием компьютера;

- возможности ученика использовать компьютерные технологии вне класса.


Виды реализации ИКТ.


Информационная технология, по мнению Г.К. Селевко может быть реализована в трех видах (вариантах):

· как «проникающая» (использование компьютера при изучении отдельных тем, разделов, для решения отдельных дидактических задач);

· как «основная» (наиболее значимая в используемой педагогической технологии);

· как «монотехнология» (когда все обучение и управление учебным процессом, включая все виды диагностики, контроля и мониторинга, опираются на применение компьютера).

Конечно, идеальный вариант, к которому стремится каждый учитель - это монотехнологическое обучение, т.е. самостоятельная учебная работа ребенка в интерактивной среде обучения, используя готовые электронные учебные курсы. Но использование информационных технологий необходимо рассматривать в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса:

- создание уроков с использованием ИТ;

- творческая проектная работа учащихся;

- дистанционное обучение, конкурсы;

- библиотека, ресурсы Интернет;

- элективные курсы;

- социально - психологический мониторинг становления личности учащегося;

- творческое взаимодействие с педагогами.

Формы использования ИКТ.


С целью интенсификации обучения, наряду с ранее использовавшимися в обучении математике классическими формами обучения в школе и в самостоятельной работе учеников всё чаще используется программное обеспечение учебных дисциплин: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий, тематические компьютерные игры.

Возможности компьютера, при использовании адаптированных к нему дополнительных технологий: программных продуктов, Интернета, сетевого и демонстрационного оборудования - составляют материальную базу информационно-коммуникативных технологий.

В процессе преподавания математики используемые ИКТ можно представить в виде следующих основных блоков:

- мультимедийные сценарии уроков;

- проверка знаний на уроке;

- подготовка к ОГЭ и ЕГЭ (в том числе и как спецкурс)

- внеурочная деятельность

Мультимедийные сценарии уроков.

Одно из преимуществ использования ИКТ является резкое увеличение времени самостоятельной работы. Такой процесс обучения позволяет развивать мышление, активизировать мыслительные процессы. Работа будет творческой, если в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи вновь добываемых знаний.

Использование на уроках мультимедиа реализует такие принципы:

- Принцип наглядности. Позволяет использовать на любом уроке иллюстративный материал, аудиоматериал, ресурсы редких иллюстраций. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

- Принцип природосообразности. Использование материалов Интернет вызывает интерес учащихся старших классов. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

- Принцип прочности. Использование уроков-презентаций технически позволяет неоднократно возвращаться к изученному или изучаемому материалу. Использование обучающих программ позволяет на одном уроке вызывать материал предыдущих уроков.

- Принцип научности: преобразование этого принципа при мультимедиа обучении получает более фундаментальную основу.

- Принцип доступности: данная технология интегрируется с технологией дифференцированного обучения и позволяет одновременно на уроке выводить на монитор или экран разноуровневые задания, контрольно-тестовые задания, задания повышенной сложности.

- Принцип системности: использование уроков- презентаций позволяет разработать систему уроков по одной теме, а также выводя на экран элементы предыдущих уроков, объяснять новое.

Принцип последовательности: как и на традиционных уроках, учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно.

Практиковать проведение таких уроков можно как при изложении нового материала, так и при повторении пройденного.

Электронные учебники.

Среди самых основных плюсов формирования материала на электронном носителе, по-моему мнению, можно отметить разнородность учебного материала (текст, иллюстрации, анимация), интерактивность, мгновенный поиск. Все это информационное богатство, открывающее большие перспективы для учителя, конечно, невозможны на бумаге. Электронный учебник обладает рядом, несомненно, положительных свойств, выгодно отличающих его от традиционных учебников - текст учебника сопровождается большим количеством слайдов и видеофрагментов, усиливающих эмоционально-личностное восприятие учащимися изучаемого материала; использование такого учебника позволяет сделать на уроке намного больше, чем с помощью традиционных средств, повысить интерес к предмету математики. На своих уроках использую диски учебно-методической поддержки по математике. Однако, не все имеющиеся в школьной медиатеке диски, обучающие программы соответствуют изучаемому материалу, они не учитывают особенности класса, содержания программы. Поэтому их можно использовать не в полном объеме, а, давая конкретные темы или задания.

