- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по алгебре (8 класс)
Рабочая программа по алгебре (8 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Юмина К.Ю. |
Дата | 25.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №68 города Челябинска
имени Родионова Е.Н.
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №68 _____________И.В.Калита
«__» сентября 2014г.
Согласовано
Зам. директора по УВР ____________________
«__» сентября 2014г.
Рассмотрено
на заседании ШМО
Руководитель ШМО __________________
Протокол № ___
от «__» сентября 2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
АЛГЕБРА
ДЛЯ 8 КЛАССА
НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель рабочей программы:
учитель второй категории Юминой Кристина Юрьевна
Челябинск
2014
Оглавление
Рабочая программа курса «Алгебра»
8 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования.
Календарно-тематический план соответствует примерной программе, рекомендованной Министерством образования РФ.
При разработки рабочей программы использованы следующие нормативные документы МОиН РФ:
-
Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки РФ от 3 июня 2008г. №164, от 31 августа 2009г. №320, от 19 октября 2009г. №427, от 10 ноября 2011г. №2643, от 24 января 2012 г. №39, от 31 января 2012г. №69;
-
Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2011г. №2885, зарегистрирован Минюстом России от 21 февраля 2012г. рег.№ 23290 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012/2013 учебный год»;
-
Областной базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Челябинской области, утверждённый приказом Министерства образования и науки Челябинской области «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2012-2013 учебный год» от 16.06.2011 № 04-997;
-
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009г. №103/3404 «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях»;
-
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 10.07.2012г. № 24/5135 «Об особенностях преподавания учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012-2013 учебном году»;
-
Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 апреля 2005г. №03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»;
-
Учебный план школы на 2014-2015 учебный год.
Изучение алгебры на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
-
развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенной использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, информатики и ИКТ), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников. В ходе изучения курса учащиеся овладевают приёмами вычислений на калькуляторе.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
8 класс
Программа основного курса по алгебре 8 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы по предмету «Алгебра», утвержденной министерством образования РФ и рассчитана на 140 часов (4 часа в неделю).
Преподавание алгебры в 8 классе ведется по практически наработанному УМК Макарычева Ю.Н., который наиболее полно обеспечивает реализацию основных содержательно-методических направлений математики базовой школы.
Примерное распределение часов по темам в базовом курсе «Алгебра»
№ п/п
Тема
Кол-во часов по программе
Кол-во часов фактически
Примечание
1
Повторение
0
4
+4
2
Рациональные дроби
23
30
+7
3
Квадратные корни
19
25
+6
4
Квадратные уравнения
21
30
+9
5
Неравенства
20
24
+4
6
Степень с целым показателем. Элементы статистики.
11
16
+5
7
Повторение
8
11
+3
8
Резерв
38
0
-38
Всего:
140
140
0
Повторение ранее пройденных тем в начале учебного года проводится за счет резерва учебного времени. На все темы курса добавлены дополнительные часы за счет школьного компонента для повышения уровня математической подготовки учащихся и на расширение практической части.
Глава 1. Рациональные дроби ( 30 часов)
-
Рациональная дробь.
-
Основное свойство дроби, сокращение дробей.
-
Тождественные преобразования рациональных выражений.
-
Функция у = и её график.
Цель: выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.
Так как действия с рациональными дробями существенным образом опираются на действия с многочленами, то в начале темы необходимо повторить с обучающимися преобразования целых выражений.
Главное место в данной теме занимают алгоритмы действий с дробями. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение и частное дробей всегда можно представить в виде дроби. Приобретаемые в данной теме умения выполнять сложение, вычитание, умножение и деление дробей являются опорными в преобразованиях дробных выражений. Поэтому им следует уделить особое внимание. Нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям на все действия с дробями прежде, чем будут усвоены основные алгоритмы. Задания на все действия с дробями не должны быть излишне громоздкими и трудоемкими.
При нахождении значений дробей даются задания на вычисления с помощью калькулятора. В данной теме расширяются сведения о статистических характеристиках. Вводится понятие среднего гармонического ряда положительных чисел. Изучение темы завершается рассмотрением свойств графика функции y=.
Требования к математической подготовке:
Знать:
-
определение целых, дробных и рациональных выражений;
-
определение допустимых значений переменных;
-
определение рациональной дроби;
-
основное свойство дроби;
-
определение тождества;
-
правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;
-
правила сложения и вычитания дробей с разными знаменателями;
-
правила умножения и деления дробей, возведения дроби в степень;
-
определение обратной пропорциональности.
Уметь:
-
находить значения рациональных выражений;
-
определять целые, дробные и рациональные выражения;
-
находить допустимые значения переменной;
-
находить область определения функции;
-
сокращать дроби;
-
складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями;
-
складывать и вычитать дроби с разными знаменателями;
-
умножать и делить дроби, возводить дроби в степень;
-
преобразовывать рациональные выражения;
-
строить график функции y=.
Глава 2. Квадратные корни (25 часов)
-
Понятие об иррациональных числах.
-
Общие сведения о действительных числах.
-
Квадратный корень.
-
Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня.
-
Свойства квадратных корней.
-
Преобразования выражений, содержащих квадратные корни.
-
Функция у = , её свойства и график.
Цель: систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие о числе; выработать умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни.
В данной теме учащиеся получают начальное представление о понятии действительного числа. С этой целью обобщаются известные обучающимся сведения о рациональных числах. Для введения понятия иррационального числа используется интуитивное представление о том, что каждый отрезок имеет длину и потому каждой точке координатной прямой соответствует некоторое число. Показывается, что существуют точки, не имеющие рациональных абсцисс.
При введении понятия корня полезно ознакомить обучающихся с нахождением корней с помощью калькулятора.
Основное внимание уделяется понятию арифметического квадратного корня и свойствам арифметических квадратных корней. Доказываются теоремы о корне из произведения и дроби, а также тождество = , которые получают применение в преобразованиях выражений, содержащих квадратные корни. Специальное внимание уделяется освобождению от иррациональности в знаменателе дроби в выражениях вида , . Умение преобразовывать выражения, содержащие корни, часто используется как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии, алгебры и начал анализа.
Продолжается работа по развитию функциональных представлений обучающихся. Рассматриваются функция у= , её свойства и график. При изучении функции у= , показывается ее взаимосвязь с функцией у = х2, где х ≥ 0.
Требования к математической подготовке:
Знать:
-
определение натуральных, целых и рациональных чисел;
-
определение иррациональных и действительных чисел;
-
определение квадратного и арифметического квадратного корня из числа;
-
свойства функции y = ;
-
правила вычисления квадратного корня из произведения и дроби;
-
правила вычисления квадратного корня из степени.
