- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа ВУД по математике для 6 класса с подборкой заданий к каждому занятию
Рабочая программа ВУД по математике для 6 класса с подборкой заданий к каждому занятию
Раздел | Математика |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Полищук С.В. |
Дата | 01.02.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Программа внеурочного учебного курса
«Занимательная математика»
для 6 класса
Камбур Любовь Алексеевна
Полищук Светлана Владимировна
2016г.
Пояснительная записка
В нынешнее современное время остро встаёт вопрос о развитии математической культуры школьников. Одним из путей обновления содержания образования на современном этапе является введение в учебные планы школ курсов, которые бы соответствовали требованиям нового содержания образования. Значение математики невозможно переоценить. Она помогает доказывать истинные суждения и опровергать ложные, учит мыслить чётко, лаконично, правильно. Занимательная математика способствует становлению самосознания, интеллектуальному развитию личности.
Овладение математической культурой предполагает ознакомление обучающихся с основами логической науки, которая в течение двухтысячелетнего развития накопила теоретически обоснованные и оправдавшие себя методы и приёмы рационального рассуждения.
Учебный курс охватывает вопросы, которые не входят в основную программу школьного курса, но необходимы в дальнейшем и соответствуют возрасту учащихся, разработан для обучающихся в рамках внеурочной деятельности в основной школе для обучающихся 6 класса, составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования и написана на основании следующих нормативных документов:
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки РФ - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты нового поколения)
-
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [Текст] / сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты нового поколения).
-
Горский, В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты нового поколения).
-
Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с. - (Стандарты нового поколения).
-
Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. - М.: Просвещение, 2011. - (Работаем по новым стандартам).
-
Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - (Работаем по новым стандартам).
-
Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты нового поколения).
-
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е издание. - М.: Просвещение, 2010.
-
Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения [Текст] / под общей редакцией проф. Чураковой Р.Г. - М.: Академкнига / Учебник, 2010.
Целями и задачами дополнительной образовательной программы является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с этим программа соответствует основному общему уровню образования. Программа учебного курса является дополнительным к стандартному курсу математики 6 класса для общеобразовательных учреждений и является его расширением на более углублённом уровне, с включением материала повышенной трудности и творческого уровня.
Цель курса: формирование у обучающихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей.
Задачи:
- Расширить и углубить знания и умения в математике как школьной, так и олимпиадной.
- Создать в совокупности с основными разделами курса базу для развития способностей учащихся.
- Способствовать привитию навыков самостоятельной работы.
- Развивать чувство солидарности и здорового соперничества при подготовке к математическим олимпиадам и участию в них.
Внеурочная деятельность в школе так же позволяет решить ряд очень важных задач:
-повысить мотивацию к обучению математике;
-формировать навыки исследовательской и проектной деятельности школьников;
- развивать метапредметные компетенции обучающихся;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Учебный курс рассчитан на 35 часов, 1 ч в неделю.
Занятия проводятся в форме кружка во внеурочное время, носят интегрированный характер.
Подбираются такие методы, организационные формы и технологии обучения, которые бы обеспечили владение учащимися не только знаниями, но и предметными и общеучебными умениями и способами деятельности. Ведущими методами обучения предмету являются: исследовательский, проблемное обучение.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальные, групповые.
Данный курс может являться основой для творческой и исследовательской деятельности школьников.
Применяются беседы, вводящие детей в мир основных понятий математики, практические работы, уроки-игры, творческие уроки с элементами логики и дидактических игр, которые рассматриваются как один из ведущих методических приемов в организации творческой работы.
Особое внимание в курсе математики уделяется содержанию задач. Подбор задач направлен на развитие абстрактного, пространственного, операционного, ассоциативного и образного видов мышления. Задачи продуманы и подобраны так, чтобы охватить самые разные темы, которые способствуют развитию интереса школьников к математике.
Выставление отметок в рамках творческого объединения не предполагается. Оценка деятельности ребенка производится словесно.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА
№ занятия
Дата проведения
Тема урока
Тип занятия
Характеристика деятельности
обучающегося
1
2
3
4
5
1
Старинные русские занимательные задачи и шутки по математике.
