- Преподавателю
- Математика
- Конспект внеклассного мероприятия по математике
Конспект внеклассного мероприятия по математике
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Самойлова Г.В. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МКОУ «Розгребельская СОШ»
Внеклассное мероприятие по математике:
Выполнила
учитель математики
Самойлова Галина
Васильевна
2013 год
Тема, которую мы выбрали, очень заинтересовала нас сразу с нескольких сторон. Это определило цель и задачи проекта:
Цель: изучить роль женщин в сфере математики
Задачи:
-
Определить роль женщин в истории математики
-
Познакомиться с историческими и биографическими материалами по теме.
-
Рассмотреть проблему формирования математических способностей у мужчин и женщин.
-
Изучить восприятие выдающихся математиков нашими современниками.
-
Остановиться на вопросе обучения математике в современной школе.
Объект исследования: роль женщин в науке.
Предмет исследования: женщины - математики.
Гипотеза: роль и место, которые занимают женщины в науке (в частности в математике) определяется их положением в обществе и системой образования.
Методы исследования: опрос, сравнительный анализ, теоретический анализ.
Математика - наука о величинах, их свойствах и законах их соединения; математику разделяется на чистую и прикладную. Чистая математика заключает в себе: арифметику, алгебру, высший анализ (учение о функциях, бесконечно малых, дифференциальное, интегральное и вариационное исчисления), теорию чисел, геометрию с тригонометрией. В прикладную математику входят: механика с приложением ее к архитектуре, машиностроению, гидродинамике и гидравлике, начертательная геометрия, геодезия и оптика, астрономия.
Развитие математики началось с создания практических способов счета и измерения. Знакомством с первоначальными истинами обладали уже древние индусы, халдеи и египтяне, причем первые два народа преимущественно занимались алгеброй и арифметикой, последние - геометрией.
Геометрия получила вполне научный характер у греков и была доведена до высокого совершенства. Время римского владычества и средние века - время упадка математики. Сохранить и отчасти восполнить математику древних выпало на долю арабов, у которых южная Европа начала заимствовать математические науки с XIII в.
Математика - это не только формулы и теоремы, а еще и те люди, которые ею занимаются, те люди, которые всю душу вкладывают в ее развитие. И никак нельзя, говоря о математике, не упомянуть о тех, кто ей посвятил всю жизнь и донес ее до нас.
Их имена нельзя забывать. Эти люди отдали свою жизнь науке. Ради нас, ради своих потомков. Так, что наш долг - помнить их и продолжать их дело.
Особенно это касается женщин математиков.
КТО ОНИ - ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ?
? ?
КОГО ИЗ НИХ ЗНАЮТ И ПОМНЯТ ПОТОМКИ?
?
КОГО СРЕДИ НИХ БОЛЬШЕ: МУЖЧИН ИЛИ ЖЕНЩИН?
? ?
ПОЧЕМУ МЫ ТАК МАЛО ЗНАЕМ О НИХ?
? ?
КТО ОНИ - ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ?
? ?
КОГО ИЗ НИХ ЗНАЮТ И ПОМНЯТ ПОТОМКИ?
?
КОГО СРЕДИ НИХ БОЛЬШЕ: МУЖЧИН ИЛИ ЖЕНЩИН?
? ?
ПОЧЕМУ МЫ ТАК МАЛО ЗНАЕМ О НИХ?
Мы просмотрели много книг, энциклопедий, словарей и справочников, русско- и англо - язычных сайтов в поисках известных женщин математиков.
Сначала нам казалось, что мы найдем в истории не более десятка известных женщин математиков. Но наш список рос и, наконец, составил 176 человек.
Для сравнения - самый большой список (который мы нашли) известных мужчин математиков составляет 123 человека.
Кто же они, известные математики?
Кого из них назовет человек, не занимающийся математикой?
Исторические данные неопровержимо свидетельствуют: женщины-ученые существовали в каждой культуре на протяжении всей истории развития общества, однако определенных успехов они могли добиваться только в той среде, где имелось позитивное отношение к научным занятиям и система образования, доступная для женщин
Этапы развития женского образования
-
1405 Франция. Писательница Кристина Пизанская сделала предположение, что в результате хорошего образования женщины могли бы стать равными мужчинам.
