- Преподавателю
- Математика
- Урок по математике Решение задач на составление уравнения
Урок по математике Решение задач на составление уравнения
Раздел | Математика |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Семикозова Е.А. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема: Решение задач на составление уравнения.
Цель: - закрепление вычислительных навыков;
- закрепление умений решения уравнений;
- формирование умений решения текстовых задач путем выделения трех этапов
математического моделирования;
- формирование умений записи обоснования уравнения, получаемого в ходе
решения задачи.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Разминка (устные упражнения)
Двое учащихся у доски записывают решения уравнений, которые были заданы на дом.
С остальными проводится разминка - решений уравнений (слайд 1), (слайд 2).
На экране появляются условия. Учащиеся производят вычисления устно.
Слайд 1
Разминка
1) -6х = 12 4)
2) 2х = - 2, 4 5)
3) 6)
Слайд 2
1)
2)
3)
4)
3.Изучение нового материала.
Учитель: Ребята, сегодня мы рассмотрим много уравнений. Мы с вами знаем, что часто уравнения помогают решать задачи. Появляются они а процессе решения, как математические модели ситуаций, которые описываются в задачах.
Сегодня на уроке мы будем учиться правильно оформлять решения таких задач.
Решим такую задачу: В одном бидоне молока было в 3 раза больше, чем в другом. Когда из одного бидона перелили в другой 5 литров, молока в бидонах стало поровну. Сколько литров молока было в каждом бидоне первоначально?
Вопросы: 1) О каких величинах идет речь в задаче?
-
Что известно об этих величинах?
-
Что происходило, какие действия были выполнены?
-
Что в итоге получилось?
Учитель: Рассмотрим графическую модель ситуации, описанной в задаче, и составим ее аналитическую модель. (Демонстрируется слайд 3. В ходе демонстрации обсуждается, какую величину удобно принять за х, каким образом через х выражаются остальные величины, на основании чего можно составить уравнение).
-
Слайд 3
Решение задач на составление уравнений
1 бидон
-
5 л
2 бидон
5 л
-
3х - 5 = х + 5
Учитель: Теперь, когда мы обсудили, давайте посмотрим, как можно записать решение этой задачи. (Демонстрируется 4 слайд)
-
Слайд 4
1.Составление математической модели
Пусть х л. - количество молока во 2 бидоне до переливания.
Тогда 3х л. - количество молока в 1 бидоне до переливания;
(3х - 5)л.- осталось в 1 бидоне, (х + 5)л. - стало во 2 бидоне.
По условию задачи, после переливания молока в обоих бидонах стало поровну.
Составим уравнение:
3х - 5 = х + 5
Учитель: Сначала вы записываете, что принимаете за х. (Появляется соответствующий текст слайда, учитель его читает). Затем записываете как через х выражаются остальные величины (появляется и читается текст до уравнения). Теперь нужно записать, на основании чего составляется уравнение, а затем и само уравнение (появляется соответствующий текст). Этот этап решения задачи называется составлением математической модели ( на экране появляется название этого этапа).
Учитель: А что нужно делать дальше?
Ученики: Решить уравнение.
Учитель: Прежде, чем решать уравнение, запишем первый этап в тетради(ученики записывают). Теперь переходим к следующему этапу - работе с математической моделью, т.е. к решению уравнения. (Начинается демонстрация 5 слайда).
-
Слайд 5
2.Работа с математической моделью
3х - 5 = х + 5,
3х - х = 5 + 5,
2х = 10,
х = 5.
3.Ответ на вопрос задачи
5 л. - столько было молока во 2 бидоне
5(л) - столько было молока в 1 бидоне.
Ответ: 15л,5л.
Учитель: Запишите этот этап в тетради самостоятельно. (Учащиеся записывают, а затем по просьбе учителя проговаривают решение уравнения по шагам). Уравнение решено. Какую величину мы нашли? Мы ответили на вопрос задачи?
Ученики: Нет, потому что …
Учитель: Запишите название третьего этапа: «Ответ на вопрос задачи». (Решение сначала проговариваются учащимися устно, затем появляется на экране). Теперь можно записать ответ?
Ученики: Да. (появляется ответ)
Учитель: Итак, мы сейчас решили задачу, выделяя три этапа математического моделирования. Назовите, пожалуйста, еще раз эти этапы.
4. Закрепление нового материала.
Задача: Надо расставить 380 книг на полки так, чтобы на второй полке было на 6 книг больше, чем на первой, а на третьей - на 9 книг больше, чем на второй. Как это можно сделать?
Учитель: 1) О каких величинах в задаче идет речь?
2) Что известно об этих величинах?
3) Что получилось в итоге?
4) Какую величину удобно принять за х?
5) Как и каким образом через х выражаются остальные величины?
6) На основании чего можно составить уравнение?
-
Слайд 6
1. Составление математической модели
1 полка - х книг,
2 полка - (х + 6) книг,
3 полка - (х + 6) + 9 = х + 15 книг.
По условию задачи на 3-х полках 380 книг.
Составим уравнение: х + (х + 6) + (х + 15) = 380
2. Работа с математической моделью.
3. Ответ на вопрос задачи
Учащимся предлагается записать таблицу в тетради и завершить решение задачи самостоятельно. Учитель, проходя между рядами, наблюдает за деятельностью учащихся и, при необходимости, корректирует их. Проверка осуществляется устно.
Учитель: Можно ли расставить книги на полки таким образом.
Ученики: Нет.
Учитель: Почему?
Ученики: Число книг на полке не может быть дробным.
5. Задание на дом: №158, №161.
6. Итог урока: - Что мы сегодня на уроке узнали нового?
- Что мы сегодня научились делать?
математической моделью, т. е.апишем первый этап в тетради(ученики записывают). появляется название этого этапа).