- Преподавателю
- Математика
- Разработка рабочей программы элективного курса по математике для 10-ых классов
Разработка рабочей программы элективного курса по математике для 10-ых классов
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мамаева И.А. |
Дата | 27.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Программа рассчитана на 34 часа. Она предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 10 класса к итоговой аттестации по математике за курс полной средней школы и предусматривает их подготовку к дальнейшему математическому образованию. Элективный курс разработан на основе примерной программы по математике для 10 - 11 классов. Содержание программы соотнесено с примерной программой по математике, а также на основе примерных учебных программ базового уровня авторов А.Г.Мордковича и Л.С Атанасяна.
Данная программа по математике в 10 классе по теме «Математический практикум» представляет углубленное изучение теоретического материала укрупненными блоками. Курс рассчитан на учеников общеобразовательного класса, желающих основательно подготовиться к сдаче ЕГЭ. В результате изучения этого курса будут использованы приемы парной, групповой деятельности для осуществления элементов самооценки, взаимооценки, умение работать с математической литературой и выделять главное.
Цель курса: на основе коррекции базовых математических знаний учащихся совершенствовать математическую культуру и творческие способности учащихся.
Изучение этого курса позволяет решить следующие задачи:
-
Формирование у учащихся целостного представления о теме, ее значения в разделе математики, связи с другими темами.
-
Формирование поисково-исследовательского метода.
-
Формирование аналитического мышления, развитие памяти, кругозора, умение преодолевать трудности при решении более сложных задач.
-
Осуществление работы с дополнительной литературой.
-
Акцентировать внимание учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию за курс полной общеобразовательной средней школы;
Курсу отводится 1 час в неделю. Всего 34 часа.
Умения и навыки учащихся, формируемые курсом:
-
навык самостоятельной работы с таблицами и справочной литературой;
-
составление алгоритмов решения типичных задач;
-
умения решать тригонометрические, показательные и логарифмические уравнения и неравенства;
Особенности курса:
-
Краткость изучения материала.
-
Практическая значимость для учащихся.
-
Нетрадиционные формы изучения материала.
Структура курса
Курс рассчитан на 34 занятия. Включенный в программу материал предполагает изучение и углубление следующих разделов математики:
-
Уравнения и неравенства.
-
Формулы тригонометрии.
-
Тригонометрические функции и их графики.
-
Тригонометрические уравнения и неравенства.
-
Степень с рациональным показателем.
-
Степенная функция.
-
Показательная функция.
-
Логарифмическая функция.
-
Текстовые задачи.
Формы организации учебных занятий
Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы. Основной тип занятий комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини - лекции. После изучения теоретического материала выполняются задания для активного обучения, практические задания для закрепления, выполняются практические работы в рабочей тетради, проводится работа с тестами.
Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.
Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.
Содержание курса
-
№ п/п
Тема
Количество
часов
1
Уравнения и неравенства.
3
2
Текстовые задачи.
4
3
Формулы тригонометрии.
3
4
Тригонометрические функции и их графики.
2
5
Тригонометрические уравнения и неравенства.
4
6
Степенная функция.
5
7
Показательная функция.
4
8
Логарифмическая функция.
5
9
Задачи с геометрическим содержанием.
4
Всего:
34
Содержание изучаемого учебного материала
Тема 1. Уравнения. Неравенства.
Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно-рациональных). Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения.
Тема 2. Текстовые задачи.
Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу».
Тема 3. Формулы тригонометрии.
Формулы приведения, сложения, двойных углов и их применение. Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений.
Тема 4. Тригонометрические функции и их графики.
Обобщить понятие тригонометрических функций; свойства функций и умение строить графики.
Тема 5. Тригонометрические уравнения.
Сформировать умения решать простейшие тригонометрические уравнения; ознакомить с некоторыми приемами решения тригонометрических уравнений.
Тема 6. Степенная функция.