-
1619 Англия. Мэри Уорд открывает первые школы для девочек
-
1678 Италия. В университете Падуи ученому Елене Лукреции Корнаро Пископии присваивается звание доктора философских наук.
-
1764 Россия. В Петербурге открыт Смольный институт благородных девиц - первое в России привилегированное среднее общеобразовательное учебное заведение для женщин.
-
1826 США. Открыты первые государственные школы для девочек.
-
1850 Франция Начальное школьное образование распространяется теперь и на девочек.
-
1851 США. Открывается первый в мире женский медицинский колледж.
-
1857 Россия. Открываются первые женские училища.
-
1876. В России открылись Бестужевские высшие женские курсы.
-
1881 США. Гарвардский университет открывает прием девушек на общих основаниях.
-
1882 Япония. Открывается первая Высшая женская школа.
-
1884 Великобритания. Оксфордский университет начал принимать женщин в качестве студенток, но дипломы выпускницам не выдавались до 1920 г.
-
1886 Индия. Медицинский колледж в Бомбее начал принимать женщин-студенток.
-
1903 Франция. Физик Мари Кюри стала первой женщиной-ученым, получившей Нобелевскую премию.
-
1905 Германия. Гейдельбергский и Фрайбургский университеты начинают принимать женщин.
Кто более способен к математике: мужчины или женщины?
«Способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определённой деятельности».
«Под способностями к изучению математики мы понимаем индивидуально-психологические особенности (прежде всего особенности умственной деятельности), отвечающие требованиям учебной математической деятельности и обусловливающие на прочих равных условиях успешность творческого овладения математикой как учебным предметом, в частности относительно быстрое, легкое и глубокое овладение знаниями, умениями и навыками в области математики».
В. А. Крутецкий
Как создаются стереотипы
Президент Гарварда
Недавно президент Гарвардского университета произвел фурор, заявив, что из-за генетических факторов женщины обладают меньшими, по сравнению с мужчинами, способностями к математике и естественным наукам, а дискриминация больше не препятствует карьере женщин-ученых.
Эгоистичны, ленивы или тупы.
Женщины занимаются наукой более 4 000 лет. Для того, чтобы найти их имена и их достижения потребовалось не малое количество времени, но как говорится, «кто ищет - тот всегда найдёт». О многих ли вы слышали из этого списка, о двух, трёх? Как видите упоминания о научных трудах женщины, простираются ещё до рождества Христова, но если примерно представить появление на свет УМНЫХ и ПОЛЕЗНЫХ, то получится; что такого рода женщина рождалась раз в 300 лет! (Выступление на форуме)
Женщин или мужчин больше с аналитическим складом ума? (Интернет - голосование)
-
80.00% - Мужчин
-
10.00% - Женщин
-
5.00% - Я не знаю что такое аналитический склад ума
-
5.00% - Мне всё равно
-
Всего голосов: 789.
Исследования
Стереотип о том, что женщины на генетическом уровне менее способны к математике.
В канадском Ванкувере проводился эксперимент над группой из 220 девушек, чтобы понять влияние этого стереотипа на женское сознание. Благодаря исследованию, проведенному группой психологов во главе со Стивеном Гейном в University of British Columbia, оказалось, что чем больше рассказывать девушке о том, насколько она генетически неспособна к математике и женственна, тем менее она способна к техническим наукам.
Четыре группы - каждая из 55 девушек - должны были выполнять тесты по математике и письменности. Девушки, которым ничего не говорили про мужское превосходство в математике, писали математический тест лучше тех, для кого рассказывали, что исторически мальчикам преподаватели уделяют больше внимания на уроках математики. Хуже всех писали тесты те, кому настойчиво говорили, что женщина и математика - две вещи несовместные.
Более того - между двумя математическими тестами девушки выполняли задание по данному им тексту. Когда текст был о неспособности женщин к техническим наукам или о том, как прекрасно быть женственной и домашней (без упоминания наук), баллы за последующий математический тест значительно снижались. «Незамутненные» стереотипами девушки писали тесты практически в два раза лучше остальных. Исследователи также выяснили, что когда ссылаешься на «генетическую предрасположенность», люди автоматически верят информации.
