Рабочая программа по математике Занимательная математика, 5 кл

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6

городского округа - город Камышин




Рабочая программа по математике Занимательная математика, 5 кл.






Автор: Киселева Галина

Михайловна

учитель математики.

2014 г.

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

«ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ»

для 5 класса.


Структура программы


  • Пояснительная записка

  • Цель курса

  • Примерное тематическое планирование

  • Содержание программы

  • Требования к умениям и навыкам

  • Описание условий реализации программы

  • Литература

  • Приложения







Пояснительная записка.

Предлагаемый курс «Занимательные задания по математике» своим содержанием сможет привлечь внимание учеников 5 класса, которым интересна математика. Данный факультативный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого класса задач, усвоения специальных навыков устного счета, получения теоретических сведений о свойствах натуральных чисел.

Стоит отметить, что навыки решения различных математических задач совершенно необходимы любому пятикласснику не только для того, чтобы успешно участвовать в игре «Кенгуру» и олимпиадах, но и являются средством развития их математических способностей, таких качеств ума, как сообразительность и смекалка.

Факультативный курс «Занимательные задания по математике» способствует лучшему усвоению базового курса. Он освещает очень интересные, но совершенно не проработанные в общем курсе школьной математики вопросы. Такие, как «Решение логических задач», «Составление числовых выражений» и другие.

Опыт общения с учащимися 5 классов говорит о том, что у них еще присутствует любознательность, большинству из них интересно учиться. Следует не упускать данный момент и способствовать развитию их логического мышления, расширить кругозор, а главное, пробудить желание заниматься изучением интереснейшей науки - математики.

Анкетирование пятиклассников в прошлом учебном году показало их большую заинтересованность в изучении именно математической науки. Кроме того, около 75% родителей, строя перспективные планы на будущее, хотели бы, чтобы их дети получали более широкие и глубокие знания по математике.

Более демократичные формы и методы работы с детьми на факультативных занятиях помогут им развивать коммуникативные способности, воспитывать у них толерантность и уважительное отношение друг к другу.

Цель курса: формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые человеку для решения практических проблем.

Задачи курса:

  1. Научить учеников решать задачи более высокой, по сравнению с обязательным уровнем, сложности.

  2. Способствовать интеллектуальному развитию учащихся и прежде всего таких его компонентов, как способность к усвоению новой информации, подвижность и гибкость мышления;

  3. Усилить практический аспект в изучении математики, развивать умения учащихся применять математику в реальной жизни;

Содержание курса: курс рассчитан на 17 часов (1час в неделю). Он предполагает четкое и краткое изложение теории вопроса, решение типовых задач. Каждой группе задач предшествует небольшая историческая и теоретическая справка. Кроме того, рассматривается достаточно большой круг задач практического содержания. Особенно при рассмотрении тем «Логические задачи», «Задачи на движение», «Переливания», «Взвешивания». Предполагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений до олимпиадного уровня.

Каждое занятие состоит из трех частей: вступительная часть (это математическая игра, поэтическая страничка или интеллектуальная разминка), основная часть и решение олимпиадных задач. Основные формы организации учебных занятий: рассказ, беседа, практикум по решению задач.

Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.

При достаточно полном рассмотрении вопросов данного курса несомненно у учащихся будут выработаны более совершенные навыки решения математических задач, будет значительно расширен их кругозор, они овладеют теоретическими знаниями, которые помогут им в дальнейшей работе.

Итогом изучения курса станет выполнение учащимися творческих работ и участие в школьной (городской) олимпиаде.

В результате изучения курса «Занимательные задания по математике» учащиеся должны:


  • Научиться правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи (степень, основание, показатель степени; однозначные, многозначные числа, четные и нечетные числа; дробь, числитель и знаменатель дроби)

  • Научиться новым приемам устного счета (умножение двузначных чисел на 11; деление на 5,50, 25; возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5 и др.)

  • Сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел, понимать связь отношений «больше» и «меньше» с расположением точек на координатной прямой;

  • Решать текстовые задачи разными способами;

  • Округлять целые числа, производить оценку и прикидку результата вычислений;

  • Овладеть конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин;

  • Сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для повседневной жизни (умения сравнивать, обобщать, систематизировать и др.)





Учебно-тематический план

Наименование тем курса

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Теория

практика

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17

Как возникло слово «математика». Счет у первобытных людей

Приемы устного счета.

Числа. Четность и нечетность

Переливания.

Взвешивания.

Составление выражений.

Головоломки и числовые ребусы.

Метрическая система мер.

Логические задачи

Задачи на уравнивание.

Задачи на части.

Задачи на составление уравнений.

Задачи на движение

Принцип Дирихле.

Задачи - шутки

Решение олимпиадных задач.

Итоговое занятие

1




1


1



1


1


1


1



1


1


1


1


1


1


1


1

1


1

0,5




0,5


0,5












0,5








0,5



0,5


0,5

0,5




0,5


0,5



1


1


0,5


0,5



0,5


1


1


1


0,5



0,5


0,5


1

1















0,5


0,5





















1

Содержание программы.

Тема 1. Как возникло слово «математика». Счет у первобытных людей. (1 час)

Сообщается история возникновения слова «математика». Происходит знакомство детей с интересными сведениями из истории развития счета: начиная от счета на пальцах до наших дней. Запись чисел в Древнем Египте, Древней Греции, на Руси и, наконец, позиционная (арабская) система нумерации.

Тема 2. Приемы устного счета. (1 час)

Показ выгодности использования приемов устного счета для облегчения математических расчетов. Приемы устного счета: возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5; умножение двузначных чисел на 11; деление на 5, 50, 25.

