- Преподавателю
- Математика
- Программа кружка по математике За страницами учебника математики
Программа кружка по математике За страницами учебника математики
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шагера В.А. |
Дата | 01.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
I. Пояснительная записка
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.
Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.
Математический кружок - это самодеятельное объединение учащихся под руководством учителя, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.
Математические кружки по математике являются основной формой внеклассной работы с учащимися в 9;11 классах. Так как не существует готовой программы для поставленных целей и задач, возникла необходимость разработать авторскую программу по курсу кружка " За страницами учебника математики". По целевым установкам и прогнозируемым результатам программа относится к образовательным.
В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Для обучения по программе принимаются все желающие учащиеся девятого и одиннадцатого классов.
Основная цель программы :
- создание условий для развития личности ребёнка, приобщение его к общечеловеческим ценностям, обеспечение эмоционального благополучия ребёнка.
- развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке,
- расширение общего кругозора ребенка в процессе изучения интересных фактов из истории математики.
Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:
-
привитие интереса учащимся к математике;
-
углубление и расширение знаний учащихся по математике;
-
развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;
-
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
-
воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.
-
сохранение и развитие познавательного интереса к математике
-
выявление и развитие индивидуальных математических способностей обучающихся;
-
воспитание культуры общения: сотрудничества, сопереживания, само- и взаимоуважения.
Частично данные задачи реализуются и на уроке, но окончательная и полная реализация их переносится на внеклассные занятия. Особенностями данной программы являются: интересное и разнообразное математическое содержание, нестандартные приёмы проведения занятий, активные формы и методы, индивидуальный подход к каждому ребёнку независимо от его математической подготовки и педагогическая поддержка обучающихся.
Программа реализуется в 9 и11 классах в течение одного учебного года (34часа). Занятия с группой обучающихся проводятся 1 раз в неделю, согласно расписанию.
Данная программа направлена на развитие у обучающихся интереса к сложной математической науке, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, для обеспечения эмоционального благополучия ребёнка.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
-
доброжелательный психологический климат на занятиях;
-
личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
-
подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
-
оптимальное сочетание форм деятельности;
-
преемственность, каждая новая тема логически связана с предыдущей;
-
доступность.
Программа может содержать разные уровни сложности изучаемого материала и позволяет найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.
Формы и методы проведения занятий:
- учебное исследование;
- игра;
- соревнование;
- конкурс;
- мастерская;
- «путешествия в прошлое».
Данная программа учитывает возрастные особенности обучающихся девятого и одинадцатого классов и соответствует уровню их образования.
Ожидаемые результаты:
- сохранение и развитие познавательного интереса к математике;
- создание условий для творческой самореализации ребёнка (проверяется через участие в предметных конкурсах, олимпиадах, индивидуальных творческих проектах);
- перенос эмоционального благополучия ребёнка с занятий кружка на учебную деятельность.
Никакие отметки в течение всего учебного года не предусмотрены. На занятиях проводятся самооценка и самоанализ деятельности обучающихся. Домашние задания творческого характера предлагаются только для желающих обучающихся. Домашние задания заключаются не только в повторении темы занятия, а также в самостоятельном изучении литературы, рекомендованной педагогом.
По окончании обучения учащиеся должны знать:
-
нестандартные методы решения различных математических задач;
-
логические приемы, применяемые при решении задач;
-
историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.
По окончании обучения учащиеся должны уметь:
-
рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
-
систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
-
применять нестандартные методы при решении программных задач
Методическое обеспечение
Построение учебного процесса. Основной формой проведения кружковых занятий является комбинированное тематическое занятие. Примерная структура данного занятия:
-
Объяснение учителя или доклад учащегося по теме занятия.
-
Самостоятельное решение задач по теме занятия, причем в числе этих задач должны быть задачи и повышенной трудности. После решения первой задачи всеми или большинством учащихся один из учащихся производит ее разбор. Учитель по ходу решения задач формулирует выводы, делает обобщения.
-
Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, проведение математических игр и развлечений.
-
Подведение итогов занятия, ответы на вопросы учащихся, домашнее задание.
В процессе подготовки и проведения занятий у учащихся развиваются и улучшаются навыки самостоятельной работы с литературой, формируется речевая грамотность, четкость, достоверность и грамотность изложения материала, собранность и инициативность.
2. Содержание курса
Кружок « За страницами учебника математики» состоит из 10 параграфов и рассчитан на 34 занятия.
§ 1 «Задачи с цифрами и целыми числами» знакомит учащихся с записью многозначных чисел в общем виде, признаками делимости.
Запись многозначных чисел в общем виде
Запись числа при делении с остатком
Признаки делимости чисел
Необходимые и достаточные условия, чтобы число было полным квадратом
§2 « Решение уравнений с целыми числами» знакомит со схемой решения уравнений с целыми числами.
Схема решения уравнений первой степени в целых числах
Задачи, приводящие к диофантовым уравнениям
§3 « Учимся решать задачи с модулями» дают более глубокое изучение уравнений с модулем
Немного теории
Уравнения с модулями
Упрощение уравнений с модулями
Уравнения с двойными модулями
§4 «Задачи с параметрами» дают более глубокое изучение уравнений с параметрами
Решение уравнений с параметрами
Сравнение выражений
Нахождение целых решений уравнения
Задачи на вычисление значений параметра в уравнении, если задан корень уравнения
Нахождение общего корня двух уравнений
§5 «Целые выражения и преобразования» знакомит с выделением полного квадрата относительно буквы или некоторого выражения.