Компьютерные программы. По функциональному назначению компьютерные программы условно можно разделить на четыре основных вида:

- информационно-иллюстративные (заменяют обычные наглядные пособия и традиционные аудио-визуальные средства обучения);

- развивающие программы (ориентированы на развитие памяти, внимания, логики, пространственного мышления учащихся);

- обучающие программы (предполагают исследовательскую работу учащихся за компьютером или программы-тренажеры для получения определенных навыков);

- контролирующие программы (чаще всего программы тестирования уровня обученности учащихся. Такие программы предполагают индивидуальный опрос каждого учащегося).

Свои электронные приложения выпускает журнал «Математика в школе», журнал «Математика».

Диски компании «Кирилл и Мефодий» - «Уроки Кирилла и Мефодия» по алгебре и геометрии содержат мультимедийные уроки, иллюстрации, анимации, интерактивные тренажеры, справочники терминов и понятий, тесты и проверочные задания.

Диск «1С-Школа. Алгебраические задачи с параметрами. 9-11 классы» содержит 36 уроков с с мультимедиа-демонстрациями, упражнениями, пошаговыми тренажерами.

Диски В.Н. Дубровского и Ю. Е. Егорова «Решаем задачи по геометрии» включают анимированные лекции- статьи, динамические геометрические модели-чертежи, созданные в среде «1С Математический конструктор».

Издательством «Учитель» разработан компакт-диск «Геометрия 7-9 классы. Дидактический и раздаточный материал», который содержит вопросы, карточки-задания и позволяет учителям самостоятельно готовить раздаточный материал (карточки) - вносить изменения, добавления.

Диск «Математика 5-11 классы. Практикум» используется как для объяснения нового материала, так и в качестве закрепления пройденного учащимися при самостоятельной работе с компьютером. Электронное издание представляет собой комплекс лабораторных работ по геометрии, алгебре, алгоритмике и теории вероятностей, предназначенный для поддержки этих курсов практическими заданиями творческого характера. В комплекс включены задания на конструирование, моделирование, математический эксперимент, рассчитанные на все уровни и профили обучения.

При изучении темы «Линейная функция» в 7 классе можно воспользоваться диском Л.Я. Боревского «Курс математики XXI века».

При закреплении изученного материала, для самостоятельной работы учащихся можно использовать диск «Учебное электронное издание. Математика 5-11 классы». Применение указанного диска позволяет реализовывать такие цели как:

- индивидуализация и дифференциация обучения;

- стимулирование разнообразной творческой деятельности учащихся;

- воспитание навыков самоконтроля;

- увеличение доли содержательной работы ученика за счет снятия проблем технического характера;

- повышение удельного веса исследовательской деятельности в учебном процессе;

- возможность увеличения объема информации и собственной практической деятельности ученика.

На уроках геометрии, где необходимо построение чертежей, а также на уроках алгебры при изучении графиков функции можно использовать «Электронное учебное пособие. Интерактивная математика 5-9 классы». Пособие состоит из 12 виртуальных лабораторий. В каждой лаборатории есть примеры задач, которые можно решать с помощью инструментария лаборатории. Задачи распределены по классам и «привязаны» к соответствующим пунктам учебников. В ходе решения предполагается контроль за действиями учащихся, как со стороны компьютера, так и учителя, предусмотрена отправка выполненных заданий от ученика к учителю по сети, а также возможность самоконтроля с помощью компьютера.

Среди источников информации следует особо отметить сеть Интернет, рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, тесты в режиме on-line.

Интернет - прежде всего важный источник информации. В связи с ростом объёмов информации становится необходимым формировать информационную культуру обучающихся. Под ней понимается знание источников информации, приёмов и способов рациональной работы с ними, применение их в практической деятельности. Поэтому вместе с учителем математики, учитывая реалии дня, учащиеся используют ресурсы сети Интернет.

Тем более это обусловлено и компетентностным подходом в образовании.

Информационно-образовательная компетенция - умение самостоятельно находить и преобразовывать согласно поставленной цели необходимую информацию с использованием полиграфических и информационных технологий (Интернет, компьютер)

Контроль знаний на уроке. В данном блоке реализуется принцип доступности, компьютер выступает в роли рабочего инструмента как средство подготовки и хранения заданий и тестов и оценивании знаний учащихся.

