Рабочая программа по геометрии 7 класс

Петровская общеобразовательная школа I-III ступеней №2Красногвардейского районного советаРеспублика Крым РАССМОТРЕНОна заседании МО учителей естественно-математического цикла АДАПТИВНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГЕОМЕТРИЯ(Базовый уровень) Класс 7- Б Срок реализации программы 2014 / 2015 учебный год Количество часов по учебному плану: всего – 68 часов в год, в неделю – 2 часа. Планирование составлено на основе следующих документов:1.Стандарт основног...
Раздел Математика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Петровская общеобразовательная школа I-III ступеней №2

Красногвардейского районного совета

Республика Крым


РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей

естественно-математического цикла

_____________С.А.Равдис

протокол № 1 от 10.09.2014 г.

СОГЛАСОВАНАО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе __________

О.Н.Хотина

«____»_____________ 2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы _______________

И.Н.Кузьменко

«____» _______________ 2014 г.





АДАПТИВНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ГЕОМЕТРИЯ(Базовый уровень)

Класс 7- Б

Срок реализации программы 2014 / 2015 учебный год

Количество часов по учебному плану:

всего - 68 часов в год, в неделю - 2 часа.

Планирование составлено на основе следующих документов:

1.Стандарт основного общего образования по математике//Сборник нормативно-правовых документов и методических

материалов,Москва:»Вентана-Граф»,2008.

2.Геометрия.Сборник рабочих программ 7-9 классы//Сост.Т.А.Бурмистрова-- Москва:»Просвещение»,2014

Учебник «Геометрия 7-9»,//Л.С.Атанасян,В.Ф.Бутузов,С.Б.Кадомцев,Э.Г.Позняк , И.И.Юдина.-М. «Просвещение», 2014.

Рабочую программу составил Равдис Сергей Антонович, учитель высшей квалификационной категории










Содержание адаптивной рабочей программы

по геометрии

(Базовый уровень)

к учебнику «Геометрия 7-9 »,

авторов Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова. С.Б.Кадомцева, Э.Г.Позняка, И.И.Юдиной

(для общеобразовательных организаций)

2014-2015 учебный год




.
















Пояснительная записка

Данная рабочая программа по школьному курсу «Геометрия» для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ Минобразования России от

05.03.2004г №1089) в соответствии с основными положениями федерального базисного учебного плана

и реализуется на основе следующих документов:

1. Стандарт основного общего образования по математике.

Стандарт основного общего образования по математике //Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов, Москва: «Вентана-Граф», 2008.

2. Геометрия. Сборник рабочих программ 7 - 9 классы/Сост. Т.А. Бурмистрова - Москва: «Просвещение», 2014.

Рабочая программа соответствует базовому уровню подготовки школьников по Стандарту основного общего образования, конкретизирует содержание тем и даёт распределение часов по разделам курса.

Программа соответствует учебнику «Геометрия 7-9» для образовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина. - М.: Просвещение, 2014 г.


Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 ч. из расчета 5 ч. в неделю с V по IX класс.

Математика изучается в 2014/2015 году в 7 классе - 5 ч. в неделю, всего 170 ч.

На преподавание геометрии в 7 классе отведено 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.

Изучение геометрии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

• овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

• интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственного мышления и воображения, способности к преодолению трудностей;

• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

• воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

В курсе геометрии 7 класса условно выделены четыре основных раздела: начальные геометрические сведения, треугольники, параллельные прямые, соотношения между сторонами и углами треугольника.


Раздел 1. Начальные геометрические сведения

В данном разделе вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений обучающихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1 - 6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий. Изучение данной темы должно также решать задачу введения терминологии, развития навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций, связанных с условиями решаемых задач. Решение задач данной темы следует использовать для постепенного формирования у обучающихся навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач, первоначально проговаривая их в ходе решения устных задач.

Цели изучения раздела:

  • систематизировать знания обучающихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах;

  • ввести понятие равенства фигур.

Раздел 2. Треугольники

Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников - обоснование их равенства с помощью какого-то признака - следствия, вытекающие из равенства треугольников.

Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами. При изучении темы следует основное внимание уделить формированию у учащихся умения доказывать равенство треугольников, т. е. выделять равенство трех соответствующих элементов данных треугольников и делать ссылки на изученные признаки.

Цели изучения раздела:

  • ввести понятие теоремы;

  • выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков;

  • ввести новый класс задач - на построение с помощью циркуля и линейки.

Раздел 3. Параллельные прямые

Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии. Отсюда следует необходимость уделить значительное внимание формированию умений доказывать параллельность прямых с использованием соответствующих признаков, находить равные углы при параллельных прямых и секущей.

Цели изучения раздела:

  • ввести одно из важнейших понятий - понятие параллельных прямых;

  • дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии;

  • ввести аксиому параллельных прямых.