комбинированное занятие
- Целеполагать (ставить и удерживать цели).
- Планировать (составлять план своей деятельности).
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное).
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи.
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки).
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
- Уметь работать с различными источниками информации.
2
Игры и стратегии: игры-шутки.
Занятие-практикум
3
Игры и стратегии: на симметрию.
Занятие-практикум
4
Игры и стратегии: выигрышные стратегии.
Занятие-практикум
5
Координаты и ориентация.
комбинированное занятие
6
Делители и кратные.
комбинированное занятие
7
Целые числа. Сложение и вычитание целых чисел.
комбинированное занятие
8
Геометрия на плоскости. Замечательные отрезки в треугольнике.
комбинированное занятие
9
Умножение и деление целых чисел.
комбинированное занятие
10
Действия с числовыми и буквенными выражениями. Модуль числа.
комбинированное занятие
11
Делимости. Задачи на наибольший общий делитель
(НОД) и наименьшее общее кратное (НОК).
комбинированное занятие
12
Остатки при делении, периодичность остатков.
комбинированное занятие
13
Пропорции. Текстовые задачи на смеси и проценты.
комбинированное занятие
14
Текстовые задачи на работу и движение.
занятие-исследование
15
Геометрия на плоскости. Равнобедренный треугольник, ромб.
занятие-исследование
16
Олимпиада.
занятие - практикум по решению олимпиадных задач
17
Комбинаторика.
комбинированное занятие
18
Задачи с числами и нумерациями.
комбинированное занятие
19
Перпендикулярность прямых и отрезков.
комбинированное занятие
20
Действия с дробями.
занятие-практикум
21
Десятичные дроби.
занятие-практикум
22
Четность, разбиение на пары.
комбинированное занятие
23
Геометрия на плоскости. Окружность.
комбинированное занятие
24
Задачи на суммирование.
комбинированное занятие
25
Логические задачи.
занятие-практикум
26
Осевая симметрия.
занятие-исследование
27
Координаты на плоскости. Расстояние между двумя точками.
занятие-исследование
28
Логические задачи. Принцип Дирихле.
комбинированное занятие
29
Задачи с инвариантами.
комбинированное занятие
30
Текстовые задачи на целочисленные решения.
комбинированное занятие
31
Зависимость величин. Построение графиков.
комбинированное занятие
32
Деревья, графы и турниры.
комбинированное занятие
33
Олимпиада.
занятие - практикум по решению олимпиадных задач
34
Математический бой.
игра-соревнование
35
Резерв.
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса:
Познавательные УУД:
-
построение логической цепи рассуждений;
-
доказательство;
-
выдвижение гипотез и их обоснование;
-
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
-
смысловое чтение, извлечение информации;
-
определение основной и второстепенной информации;
-
свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;
-
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем.
Регулятивные УУД:
-
умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
-
умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;
-
умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);
-
адекватность и дифференцированность самооценки;
-
умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха.
Коммуникативные УУД:
-
рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,
-
способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
-
умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
Список литературы
-
А. М. Быковских, Г. Я. Куклина. Занимательные математические задачи. Дополнительные занятия для учащихся 6 классов: Учеб. пособие / Сост.:А. М. Быковских, Г. Я. Куклина. 2-е изд., испр. Новосиб. гос. ун-т.Новосибирск, 2010.- 88 с.
-
Спивак А.В. Математический кружок/ Спивак А.В.-М.: Посев, 2003.- 128
-
Брадис В.М. Ошибки в математических рассуждениях/ В.М. Брадис. - М.: Просвещение, 1999. - 210 с.
-
Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка: пособие для обучающихся/ Ф.Ф. Нагибин, Е.С.Канин. - М.: Просвещение, 1984. -160 с.
-
Олехник С.Н. Старинные занимательные задачи/ С.Н. Олехник. - М.: Наука, 1985. - 158 с.
-
Фарков А.В. Математические кружки в школе./ А.В. Фарков. - М.: Айрис-пресс,с. 2008. -144 с.
-
Шейнина О.С. Математические занятия школьного кружка/ О.С. Шейнина, Г.М.Соловьёв. - М.: Просвещение, 2003. - 280 с.
7