Тестирование с использованием компьютера: учитель заранее вводит в компьютеры тест и предлагает учащимся выполнить. Ученик работает самостоятельно в течение 5-10 минут. Объём и характер заданий позволяют выявить знания за 5-10 минут. Подобную работу на доске или в тетради учащийся способен выполнить в течение 15-20 минут.

На одно задание есть несколько вариантов ответов. При ошибочном ответе ученика появляется подсказка: соответствующее правило и примеры. При повторной ошибке появляется правильный ответ. Последовательность ошибочных действий ученика сопровождается выведением на экран комментариев. Работа заканчивается выводом на экран статистической информации о количестве ошибок и выставленной оценке. В итоге, учитель видит реальные знания, а у учащихся нет претензий к учителю за выставленную отметку.

Для контроля знаний на уроке помимо традиционных контрольно-измерительных материалов мною используются специально составленные мультимедийные презентации, тесты.

Важно обучать учащихся работать с тестом и в диалоговом режиме с компьютером, для этого можно использовать диски для подготовки к ЕГЭ из серии "Репетиторы Кирилла и Мефодия", , а также программу для создания тестов "Simylator".

Как известно, смена видов деятельности на уроке - это один компонентов валеологизации урока. Очевидно, что удержать внимание и работоспособность ребенка на достаточно высоком уровне в течение всего урока, не прибегая к смене деятельности, невозможно. Урок будет эффективен для обучающегося, если ему интересно.

Внеурочная деятельность. Важным направлением в организации внеурочной деятельности является научная и проектная деятельность обучающихся, требующих от обучающихся самостоятельной и глубокой проработки материала. Использование информационных технологий создает самые благоприятные условия для организации такой деятельности. Обучающиеся могут выполнять как индивидуальные, так и групповые проекты.

Учебный проект - организационная форма работы, которая ориентирована на изучение темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В своей практике я использую учебный проект как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую деятельность обучающихся-партнеров. Уже с 5-го класса обучающиеся пробуют готовить свои тематические проекты.

Так, в 2013-2014 учебном году с учащимися 6 класса были подготовлены: учебно-исследовательский проект «Счетные машины», социальный учебно-исследовательский проект с использованием статистических исследований и построением различных диаграмм «Курение - опасное увлечение». Обучающиеся приняли участие в 5-ой городской конференции учебно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке».

Во время выполнения такой работы обучающиеся показывают не только основной усвоенный материал, но и сведения из дополнительной литературы, связь с другими предметами, учатся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и, что немаловажно, грамотно и красиво оформлять свою работу.

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ


Что можно считать самым важным при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ?

Первое - это вычислительные навыки. Пользоваться калькулятором не приветствуется. Предлагаю ребятам некоторые способы быстрого умножения чисел (например, на 11), возведения в квадрат и др.

Второе условие успешной подготовки - это обязательное знание правил, формул. Для этого после изучения теоретических вопросов темы, можно давать на 7-10 минут математический диктант, в котором часть вопросов касается теории и вторая часть - простейшие примеры на ее применение (с самопроверкой).

Третьим условием успешной подготовки к ОГЭ и ЕГЭ является необходимость внести в программу некоторые коррективы. Так, за счет часов, выделенных на повторение, можно увеличить количество часов на изучение некоторых очень важных тем, добавляя задания из КИМов.

Четвертым условием подготовки к ОГЭ и ЕГЭ является проведение дополнительных занятий, элективных курсов, спецкурсов.

Одним из наиболее эффективных методов подготовки к ЕГЭ является метод решения тестовых заданий (подготовку по обычным учебникам и задачникам, разумеется, исключать нельзя). Учащиеся, заинтересованные в сдаче ЕГЭ уже в 10 классе приобретают диски с тестами, выполняют задания тестов, тренируют себя.

Например, с диском «Шпаргалки. Математика» можно предложить поработать сильным учащимся. Программа основывается на принципе тестирования. Тесты выполняют как контролирующую, так и обучающую функцию. В отличие от некоторых обучающих программ - электронных энциклопедий, эта программа не только учит, но и поддерживает интерактивную связь с учеником. Сначала ученику предлагается вставить пропущенные слова или термины, потом решить задачу самостоятельно, затем ему предложен анализ работы.