Раздел 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника

В данном разделе рассматривается одна из важнейших теорем курса - теорема о сумме углов треугольника, в которой впервые формулируется неочевидный факт. Теорема позволяет получить важные следствия - свойство внешнего угла треугольника, некоторые свойства и признаки прямоугольных треугольников. При введении понятия расстояния между параллельными прямыми у обучающихся формируется представление о параллельных прямых как равноотстоящих друг от друга (точка, движущаяся по одной из параллельных прямых, все время находится на одном и том же расстоянии от другой прямой), что будет использоваться в дальнейшем курсе геометрии и при изучении стереометрии. При решении задач на построение в 7 классе рекомендуется ограничиваться только выполнением построения искомой фигуры циркулем и линейкой. В отдельных случаях можно проводить устно анализ и доказательство, а элементы исследования могут присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.

Цели изучения раздела:

  • рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.





СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ


Содержание материала

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности обучающегося(на уровне учебных действий)

  1. Начальные геометрические сведения

11 (7+4)

Прямые и отрезки. Луч и угол. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков и углов. Перпендикулярные прямые.


ЗНАТЬ:

что такое отрезок, луч, угол, какие фигуры называются равными, как сравниваются и измеряются отрезки и углы, что такое градус и градусная мера угла, какой угол называется тупым, прямым, развёрнутым, что такое середина отрезка и биссектриса угла, какие углы называются смежными и какие вертикальными;

УМЕТЬ:

формулировать и обосновывать утверждения о свойствах смежных и вертикальных углов; объяснять, какие прямые называются перпендикулярными; формулировать и обосновывать утверждение о свойстве двух прямых, перпендикулярных к третьей; изображать и распознавать указанные простейшие фигуры на чертежах; решать задачи, связанные с этими простейшими фигурами.

  1. Треугольники

14

Первый признак равенства треугольников. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Второй и третий признаки равенства треугольников. Задачи на построение.


ЗНАТЬ:

какая фигура называется треугольником, что такое вершины, стороны, углы и периметр треугольника, какой треугольник называется равнобедренным и какой равносторонним, какие треугольники называются равными; изображать и распознавать на чертежах треугольники и их элементы;

УМЕТЬ:

формулировать и доказывать теоремы о признаках равенства треугольников; объяснять, что называется перпендикуляром, проведённым из данной точки к данной прямой; формулировать и доказывать теорему о перпендикуляре к прямой; объяснять, какие отрезки называются медианой, биссектрисой и высотой треугольника; формулировать и доказывать теоремы о свойствах равнобедренного треугольника; решать задачи, связанные с признаками равенства треугольников и свойствами равнобедренного треугольника; формулировать определение окружности; объяснять, что такое центр, радиус, хорда и диаметр окружности; решать простейшие задачи на построение (построение угла, равного данному, построение биссектрисы угла, построение перпендикулярных прямых, построение середины отрезка) и более сложные задачи, использующие указанные простейшие; сопоставлять полученный результат с условием задачи; анализировать возможные случаи.

  1. Параллельные прямые

12 (9+3)

Признаки параллельности двух прямых. Аксиома параллельных прямых.


ЗНАТЬ:

Определение параллельных прямых,признаки параллельности двух прямых,теоремы по теме,

аксиомы геометрии.

УМЕТЬ:

Формулировать определение параллельных прямых; объяснять с помощью рисунка , какие углы образованные при пересечении двух прямых секущей, называются накрест лежащими, какие односторонними и какие соответственными; формулировать и доказывать теоремы, выражающие признаки параллельности прямых; объяснять, что такое аксиомы геометрии и какие аксиомы уже использовались ранее; формулировать аксиому параллельных прямых и выводить следствия из неё; формулировать и доказывать теоремы о свойствах параллельных прямых, обратные теоремам о признаках параллельности, связанных с накрест лежащими, соответственными и односторонними углами, в связи с этим объяснять, что такое условие и заключение теоремы, какая теорема называется обратной по отношению к данной теореме; объяснять, в чём заключается метод доказательства от противного: формулировать и доказывать теоремы об углах с соответственно параллельными и перпендикулярными сторонами; приводить примеры использования этого метода; решать задачи на вычисления, доказательство и построение, связанные с параллельными прямыми.

  1. Соотношения между сторонами и углами треугольника

20 (16+4)

Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трём элементам.


ЗНАТЬ:

Теорему о сумме углов треугольника,соотношения между сторонами и углами треугольника,задачи на построение треугольника по трем элементам.