Уметь:
-
сравнивать рациональные числа;
-
представлять рациональные числа в виде бесконечной десятичной дроби;
-
сравнивать иррациональные и действительные числа;
-
вычислять квадратные корни;
-
решать уравнения вида: x2 = a;
-
находить приближенное значение квадратного корня;
-
строить график функции y = ;
-
вычислять квадратный корень из произведения и дроби;
-
вычислять квадратный корень из степени;
-
выносить множитель из-под знака корня;
-
вносить множитель под знак корня;
-
преобразовывать выражения, содержащие квадратные корни.
Глава 3. Квадратные уравнения (30 часов)
-
Квадратное уравнение.
-
Формула корней квадратного уравнения.
-
Решение рациональных уравнений.
-
Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям.
Цель: выработать умения решать квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач.
В начале темы приводятся примеры решения неполных квадратных уравнений. Этот материал систематизируется. Рассматриваются алгоритмы решения неполных квадратных уравнений различного вида.
Основное внимание следует уделить решению уравнений вида ах2 + bх + с = 0, где а0, с использованием формулы корней. В данной теме учащиеся знакомятся с формулами Виета, выражающими связь между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами. Они используются в дальнейшем при доказательстве теоремы о разложении квадратного трехчлена на линейные множители.
Учащиеся овладевают способом решения дробных рациональных уравнений, который состоит в том, что решение таких уравнений сводится к решению соответствующих целых уравнений с последующим исключением посторонних корней.
Изучение данной темы позволяет существенно расширить аппарат уравнений, используемых для решения текстовых задач.
Требования к математической подготовке:
Знать:
-
определение квадратного уравнения;
-
определение неполного квадратного уравнения;
-
формулы полных и неполных квадратных уравнений;
-
определение приведенного квадратного уравнения;
-
определение дискриминанта квадратного уравнения;
-
формулу дискриминанта квадратного уравнения;
-
формулы корней квадратного уравнения;
-
правило решения квадратного уравнения;
-
теорему Виета и обратную ей теорему;
-
определение целых и дробных рациональных уравнений;
-
правило решения дробных рациональных уравнений.
Уметь:
-
решать неполные квадратные уравнения;
-
решать квадратные уравнения выделением квадрата двучлена() также задачи на известные учащимся зависимости между величинами ;
-
решать квадратные уравнения по формуле;
-
решать задачи с помощью квадратных уравнений;
-
применять теорему Виета и обратную теорему;
-
решать дробные рациональные уравнения;
-
решать задачи с помощью рациональных уравнений;
-
решать графически уравнения.
Глава 4. Неравенства (24 часа)
-
Числовые неравенства и их свойства.
-
Почленное сложение и умножение числовых неравенств.
-
Погрешность и точность приближения.
-
Линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Цель: ознакомить обучающихся с применением неравенств для оценки значений выражений, выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Свойства числовых неравенств составляют ту базу, на которой основано решение линейных неравенств с одной переменной. Теоремы о почленном сложении и умножении неравенств находят применение при выполнении простейших упражнений на оценку выражений по методу границ. Вводятся понятия абсолютной Погрешности и точности приближения, относительной погрешности.
Умения проводить дедуктивные рассуждения получают развитие как при доказательствах указанных теорем, так и при выполнении упражнений на доказательства неравенств.
В связи с решением линейных неравенств с одной переменной дается понятие о числовых промежутках, вводятся соответствующие названия и обозначения. Рассмотрению систем неравенств с одной переменной предшествует ознакомление обучающихся с понятиями пересечения и объединения множеств.
При решении неравенств используются свойства равносильных неравенств, которые разъясняются на конкретных примерах. Особое внимание следует уделить отработке умения решать простейшие неравенства вида ах > b, ах < b, остановившись специально на случае, когда а<0.
В этой теме рассматривается также решение систем двух линейных неравенств с одной переменной, в частности таких, которые записаны в виде двойных неравенств.
Требования к математической подготовке:
Знать:
-
определение сравнения чисел;
-
свойства числовых неравенств;
-
теоремы о почленном сложении и умножении числовых неравенств;
-
все виды числовых промежутков;
-
определение пересечения и объединения множеств
-
определение решения неравенства;
-
свойства, используемые при решении неравенств;
-
определение линейного неравенства с одной переменной;
-
определение решения системы неравенств с одной переменной.
Уметь:
-
доказывать неравенства;
-
применять свойства числовых неравенств;
-
оценивать значения выражений;
-
складывать, вычитать, умножать и делить почленно числовые неравенства;
-
изображать на координатной прямой числовые промежутки;
-
записывать промежутки, изображенные на рисунке;
-
решать линейные неравенства с одной переменной;
-
решать системы неравенств с одной переменной.
Глава 5. Степень с целым показателем. Элементы статистики. (16 часов)
-
Степень с целым показателем и ее свойства.
-
Стандартный вид числа.
-
Начальные сведения об организации статистических исследований.
Цель: выработать умение применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях, сформировать начальные представления о сборе и группировке статистических данных, их наглядной интерпретации.
В этой теме формулируются свойства степени с целым показателем. Метод доказательства этих свойств показывается на примере умножения степеней с одинаковыми основаниями. Дается понятие о записи числа в стандартном виде. Приводятся примеры использования такой записи в физике, технике и других областях знаний.
Учащиеся получают начальные представления об организации статистических исследований. Они знакомятся с понятиями генеральной и выборочной совокупности. Приводятся примеры представления статистических данных в виде таблиц частот и относительных частот. Обучающимся предлагаются задания на нахождение по таблице частот таких статистических характеристик, как среднее арифметическое, мода, размах. Рассматривается вопрос о наглядной интерпретации статистической информации. Известные обучающимся способы наглядного представления статистических данных с помощью столбчатых и круговых диаграмм расширяются за счет введения таких понятий, как полигон и гистограмма.
Требования к математической подготовке:
Знать:
-
определение степени с целым отрицательным показателем;
-
свойства степени с целым показателем;
-
определение стандартного вида числа.
Уметь:
-
вычислять степени с целым отрицательным показателем;
-
применять свойства степени с целым показателем;
-
записывать числа в стандартном виде;
-
выполнять действия с числами, записанными в стандартном виде;
-
оценивать абсолютную и относительную погрешности приближенного значения;
-
выполнять действия над приближенными значениями;
-
выполнять действия над приближенными значениями на калькуляторе.
