Рабочая программа по внеурочной деятельности Занимательная математика (3 класс)

Раздел Математика
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана на основе:

-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373

-Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.

-Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2011.

-Н.Ф.Виноградова. Сборник программ внеурочной деятельности. 1-4 класс/под.ред Н.Ф.Виноградовой.-М.: Вентана -Граф,2011

- Авторской программы: Е.Э.Кочуровой «Занимательная математика». Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под редакцией Н.Ф. Виноградовой. /Е.Э.Кочурова -М.: Вентана -Граф, 2011

- Образовательной программы начального общего образования МБОО «Ямашинская СОШ»,

-Положение о рабочей программе по внеурочной деятельности ФГОС НОО МБОО « Ямашинская СОШ».

Актуальность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках образовательных областей математики и информатики, окружающего мира, технологии. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.

Цель программы: создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.

Задачи:
1. Повышение эрудиции и расширение кругозора.

2. Формирование приемов умственных операций младших школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия.

3. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
4. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

Отличительные особенности программы.

Занятия помогают углублению знаний по программному материалу, знакомят с историей математики, помогают развитию представлений о её практическом применении, воспитанию гражданственности и патриотизма на примере жизни и деятельности великих математиков.

Курс направлен на формирование умения нестандартно мыслить, отработку вычислительных навыков в пределах 1000, введение разнообразного геометрического материала, решение задач повышенной трудности, отработку знания таблиц сложения и умножения с помощью тренажёров, тестов, расширение кругозора учащихся, умения анализировать, сопоставлять, делать логические выводы. Введение заданий олимпиадного характера способствует подготовке учащихся к школьным и районным олимпиадам по математике, является подготовительной базой для участия в интеллектуальных играх, основой для участия в Международном интернет - конкурсе для одарённых детей «Кенгуру».

Большое внимание на занятиях должно уделяться развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур.

Курс внеурочной деятельности «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листках бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеек», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Формы проведения занятий.

Содержание курса строится на основе деятелъностного под­хода. Каждый раздел программы предусматривает

- практико-ориентированные учебные занятия;

- творческие мастерские;

- тематические конкурсы, выставки.

Различные формы деятельности:

- индивидуально-творческая;

- в малой подгруппе (3-4 человека);

- коллективная;

- учебно-игровая (познавательные игры, занятия);

- игровой тренинг;

- конкурсы;

- турниры;

- викторины

Обучение детей организуется в форме игры и связанных с ней деятельностей, обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение со взрослым. Создаются условия для свободного выбора ребёнком содержания деятельности и возникновения взаимообучения детей. Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию.
Учитываю возрастную особенность, отличающую его от других, последующих этапов развития: он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности.

Задачи данного курса решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

В данном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации занятий с детьми считаю атмосферу доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Это важно не только для интеллектуального развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья. Данный курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предлагаемому курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии.

Ведущей деятельностью школьника этого возраста является игровая. Поэтому занятия, по сути, являются системой игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.

Методы и приёмы организации деятельности на занятиях по развитию познавательных способностей ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, а также познавательной активности детей. Данные занятия носят не оценочный, а в большей степени развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной мыслящей личности. Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышления.

Сроки реализации программы - 1 год.

Продолжительность занятия 45 минут.

Формы подведения итогов.

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся.

Возраст детей, посещающий внеурочную деятельность

Состав группы - постоянный ( мальчиков- 3, девочек-4),

Возраст детей - 9 лет

Особенности набора - свободный


Планируемые результаты освоения программы:

Личностными результатами изучения данного курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» являются:

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

- выявлять закономерности в расположении деталей, составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

- анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

- моделировать объемные фигуры из различных материалов ( проволока, пластилин и др.) и из разверток;

- осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Предметные результаты:

- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда: использовать его к ходе самостоятельной работы;

- применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками;

- ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

- ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие

направление движения;

- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

- анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной

конструкции;

- составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции.