Обобщить понятие степенной функцией с действительным показателем, ее свойства и умение строить ее график; знакомство с разными способами решения иррациональных уравнений; обобщение понятия степени числа и корня n-й степени.
Тема 7. Показательная функция.
Систематизировать понятие показательной функции; ее свойств и умение строить ее график; познакомиться со способами решения показательных уравнений и неравенств.
Тема 8. Логарифмическая функция.
Обобщить понятие логарифмической функции; ее свойства и умение строить ее график; знакомство с разными способами решения логарифмических уравнений и неравенств.
Тема 9. Задачи с геометрическим содержанием.
Действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами. Планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей).
Требования к результатам обучения.
Знать/понимать:
1. Значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
2. Значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;
3. Идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;
4. Значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
5. Универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
6. Различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
7. Роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;
8. Вероятностный характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.
Уметь:
.1. Выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, не применяя вычислительных устройств; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
2. Проводить преобразования числовых и буквенных выражений, включающих тригонометрические функции.
Методы и формы обучения.
Ведущими методами обучения являются: лекция, объяснительный и репродуктивный методы, поисково-исследовательские виды работы, метод математического моделирования, аксиоматический метод. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, дифференцированного обучения, ИКТ. Используются такие формы организации деятельности, как фронтальный опрос, групповая, парная и самостоятельная работа, работа с учебником, таблицами и др. учебными пособиями. Применяются математические диктанты, работа с дидактическими материалами.
Планируемые результаты.
1.Овладение умениями решать задачи на проценты различных видов, различными способами.
2.Овладение умениями решать уравнения различных видов, различными способами.
3.Овладение разными способами решения линейных и нелинейных систем уравнений.
4.Овладение умениями решать неравенства различных видов, различными способами.
5.Овладение умениями решать текстовые задачи различных видов, различными способами.
Умение работать с полным объемом КИМов ЕГЭ.
Контроль и система оценивания
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающимися самостоятельных и домашних работ. Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности.
Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации обучающихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации (сдачи экзамена по алгебре в форме малого ЕГЭ).
Количественная оценка предназначена для снабжения обучающихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе.
Итоговый контроль реализуется в форме традиционного зачёта по окончании изучения каждой темы.
Учебно - тематический план (УТП)
№
п/п
Содержание
(разделы, темы)
Кол-во
часов
1. Уравнения и неравенства
3
1
Способы решения линейных, квадратных и дробно-рациональных уравнений.
2
Способы решения линейных, квадратных неравенств. Метод интервалов.
3
Способы решения систем уравнений и неравенств.
2. Текстовые задачи
4
4
Решение задач на проценты, на «концентрацию», на «смеси и сплавы».
5
Задачи на «движение», на «работу».
6
Решение комбинаторных задач.
7
Зачет №1 по теме «Решение тексто-вых задач и уравнений».
3. Формулы тригонометрии
3
8
Основные тригонометрические формулы и их применение.
9
Преобразование выражений с помощью формул тригонометрии.
10
Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений.
4. Тригонометрические функции и их графики
2
11
Построение графиков тригонометричес-ких функций.
12
Исследование тригонометрических функций.
5. Тригонометрические уравнения
4
13
Решение простейших тригонометричес-ких уравнений.
14
Решение однородных тригонометрических уравнений.
15
Способы решения тригонометрических уравнений
16
Зачет №2 по теме «Исследование тригонометрических функции и решение тригонометрических уравнений».
6. Степенная функция
5
17
Степенная функция, ее свойства и график.
18
Преобразование степенных и иррациональных выражений.
19
Решение иррациональных уравнений.
20
Способы решения иррациональных уравнений.
21
Зачет №3 по теме «Степенная функция».
7. Показательная функция
4
22
Показательная функция, ее свойства и график.
23
Способы решения показательных уравнений.
24
Решение показательных неравенств.
25
Зачет №4 по теме «Показательная функция».
8. Логарифмическая функция
5
26
Применение свойств логарифмов в преобразованиях выражений.