Глава 6. Повторение (8+11 часов)
Цель: повторение и систематизация полученных в течение учебного года знаний.
Знать:
-
Математические термины и формулы;
-
Различные методы решения задач, уравнений и неравенств, систем уравнений и неравенств;
-
Графики основных элементарных функций и их свойства;
-
Преобразования выражений.
Уметь:
-
Правильно употреблять математические термины и формулы;
-
Применять различные методы при решении задач, уравнений и неравенств, систем уравнений и неравенств;
-
Выполнять преобразования различных выражений;
-
Выполнять действия с числами, корнями, степенями, многочленами, алгебраическими дробями, приближенными значениями;
-
Осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки, выполнять соответствующие вычисления;
-
Выражать из формул одни переменные через другие;
-
Строить графики основных элементарных функций; опираясь на графики, описывать свойства этих функций.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
№ урока в теме
Тема урока
Вид контроля
Дата проведения
Тип урока, вид и форма контроля
Задачи урока
Планируемы результаты
Примечание
Знать и понимать
Уметь
-
Повторение (4 часа)
Основная цель - систематизировать знания, полученные в курсе «Алгебра» за 7 класс.
1
1
Повторение. Нахождение числового выражения.
Урок обобщения и систематизации ЗУНов.
Совершенствовать навыки выполнения действий с числовыми выражениями.
Основные математические понятия, термины, формулы, свойства, способы решения уравнений, преобразования выражений, изучаемых в курсе алгебры 7 класса.
Выполнять действия со степенями, многочленами и числовыми выражениями.
2
2
Повторение. Степень и ее свойства.
Урок обобщения и систематизации ЗУНов.
Совершенствовать навыки выполнения действий со степенями.
3
3
Повторение. Многочлены и их преобразование.
Урок обобщения и систематизации ЗУНов.
Совершенствовать навыки выполнения действий с многочленами.
4
4
Повторение. Формулы сокращенного умножения.
Урок обобщения и систематизации ЗУНов.
Систематизировать и закрепить знания по теме урока.
-
Рациональные дроби (30 часов)
Основная цель - выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.
5
1
Рациональные выражения.
Урок усвоения новых знаний.
Сформировать понятия «дробные выражения», «целые выражения» и «рациональные выражения», уметь отличать дробные выражения от целых; знать при каком условии: дробь равна нулю и выражение имеет смысл.
определение целых, дробных и рациональных выражений;
определение допустимых значений переменных;
определение рациональной дроби;
основное свойство дроби;
определение тождества;
правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;
правила сложения и вычитания дробей с разными знаменателями;
правила умножения и деления дробей, возведения дроби в степень;
определение обратной пропорциональности.
находить значения рациональных выражений;
определять целые, дробные и рациональные выражения;
находить допустимые значения переменной;
находить область определения функции;
сокращать дроби;
складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями;
складывать и вычитать дроби с разными знаменателями;
умножать и делить дроби, возводить дроби в степень;
преобразовывать рациональные выражения;
строить график функции y=.
6
2
Рациональные дроби.
Урок усвоения новых знаний.
Научить находить допустимы значения дробей, находить наибольшее и наименьшее значения дроби.
7
3
Основное свойство дроби.
Урок усвоения новых знаний.
Научить применять основное свойство дроби для решения задач.
8
4
Сокращение дробей.
Урок усвоения новых знаний.
Научить применять основное свойство дроби для сокращения дробей.
9
5
Решение задач по теме: Сокращение дробей.
Урок формирования умений и практических навыков уч-ся.
Научить сокращать дроби, способствовать воспитанию активности, инициативности.
10
6
Решение задач.
Самостоятельная работа
Урок совершенствования ЗУНов.
Систематизировать знания учащихся, полученные в ходе изучения темы.
11
7
Сложение дробей с одинаковыми знаменателями.
Урок усвоения новых знаний.
Научить складывать дробных выражений с одинаковыми знаменателями.
12
8
Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Урок усвоения новых знаний.
Научить вычитать дробных выражений с одинаковыми знаменателями.
13
9
Сложение дробей с разными знаменателями.
Урок усвоения новых знаний.
Научить складывать дробных выражений с разными знаменателями.
14
10
Вычитание дробей с разными знаменателями.
Урок усвоения новых знаний.
Научить вычитать дробных выражений с разными знаменателями.
15
11
Сложение и вычитание дробей.
Урок формирования умений и практических навыков уч-ся.
Закрепить навыки сложения и вычитания дробных выражений с одинаковыми и разными знаменателями.
16
12
Решение задач по теме: Сложение и вычитание дробей.
Самостоятельная работа
Урок совершенствования ЗУНов.
Систематизировать знания учащихся, полученные в ходе изучения темы.
17
13
Решение задач по теме: Сложение и вычитание дробей.
Урок обобщения и систематизации ЗУНов.
Обобщить знания учащихся по теме «Сложение и вычитание дробей (дробных выражений)».
18
14
Подготовка к контрольной работе № 1.
Урок обобщения, систематизации ЗУНов.
Систематизировать знания, полученные в ходе изучения темы: «Рациональные дроби. Сложение и вычитание дробей»
19
15
Контрольная работа № 1 по теме: «Рациональные дроби. Сложение и вычитание дробей».
Контрольная работа
Урок оценки и проверки ЗУНов.
Проверить уровень сформированности понятия рациональных выражений, умения складывать и вычитать дробные выражения
20
16
Анализ контрольной работы № 1. Работа над ошибками.
Урок обобщения, систематизации и коррекции ЗУНов.
Скорректировать ЗУНы учащихся, полученные в ходе изучения темы: «Рациональные дроби. Сложение и вычитание дробей»
21
17
Умножение дробей.
Урок усвоения новых знаний.
Научить умножать дробные выражения.
22
18
Решение задач по теме: Умножение дробей.
Урок формирования умений и практических навыков уч-ся.
Систематизировать знания учащихся, полученные в ходе изучения темы.
23
19
Возведение дроби в степень.
Урок усвоения новых знаний.
Научить возводить в степень дробные выражения.
24
20
Решение задач по теме: Возведение дроби в степень.
Урок формирования умений и практических навыков уч-ся.
Систематизировать знания учащихся, полученные в ходе изучения темы.
25
21
Деление дробей.
Урок усвоения новых знаний.
Научить делить дробные выражения.
26
22
Решение задач по теме: Деление дробей.
Самостоятельная работа
Урок формирования умений и практических навыков уч-ся.
Систематизировать знания учащихся, полученные в ходе изучения темы.