Основой для развития математики с древних времен считаются практические задачи и практические работы. Поэтому также использую:

- практические работы,

- зачетные работы по теме, выполненные учащимися в виде презентаций, творческого отчета, математических проектов.

В классах при прохождении материала по некоторым темам обучающиеся готовят к уроку презентации, для чего самостоятельно ведут поиск в сети Интернет, сканируют необходимые рисунки и схемы. На уроке они выступают с этими презентациями, дополняя изучаемый материал.

Заключение.

В нашем обществе информационные технологии в образовании играют все более существенное значение. Современный учебный процесс уже сложно представить без использования электронных учебников, обучающих программ, тренажеров, лабораторных практикумов и тестирующих программ.

Роль информационных технологий в системе образования разделилась на два направления. На первом информационные технологии являются инструментарием для решения отдельных педагогических задач в рамках традиционных форм образования и методов обучения. Во втором направления информационные технологии занимают более активную роль и обеспечивают новые возможности. К основным преимуществам второго направления можно отнести следующее:

  • создаются условия для самостоятельной проработки учебного материала (электронная поддержка СКР);

  • возможность работы с математическими и программными моделями изучаемых объектов;

  • возможность поиска информации и более удобного доступа к ней, представление в мультимедийной форме редких информационных материалов;

  • возможность автоматизированного контроля и более объективное оценивание знаний и умений.

Из вышеизложенного следует: активная роль информационных технологий в образовании состоит в том, что они не только выполняют функции инструментария, используемого для решения определенных педагогических задач, но и стимулируют развитие дидактики и методики, способствуют созданию новых форм обучения и образования.


Урок - это социальный заказ общества в системе образования, который обусловлен социально-психологическими потребностями общества, уровнем его развития, нравственными и моральными ценностями этого общества. К сожалению, процесс модернизации в системе образования проходит трудно.

Не секрет, что сложившуюся практику преподавания характеризуют традиционное изучение формул, понятий, которые обычно ребятами запоминаются механически. Не всегда на уроке хватает учебного времени для отработки учебных навыков.

На мой взгляд, на уроках математики заявленная проблема в какой-то степени может быть решена путём использования компьютерных технологий,

К тому же обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий - это один из способов дифференциации, когда обучающийся имеет возможность выбрать содержание своего образования, уровень усвоения. При этом деятельность учителя должна обеспечить возможность каждому овладеть знаниями на обязательном или более высоком уровне (по выбору обучающегося).

В соответствии с поставленными целями, ИКТ должны помочь обучающемуся получить более качественные знания, которые необходимы для успешной сдачи Обязательного Государственного Экзамена в 9 классе и Единого Государственного Экзамена.

Кроме этого, в качестве ожидаемых результатов работы с ИКТ, можно выделить следующие:

- формирование ключевых компетенций обучающихся в процессе обучения и во внеурочной деятельности;

- формирование компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

- повышение мотивации к обучению;

- овладение обучающимися компьютерной грамотностью, повышение уровня компьютерной грамотности у учителя;

- организация самостоятельной и исследовательской деятельности;

- создание собственного банка учебных и методических материалов, готовых к использованию в учебно-воспитательном процессе.

- развитие пространственного мышления, познавательных способностей обучающихся;

- эстетическая привлекательность уроков.

Накопленный опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и обучающихся, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение ими довольно серьезных тем как математики, так и информатики, что в итоге ведет к интенсификации процесса обучения.

Из вышесказанного следует, что знания усваиваются обучающимся благодаря его собственной деятельности, организуемой и управляемой так, чтобы ребенок имел перед собою реальные ориентиры, позволяющие ему совершать все действия правильно и одновременно контролировать себя.

Последнее десятилетие уходящего века поставило школу в ситуацию необходимости введения существенных изменений в систему обучения и воспитания обучающихся. Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в какой-то степени способствуют решению этой проблемы.




Используемая литература.


  1. festival.1september.ru/ Использование ИКТ в образовательном процессе.

  2. Селевко Г.К. Современные педагогические технологии: Учебное пособие. М.:

Народное образование, 1998.

  1. Трайнев В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии: учеб. пособие / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. - 3-е изд. - М.: изд.-торг. корпорация Дашков и К0, 2007.


© 2010-2022