Статья по теме Технология дифференцированного подхода при обучении математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технология дифференцированного подхода при обучении математике

_____________________________________________________________________________

Цыплякова Ольга Петровна, учитель математики МАОУ «Нюкская основная общеобразовательная школа»Кабанского района Республики Бурятия

Происходящие социально - политические и культурные изменения в нашем обществе приводят к тому, что образование и воспитание, к сожалению, существенно отстают от современных требований, а потому нуждаются в глубокой модернизации, жизненно необходимой для страны.

Но как преодолеть отставание образования и воспитания от общих положительных перемен? Ответ на этот вопрос я вижу во внедрении дифференцированного подхода в обучение.

Интерес к проблеме дифференцированного подхода в обучении школьников математике объясняется стремлением так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы каждый ученик был оптимально занят учебно-воспитательной деятельностью на уроках и в домашней подготовке к ним с учетом его математических способностей и интеллектуального развития, чтобы не допускать пробелов в знаниях и умениях школьников, а в конечном итоге дать полноценную базовую математическую подготовку учащимся обычного класса. Такой организации обучения математике требует современное состояние нашего общества, когда в условиях рыночной экономики от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться в той или иной ситуации, быстро и безошибочно принимать решение. Базовый курс математики призван служить одной из основ развития личностных качеств каждого отдельного ученика и подготовки его к жизни, предстоящей трудовой деятельности.

Математика объективно является наиболее сложным школьным предметом, требующим более интенсивной мыслительной работы, более высокого уровня обобщений и абстрагирующей деятельности. Поэтому невозможно добиться усвоения математического материала всеми учащимися на одинаково высоком уровне. Даже ориентировка на "среднего" ученика в обучении математике приводит к снижению успеваемости в классе, к издержкам воспитательного характера у ряда школьников (потеря интереса к математике, порождение безответственности, нежелание учиться и др.). Нынешнее отношение учащихся к математике характеризуется снижением ее популярности среди школьников.

Цель дифференциации обучения:

- индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого школьника.

Уровневая дифференциация - организация обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать её на различных планируемых уровнях: на обязательном (базовом, стандарт образования) и повышенном.

Принципы уровневой дифференциации:

1. Овладение обязательным уровнем подготовки.

2. Выделение и открытое предъявление всем участникам учебного процесса уровня обязательной подготовки.

3. «Ножницы» между уровнем обязательных требований и уровнем обучения (не ограничивать учебный процесс обязательными требованиями к результатам обучения).

4. Добровольность в выборе уровня усвоения и отчетности.

5. Соответствие содержания, контроля и оценивания знаний по уровневому подходу, в соответствии с которым контроль должен предусматривать проверку у всех учащихся достижений уровня обязательной подготовки. Это дополняется проверкой усвоения материала на более высоких уровнях.

Цель трёх уровней формируется через результаты обучения: ученик в конце урока знает (описывает, использует, объясняет, выполняет, умеет, оценивает) учебный материал.

Опрос на разных уровнях.

Объяснение нового материала на высоком уровне.

Закрепление на разных уровнях .

Контроль на разных уровнях .

Диагностика:

а) уровня готовности детей к обучению в школе;

б) уровня обучаемости и обученности;

в) профессиональных интересов, склонностей.

Мониторинг качества знаний, умений и навыков учащихся, занимающихся по разноуровневым программам.

При таком обучении:
• учащиеся приобретают и большую свободу действий, т.к. делают акцент на определенных предметах, и уделяют им большую часть внимания за счет того, что по тем предметам, которые им меньше даются, они согласны на базовый уровень;
• система зачетов дополняет систему оценки знаний, умений, навыков, принятых в технологии сотрудничества, что позволяет систематически отслеживать темп продвижения каждого ученика даже в классах разноплановой предметной направленности;
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса:
- изучение нового материала;
- дифференцированная домашняя работа;
- учет знаний на уроке;
- текущая проверка усвоения пройденного материала;
- самостоятельные и контрольные работы;
- организация работы над ошибками;
- уроки закрепления.
Для осуществления контроля и коррекции знаний и умений учащихся используется система разноуровневого контроля и оценки знаний, в которую входят:
тренировочные задания и тесты,
практические задачи,
индивидуальные карточки-задания,
домашние проверочные работы,
самостоятельные работы контролирующего и обучающего характера,
тесты,
проверочные работы.

Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления.

Разноуровневые задания облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями. Работая дифференцированно с учащимися, вижу, что их внимание не падает на уроке, так как каждому есть посильное задание, «сильные» ученики не скучают, так как всегда им дается задача, над которой надо думать. Ребята постоянно заняты посильным трудом. При подготовке к ГИА эти уроки наиболее эффективны, так как позволяют учителю видеть, на каком уровне работает каждый ученик, позволяют повысить уровень обученности учащихся. После урока учитель заполняет диагностические карты, которые позволяют наглядно видеть, сколько заданий успел отработать за урок каждый ученик.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гусев В.А. Индивидуализация учебной деятельности учащихся как основа дифференцированного обучения математике в средней школе/математика в школ.-199О.№4.

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. -М.: Народное образование, 1998.












© 2010-2022