27
23
Преобразование рациональных выражений.
Урок усвоения новых знаний.
Создание условий для усвоения учащимися действий над алгебраическими дробями; включение их в процесс поиска результатов; формирование навыка выполнения преобразований с дробями.
28
24
Решение задач по теме: Преобразование рациональных выражений.
Урок формирования умений и практических навыков уч-ся.
Совершенствовать навыки действий с рациональными дробями; формировать умения выполнять тождественные преобразования рациональных выражений
29
25
Решение задач по теме: Преобразование рациональных выражений.
Урок совершенствования ЗУНов.
Проверить правильность выполнения всех действий с алгебраическими дробями и преобразование рациональных выражений, развить умение упрощать выражения.
30
26
Функция и ее график.
Урок усвоения новых знаний.
Ввести понятие функции y=k/x как обратно пропорциональную зависимость, через рассмотрение свойств данной функции и построение графика.
31
27
Решение задач по теме: Функция и ее график.
Тест
Урок формирования умений и практических навыков уч-ся.
Закрепить практические навыки учащихся построения графика функции обратной пропорциональности.
32
28
Подготовка к контрольной работе № 2.
Урок обобщения, систематизации ЗУНов.
Систематизировать знания, полученные в ходе изучения темы: «Рациональные дроби. Произведение и частное дробей»
33
29
Контрольная работа № 2 по теме: «Рациональные дроби. Произведение и частное дробей».
Контрольная работа
Урок оценки и проверки ЗУНов.
Проверить уровень сформированности понятия рациональных выражений, умения умножать и делить дробные выражения
34
30
Анализ контрольной работы № 2. Работа над ошибками.
Урок обобщения, систематизации и коррекции ЗУНов.
Скорректировать ЗУНы учащихся, полученные в ходе изучения темы: «Рациональные дроби. Произведение и частное»
3. Квадратные корни - 25 часов
Основная цель - систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие о числе; выработать умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни.
35
1
Рациональные числа.
Урок усвоения новых знаний.
Дать понятие рационального числа, научить представлять рациональное число в виде дроби.
определение натуральных, целых и рациональных чисел;
определение иррациональных и действительных чисел;
определение квадратного и арифметического квадратного корня из числа;
свойства функции y = ;
правила вычисления квадратного корня из произведения и дроби;
правила вычисления квадратного корня из степени.
сравнивать рациональные числа;
представлять рациональные числа в виде бесконечной десятичной дроби;
сравнивать иррациональные и действительные числа;
вычислять квадратные корни;
решать уравнения вида: x2 = a;
находить приближенное значение квадратного корня;
строить график функции y = ;
вычислять квадратный корень из произведения и дроби;
вычислять квадратный корень из степени;
выносить множитель из-под знака корня;
вносить множитель под знак корня;
преобразовывать выражения, содержащие квадратные корни.
36
2
Иррациональные числа.
Урок усвоения новых знаний.
Дать понятие иррационального числа, научить находить приближенные значения выражений.
37
3
Квадратные корни.
Урок усвоения новых знаний.
Дать понятие квадратного корня, правила извлечения квадратного корня из степени, произведения, из дроби, правило деления корней; формулы сокращенного умножения.
38
4
Решение задач по теме: Квадратные корни.
Урок формирования умений и практических навыков уч-ся.
Сформировать практическое умение извлекать корень из произведения, из степени, выносить множитель из-под знака корня, вносить множитель под знак корня, избавляться от иррациональности в знаменателе дроби; применять формулы сокращенного умножения при действии с корнями.
39
5
Арифметический квадратный корень.
Урок усвоения новых знаний.
Ввести понятия «арифметический квадратный корень», понятие «квадратный корень», познакомить с таким действием как извлечение арифметического квадратного корня из числа;
40
6
Решение задач по теме: Арифметический квадратный корень.
Самостоятельная работа
Урок формирования умений и практических навыков уч-ся.
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Арифметический квадратный».
41
7
Уравнение
Урок усвоения новых знаний.
Научить решать уравнения вида
42
8
Решение задач по теме: Уравнение
Урок формирования умений и практических навыков уч-ся.
Выработать практическое умение решения уравнения вида
43
9
Функция и ее график.
Урок усвоения новых знаний.
Ввести понятие функции , рассмотреть ее свойства и построение графика.
44
10
Квадратный корень из произведения и дроби.
Урок усвоения новых знаний.
Изучить основные свойства квадратных корней,
сформировать умение применять их для преобразования выражений, содержащих квадратные корни,
научить вычислять значения квадратных корней.
45
11
Решение задач по теме: Квадратный корень из произведения и дроби.
Тест
Урок формирования умений и практических навыков уч-ся.
Способствовать выработке навыков и умений нахождения квадратного корня из произведения и дроби; нахождения значения произведения и частного арифметических квадратных корней
46
12
Квадратный корень из степени.
Урок усвоения новых знаний.
Научить обучающихся выполнять действия извлечения квадратного корня из степени.
47
13
Решение задач по теме: Квадратный корень из степени.
Урок формирования умений и практических навыков уч-ся.
Закрепить навыки выполнять действия извлечения квадратного корня из степени.
48
14
Подготовка к контрольной работе № 3.
Урок обобщения, систематизации ЗУНов.
Систематизировать знания, полученные в ходе изучения темы: «Арифметический квадратный корень и его свойства».
49
15
Контрольная работа № 3 по теме: «Арифметический квадратный корень и его свойства».
Контрольная работа
Урок оценки и проверки ЗУНов.
Проверить уровень сформированности понятия алгебраического корня, умения сиспользовать его свойства для решения задач.
50
16
Анализ контрольной работы № 3. Работа над ошибками.
Урок обобщения, систематизации и коррекции ЗУНов.
Скорректировать ЗУНы учащихся, полученные в ходе изучения темы: «Арифметический квадратный корень и его свойства»
51
17
Вынесение множителя из-под знака корня.
Урок усвоения новых знаний.
Выработать алгоритм внесение множителя под знак корня и вынесение множителя из-под знака корня, повторить определение квадратного корня и арифметического квадратного корня.
52
18
Решение задач по теме: Вынесение множителя из-под знака корня.
Урок формирования умений и практических навыков уч-ся.
Отработать алгоритм вынесения множителя из под знака корня.
53
19
Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.
Урок усвоения новых знаний.
Формирование у учащихся знаний о разложении выражений, содержащих квадратные корни на множители с использованием формулы разности квадратов;
развитие умений использовать формулу квадратов при разложении выражений содержащих квадратные корни
54
20
Решение задач по теме: Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.