Женщины-математики предпочитают обходиться без макияжа
Женщины, решившие сделать карьеру в типично мужских областях знаний, подвергаются давлению огромного количества стереотипов и предрассудков. Это диктует им правила поведения даже в таких мелочах, как использование косметики.
Результаты недавно проведенного исследования свидетельствуют, что в областях знаний, где доминируют мужчины, слабый пол стремится завуалировать типично женские качества, чтобы выглядеть более убедительно. Например, женщины-математики предпочитают обходиться без макияжа.
«Использование косметики не означает, что вы полный ноль в математике», - говорит Эмили Пронин (Emily Pronin), психолог, чья работа «Раздвоение личности как ответ на угрозу стереотипного мышления: женщины и математика» опубликована недавно в журнале Экспериментальной Социальной Психологии. - «Но макияж несовместим со стереотипом о том, как должен выглядеть серьезный математик».
Вес при рождении определяет способности к математике
В ноябрьском выпуске газеты Times в 2006 году опубликованы результаты научной работы, проведенной Лондонским институтом здоровья ребенка. Оказывается, что вес ребенка при рождении имеет прямое отношение к его математическим способностям.
Каждый лишний килограмм улучшает результаты тестов по математике в среднем почти на 5%. Как выяснили ученые, дети, родившиеся с весом менее двух с половиной килограммов, успевали по математике и другим школьным предметам значительно хуже, чем более упитанные при рождении младенцы.
Кроме того, ученые установили, что на развитие способностей заметное влияние оказывают условия жизни - чем лучше социальная обстановка, в которой растет ребенок, тем больших успехов он добивается в математике. Выводы были сделаны в результате наблюдения за 11 тысячами человек.
Это - первое детальное изучение взаимосвязи веса ребенка при рождении и его социального положения с достижениями человека в последующие годы.
Мужчины и женщины равны в своих математических способностях, но женщины, если и выбирают научную карьеру, то почти никогда не связывают жизнь с математикой, говорят исследователи из университета Мичигана.
Зайдите на математический факультет любого университета, и вы увидите, как мало там девушек. А, между тем, способности женщин в математических науках не ниже, чем у мужчин! Жаклин Эккле (Jacquelynne Eccles), профессор психологии из Мичиганского университета, провела шесть широкомасштабных опросов студентов и школьников, выявляя их способности, склонности и интересы.
Она показала, что ученики старших классов (как юноши, так и девушки) с личностной ориентацией в качестве профильных предметов выбирали естественные либо социальные науки, избегая физики, математики, астрономии. "У девочек прослеживается тенденция преуменьшать свои математические способности, несмотря на хорошую успеваемость", - говорит Эккле. - "Но не оценка математических способностей влияет на выбор профессии, а стремление работать с людьми и представление о математике как теоретической, а не прикладной области знаний".
Мужчины и женщины равны в своих математических способностях
-
Под математическими способностями следует понимать специальные особые способности, которые необходимы для успешного выполнения математической деятельности.
-
Математические способности являются не единым образованием, а имеют сложную многогранную структуру.
-
Успешность математической деятельности зависит не от отдельно взятой способности, а от комплекса способностей.
-
Математическая одарённость предполагает наличие определённых природных предпосылок и проявляется только в творческой деятельности.
-
Каждый человек обладает в определенной мере математическими
способностями.
Оценить и развить эти способности - задача школы!
В последнее время во многих странах наблюдается значительный рост интереса к проблемам математического образования. Это связано с тем, что значение математики в жизни человеческого общества возрастает с каждым днём.
Высокий уровень развития математики является необходимым условием подъёма и эффективности целого ряда важнейших областей знаний. Математические методы и математический стиль мышления проникают всюду.
С каждым годом математика будет находить всё более широкое применение в разнообразных областях человеческой деятельности.
Всё это ставит задачу развития в школе математических способностей, склонностей и интересов.
В России среди учителей математики 95% женщин и 5% мужчин.
Это плохо или хорошо?