Тема 3.Числа. Четность и нечетность. (1 час)

Классификация натуральных чисел: четные и нечетные, однозначные и многозначные, простые и составные. Изучаются свойства четных чисел. Решаются задачи практического характера на применение данных свойств.

Тема 4. Переливания. (1 час)

Показ практической значимости данной темы. Выстраивание алгоритма рассуждений. Поиск альтернативных путей решения. Решение задач на переливание (выполнение тренировочных упражнений)

Тема 5. Взвешивания. (1 час)

Показ практической значимости данной темы. Выстраивание алгоритма рассуждений. Поиск альтернативных путей решения. Решение задач на взвешивание с использованием для наглядности рычажных весов.

Тема 6. Составление выражений. (1 час) Приложение 1

Выполнение разнообразных заданий на отработку навыков решения примеров в несколько действий. Самостоятельно конструируя выражения (расставляя в них различным способом скобки, знаки действий), учащиеся отрабатывают вычислительные навыки, в том числе и навыки устного счета.

Тема 7. Головоломки и числовые ребусы. (1 час) Приложение 2

Развивается логическое мышление, умение анализировать ситуацию, находить альтернативные пути решения. Головоломки и числовые ребусы - задания, которые способны совершенствовать вычислительную культуру учащихся.

Тема 8. Метрическая система мер. (1 час)

Сообщаются интересные исторические сведения о различных мерах длины, площади, массы, существовавшие на Руси с давних времен. Обзорное знакомство с метрическими мерами других странах: Англии, Японии, Франции. Решение задач практического содержания.

Тема 9. Логические задачи. (1 час)

Развивается логическое мышление, умение анализировать условие, находить альтернативные пути решения. Логические задачи - это те задания, которые способны научить учащихся культуре рассуждений. Развиваются коммуникативные способности.

Тема 10. Задачи на уравнивание. (1 час)

Организовать реальную деятельность по уравниванию величин, рассматриваемых в условии задач. Выработать общий подход к решению задач данного вида. Для каждой задачи рассмотреть альтернативные пути решения.

Тема 11. Задачи на части. (1 час)

Развитее навыков анализа условия задачи. Овладение приемами рассуждений, которые выполняются при решении задач на части. Задачи на смеси, сплавы имеют большую практическую значимость и межпредметную связь.

Тема 12. Задачи на составление уравнений. (1 час) Приложение 3

Показ ученикам альтернативного пути решения задач на части и уравнивание - способ составления уравнения. Объяснить алгоритм рассуждения, которые необходимо проводить для решения задач данным способом. Установить его преимущества и недостатки.

Тема 13. Задачи на движение. (1 час)

Показать способы рассуждения и приемы решения основных типов задач на движение. Важно убедиться, что ученики понимают все обороты речи, термины, краткие обозначения, которые используются при решении задач данного типа. Показать значимость и удобство записи краткого условии в виде схематического рисунка.

Тема 14. Принцип Дирихле. (1 час)

Сообщить ученикам историческую справку о П.Г. Дирихле, дать простейшую формулировку его принципа. Задачи на применение принципа Дирихле относятся к классу логических задач. Поэтому главное - научить детей, анализировать условие, проводить рассуждения и находить логические связи в задаче.

Тема 15. Задачи - шутки. (1 час)

Задачи данного типа не требуют от учеников специальных математических знаний. Они призваны развивать мышление учащихся, умение вдумчиво работать с текстом, улавливать смысловые несоответствия в словах задачи. Способствуют развитию интереса к математике. Отчет учащихся о выполнении творческих заданий.

Тема 16. Решение олимпиадных задач. (1 час)

Решение задач повышенной степени трудности, требующих от учеников напряженной умственной работы. Подготовка к итоговому занятию данного курса. Знакомство учащихся с историей проведения олимпиад, с успехами учащихся МОУ СОШ № 6 на городских и областных уровнях

Тема 17. Итоговое занятие. (1 час) Приложение 4

Олимпиада среди учащихся 5 классов, выявление призеров и победителя.








Описание условий реализации программы.

Занятия проходят в кабинете математики. В качестве дидактического материала используются «Задачи на смекалку» под редакцией И.Ф.Шарыгина, «Занятия школьного кружка» под редакцией О.С.Шейкина. На занятиях используется рабочая тетрадь на печатной основе «Математика 5 кл.»

Оборудование:

  • Набор линеек и угольников

  • Набор цветной бумаги

  • Демонстрационные плакаты, содержащие формулы движения

  • Компьютер для демонстрации пространственных фигур

Оборудование для индивидуального пользования:

  • Цветная бумага, ножницы, линейка, набор цветных карандашей

  • Раздаточный материал для проведения практических работ (игральный кубик, спички, монеты)

  • Калькулятор




Программа включает следующую учебно-методическую и дополнительную литературу:

Литература для учителя:


  1. Внеклассная работа по математике/ под ред. Альховой З.Н. - М.:

Лицей. - 2001г.

  1. Гончарова Л.В. Предметные недели в школе: математика/ Л.В.Гончарова - М.: Учитель. - 1997г.

  2. Задачи на смекалку 5-6 кл./под ред. Шарыгина И.Ф. - М.: Просвещение - 1996г.

  3. Занятия школьного кружка 5 - 6 кл./под ред. Шейкиной О.С. - М.: Издательство НЦ ЭНАС, - 2005г.

Литература для учащихся:


  1. Дорофеев Г.В. Рабочая тетрадь для 5 класса, часть Ι / Г.В.Дорофеев - М.: Просвещение. - 2007г.

  2. Дорофеев Г.В. Дидактический материал/ Г.В.Дорофеев - М.: Просвещение. - 2005г.

  3. Задачи на смекалку 5-6 кл./под ред. Шарыгина И.Ф. - М.: Просвещение - 1996г.






© 2010-2022