Урок формирования умений и практических навыков уч-ся.
Систематизировать, расширить и углубить знания, умения учащихся в приведении подобных слагаемых выражений, содержащих квадратные корни.
55
21
Решение задач по теме: Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.
Самостоятельная работа
Урок совершенствования ЗУНов.
Продолжить работу над выработкой умений проводить тождественные преобразования выражений, содержащих квадратные корни.
56
22
Решение задач по теме: Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.
Урок совершенствования ЗУНов.
Систематизировать, расширить и углубить знания, умения учащихся применять различные способы разложения многочлена, содержащего квадратные корни, на множители, сокращать дроби и избавляться от иррациональности в знаменателе.
57
23
Подготовка к контрольной работе № 4.
Урок обобщения, систематизации ЗУНов.
Систематизировать знания, полученные в ходе изучения темы: «Применение свойств арифметического квадратного корня».
58
24
Контрольная работа №4 по теме: «Применение свойств арифметического квадратного корня».
Контрольная работа
Урок оценки и проверки ЗУНов.
Проверить уровень сформированности умения применять свойства арифметического корня для решения задач.
59
25
Анализ контрольной работы № 4. Работа над ошибками.
Урок обобщения, систематизации и коррекции ЗУНов.
Скорректировать ЗУНы учащихся, полученные в ходе изучения темы: «Применение свойств арифметического квадратного корня»
4. Квадратные уравнения - 30 часов
Основная цель - выработать умения решать квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач.
60
1
Определение квадратного уравнения.
Урок усвоения новых знаний.
Познакомить учащихся с общим видом квадратного уравнения, понятием неполного квадратного уравнения и способами их решения
определение квадратного уравнения;
определение неполного квадратного уравнения;
формулы полных и неполных квадратных уравнений;
определение приведенного квадратного уравнения;
определение дискриминанта квадратного уравнения;
формулу дискриминанта квадратного уравнения;
формулы корней квадратного уравнения;
правило решения квадратного уравнения;
теорему Виета и обратную ей теорему;
определение целых и дробных рациональных уравнений;
правило решения дробных рациональных уравнений.
решать неполные квадратные уравнения;
решать квадратные уравнения выделением квадрата двучлена() также задачи на известные учащимся зависимости между величинами ;
решать квадратные уравнения по формуле;
решать задачи с помощью квадратных уравнений;
применять теорему Виета и обратную теорему;
решать дробные рациональные уравнения;
решать задачи с помощью рациональных уравнений;
решать графически уравнения.
61
2
Решение задач по теме: Определение квадратного уравнения.
Урок формирования умений и практических навыков уч-ся.
Совершенствование и закрепление умений и навыков по решению квадратных уравнений.
62
3
Неполные квадратные уравнения.
Урок усвоения новых знаний.
Познакомить учащихся с понятием неполного квадратного уравнения и способами их решения
63
4
Решение задач по теме: Неполные квадратные уравнения.
Самостоятельная работа
Урок формирования умений и практических навыков уч-ся.
Совершенствование и закрепление умений и навыков по решению неполных квадратных уравнений.
64
5
Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена.
Урок совершенствования ЗУНов.
Выработать умения решать квадратные уравнения выделением квадрата двучлена.
65
6
Решение квадратных уравнений по формуле D.
Урок формирования умений и практических навыков уч-ся
Изучить формулы, применяемые для решения квадратных уравнений.
66
7
Решение задач по теме: Решение квадратных уравнений по формуле D.
Урок совершенствования ЗУНов.
Отработать применение формул для решения квадратных уравнений.
67
8
Решение квадратных уравнений.
Тест
Урок совершенствования ЗУНов.
Совершенствовать навыки решения квадратных уравнений.
68
9
Решение задач с помощью квадратных уравнений.
Урок совершенствования ЗУНов.
Совершенствовать навыки решения квадратных уравнений.
69
10
Решение задач с помощью квадратных уравнений.
Урок формирования умений и практических навыков уч-ся.
Совершенствовать навыки решения квадратных уравнений.
70
11
Теорема Виета.
Урок усвоения новых знаний.
Сформулировать приём, позволяющий свести решение уравнения общего вида к нахождению целых корней вспомогательного уравнения и решение с применением теоремы Виета.
71
12
Решение задач по теме: Теорема Виета.
Урок формирования умений и практических навыков уч-ся.
Отработать умение применять теорему Виета для решения квадратных уравнений.
72
13
Решение квадратных уравнений.
Урок совершенствования ЗУНов.
Обобщить и закрепить навыки решения квадратных уравнений.
73
14
Подготовка к контрольной работе № 5.
Урок обобщения, систематизации ЗУНов.
Систематизировать знания, полученные в ходе изучения темы: «Квадратные уравнения».
74
15
Контрольная работа №5 по теме: «Квадратные уравнения».
Контрольная работа
Урок оценки и проверки ЗУНов.
Проверить уровень сформированности понятия квадратного уравнения, умения решать квадратные уравнения.
75
16
Анализ контрольной работы № 5. Работа над ошибками.
Урок обобщения, систематизации и коррекции ЗУНов.
Скорректировать ЗУНы учащихся, полученные в ходе изучения темы: «Квадратные уравнения»
76
17
Решение дробных рациональных уравнений.
Урок усвоения новых знаний.
Сформировать умение решать дробные рациональные уравнения
77
18
Решение дробных рациональных уравнений.
Урок формирования умений и практических навыков уч-ся.
Отработать навыков решения задач на составление дробных рациональных уравнений
78
19
Решение дробных рациональных уравнений.
Урок совершенствования ЗУНов.
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Решение дробно- рациональных уравнений"
79
20
Решение задач.
Самостоятельная работа
Урок совершенствования ЗУНов.
Проконтролировать степень усвоения следующих основных знаний: умения составлять правила уравнения по тексту и решать полученные уравнения согласно данному алгоритму.
80
21
Решение задач с помощью рациональных уравнений.
Урок совершенствования ЗУНов.
Научить решать задачи с применением рациональных уравнений.
81
22
Решение задач с помощью рациональных уравнений.
Урок совершенствования ЗУНов.
Совершенствовать умение решать текстовые задачи.
82
23
Решение задач.
Урок совершенствования ЗУНов.
Закрепить умения составлять уравнение по условию задачи и решать его; формирование умения строить математическую модель; интерпретировать её на реальную ситуацию, изложенную в задаче;
83
24
Графический способ решения уравнений.
Урок усвоения новых знаний.
