Рабочая программа ВУД по математике для 6 класса с подборкой заданий к каждому занятию

Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Программа внеурочного учебного курса

«Занимательная математика»

для 6 класса


Камбур Любовь Алексеевна

Полищук Светлана Владимировна






























2016г.

Пояснительная записка


В нынешнее современное время остро встаёт вопрос о развитии математической культуры школьников. Одним из путей обновления содержания образования на современном этапе является введение в учебные планы школ курсов, которые бы соответствовали требованиям нового содержания образования. Значение математики невозможно переоценить. Она помогает доказывать истинные суждения и опровергать ложные, учит мыслить чётко, лаконично, правильно. Занимательная математика способствует становлению самосознания, интеллектуальному развитию личности.

Овладение математической культурой предполагает ознакомление обучающихся с основами логической науки, которая в течение двухтысячелетнего развития накопила теоретически обоснованные и оправдавшие себя методы и приёмы рационального рассуждения.

Учебный курс охватывает вопросы, которые не входят в основную программу школьного курса, но необходимы в дальнейшем и соответствуют возрасту учащихся, разработан для обучающихся в рамках внеурочной деятельности в основной школе для обучающихся 6 класса, составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования и написана на основании следующих нормативных документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки РФ - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты нового поколения)

  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [Текст] / сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты нового поколения).

  3. Горский, В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты нового поколения).

  4. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с. - (Стандарты нового поколения).

  5. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. - М.: Просвещение, 2011. - (Работаем по новым стандартам).

  6. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - (Работаем по новым стандартам).

  7. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты нового поколения).

  8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е издание. - М.: Просвещение, 2010.

  9. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения [Текст] / под общей редакцией проф. Чураковой Р.Г. - М.: Академкнига / Учебник, 2010.

Целями и задачами дополнительной образовательной программы является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с этим программа соответствует основному общему уровню образования. Программа учебного курса является дополнительным к стандартному курсу математики 6 класса для общеобразовательных учреждений и является его расширением на более углублённом уровне, с включением материала повышенной трудности и творческого уровня.

Цель курса: формирование у обучающихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей.

Задачи:

- Расширить и углубить знания и умения в математике как школьной, так и олимпиадной.

- Создать в совокупности с основными разделами курса базу для развития способностей учащихся.

- Способствовать привитию навыков самостоятельной работы.

- Развивать чувство солидарности и здорового соперничества при подготовке к математическим олимпиадам и участию в них.

Внеурочная деятельность в школе так же позволяет решить ряд очень важных задач:

-повысить мотивацию к обучению математике;

-формировать навыки исследовательской и проектной деятельности школьников;

- развивать метапредметные компетенции обучающихся;

- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

- улучшить условия для развития ребенка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Учебный курс рассчитан на 35 часов, 1 ч в неделю.

Занятия проводятся в форме кружка во внеурочное время, носят интегрированный характер.

Подбираются такие методы, организационные формы и технологии обучения, которые бы обеспечили владение учащимися не только знаниями, но и предметными и общеучебными умениями и способами деятельности. Ведущими методами обучения предмету являются: исследовательский, проблемное обучение.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальные, групповые.

Данный курс может являться основой для творческой и исследовательской деятельности школьников.

Применяются беседы, вводящие детей в мир основных понятий математики, практические работы, уроки-игры, творческие уроки с элементами логики и дидактических игр, которые рассматриваются как один из ведущих методических приемов в организации творческой работы.

Особое внимание в курсе математики уделяется содержанию задач. Подбор задач направлен на развитие абстрактного, пространственного, операционного, ассоциативного и образного видов мышления. Задачи продуманы и подобраны так, чтобы охватить самые разные темы, которые способствуют развитию интереса школьников к математике.

Выставление отметок в рамках творческого объединения не предполагается. Оценка деятельности ребенка производится словесно.



КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА

№ занятия

Дата проведения

Тема урока

Тип занятия

Характеристика деятельности

обучающегося


1

2

3

4

5

1


Старинные русские занимательные задачи и шутки по математике.

комбинированное занятие

- Целеполагать (ставить и удерживать цели).

