Урок по математике Решение задач на составление уравнения

Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Решение задач на составление уравнения.

Цель: - закрепление вычислительных навыков;

- закрепление умений решения уравнений;

- формирование умений решения текстовых задач путем выделения трех этапов

математического моделирования;

- формирование умений записи обоснования уравнения, получаемого в ходе

решения задачи.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Разминка (устные упражнения)

Двое учащихся у доски записывают решения уравнений, которые были заданы на дом.

С остальными проводится разминка - решений уравнений (слайд 1), (слайд 2).

На экране появляются условия. Учащиеся производят вычисления устно.

Слайд 1

Разминка


1) -6х = 12 4) Урок по математике Решение задач на составление уравнения

2) 2х = - 2, 4 5) Урок по математике Решение задач на составление уравнения

3) Урок по математике Решение задач на составление уравнения 6) Урок по математике Решение задач на составление уравнения

Слайд 2

1) Урок по математике Решение задач на составление уравнения

2) Урок по математике Решение задач на составление уравнения

3) Урок по математике Решение задач на составление уравнения

4) Урок по математике Решение задач на составление уравнения

3.Изучение нового материала.

Учитель: Ребята, сегодня мы рассмотрим много уравнений. Мы с вами знаем, что часто уравнения помогают решать задачи. Появляются они а процессе решения, как математические модели ситуаций, которые описываются в задачах.

Сегодня на уроке мы будем учиться правильно оформлять решения таких задач.

Решим такую задачу: В одном бидоне молока было в 3 раза больше, чем в другом. Когда из одного бидона перелили в другой 5 литров, молока в бидонах стало поровну. Сколько литров молока было в каждом бидоне первоначально?

Вопросы: 1) О каких величинах идет речь в задаче?

  1. Что известно об этих величинах?

  2. Что происходило, какие действия были выполнены?

  3. Что в итоге получилось?

Учитель: Рассмотрим графическую модель ситуации, описанной в задаче, и составим ее аналитическую модель. (Демонстрируется слайд 3. В ходе демонстрации обсуждается, какую величину удобно принять за х, каким образом через х выражаются остальные величины, на основании чего можно составить уравнение).


Слайд 3

Решение задач на составление уравнений

1 бидон


5 л



2 бидон



5 л


3х - 5 = х + 5


Учитель: Теперь, когда мы обсудили, давайте посмотрим, как можно записать решение этой задачи. (Демонстрируется 4 слайд)


Слайд 4

1.Составление математической модели


Пусть х л. - количество молока во 2 бидоне до переливания.

Тогда 3х л. - количество молока в 1 бидоне до переливания;

(3х - 5)л.- осталось в 1 бидоне, (х + 5)л. - стало во 2 бидоне.

По условию задачи, после переливания молока в обоих бидонах стало поровну.

Составим уравнение:

3х - 5 = х + 5

Учитель: Сначала вы записываете, что принимаете за х. (Появляется соответствующий текст слайда, учитель его читает). Затем записываете как через х выражаются остальные величины (появляется и читается текст до уравнения). Теперь нужно записать, на основании чего составляется уравнение, а затем и само уравнение (появляется соответствующий текст). Этот этап решения задачи называется составлением математической модели ( на экране появляется название этого этапа).

Учитель: А что нужно делать дальше?

Ученики: Решить уравнение.

Учитель: Прежде, чем решать уравнение, запишем первый этап в тетради(ученики записывают). Теперь переходим к следующему этапу - работе с математической моделью, т.е. к решению уравнения. (Начинается демонстрация 5 слайда).


Слайд 5

2.Работа с математической моделью

3х - 5 = х + 5,

3х - х = 5 + 5,

2х = 10,

х = 5.

3.Ответ на вопрос задачи

5 л. - столько было молока во 2 бидоне

5Урок по математике Решение задач на составление уравнения(л) - столько было молока в 1 бидоне.

Ответ: 15л,5л.



Учитель: Запишите этот этап в тетради самостоятельно. (Учащиеся записывают, а затем по просьбе учителя проговаривают решение уравнения по шагам). Уравнение решено. Какую величину мы нашли? Мы ответили на вопрос задачи?

Ученики: Нет, потому что …

Учитель: Запишите название третьего этапа: «Ответ на вопрос задачи». (Решение сначала проговариваются учащимися устно, затем появляется на экране). Теперь можно записать ответ?

Ученики: Да. (появляется ответ)

Учитель: Итак, мы сейчас решили задачу, выделяя три этапа математического моделирования. Назовите, пожалуйста, еще раз эти этапы.

4. Закрепление нового материала.

Задача: Надо расставить 380 книг на полки так, чтобы на второй полке было на 6 книг больше, чем на первой, а на третьей - на 9 книг больше, чем на второй. Как это можно сделать?

Учитель: 1) О каких величинах в задаче идет речь?

2) Что известно об этих величинах?

3) Что получилось в итоге?

4) Какую величину удобно принять за х?

5) Как и каким образом через х выражаются остальные величины?

6) На основании чего можно составить уравнение?


Слайд 6

1. Составление математической модели

1 полка - х книг,

2 полка - (х + 6) книг,

3 полка - (х + 6) + 9 = х + 15 книг.

По условию задачи на 3-х полках 380 книг.

Составим уравнение: х + (х + 6) + (х + 15) = 380

2. Работа с математической моделью.

3. Ответ на вопрос задачи



Учащимся предлагается записать таблицу в тетради и завершить решение задачи самостоятельно. Учитель, проходя между рядами, наблюдает за деятельностью учащихся и, при необходимости, корректирует их. Проверка осуществляется устно.

Урок по математике Решение задач на составление уравнения

Учитель: Можно ли расставить книги на полки таким образом.

Ученики: Нет.

Учитель: Почему?

Ученики: Число книг на полке не может быть дробным.

5. Задание на дом: №158, №161.

6. Итог урока: - Что мы сегодня на уроке узнали нового?

- Что мы сегодня научились делать?

математической моделью, т. е.апишем первый этап в тетради(ученики записывают). появляется название этого этапа).

© 2010-2022