Обобщить и систематизировать свойства графиков некоторых функций, алгоритмы их построения,
научить решать уравнения графическим способом, в частности используя возможности компьютерных программ.
84
25
Решение задач по теме: Графический способ решения уравнений.
Тест
Урок формирования умений и практических навыков уч-ся.
Способствовать выработке навыков и умений построения графиков функций.
85
26
Решение задач по теме дробные рациональные выражения.
Урок совершенствования ЗУНов.
Обобщить знания по теме Решение дробных рациональных уравнений; систематизировать задачи, решаемые с помощью дробных рациональных уравнений; вырабатывать навык решения задач творческого характера; вырабатывать навыки самоконтроля.
86
27
Решение задач по теме дробные рациональные выражения.
Урок совершенствования ЗУНов.
Обобщить и систематизировать материал по данной теме.
87
28
Подготовка к контрольной работе № 6.
Урок обобщения, систематизации ЗУНов.
Систематизировать знания, полученные в ходе изучения темы: «Дробные рациональные выражения».
88
29
Контрольная работа №6 по теме: «Дробные рациональные уравнения».
Контрольная работа
Урок оценки и проверки ЗУНов.
Проверить уровень сформированности понятия дробные рациональные уравнения, умения решать дробные рациональные уравнения.
89
30
Анализ контрольной работы № 6. Работа над ошибками.
Урок обобщения, систематизации и коррекции ЗУНов.
Скорректировать ЗУНы учащихся, полученные в ходе изучения темы: «Дробные рациональные выражения»
5. Неравенства - 24 часа
Основная цель - ознакомить учащихся с применением неравенств для оценки значений выражений, выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.
90
1
Числовые неравенства.
Урок усвоения новых знаний.
Дать понятие числового неравенства.
определение сравнения чисел;
свойства числовых неравенств;
теоремы о почленном сложении и умножении числовых неравенств;
все виды числовых промежутков;
определение пересечения и объединения множеств
определение решения неравенства;
свойства, используемые при решении неравенств;
определение линейного неравенства с одной переменной;
определение решения системы неравенств с одной переменной.
применять свойства числовых неравенств;
доказывать неравенства;
оценивать значения выражений;
складывать, вычитать, умножать и делить почленно числовые неравенства;
изображать на координатной прямой числовые промежутки;
записывать промежутки, изображенные на рисунке;
решать линейные неравенства с одной переменной;
решать системы неравенств с одной переменной.
91
2
Решение задач по теме: Числовые неравенства.
Урок обобщения, систематизации и коррекции ЗУНов.
Отработать навыки доказательства неравенств.
92
3
Свойства числовых неравенств.
Урок усвоения новых знаний.
Научить использовать свойства числовых неравенств, иллюстрировать эти свойства на координатной прямой. Знать и уметь их применять при решении неравенств.
93
4
Решение задач по теме: Свойства числовых неравенств.
Самостоятельная работа
Урок формирования умений и практических навыков уч-ся.
Отработать навыки применения свойств числовых неравенств при решении задач.
94
5
Сложение числовых неравенств.
Урок усвоения новых знаний.
Научить применять теоремы о почленном сложении неравенств
95
6
Умножение числовых неравенств.
Урок усвоения новых знаний.
научить применять теоремы о почленном умножении неравенств
96
7
Числовые промежутки.
Урок усвоения новых знаний.
Ввести понятие числового промежутка; формировать умения работать с числовыми промежутками, изображать на координатной прямой промежуток и множество чисел, удовлетворяющих неравенству.
97
8
Решение задач по теме: Числовые промежутки.
Урок формирования умений и практических навыков уч-ся.
Совершенствование навыков работы со множествами на примере числовых множеств.
98
9
Подготовка к контрольной работе № 7.
Урок обобщения, систематизации ЗУНов.
Систематизировать знания, полученные в ходе изучения темы: «Числовые неравенства и их свойства».
99
10
Контрольная работа №7 по теме: «Числовые неравенства и их свойства».
Контрольная работа
Урок оценки и проверки ЗУНов.
Проверить уровень сформированности понятия числовых неравенств, умения решать числовые неравенства.
100
11
Анализ контрольной работы № 7. Работа над ошибками.
Урок обобщения, систематизации и коррекции ЗУНов.
Скорректировать ЗУНы учащихся, полученные в ходе изучения темы: «Числовые неравенства и их свойства»
101
12
Решение неравенств с одной переменной.
Урок усвоения новых знаний.
Сформировать умение решать линейные неравенства с одной переменной, особо обращая внимание на отработку умения решать простейшие неравенства вида ax < b и ax > b, обращая специальное внимание на случай, когда а < 0;
научить записывать решение неравенств, используя геометрическую интерпретацию, в виде числовых промежутков;
102
13
Решение задач по теме: Решение неравенств с одной переменной.
Урок формирования умений и практических навыков уч-ся.
Отработать навыки решения линейных неравенств с одной переменной.
103
14
Решение задач по теме: Решение неравенств с одной переменной.
Урок совершенствования ЗУНов.
Обобщить и систематизировать знания о неравенствах с одной переменной.
104
15
Решение задач по теме: Решение неравенств с одной переменной.
Самостоятельная работа
Урок совершенствования ЗУНов.
Закрепить и усовершенствовать навыки решения неравенств
105
16
Решение систем неравенств с одной переменной.
Урок усвоения новых знаний.
Научить решать системы неравенств с одной переменной.
106
17
Решение задач по теме: Решение систем неравенств с одной переменной.
Урок формирования умений и практических навыков уч-ся.
Отработать навыки решения системы неравенств с одной переменной.
107
18
Решение задач по теме: Решение систем неравенств с одной переменной.
Урок совершенствования ЗУНов.
Продолжить работу по формированию навыка решения системы неравенств с одной переменной.
108
19
Решение задач по теме: Решение систем неравенств с одной переменной.
Урок совершенствования ЗУНов.
Систематизация знаний, умений и навыков при решении систем линейных неравенств с одной переменной.
109
20
Решение задач по теме: Решение систем неравенств с одной переменной.
Самостоятельная работа
Урок совершенствования ЗУНов.
Закрепление у учащихся навыка решения систем линейных неравенств с одной переменной, решение двойных неравенств с модулем.
110
21
Решение примеров.
Урок совершенствования ЗУНов.
Совершенствовать умения решать неравенства и системы линейных неравенств, графически изображать множество их решений, а также записывать решения в виде числового промежутка.
111
22
Подготовка к контрольной работе № 8.
Урок обобщения, систематизации ЗУНов.
Систематизировать знания, полученные в ходе изучения темы: «Линейные неравенства и неравенства с одной переменной».