Учебно-тематический план

Наименование раздела программы, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

22

11

11

2

Мир занимательных задач

7

4

3

3

Геометрическая мозаика

5

2

3

Итого:

34

17

17











Календарно - тематическое планирование

Наименование раздела программы, тема

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся
(основные учебные умения и действия

Плановые сроки прохождения учебного материала

План

Факт


Мир занимательных задач

1

Числа. Арифметические действия. Величины

-сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы

для выполнения конкретного задания;

- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результата с заданным условием;

- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач

- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

- моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

- воспроизводить способ решения задачи;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

- оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

- конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика

- ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

- ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки

1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;

- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

- анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

- составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

- выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

- анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

- моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

- осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:

сравнивать построенную конструкцию с образцом.


1

Интеллектуальная разминка

1

02.09


Числа. Арифметические действия. Величины.

1


2

«Числовой» конструктор

1

09.09


Геометрическая мозаика

1


3

Геометрия вокруг нас

1

16.09


Мир занимательных задач

3


4

Волшебные переливания

1

23.09

5

В царстве смекалки

1

30.09

6

Решение нестандартных задач (на «отношения»).

1

07.10


Геометрическая мозаика

3


7

«Шаг в будущее»

1

14.10

8

«Спичечный» конструктор

1

21.10

9

«Спичечный» конструктор

1

28.10


Числа. Арифметические действия. Величины.

12


10

Числовые головоломки

3

11.11

11

Интеллектуальная разминка

1

18.11

12

Интеллектуальная разминка

1

25.11

13

Математические фокусы

1

02.12

14

Математические игры

1

09.12

15

Секреты чисел

1

16.12

16

Математическая копилка

1

23.12

17

Математическое путешествие

1

13.01

18

Выбери маршрут

1

20.01

19

Числовые головоломки.

1

27.01

20

В царстве смекалки

1

03.02

21

В царстве смекалки

1

10.02


Мир занимательных задач

1


22

Мир занимательных задач.

1

17.02


Геометрическая мозаика

2


23

Геометрический калейдоскоп

1

24.02


Мир занимательных задач

2


24

Интеллектуальная разминка

задачи.

1

03.03

25

Разверни листок

От секунды до столетия

1

10.03


Числа. Арифметические действия. Величины.

9


26

Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век.

1

17.03

27

Одна секунда в жизни класса.

1

07.04

28

Числовые головоломки.

3

14.04

29

Конкурс смекалки

1

21.04

30

Это было в старину

1

28.04

31

Математические фокусы

1

05.05

32

Энциклопедия математических развлечений

2

12.05

33

Составление сборника занимательных заданий.

1

19.05

34

Математический лабиринт

1

26.05






Материально-техническое обеспечение


п\п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Игнатьев Е.И. «В царстве смекалки» - М.Наука,1982

2

Кордемский Б.А. «Увлечь школьников математикой» - М.Просвещение,1981

3

Кордемский Б.А., А.А.Ахадов «Удивительный мир чисел» - М.Просвещение,1986

4

Левитас Г.Г. «Нестандартные задачи по математике во 2-м классе» - М.Илекса,2008

5

Лиман М.М. «Школьникам о математике и математиках» - М.Просвещение,1981

6

Мазаник А.А. «Реши сам» - М.Народная асвета,1966

2. Печатные пособия

1

Портреты математиков

3. Оборудование класса

1

Классная доска

2

Мультимедийный проектор

3

Компьютер

4

Экспозиционный экран

5

Ученические столы 2 местные с комплектом стульев

6

Стол учительский

7

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

4.Интернет-ресурсы


Материально-техническое обеспечение

1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.

2. Комплекты карточек с числами:

1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10);

2) 10, 20, 30, 40, … , 90;

3) 100, 200, 300, 400, … , 900.

3. «Математический веер» с цифрами и знаками.

4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).

5. Игра «Математическое домино».

6. Часовой циферблат с подвижными стрелками.

7. Набор «Геометрические тела».

8. Конструкторы «Танграмм».




Лист корректировки рабочей программы


Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту































































































































10


© 2010-2022