В других странах в школах соотношение другое:
Страна женщин мужчин
-
Сингапур 67% 33%
-
Гонконг 53% 47%
-
Япония 32% 68%
Мне кажется, что большое количество женщин в школе не отрицательный, а положительный фактор. У них есть психологические особенности, которые помогают им лучше понимать учеников и передавать им знания. Кроме того, в нашей стране это устойчивая культурная традиция.
Ведь именно женщины - учителя уже много лет в наших школах учат и развивают те математические способности и у мальчиков, и у девочек, которые сегодня так нужны.
Проблемы математики в школе:
-
отсутствие интереса к математике;
-
неумение применять полученные знания на практике;
-
отсутствие самостоятельной и творческой математической работы
Как они решаются у нас:
-
Мы изучаем математику не только в форме привычных уроков. У нас проводятся уроки с использованием современных технологий.
-
урок - исследование,
-
Урок - интеллектуальный марафон.
-
Мы участвуем в предметной неделе, посвященной МАТЕМАТИКЕ.
-
У
нас проводятся олимпиады и чемпионаты по математике.
Что мы еще можем сделать?
В ходе работы над проектом мы пришли к выводу, что мы мало знаем математиков (как женщин, так и мужчин).
Поэтому мы решили провести:
-
праздник к 8 марта «Великие женщины математики»,
-
викторину «Кто это?» (о выдающихся математиках),
-
выпустили публикации, посвященные женщинам-математикам,
-
тематический урок по истории средних веков «Великие ученые математики Востока и Запада».
Заключение:
Извечный спор, кто умнее - мужчины или женщины, до сих пор не решен и ведется с переменным успехом. Тема «Женщины - математики» неизбежно оказалась в контексте этого спора.
К сожалению, имен женщин, внесших существенный вклад в математику и двигавших ее вперед, встречается очень мало. Чаще всего доступные нам о них исторические сведения состоят из имени и даты рождения и смерти. Сведений о жизни и научной деятельности практически нет и найти их сложно. Не удивительно, в такой ситуации, что знают только Ковалевскую. Причем не о ней, а ее имя.
В последние годы мировое сообщество стало понимать, что роль женщин в будущем должна кардинально измениться. Это касается и роли женщины в науке, в том числе и в математике.
Проведенное исследование позволило решить поставленные задачи и сделать несколько выводов:
-
В истории математики женщины занимают существенное и достойное место. Они внесли большой вклад в развитие этой науки. К сожалению, информации о них мало. Никто и нигде (школа, институт, СМИ) не ставит задачу рассказать о них.
-
Собран большой библиографический материал по теме. Составлен список из 176 имен женщин математиков. Составлено 20 библиографических справок о женщинах математиках и определена география их проживания.
-
В результате анализа литературы и результатов психологических исследований сделан вывод о том, что мужчины и женщины равны в своих математических способностях.
-
В результате опроса выяснено, что математиков мужчин знают лучше, чем математиков женщин. Но и тех, и других знают плохо. Если же и знают, то только имя.
-
Роль развития математических способностей принадлежит школе. Она же может развить и интерес к математике, в том числе и с использованием исторических сведений о женщинах математиках. Для этого разработано 4 внеклассных мероприятия по тематике проекта.
Список литературы
-
Айвазова С. Русские женщины в лабиринте равноправия. М., 1998.
-
Арнольд В.И. Нужна ли школьная математика? Стенограмма пленарного доклада (Дубна, 21 сентября 2000 г.) . - М.: МЦНМО, 2001.
-
Башмакова И.Г., Демидов С.С.,Успенский В.А. Жажда ясности // Вопросы истории естествознания и техники. Жизнь и деятельность С.А. Яновской. - М., 1996. - N 4. - С.108-119.
-
Богданова Н.Ф. Женщины в науке: вчера, сегодня, завтра // СоцИс. - 2004. - N 1. - С.103-112.
-
Ван-дер-Варден Б.Л. Пробуждающаяся наука. Математика Древнего Египта, Вавилона и Греции. М., 1979.
-
Выгодский М. Я. Арифметика и алгебра в древнем мире. М.: Наука, 1967.
-
Гинзбург В. Удельный вес прекрасной половины. Женщины в Российской науке. // Лит. газ. - 2003. - 26 февр.-3 марта. - C.11.
Глейзер Г.И. История математики в школе. М., 2002.