112
23
Контрольная работа №8 по теме: «Линейные неравенства и системы неравенств с одной переменной».
Контрольная работа
Урок оценки и проверки ЗУНов.
Проверить уровень сформированности понятия линейных неравенств и системы неравенств с одной переменной, умения решать линейные неравенства и системы неравенств с одной переменной.
113
24
Анализ контрольной работы № 8. Работа над ошибками.
Урок обобщения, систематизации и коррекции ЗУНов.
Скорректировать ЗУНы учащихся, полученные в ходе изучения темы: «Линейные неравенства и неравенства с одной переменной»
6. Степень с целым показателем - 16 часов
Основная цель - выработать умение применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях.
114
1
Определение степени с целым отрицательным показателем.
Урок усвоения новых знаний.
Познакомить с понятием степени с целым показателем.
определение степени с целым отрицательным показателем;
свойства степени с целым показателем;
определение стандартного вида числа.
над приближенными значениями на калькуляторе.
вычислять степени с целым отрицательным показателем;
применять свойства степени с целым показателем;
записывать числа в стандартном виде;
выполнять действия с числами, записанными в стандартном виде;
оценивать абсолютную и относительную погрешности приближенного значения;
выполнять действия над приближенными значениями;
выполнять действия
115
2
Степень с целым отрицательным показателем.
Урок формирования умений и практических навыков уч-ся.
Обобщить и систематизировать знания о степени с целым показателем.
116
3
Свойства степени с целым показателем.
Урок усвоения новых знаний.
Ввести свойства степени с целым отрицательным показателем, повторить свойства степени с натуральным показателем.
117
4
Применение свойств степени с целым показателем для решения задач.
Урок формирования умений и практических навыков уч-ся.
Отработать навыки применения свойств степени с целым показателем.
118
5
Применение свойств степени с целым показателем для решения задач.
Самостоятельная работа
Урок совершенствования ЗУНов.
Закрепить и усовершенствовать навыки применения свойств степени с целым показателем.
119
6
Стандартный вид числа.
Урок усвоения новых знаний.
Познакомить с понятием стандартного вида числа, научить представлять число в стандартном виде.
120
7
Решение задач по теме: Стандартный вид числа.
Урок формирования умений и практических навыков уч-ся.
Отработать навыки представления числа в стандартном виде.
121
8
Выполнение действий над числами в стандартном виде.
Урок усвоения новых знаний.
Отработать навыки по выполнению действий над числами в стандартном виде.
122
9
Запись приближенных значений.
Урок усвоения новых знаний.
Формирование знаний о приближенном значении числа с недостатком и избытком.
123
10
Действия над приближенными значениями.
Урок усвоения новых знаний.
Отработать навыки выполнения действий над приближенными значениями.
124
11
Действия над приближенными значениями.
Тест
Урок формирования умений и практических навыков уч-ся.
125
12
Вычисления с приближенными данными на калькуляторе.
Урок усвоения новых знаний.
Отработать навыки выполнения действий над приближенными значениями при помощи калькулятора.
126
13
Решение задач при помощи калькулятора.
Урок формирования умений и практических навыков уч-ся.
Закрепить ЗУНы по выполнению действий над приближенными значениями при помощи калькулятора.
127
14
Подготовка к контрольной работе № 9.
Урок обобщения, систематизации ЗУНов.
Систематизировать знания, полученные в ходе изучения темы: «Степень с целым показателем».
128
15
Контрольная работа №9 по теме: «Степень с целым показателем».
Контрольная работа
Урок оценки и проверки ЗУНов.
Проверить уровень сформированности понятия степени с целым показателем.
129
16
Анализ контрольной работы № 9. Работа над ошибками.
Урок обобщения, систематизации и коррекции ЗУНов.
Скорректировать ЗУНы учащихся, полученные в ходе изучения темы: «Степень с целым показателем»
7. Повторение - 11 часов
Основная цель: повторение и систематизация полученных в течение учебного года знаний.
130
1
Повторение темы «Преобразование рациональных выражений».
Урок обобщения, систематизации ЗУНов.
Систематизировать, углубить и закрепить знания по теме урока.
Математические термины и формулы;
Различные методы решения задач, уравнений и неравенств, систем уравнений и неравенств;
Графики основных элементарных функций и их свойства;
Преобразования выражений.
Правильно употреблять математические термины и формулы;
Применять различные методы при решении задач, уравнений и неравенств, систем уравнений и неравенств;
Выполнять преобразования различных выражений;
Выполнять действия с числами, корнями, степенями, многочленами, алгебраическими дробями, приближенными значениями;
Осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки, выполнять ;соответствующие вычисления;
Выражать из формул одни переменные через другие;
Строить графики основных элементарных функций; опираясь на графики, описывать свойства этих функций.
131
2
Повторение темы «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни».
Урок обобщения, систематизации ЗУНов.
Систематизировать, углубить и закрепить знания по теме урока.
132
3
Повторение темы «Решение квадратных уравнений».
Урок обобщения, систематизации ЗУНов.
Отработать навыки решения квадратных уравнений.
133
4
Повторение темы «Решение квадратных уравнений».
Тест
Урок обобщения, систематизации ЗУНов.
Совершенствовать навыки решения квадратных уравнений.
134
5
Повторение темы «Решение дробных рациональных уравнений».
Урок обобщения, систематизации ЗУНов.
Отработать навыки решения дробных рациональных уравнений.
135
6
Повторение темы «Решение систем неравенств с одной переменной».
Урок обобщения, систематизации ЗУНов.
Отработать навыки решения системы неравенств с одной переменной.
136
7
Повторение темы «Решение систем неравенств с одной переменной».
Урок обобщения, систематизации ЗУНов.
Совершенствовать навыки решения системы неравенств с одной переменной.
137
8
Повторение темы «Степень с целым показателем».
Урок обобщения, систематизации ЗУНов.
Систематизировать, углубить и закрепить знания по теме урока.
138
9
Подготовка к итоговой контрольной работе.
Урок обобщения, систематизации ЗУНов.
Систематизировать, углубить и закрепить знания по теме урока.
139
10
Итоговая контрольная работа.
Контрольная работа
Урок оценки и проверки ЗУНов.
Проверить уровень усвоения знаний, полученных в ходе изучения курса «Алгебра» за 8 класс.
140
11
Анализ итоговой контрольной работе. Работа над ошибками.
Урок обобщения, систематизации и коррекции ЗУНов.
Скорректировать ЗУНы учащихся, полученные в ходе изучения тем в курсе алгебры 8 класса.