УМЕТЬ:

Формулировать и доказывать теорему о сумме углов треугольника и её следствие о внешнем угле треугольника, проводить классификацию треугольников по углам; формулировать и доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника( прямое и обратное утверждение)и следствия из неё, теорему о неравенстве треугольника; формулировать и доказывать теоремы о свойствах прямоугольного треугольника (прямоугольный треугольник с углом Рабочая программа по геометрии 7 класс, признаки равенства прямоугольных треугольников); формулировать определения расстояния от точки до прямой, расстояния между параллельными прямыми; решать задачи на вычисления, доказательство и построение, связанные с соотношениями между сторонами и углами треугольника и расстоянием между параллельными прямыми, при необходимости проводить по ходу решения дополнительные построения, сопоставлять полученный результат с условием задачи, в задачах на построение исследовать возможные случаи

  1. Повторение

11 (4+7)





































Календарно-тематическое планирование учебного материала

(2 часа в неделю. Всего 68 часов)

урока

пункта

учебника

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения урока

Повторение

по плану

фактически

1-7

Начальные геометрические сведения

11(7+4)

1

1-4

Точка, прямая, луч, отрезок, угол.

1

02/09

2

5, 6

Сравнение отрезков и углов.

1

05/09

3

7, 8

Измерение отрезков.

1

09/09

4

9, 10

Измерение углов.

1

12/09

5, 6

11

Смежные углы и их свойства.

2

16,19/09

7, 8

11

Вертикальные углы и их свойства.

2

23,26/09

9

Самостоятельная работа:<<Начальные геометрические сведения>>

1

30/09

10

12, 13

Перпендикулярные прямые.

1

03/10

11

Контрольная работа №1 «Начальные геометрические сведения»

1

07/10

12-25

Треугольники

14

12

14, 15

Первый признак равенства треугольников.

1

10/10

13

Использование признака при решении задач.

1

14/10

14

Самостоятельная работа:<<Первый признак>>

1

17/10

15

16,17

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

1

21/10

16, 17

18

Свойства равнобедренного треугольника.

2

24,28/10

18, 19

19, 20

Второй и третий признаки равенства треугольников.

2

30/10

01/11

20

Самостоятельная работа:<<Второй и третий признаки>>

1

11/11

21, 22

21-23

Задачи на построение.

2

14,18/11

23, 24

Решение задач на признаки равенства треугольников.

2

21,25/11

25

Контрольная работа №2 «Треугольники

1

28/11

26-37

Параллельные прямые

12 (9+3)

26

24-26

Признаки параллельности прямых

1

02/12

27, 28

Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых»

2

05,09/12

29

Самостоятельная работа:<<Признаки параллельности прямых>>

1

12/12

30

27, 28

Аксиома параллельных прямых.

1

16/12

31, 32

29

Углы, образованные двумя параллельными прямыми и секущей.

2

19,23/12

33

30

Углы с соответственно параллельными и перпендикулярными сторонами.

1

26/12

34

Решение задач практической направленности.

1

16/01

35

Самостоятельная работа:<<Параллельные прямые>>

1

20/01

36

Анализ самостоятельной работы.

1

23/01

37

Контрольная работа №3 «Параллельные прямые»

1

27/01

38-57

Соотношения между сторонами и углами треугольника

20 (16+4)

38-41

31, 32

Сумма углов треугольника.

4 (2)

30/01

03,06/02

10/02

42

Самостоятельная работа:<<Сумма углов треугольника>>

1

13/02

43-45

33, 34

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

3 (1)

17,20/02

24/02

46

Контрольная работа № 4 «Сумма углов треугольника»

1

27/02

47

35

Некоторые свойства прямоугольных треугольников.

1

03/03

48, 49

Решение задач на некоторые свойства прямоугольного треугольника.

2 (1)

06,10/03

50, 51

36

Признаки равенства прямоугольных треугольников.

2

13,17/03

52, 53

38, 39

Построение треугольника по трём элементам.

2

20,31/03

54-56

Решение задач повышенной сложности по теме. Самостоятельная работа:<<Прямоугольный треугольник>>

3

03/04

07/04

10/04

57

Контрольная работа №5 «Прямоугольный треугольник»

1

14/04

58-68

Повторение. Решение задач.

11


58-62

Решение задач за курс 7 класса. Решение задач повышенной трудности.

5

17,21/04

24,28/04

05/05

63

Тест по теории за курс 7 класса

1

08/05

64

Итоговая контрольная работа №6.

1

12/05

65-68

Анализ контрольной работы. Итоговое повторение

4

15,19/05

22,26/05















Литература:

  1. Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7-9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова - М: «Просвещение», 2008 - М: «Просвещение», 2008. - с. 19-21).

  2. Геометрия: учеб, для 7-9 кл. / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.]. - М.: Просвещение, 2014.

  3. Зив Б.Г. Геометрия: дидакт. материалы для 7 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. - М.: Просвещение, 2004-2008.

  4. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]. - М.: Просвещение, 2003 - 2008

  5. Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы для 7 кл. / В.А. Гу¬сев, А.И. Медяник. - М.: Просвещение, 2003-2008.

  6. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии. 7 класс. М.: ВАКО, 2004 - (В помощь школьному учителю)


© 2010-2022