- Планировать (составлять план своей деятельности).

- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное).

- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи.

- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки).

- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

- Уметь работать с различными источниками информации.


2


Игры и стратегии: игры-шутки.

Занятие-практикум

3


Игры и стратегии: на симметрию.

Занятие-практикум

4


Игры и стратегии: выигрышные стратегии.

Занятие-практикум

5


Координаты и ориентация.

комбинированное занятие

6


Делители и кратные.

комбинированное занятие

7


Целые числа. Сложение и вычитание целых чисел.

комбинированное занятие

8


Геометрия на плоскости. Замечательные отрезки в треугольнике.

комбинированное занятие

9


Умножение и деление целых чисел.

комбинированное занятие

10


Действия с числовыми и буквенными выражениями. Модуль числа.

комбинированное занятие

11


Делимости. Задачи на наибольший общий делитель

(НОД) и наименьшее общее кратное (НОК).

комбинированное занятие

12


Остатки при делении, периодичность остатков.

комбинированное занятие

13


Пропорции. Текстовые задачи на смеси и проценты.

комбинированное занятие

14


Текстовые задачи на работу и движение.

занятие-исследование

15


Геометрия на плоскости. Равнобедренный треугольник, ромб.

занятие-исследование

16


Олимпиада.

занятие - практикум по решению олимпиадных задач

17


Комбинаторика.

комбинированное занятие

18


Задачи с числами и нумерациями.

комбинированное занятие

19


Перпендикулярность прямых и отрезков.

комбинированное занятие

20


Действия с дробями.

занятие-практикум

21


Десятичные дроби.

занятие-практикум

22


Четность, разбиение на пары.

комбинированное занятие

23


Геометрия на плоскости. Окружность.

комбинированное занятие

24


Задачи на суммирование.

комбинированное занятие

25


Логические задачи.

занятие-практикум

26


Осевая симметрия.

занятие-исследование

27


Координаты на плоскости. Расстояние между двумя точками.

занятие-исследование

28


Логические задачи. Принцип Дирихле.

комбинированное занятие

29


Задачи с инвариантами.

комбинированное занятие

30


Текстовые задачи на целочисленные решения.

комбинированное занятие

31


Зависимость величин. Построение графиков.

комбинированное занятие

32


Деревья, графы и турниры.

комбинированное занятие

33


Олимпиада.

занятие - практикум по решению олимпиадных задач

34


Математический бой.

игра-соревнование

35


Резерв.




Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса:


Познавательные УУД:

  • построение логической цепи рассуждений;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование;

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение, извлечение информации;

  • определение основной и второстепенной информации;

  • свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем.


Регулятивные УУД:


  • умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;

  • умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;

  • умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);

  • адекватность и дифференцированность самооценки;

  • умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха.


Коммуникативные УУД:


  • рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,

  • способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

  • умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.















Список литературы

  1. А. М. Быковских, Г. Я. Куклина. Занимательные математические задачи. Дополнительные занятия для учащихся 6 классов: Учеб. пособие / Сост.:А. М. Быковских, Г. Я. Куклина. 2-е изд., испр. Новосиб. гос. ун-т.Новосибирск, 2010.- 88 с.

  2. Спивак А.В. Математический кружок/ Спивак А.В.-М.: Посев, 2003.- 128

  3. Брадис В.М. Ошибки в математических рассуждениях/ В.М. Брадис. - М.: Просвещение, 1999. - 210 с.

  4. Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка: пособие для обучающихся/ Ф.Ф. Нагибин, Е.С.Канин. - М.: Просвещение, 1984. -160 с.

  5. Олехник С.Н. Старинные занимательные задачи/ С.Н. Олехник. - М.: Наука, 1985. - 158 с.

  6. Фарков А.В. Математические кружки в школе./ А.В. Фарков. - М.: Айрис-пресс,с. 2008. -144 с.

  7. Шейнина О.С. Математические занятия школьного кружка/ О.С. Шейнина, Г.М.Соловьёв. - М.: Просвещение, 2003. - 280 с.

7

© 2010-2022