27
Логарифмическая функция, ее свойства и график.
28
Способы решения логарифмических уравнений.
29
Решение логарифмических неравенств.
30
Зачет №5 по теме «Логарифмическая функция».
9. Задачи с геометрическим содержанием
4
31
Действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами.
32
Планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей).
33
Зачет №6 по теме «Геометрические задачи».
34
Простейшие стереометрические задачи на нахождение площадей поверхностей многогранников.
ИТОГО:
34
Список литературы для учащихся
1) А. Г. Мордкович. «Алгебра и начала математического анализа 10-11кл». Учебник. (базовый уровень)
А. Г. Мордкович и др.«Алгебра и начала математического анализа10-11кл». Задачник.(базовый уровень)
2) А. Г. Мордкович. «Алгебра и начала математического анализа 10-11кл». Учебник. (профильный уровень)
А. Г. Мордкович и др. «Алгебра и начала математического анализа 10-11кл». Задачник.(профильный уровень) М: «Мнемозина». 2009
3) «Геометрия 10 - 11». Автор Л. С. Атанасян. Москва «Просвещение», 2009 г.
4) Книга для учителя. Изучение геометрии в 10-11 классах.
Авторы: С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. - М.: Просвещение, 2004.
5) Алгебра и начала анализа. Дидактические материалы для 10-11 классов. Авторы: М.И.Шабунин, М.В.Ткачева и другие. М: Мнемозина, 2006.
6) Алгебра и начала анализа 10-11 классы. Самостоятельные и контрольные работы.
Авторы: А.П.Ершова, В.В.Голобородько. М: Илекса, 2005.
7) Изучение сложных тем курса алгебры в средней школе: Учебно - методические материалы по математике. - М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2006.
8) Колесникова С. И. Математика. Решение сложных задач Единого государственного экзамена. - М.: Айрис-пресс, 2005.
9) Тематические тесты. Математика. ЕГЭ-2011. 10-11 классы/ Под редакцией Ф. Ф. Лысенко. - Ростов-на-Дону: Легион, 2009.
10) Тестовые контрольные задания по алгебре и началам анализа./ Под редакцией Е. А. Семенко. - Краснодар: «Просвещение - Юг», 2005.
Список литературы для учителя
1) А. Г. Мордкович. «Алгебра и начала математического анализа 10-11кл». Учебник. (базовый уровень)
А. Г. Мордкович и др.«Алгебра и начала математического анализа10-11кл». Задачник.(базовый уровень)
2) А. Г. Мордкович. «Алгебра и начала математического анализа 10-11кл». Учебник. (профильный уровень)
А. Г. Мордкович и др. «Алгебра и начала математического анализа 10-11кл». Задачник.(профильный уровень) М: «Мнемозина». 2009
3) «Геометрия 10 - 11». Автор Л. С. Атанасян. Москва «Просвещение», 2009 г.
4) Книга для учителя. Изучение геометрии в 10-11 классах.
Авторы: С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. - М.: Просвещение, 2004.
5) Алгебра и начала анализа. Дидактические материалы для 10-11 классов. Авторы: М.И.Шабунин, М.В.Ткачева и другие. М: Мнемозина, 2006.
6) Алгебра и начала анализа 10-11 классы. Самостоятельные и контрольные работы.
Авторы: А.П.Ершова, В.В.Голобородько. М: Илекса, 2005.
7) Изучение сложных тем курса алгебры в средней школе: Учебно - методические материалы по математике. - М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2006.
8) Колесникова С. И. Математика. Решение сложных задач Единого государственного экзамена. - М.: Айрис-пресс, 2005.
9) Тематические тесты. Математика. ЕГЭ-2011. 10-11 классы/ Под редакцией Ф. Ф. Лысенко. - Ростов-на-Дону: Легион, 2009.
10) Тестовые контрольные задания по алгебре и началам анализа./ Под редакцией Е. А. Семенко. - Краснодар: «Просвещение - Юг», 2005.