ПЕРЕЧЕНЬ КОМПОНЕНТОВ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
В состав учебного и программно-методического комплекса по курсу «Алгебра» входят:
-
Алгебра. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова. -М.: Просвещение, 2010
-
Изучение алгебры в 7-9 классах/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, С.Б. Суворова. - М.: Просвещение, 2008
-
Уроки алгебры в 8 классе: кн. для учителя/ В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева. - М.: Просвещение, 2008
-
Алгебра: дидакт. материалы для 8 кл./ Жохов В.И., Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. - М.: Просвещение, 2009.
-
Алгебра. Рабочая тетрадь. 8 класс. В 2-х частях. К учебнику Ю.Н. Макарычева и др./ Н.Г. Миндюк, И.С. Шлыкова - М.: Просвещение, 2012.
-
Жохов В. И. Дидактические материалы по алгебре. 8 класс / В. И. Жохов, Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк. - М.: Просвещение, 2009.
-
Алгебра. 8 класс: поурочные планы по учебнику Ю. Н. Макарычева и др./ авт.-сост. Т. Л. Афанасьева, Л. А. Тапилина. - Волгоград: Учитель, 2008.
-
Жохов В. И. Уроки алгебры в 8 классе: книга для учителя / В. И. Жохов, Г. Д. Карташева. - М.: Просвещение, 2009.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Программа обеспечит достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
-
Сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
-
Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-
Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
-
Представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
-
Критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от фактов;
-
Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
-
Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
-
Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
метапредметные:
-
Умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-
Умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
-
Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
-
Осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидных связей;
-
Умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, делать умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
-
Умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
-
Сформированность и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
-
Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
-
Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
-
Умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
-
Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
-
Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
-
Понимать сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
-
Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
-
Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
предметные:
-
Умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический и графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
-
Владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, иметь представление о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
-
Умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
-
Умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
-
Умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
-
Овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
-
Овладение основными способами представления и анализа статистических данных, умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;
-
Умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Характеристика контрольно-измерительных материалов (КИМы), используемых при оценивании уровня подготовки учащихся:
КИМы носят обучающий и проверочный характер. Контрольные работы основаны на дифференцированном подходе. Контрольная работа состоит из 3-х частей (А, В, С):
-
Часть А содержит задания базового уровня. Назначение - обеспечить проверку уровня образовательной подготовки обучающихся, наличие которой оценивается на «3» (удовлетворительно). При выполнении этих заданий требуется распознать ранее изученную ситуацию и сделать вывод на основании известных теоретических фактов;
-
Часть В содержит задания повышенного уровня. Цель - более тонкая дифференциация учащихся по уровню подготовки, что позволяет выставить более высокие отметки;
-
Часть С содержит самые сложные задания, при решении которых требуется проанализировать условие, самостоятельно разобрать способ решения, привести обоснования, доказательства выполненных действий и математически грамотно записать полученное решение.
Помимо контрольных работ используются материалы для оперативной проверки имеющихся основных знаний и умений в ходе изучения какой-либо темы.
Также во время проведения уроков иногда проводится тестирование, как один из самых эффективных способов оперативного контроля знаний учащихся, математический диктант, индивидуальная работа учащихся.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (СЕТКА)
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Неделя
3-7
10-14
17-21
24-28
1-5
8-12
15-19
22-26
29-2
12-16
19-23
26-30
3-7
10-14
17-21
24-28
Тема, количество часов
Повторение (4ч)
Рациональные дроби (30ч)
Квадратные корни (25ч)
Самостоятельные работы
Ср№1
Ср№2
Ср№3
Ср№4
Тест№1
Ср№5
Ср№6
Текущий контроль
Кр№1
Кр№2
Кр№3
Кр№4
Административный контроль
Месяц
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Неделя
14-18
21-25
28-1
4-8
11-15
18-22
25-1
4-8
11-15
18-22
1-5
8-12
15-19
22-26
29-3
6-10
13-17
20-24
27-31
Тема, количество часов
Квадратные уравнения (30ч)
Неравенства (24ч)
Степень с целым показателем (16ч)
Повторение (11ч)
Самостоятельные работы
Тест№2
Ср№7
Тест№3
Ср№8
Ср№9
Ср№10
Ср№11
Тест№4
Тест№5
Текущий контроль
Кр№5
Кр№6
Кр№7
Кр№8
Кр№9
Кр№10
Административный контроль
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
система контролирующих материалов
Перечень самостоятельных работ:
-
Самостоятельная работа по теме: «Рациональные дроби».
-
Самостоятельная работа по теме: «Сложение и вычитание рациональных дробей».
-
Самостоятельная работа по теме: «Умножение и деление рациональных дробей».
-
Самостоятельная работа по теме: «Арифметический квадратный корень».
-
Самостоятельная работа по теме: «Преобразование выражений, содержащих квадратный корень».
-
Самостоятельная работа по теме: «Неполные квадратные уравнения».
-
Самостоятельная работа по теме: «Дробные рациональные уравнения».
-
Самостоятельная работа по теме: «Числовые неравенства».
-
Самостоятельная работа по теме: «Решение неравенств с одной переменной».
-
Самостоятельная работа по теме: «Решение систем неравенств с одной переменной».
Перечень тестов:
-
Тест по теме: «Преобразование рациональных выражений».
-
Тест по теме: «Квадратный корень».
-
Тест по теме: «Квадратные уравнения».
-
Тест по теме: «Графический способ решения уравнений».
-
Тест по теме: «Приближенные значения».
-
Тест по теме: «Решение квадратных уравнений (повторение)».
Перечень контрольных работ:
-
Контрольная работа по теме: «Рациональные дроби. Сложение и вычитание дробей».
-
Контрольная работа по теме: «Рациональные дроби. Произведение и частное дробей».
-
Контрольная работа по теме: «Арифметический квадратный корень и его свойства».
-
Контрольная работа по теме: «Применение свойств арифметического квадратного корня».
-
Контрольная работа по теме: «Квадратные уравнения».
-
Контрольная работа по теме: «Дробные рациональные уравнения».
-
Контрольная работа по теме: «Числовые неравенства и их свойства».
-
Контрольная работа по теме: «Линейные неравенства и их свойства».
-
Контрольная работа по теме: «Степени с целым показателем».
-
Итоговая контрольная работа.
ПРИЛОЖЕНИЯ
-
Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе».
-
Веб-сайты:
-
numbernut.ru
-
math.ru
-
bymath.net
-
contest.ru
-
festival.1september.ru
-
openclass.ru