Степень числа
Многочлены
Выделение полного квадрата относительно некоторой буквы или выражения
Тождественно равные многочлены
§6 «Логические задачи»
знакомит с кругами Эйлера и принципом Дирихле.
Логические задачи, решаемые с помощью кругов Эйлера
Составление таблиц при решении логических задач
Применение графов к решению логических задач
Принцип Дирихле
§ 7 «Задачи на проценты» знакомит со сложными процентами и задачами на концентрацию и смеси.
Задачи на «сложные проценты» и процентные отношения
Задачи на концентрацию и процентное отношение содержание вещества
§8 « Математические игры» знакомит с математическими развлечениями.
Игры - шутки. Правило симметрии
Игры с минимумом и максимумом
§9 «Геометрические задачи на доказательство и вычисление»
Задачи на свойство катета прямоугольного треугольника, лежащего против угла в 300
Задачи на свойство медианы прямоугольного треугольника, опущенной на гипотенузу
§ 10 « Геометрические задачи на построение» расширяют знания учащихся по геометрии .Решение геометрических задач на построение.
Учебно - тематический план занятий
№
Тема занятия
Общее количество часов
1
Задачи с цифрами и целыми числами
4
2
Решение уравнений первой степени в целых числах
4
3
Учимся решать задачи с модулями
5
4
Задачи с параметрами
5
5
Целые выражения и их преобразования
4
6
Логические задачи
4
7
Задачи на проценты
2
8
Математические игры
2
9
Геометрические задачи на доказательство и вычисление
2
10
Геометрические задачи на построение
2
Тематическое планирование
кружка « За страницами учебника математики»
№ занятия
Содержание темы
Кол-во
часов
Дата проведения
план
факт
§ 1. Задачи с цифрами и целыми числами
4
1
Запись многозначных чисел в общем виде
1
2
Запись числа при делении с остатком
1
3
Признаки делимости чисел
1
4
Необходимые и достаточные условия, чтобы число было полным квадратом
1
§2. Решение уравнений первой степени в целых числах
4
5
Схема решения уравнений первой степени в целых числах
2
6
Схема решения уравнений первой степени в целых числах
7
Задачи, приводящие к диофантовым уравнениям
2
8
Задачи, приводящие к диофантовым уравнениям
§3. Учимся решать задачи с модулями
5
9
Немного теории
1
10
Уравнения с модулями
2
11
Уравнения с модулями
12
Упрощение уравнений с модулями
1
13
Уравнения с двойными модулями
1
§ 4 Задачи с параметрами
5
14
Решение уравнений с параметрами
1
15
Сравнение выражений
1
16
Нахождение целых решений уравнения
1
17
Задачи на вычисление значений параметра в уравнении, если задан корень уравнения
1
18
Нахождение общего корня двух уравнений
1
§ 5 Целые выражения и их преобразования
4
19
Степень числа
1
20
Многочлены
1
21
Выделение полного квадрата относительно некоторой буквы или выражения
1
22
Тождественно равные многочлены
1
§ 6 Логические задачи
4
23
Логические задачи, решаемые с помощью кругов Эйлера
1
24
Составление таблиц при решении логических задач
1
25
Применение графов к решению логических задач
1
26
Принцип Дирихле
1
§ 7 Задачи на проценты
2
27
Задачи на «сложные проценты» и процентные отношения
1
28
Задачи на концентрацию и процентное отношение содержание вещества
1
§ 8 Математические игры
2
29
Игры - шутки. Правило симметрии
1
30
Игры с минимумом и максимумом
1
§9 Геометрические задачи на доказательство и вычисление
2
31
Задачи на свойство катета прямоугольного треугольника, лежащего против угла в 300
1
32
Задачи на свойство медианы прямоугольного треугольника, опущенной на гипотенузу
1
§10 Геометрические задачи на построение
2
33
Решение геометрических задач на построение
2
34
Решение геометрических задач на построение
Литература
-
В.Н. Осинская Допрофильная подготовка по математике- Луганск ,2007
-
Н.П. Кострикина Задачи повышенной сложности в курсе алгебры 9- М: Просвещение,2008
-
Н.Б.Васильев Заочные математические олимпиады- М: Наука, 2004
-
В.А Гусев Внеклассная работа по математике - М: Просвещение,2006
-
И.Кушнир Шедевры школьной математики - К: «Астарта»,2000
-
Балк М.Б., Балк Г.Д. Математика после уроков. Пособие для учителей. М.Просвещение, 1971
-
Генкин С.А., Итенберг И. В., Фомин Д.В. Ленинградские математические кружки: Пособие для внеклассной работы. Киров: АСА, 1994 год
-
Депман И.Л. Рассказы о математике. ГИДЛМП Ленинград 1994 год
-
Нагибин Ф.Ф., Канан Е.С. Математическая шкатулка. М. Просвещение 1999 год
-
Перельман Я.И. Занимательная арифметика. Триада-Литера Москва 2000 год.
-
Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры, М., Просвещение, 1990 год.
-
Приложение к учебно-методической газете «Первое сентября», Математика, издательский дом Первое сентября, 2007 год.
-
Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку. М. Просвещение 2006 год.
12